Новые стратегии в образовательной работе с детьми дошкольного возраста в условиях требований федерального государственного образовательного стандарта - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Новые стратегии в образовательной работе с детьми дошкольного возраста в условиях требований федерального государственного образовательного стандарта

Антоненко Е.Н. 1
1НИУ БелГУ, Старооскольский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность темы обусловлена тем, что требования общества к качеству дошкольного образования в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования неизбежно ведут к поиску современных технологий для реализации обновленного содержания образования, приоритетных направлений инноваций. Анализ специальной литературы свидетельствует о том, что дополнительное образование все активнее входит в систему дошкольного воспитания. Следует отметить, что проблема организации дополнительного образования в дошкольных учреждениях города Губкина недостаточно изучена.

В настоящее время разработан и утвержден Федеральные Государственные Образовательные Стандарты (далее - ФГОС ДО), утвержденном приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155. Главный принцип ФГОС ДО — принцип вариативности образования, предполагающий создание «личных пространств» на основе выбора. Именно такой выбор предлагает система дополнительного образования детей, для дошкольного возраста. Объектом нашего исследования стала образовательная работа с детьми дошкольного возраста на основе требований ФГОС ДО.

Предметом нашего исследования стали новые возможности образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Данная проблема определила цель исследования изучить взаимодействие дополнительного и дошкольного образования на муниципальном уровне города Губкина. Исходя из поставленной цели исследования, были сформулированы следующие задачи: изучить методическую литературу по проблеме исследования; сопоставить теоретико-методические основы и практику формирования современных систем дополнительного образования в дошкольных учреждениях на приме города Губкина Белгородской области; разработать общеразвивающую программу дополнительного образования для работы в дошкольном учреждении; составить методические рекомендации начинающему воспитателю.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что инновации стандартов ФГОС ДО, могут быть обеспечены только в процессе интеграции дошкольного и дополнительного образования. Необходимо отметить, что в стандарте речь идет об освоении образовательными учреждениями новых направлений деятельности, создание и внедрение новых образовательных и досуговых программ.

Методы исследования. На различных этапах исследования для решения отдельных задач и проверки гипотезы использовался комплекс взаимопроверяющих и дополняющих методов сбора фактического материала, и его обработки. Теоретические методы: теоретический анализ. Для основных методов исследования были выбраны следующие источники изучение Приоритетных национальных проектов «Образование», «Здоровье», ФГОС ДО, Национальной доктрины образования, Концепции модернизации российского образования на период до 2025 года, нормативных документов Министерства образования и науки РФ, муниципального Управления образования и науки. Надежность и достоверность результатов исследования обеспечена выбором адекватной цели исследования, теоретико-методологической проработанностью проблемы, применением надежных методов, адекватных предмету исследования, организацией исследования в соответствии с теорией и методологией эксперимента, проведением качественного анализа результатов, а также использованием соответствующих статистических методов обработки полученных данных.

Организация, база и этапы исследования. В качестве базы для проведения исследования были выбраны дошкольные образовательные организации такие как центр развития ребенка детский сад «Журавлик» №28 и детский сад общеразвивающего вида «Кораблик» №26.

Система дошкольного образования представляет собой многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений, ориентированную на потребность семьи и общества, представляющую разнообразный спектр образовательных услуг с учетом возраста и индивидуальных особенностей ребенка дошкольного возраста. С 1 января 2014 года в силу вступили Федеральные Государственные Образовательные Стандарты. Изменениям в сфере дошкольного образования способствовало, в первую очередь, появление новой концепции дошкольного воспитания. В концепции впервые была провозглашена идея самоценности дошкольного периода детства, который исключительно важен для развития ребенка сам по себе, а не лишь как этап подготовки к будущей жизни. Происходящие трансформации в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в адекватном общественном развитии и эволюции образовательной системы, что отражается в осознании педагогической общественностью необходимости серьезных изменений в функционировании учреждении. Изменения происходят в разработке содержания, форм, методов дошкольного воспитания. Это связано с происходящей переоценкой ценностей, с изменением общественного сознания. Поэтому так важно сохранение дошкольных учреждений, главной задачей ко­торых является воспитание духовно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности. В настоящее время вместо одной государственной про­граммы, определявшей задачи и содержание воспитания и образования детей в дошкольных учреждениях, разработано несколько программ. Однако при переходе работы на новый Федерально Государственный Образовательный Стандарт появились проблемы его внедрения, но также и были предложены пути их решения, их мы представим в таблице.

Проблемы внедрения ФГОС ДО и пути их решения

Проблемы внедрения

Пути решения

Отсутствие реестра примерных ООП

Разработка критериев экспертизы примерных ООП

Отсутствие методических комплексов, соответствующих требованиям ФГОС ДО

Отсутствие методических рекомендаций по разным аспектам внедрения ФГОС ДО

Разработка методических комплектов, соответствующих требованиям ФГОС ДО, в помощь образовательным организациям по разработке ООП

Отсутствие современной предметно – пространственной среды в ДОУ

Улучшение предметно – пространственной развивающей среды в ДОУ

Слабое развитие сетевого взаимодействия

Интеграция ресурсов в дошкольном образовании

Мы рассмотрели проблемы внедрения ФГОС дошкольного образования и пути их решения, таким образом можно сказать, что необходимо изменить деятельность всех структурных подразделений дошкольного учреждения, участников образовательного процесса через системное сотрудничество. Чётко планировать организационные мероприятия введения ФГОС, которые должны способствовать формированию в дошкольных образовательных учреждениях, методическому сопровождению деятельности педагогов, информационному просвещению общественности и семьи. Изменения в дошкольном образовании отражают мировую тенденцию развития.Главным новшеством является то, что дошкольное образование включено в качестве первого уровня общего образования. В.Т. Кудрявцев отмечает, что в России дошкольное воспитание находится в подчинении структур управления образованием: это фактически свидетельствует о том, что ребенок дошкольного возраста нуждается в воспитании, обучении и развитии. Таким образом, дошкольное образование становится полноправной ступенью образовательной системы, как это и определено законом об образовании. По мнению В.Т. Кудрявцева положение, которое сложилось в настоящее время в дошкольном образовании, можно назвать умеренно критическим в силу отсутствия выработанных стратегий и доктрины развития дошкольного образования. Действия, которые предпринимаются работниками дошкольного образования по увеличению бюджетного финансирования, открытию ряда экспериментальных площадок с дополнительным финансированием их деятельности, проведению совещаний по обмену опытом, малоэффективны пока не решена главная проблема. Таким образом Федеральный закон предусматривает стандартизированный подход к обучению в дошкольных образовательных организациях, который, учитывая самостоятельность разработки образовательной программы дошкольного образования, дает возможность адаптирования обучения к индивидуальным особенностям и потребностям воспитанников. Важно отметить, что введение и реализация ФГОС дошкольного образования непростого процесса, требующий оказания органами управления образованием поддержки педагогическим и руководящим работникам дошкольных образовательных организаций. В этот переходный период важно каждому специалисту уделить внимание, помочь в изучении и осознании требований ФГОС ДО. Новая система координат, повлиявшая на формирование ФГОС дО, призывает, прежде всего, ценить, а не оценивать ребёнка. Кроме того, это серьёзный шаг на пути к повышению ценности образования в детских садах как самостоятельного звена общего образования. Таким образом образование в дошкольном образовательном учреждении рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, на пути непрерывного образования в жизни человека. Разработка и принятие ФГОС ДО окажет значительное влияние на существование и развитие деятельности дошкольного образовательного учреждения: признание значимости и весомости дошкольного детства обеспечит более внимательное к нему отношение на всех уровнях; это повлечёт за собой повышение требований к качеству дошкольного образования, что должно положительным образом сказаться на его развитии и на его результатах. Каждое дошкольное образовательное учреждение будет самостоятельно разрабатывать свои программы, основанные на принципах ФГОС ДО. В качестве примера и ориентира существуют образовательные программы, которые создаются ведущими экспертами в области разработки и размещаются в специальном федеральном реестре. Новые образовательные программы для дошкольного образовательного учреждения будут нацелены, прежде всего, на всестороннее развитие ребёнка на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам. То есть, на практике мы получим более игровой и разносторонний подход, приветствующий максимальную эксплуатацию инновационных и активных методов педагогического взаимодействия, более индивидуализированный и нацеленный на раскрытие собственного потенциала каждого ребёнка. Для наглядного образца мы представим сравнительный анализ Федеральных Государственных Требований и Федерального Государственного Образовательного Стандарта в таблице.

Сравнительный анализ ФГТ и ФГОС

ФГТ

ФГОС

Интегративные качества выпускника

 

Целевые ориентиры

(не подлежат мониторингу)

Структура образовательной программы

Структура образовательной программы

Учёт гендерной специфики при организации образовательной среды

Нет ярко выраженного принципа учёта полоролевой специфики

Соотношение основного и дополнительного образования – 80 и 20%

Соотношение основного и дополнительного образования – 60 и 40%

 

Создание условий для поддержки детской инициативы;

ДОО должно быть укомплектовано квалифицированными кадрами;

Воспитатели должны иметь педагогическое образование;

Требования к предметно-пространственной среде входят в требования к материально-техническому обеспечению

Отдельно выделены Требования к предметно-пространственной среде

Подробно раскрыты формы взаимодействия с родителями

 

Рекомендация иметь письменное разрешение родителей для проведения психологической диагностики

Обязательна промежуточная и итоговая диагностика результатов усвоения программы

Освоение программы не сопровождается проведением промежуточной и итоговой диагностики

Сравнительный анализ показал, что в ФГОС ДО положена единая теоретико - методологическая основа: системно деятельностный подход; формы образовательной работы; цели ФГОС являются продолжением целей, поставленных ФГТ. Так как ФГОС дошкольного образования поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего», многие методики и технологии будут пересмотрены и переведены с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент будет непременно соседствовать с игровой оболочкой. Каждое дошкольное образовательное учреждение будет самостоятельно разрабатывать свои программы, основанные на принципах ФГОС ДО. Новые стратегии в образовательной работе с детьми (под ними мы понимаем современное дополнительное образование, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей и творческой активности. Дополнительное образование детей дошкольного возраста – это совершенствование и развитие у ребёнка дошкольного возраста физических, интеллектуальных и личностных качеств. Рассматривая роль дополнительного образования в современных условиях, ученые выделяют разные его приоритетные цели. Можно согласиться с мнением таких видных ученых как Е.Б. Владова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова, обосновывающих следующие идеи: свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности; ориентация на личностные интересы, потребности, способности; возможность самореализации; единство обучения, воспитания и развития. Сегодня учреждения дополнительного образования оказывают различные образовательные услуги. Выбор таких услуг определяется, прежде, требованиями родителей ребенка или дополнительными образовательными программами для детей дошкольного возраста. Современное образование ребёнка в дошкольной организации определяется не столько предметными знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности. При этом педагогам даётся ориентир конечной цели их деятельности. С целью реализации требований ФГОС ДО, педагогам следует перерабатывать свои программы в соответствии с требованиями времени. Предоставление дополнительных образовательных услуг платных, бесплатных и реализация дополнительных образовательных программ осуществляется только по желанию родителей их законных представителей на договорной основе с ними. Использование дополнительных программ дошкольного образования стало возможным с развитием новых гибких форм образования дошкольников в творческих студиях, кружках, секциях и т.п., организуемых в дошкольном учреждении. Дополнительные образовательные программы не могут реализовываться взамен или в рамках основной образовательной деятельности за счет времени, отведенного на реализацию основных образовательных программ дошкольного образования прогулки, дневного сна, основных занятий, игр. Количество и длительность занятий, проводимых в рамках оказания дополнительных образовательных услуг, регламентируется СанПиН а общее время занятий по основным и дополнительным программам не должно существенно превышать допустимый объем недельной нагрузки с учетом возраста детей.  На основании п. 6 ст. 14 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может наряду с основными реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги за пределами определяющих его статус основных образовательных программ. Таким образом дополнительное образование детей дошкольного возраста является актуальным направлением развития нашего дошкольного учреждения. Накоплен определенный положительный опыт его организации, ведется системный мониторинг. Оно по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, социально востребовано как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.

В данной работе, которая посвящена проблеме внедрения новых стратегий в дошкольные образования в условиях требований ФГОС, мы попытались осветить на вопрос о необходимости внедрения в дошкольные образовательные учреждения новые стратегии в образовательной работе с детьми дошкольного возраста. Основное образование дошкольника и дополнительное образование не должны существовать друг без друга, потому что по отдельности они односторонни и неполноценны. Как целостен отдельный ребёнок во всем многообразии его потребностей и способностей, так и образование обязано быть комплексным, обеспечивающим полноценное развитие дошкольника во всём богатстве его запросов и интересов.Следует отметить, что дополнительные услуги, предлагаемые ДОУ, должны опережать спрос. Сегодня это стало велением времени. Настало время новых перспектив в деятельности педагогов, оказывающих дополнительные образовательные услуги. Для этого следует разрабатывать новые направления в образовательных программах дополнительного образования адаптированных для детей дошкольного возраста. Необходимо модернизировать дошкольное и дополнительное образование в контексте новых национальных стратегий.

Библиографический список

Аркин, Е.А. Ребенок   в дошкольные годы //Е.А. Аркин //Под ред. А.В.

Запорожца и В.В. Давыдова. - М.:   Просвещение, 2007. - 445 с.

Бердашкевич А. П., Тихомирова Н. В. Образовательные стандарты и непрерывное образование /А.П. Бердашкевич// Народное образование. — 2011. — № 2.

Белкин А.С., Жаворонков В.Д., Силина С.Н. «Педагогический мониторинг образовательного процесса» Шадринск: ШГПИ, 2006.

Дайлидене, В. С. Развитие познавательной активности дошкольников в учреждении дополнительного образования детей: Дис. ... канд. пед. наук. – Оренбург, 2004 – С. 3-

Выготский Л.С. «Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии» издательство московского университета 2014.

Гогоберидзе А.Г. «Мониторинг в детском саду Научно-методическое пособие» / СПб.: Детство-Пресс, 2011.

Гогоберидзе,А.Г. Деркунская В. А. Детство как социокультурный феномен и категория дошкольной педагогики //Педагогика детства. – СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2005.-13.-118-127 с.

Евладова Е. Б., Логинова Л. Г., Михайлова Н. Н. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М.: ВЛАДОС, 2002. — 352 с.

Золотарева А. В. Проблемы и перспективы включения дополнительного образования детей в процесс реализации ФГОС общего образования /А.В. Золотарева //Внешкольник. - 2011. — № 3. — С. 15–18.

Зайкина В.Л. Роль педагога дошкольного образования в развитии творческих способностей детей /В.Л. Зайкина // Дополнительное образование и воспитание – 2011 – №1 – С. 48.

Кокуева Л.В., Терещук М.Н. Развитие дошкольного образовательного учреждения за счет использования потенциала дополнительного образования // Педагогика. 2008. № 3(56). С. 80-83.

Образования в свете внедрения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар: Новация, 2015. — С. 12-15.

Официальные документы в образовании. – 2002. – № 4. – С. 3 – 31.

Приказ об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования зарегистрирован в МИНЮСТе РФ 14 ноября 2013г.

Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М., 2002.

Соломенникова, О.А. Радость творчества: ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством / О.А. Соломенникова. – 2-е изд. испр. и доп. – М., 2008. – C.61

Просмотров работы: 38