Проблемой современности является утрата подрастающим поколением духовной связи с культурой и традициями родного народа. Особенно это относится к городским детям, воспитывающимся в унифицированной культурной среде. Цель работы - изучить уровень представлений старших дошкольников о культуре родного края и разработать педагогические условия для приобщения к культуре родного края.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в МБДОУ ЦРР детский сад «Кэскил» в старшей группе «Кунчээн» города Якутска. В исследовании принимали участие 20 детей
Констатирующий эксперимент проходил в три этапа:
- выявление уровня патриотического самосознания;
- изучение уровня представлений о культуре родного края у детей в процессе беседы;
- выявления особенностей представлений детей о родном крае и о национальной культуре.
На первом этапе исследования нами выявлялся уровень патриотического самосознания у дошкольников. Это позволило нам выявить, насколько осознаются дошкольниками мотивы их желаний и предпочтений, которые в данном случае являются проявлением их самосознания.
Для выявления уровня самосознания дошкольников была использована методика В.С. Мухиной [1]. За основу были взяты следующие вопросы.
- Ты любишь свой город Якутск?
- Чем бы ты стал заниматься, если бы тебе разрешили делать все?
- Расскажи о своем любимом занятии: как ты играешь, гуляешь и пр.
- Расскажи, что ты больше всего любишь в своем городе.
- Я волшебница и могу выполнить любое твое желание.
- Что ты хочешь попросить для своего города Якутска?
Проведение исследования. Эксперимент проводился индивидуально. Педагог задавал вопросы, конкретизировал или изменял их, чтобы ребенку было легче ответить.
Результаты беседы о желаниях и предпочтениях детей оформляли в таблицу. Выявляли соотношение вариантов ответов у детей и выделяли наиболее значимый, распространенный. Выясняли причины преобладания определенного типа ответов.
По методике изучения уровня самосознания мы получили следующие результаты (табл.1)
Таблица 1.
Результаты исследования патриотического самосознания детей
Уровень |
Экспериментальная группа |
|
Количество детей |
% |
|
Высокий |
3 детей |
20 |
Средний |
5 детей |
33 |
Низкий |
7 детей |
47 |
На втором этапе для выявления представлений о культуре родного края мы провели диагностическую беседу по методике Урунтаевой Г.А. [4]. Для беседы была создана доверительная атмосфера, в условиях которой ребенок мог непосредственно выразить свои чувства, оформить в речи свои высказывания и рассуждения по вопросам педагога. Для того, чтобы исключить влияние эффекта повторов и подражания, беседы проводились в индивидуальной форме.
В ходе беседы ребенку предлагались следующие вопросы.
- Скажи, что такое семья. Кто есть в твоей семье?
- Как называется наш город?
- Тебе нравится наш город? Чем?
- Чем любят заниматься в твоей семье?
- Куда вместе с тобой ходят твои родители?
- В какой стране мы живем? В какой республике?
- Назови, какие народы живут в нашей стране? Какие у них традиции и обычаи?
- Тебе нравятся люди твоего города? Чем именно?
- Тебе нравятся дела людей, которые живут в твоем городе?
- Какие народные сказки, пословицы ты знаешь? Назови.
- Какая из этих сказок тебе нравится? Почему,
- Кто герой этой сказки? Хотел бы ты быть похожим (похожей) на этого героя? Почему?
Критерии: За каждый правильный (положительный) ответ насчитывается 1 балл, после чего подводится общая сумма баллов, которая и является количественным показателем общего представления ребенка о родном крае.
Высокий уровень – 10 – 12 баллов – наличие положительных чувств и достаточных представлений о культуре родного края, о жизни и быте, народном творчестве своего народа, наличие первоначальных знаний о городе Якутск.
Средний уровень – 6 – 9 баллов - есть интерес к поставленным в беседе вопросам, но на некоторые из них не может ответить.
Низкий уровень – 5 и меньше баллов - не дифференцирует понятий о собственном доме, о городе; преобладание ответов «не знаю», «не понимаю», «нет».
Исходя из ответов детей, мы пришли к выводу, что высокий уровень выявлен у 4 детей, что составляет 20%. Большая часть детей имеет средний уровень представлений о культуре родного края (45), 35 % детей экспериментальной группы не имеют достаточных представлений о культуре и жизни людей родного края. Они мало знакомы с культурой и жизнью людей, проживающих рядом, с жизнью республики, также не имеют понятий «народ», «республика», «страна», «народные традиции и обычаи». У многих детей из-за недостаточных знаний и представлений о жизни и культуре людей в родном городе и республике, дефицита общения в семье нет положительных чувств к родному краю (табл.2).
Таблица 2.
Результаты диагностической беседы по методике Урунтаевой Г.А
Уровень |
Экспериментальная группа |
|
Количество детей |
% |
|
Высокий |
4 детей |
20% |
Средний |
9 детей |
45% |
Низкий |
7 детей |
35% |
Третья часть исследования посвящена выявлению представлений детей о родном крае, о национальной культуре. Здесь мы использовали метод индивидуальной беседы. Ребенку предлагается ответить на следующие вопросы:
Какие предметы быта ты знаешь? Назови.
Чем занимались мужчины и женщины в деревнях Якутии?
Какую якутскую национальную одежду ты знаешь?
Какие из предложенных изделий можно отнести к предметам культуры?
Каких героев народных сказок ты знаешь?
Какие деревья, цветы растут в Якутии?
Какие стихи, рассказы о природе родного края ты знаешь?
Какой твой любимый уголок природы?
Какие народные игры ты знаешь?
Какие животные обитают в нашем родном крае?
Оценка результатов:
3 балла – ребенок имеет четкие представления о культурном достоянии родного края, промыслах якутского народа; знает много объектов якутского быта, деталей народной одежды, сказок, подвижных игр. Эмоционально воспринимает красоту предметов материальной культуры; самостоятельно аргументирует свои суждения.
2 балла – ребенок имеет дифференцированные представления о некоторых элементах культуры; промыслах якутского народа. Стремится аргументировать свои суждения, называя объекты якутской культуры; познавательное отношение к культурному достоянию неустойчиво, связано с яркими событиями, моментами.
1 балл – у ребенка не сформированы представления о культурном достоянии родного края, дает неправильный ответ или не отвечает даже после наводящих вопросов взрослого, не знает названия предметов из якутского быта, познавательное отношение к ним неустойчиво.
Результаты показали, что у детей старшего дошкольного возраста знания о родном крае недостаточно высокие, с высоким уровнем – 2 детей ~ 13%, средним уровнем -6 детей ~ 40%, низким уровнем – 7 детей ~ 47%.
Таблица 3.
Результаты знаний детей о родном крае и национальной культуре
Уровень |
Экспериментальная группа |
|
Количество детей |
% |
|
Высокий |
2 детей |
10% |
Средний |
10 детей |
50% |
Низкий |
8 детей |
40% |
Проведенное исследование показало, что дети старшего дошкольного возраста недостаточно знают культуру и традиции своего края, что подтверждает необходимость проведения работы в этом направлении.
В ФГОС дошкольного образования большое внимание уделяется патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Оно представлено в образовательной области «Социально-личностное развитие» тремя компонентами. Первый компонент – содержательный. Сюда входят знания детей о своей стране, городе, поселке. Ребенок должен знать герб, флаг республики, страны, улицу, на которой живет, памятники и другие достопримечательности. Второй компонент – мотивационно-побудительный. Включает в себя любовь к Родине, гордость за нее, уважение к традициям, людям. Третий компонент – деятельностный. Включает в себя все виды детской деятельности – рисование, музыка, танец и др. на патриотическую тематику [5].
Именно в дошкольном детстве должны формироваться первичные представления о себе, других людях, о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях, народных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей [3, с.7].С целью ознакомления детей с культурой родного края мы разработали этнокарты о культуре и традициях народов РС (Якутия).
Этнокарты представляют собой красочный набор карточек для детей по следующим темам:
Общие сведения о РС (Якутия)
Жилище и уклад жизни якутов
Традиционные занятия, промыслы
Национальные блюда
Утварь и посуда
Национальная одежда
Традиции и обычаи народа саха
Фольклор
Народный праздник ысыах
Олонхо
Национальные виды спорта
Народные игры
Настольные игры народа саха
Народные сказки.
Якутские загадки
Пословицы
Народные музыкальные инструменты
Традиции и обычаи народов Севера (долган, эвенов, эвенков, чукчей, юкагиров)
К каждой теме разработаны викторины и загадки с картинками, игры, ребусы.
Этнокарты помогают детям узнать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру. Обращение при воспитании детей к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее. Знание истории народов своей республики, их культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов. Через народные сказки, мифы, легенды, героический эпос, пословицы красной нитью проходит тема любви к родному краю, родной природе, родному алаасу, родному дому [6].
Наш современник, академик Д.С. Лихачев, отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость», т.к. без корней в родной местности, в родной стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле.[1, с.6 ]. Именно поэтому этнокультурное образование является в настоящее время наиболее актуальной.
Список литературы
1.Маханева, М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста/М.Д.Маханева – М.: АРКТИ, 2004
2.Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. Учебник/В.С.Мухина – 15 изд. – М.: ИЦ «Академия. – 656 с.
3.Парамонова, Л.А., Алиева, Т.И., Антонова, Т.В. и др. Истоки. Примерная образовательная программа дошкольного образования/Л.А.Парамонова – М.: Изд. «ТЦ Сфера». – 2004. -161 с.
4.Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология. Учебное пособие/Г.А.Урунтаева – М.: ИЦ Академия. – 336 с.
5.ФГОС дошкольного образования https://porogoosh.edusite.ru/p74aa1.htm
6.Яковлева, С.С. Этнопедагогические идеи в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста в поликультурной среде/С.С.Яковлева, Л.В.Николаева//Современные наукоемкие технологии. №2 2018. С.174-178