Советские бронепоезда в Великой Отечественной Войне - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Советские бронепоезда в Великой Отечественной Войне

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Броневой поезд (сокращённо бронепоезд) — железнодорожная боевая машина, бронированный железнодорожный состав для ведения боевых действий в полосе железной дороги. Помимо бронепоездов те же функции выполняют бронедрезины и бронеавтомобили- дрезины и мотоброневагоны.

Для более полного понимания работы бронепоездов. Следует разобраться в их конструкционных особенностях. Бронепоезда состоят из:
Броневой паровоз или бронетепловоз для передвижения бронепоезда в бою. Бронепаровозы оборудовались на базе серийных паровозов, имевших низкую осевую нагрузку (с тем чтобы избежать значительного превышения осевой нагрузки после бронирования) и низкий силуэт (для уменьшения площади бронепаровоза как мишени). Бронетепловозы строились на базе серийных тепловозов, но изначально тепловозы на заводах-изготовителях модернизировались и получали бронирование.

Бронетендер— бронированный вагон с запасом угля для паровоза.

«Чёрный» паровоз — мощный небронированный паровоз для быстрого передвижения бронепоезда вне зоны боевых действий. В боевых действиях «чёрные» паровозы не участвовали, отцеплялись и ждали со своим составом (штаб) бронепоезд на ближайшей станции или на перегоне, в состав изделия не входили, входили в состав формирования.

Броневагоны (Бронеплощадки) — для борьбы средствами имеющегося вооружения с боевой техникой и живой силой противника.

Зенитные бронеплощадки — для борьбы средствами зенитного вооружения с авиацией противника.

Вагон управления — часто с командирской башенкой, впоследствии радиофицированный. Местонахождение командира бронепоезда, осуществляющего управление движением и огнём бронепоезда.

Бронированные десантные вагоны — вагоны, специально оборудованные для местонахождения десанта, используемого для захвата станций и иных ключевых точек на пути движения бронепоезда. Обычно оснащались легкопулеметным вооружением и бойницами для стрельбы из личного оружия десанта. При отсутствии подобных вагонов или иных случаях десант размещали на контрольных платформах.

«Контрольные» платформы — обычные железнодорожные платформы, используемые для обнаружения минирования железнодорожного пути. Кроме того, платформы обычно перевозили путевой инструмент, рельсы, шпалы, рельсовые крепления — для ремонта железнодорожного пути, повреждённого при взрыве или обстреле. Во многих случаях контрольные платформы использовались для размещения десанта и/или наблюдателей, для этого их блиндировали на высоту около 40 см и оснащали бойницами для стрельбы из личного оружия десанта.

К началу войны Советский союз имел 53 бронепоезда. Широкое распростронение имели 2-х башенные броневагоны, но в процессе боевых действий они показали свою непрактичность: были излишне тяжелы, что создавало перегрузку пути, а так же при их повреждении поезд лишается половины артиллерии. Поэтому в 1943 году создали бронеплощадку БП-43 с 1 башней от танка Т-34 — более компактную и соответственно лучше забронированную модель. Штатный бронепоезд теперь состоял из паровоза, четырёх площадок ОБ-3 или БП-43 и зенитной площадки «ПВО-4» с двумя огневыми точками.
К необычным типам бронепоездов можно отнести флотские, зенитные, а также оснащенные реактивными системами залпового огня. Флотские были оснащены крупнокалиберными орудиями, например, 152-мм пушка Канэ. и выполняли функции передвижных батарей береговой обороны. Зенитные бронепоезда были широко распространены, за годы войны их выпустили около 100 штук. Они обороняли то авианалетов станции и железные дороги, так как их уничтожение было приоритетом для вражеской авиации. Поезда же с установками М-8-24 – такими же как на «катюшах» - были признаны неудачными из-за низкой точности огня, но в то де время 2 из них входили в знаменитый 31-й особый отдельный дивизион бронепоездов.

В ходе Великой Отечественной Войны железнодорожные войска понесли чудовищные потери. Сказалось изменение стиля войны. Попытки выйти в ближний бой, как в Гражданскую, чаще всего кончались плачевно: танки и противотанковая артиллерия не оставляли шансов громоздким «крепостям». В новой войне бронепоездам была отведена роль подвижных батарей. И ещё одна роль, зачастую вынужденная — прикрытие отхода. Часто железная дорога оказывалась перерезанной, и единственное что оставалось бронепоезду — подороже продать жизнь в последнем бою. В 1941 году было потеряно 42 бронепоезда. В 1942 – 45. Однако уже в 43 было потеряно только 7 поездов, что вызвано началом наступления и оптимизацией тактики применения этих боевых машин. Положение осложнялось тем, что единственное в стране предприятие по созданию бепо находилось в Брянске и было захвачено в октябре 1941. Восстанавливать численность пришлось на паровозо- и вагоноремонтных заводах и в железнодорожных депо. Часто в условиях нехватки ресурсов. Часто работая сверурочно. Типовые чертежи упрощённых бронеплощадок и паровозов разослали по заводам под названием «НКПС-42». Всего в ходе войны было построено 200 бронепоездов.

Наверное, одним из самых знаменитых из советских бронепоездов стал «Железняков», защищавший Севастополь. Вооруженный 5-ю 76-мм корабельными пушками, 2 минометами, 2 1 зенитными пулеметами ДШК и 14 Максимами с экипажем из моряков Черноморского флота, «Железняков» совершил более 140 боевых выходов. Немцы звали его «Зеленым призраком». Даже финал его не как у всех — бронепоезд засыпало при обвале тоннеля в конце обороны Севастополя в 1942 году. Не уступает ему и бронепоезд с личным именем «Илья Муромец», входящий в уже упомянутый 31-й особый отдельный дивизион. Он был создан в свободное время рабочими вагонного депо в 1941-42 годах и полностью оправдал вложенные в него усилия. «Муромец» уничтожил немецкий бронепоезд, 7 самолётов, 14 орудий и миномётных батарей, 36 огневых точек противника, 875 солдат и офицеров. Победу «Илья Муромец» встретил в пятидесяти километрах от Берлина, так как разрушенный мост через Одер препятствовал дальнейшему пути на Берлин.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что на момент начала Второй Мировой Войны бронепоезда являлись эффективным, но устаревающим видов военной техники. Это и обусловило их роль как средства огневой поддержки.

Просмотров работы: 11