Физическая культура для студентов с отклонениями в состоянии здоровья - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Физическая культура для студентов с отклонениями в состоянии здоровья

Соболев С.В. 1, Мустович Н.С. 1
1САФУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Последнее время наметилась чёткая тенденция роста числа студентов, относящихся по развитию физических качеств и по состоянию здоровья к подготовительной и специальной медицинским группам. Такие студенты обладают низкой устойчивостью к простудным заболеваниям, страдают гиподинамией, имеют проблемы, которые связаны опорно-двигательным аппаратом и другие заболевания. По мнению экспертов, это обусловлено большим количеством факторов: проблемы экологии и экономики, условия труда и быта, недооценка роли физической культуры в воспитательной и оздоровительной деятельности.

Целью данной статьи является выявление способов оздоровительного физического воспитания лиц с отклонениями в состоянии здоровья.

Для начала необходимо разобраться в смысле понятия «оздоровительное (адаптивное) физическое воспитание». По словам директора Департамента науки и образования Министерства спорта РФ С.П. Евсеева, адаптивное (оздоровительное) физическое воспитание изучает различные стороны и формы физического воспитания людей, имеющих в результате травм или заболеваний различные устойчивые нарушения важных функций организма, которые жизненно необходимы и связанные с ними ограничения возможностей.

В оздоровительном физическом воспитании решаются группы задач, представленные ниже:

Общие для всех — и здоровых студентов, и тех, кто имеет нарушения в развитии (формирование жизненно необходимых умений и навыков, воспитание моральных и волевых качеств, развитие двигательных способностей и др.)

Специфические задачи, которые способны отразить особенности физического воспитания людей с аномальным развитием, с обусловленным наличием основного дефекта и заболеваний, которые сопровождают его и вторичные отклонения здоровья (коррекционные, компенсаторные и профилактические)

В зависимости от целей, задач, программного содержания занятия оздоровительной физической подготовки можно примерно поделить на несколько групп:

Образовательная направленность (для формирования специальных знаний, обучения разнообразным двигательным умениям)

Коррекционно-развивающая направленность (для развития и коррекции физических качеств и координационных способностей, коррекции движений, коррекции сенсорных систем и психических функций с помощью физических упражнений; фронтальное коррекционно-развивающее обучение, осуществляемое преподавателем на всех уроках, дает обучающимся возможность осваивать программный материал)

Оздоровительная направленность (для коррекции осанки, плоскостопия, профилактики соматических заболеваний, нарушений сенсорных систем, укрепления сердечно-сосудистой и дыхательной систем). Для того, чтобы физкультурные занятия с оздоровительной направленностью оказывали на человека только положительное влияние, необходимо соблюдать постепенность наращивания интенсивности и длительности нагрузок. Планомерно увеличивать нагрузку, не перегружая организм, а наоборот, давая ему возможность адаптироваться, справляться с все более длительным и сложными заданиями.

Лечебная направленность (для лечения, восстановления и компенсации утраченных или нарушенных функций при хронических заболеваниях, а также травмах)

Спортивная направленность (для совершенствования физической, технической, тактической, психической, волевой и теоретической подготовки в избранном виде спорта)

Рекреационная направленность (для организованного досуга, игровой деятельности и отдыха)

Таким образом, оздоровительное (адаптивное) физическое воспитание создано для того, чтобы помочь человеку с различными заболеваниями повысить физические показатели, ощутить себя полноценным членом общества, раскрыть себя. Более того, данный тип физической активности способствует становлению личности и обретению уверенности в своих возможностях.

Практически не существует видов заболеваний (за исключением острых стадий), при которых средства и методы оздоровительной физической культуры не оказались бы полезными. Эффект от них будет зависеть в нескольких случаях: от правильного подбора упражнений, определения нужной интенсивности и дозировки их выполнения, интервалов отдыха и других факторов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ:

Виленский, М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента / М.Я. Виленский. — М., 2012. — 221 с.

Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура, её философия, содержание и задачи: учеб. пособие / С. П. Евсеев. — СПб., 1996. — 166 с.

Чудная, Р.В. Адаптивное физическое воспитание / Р. В. Чудная. — К.: Наукова думка, 2000. — 360 с.

Шапкова Л.В. Характеристика субъекта педагогической деятельности в адаптивной физической культуре / Л. В. Шапкова // Адаптивная физическая культура. — 2002. — № 1. — с. 16–20.

Просмотров работы: 70