В морской отрасли России одним из ключевых элементов транспортного комплекса являются морские порты. Они обеспечивают связь различных видов транспорта, с их участием осуществляется значительная часть внешнеторгового грузооборота страны. Объекты портовой инфраструктуры являются стратегическими объектами государства. Направление грузопотока через отечественные порты, а не через порты сопредельных стран - задача государственного масштаба. На сегодняшний день морское портовое хозяйство страны – это более 840 портовых комплексов для переработки грузов мощностью около 860 млн. тонн, протяженностью причального фронта порядка 140 тысяч погонных метров, расположенных в морских портах, где обрабатывается более 700 млн. тонн различных грузов. Также имеются пассажирские комплексы, способные обеспечить пассажирооборот более 6 млн. чел. в год. Объем переработки грузов в российских портах за последние три года стабильно растет и впервые в истории отечественных морских портов перевалил за семисотмиллионную отметку. Динамика по годам следующая (см. рисунок 1):
Рисунок 1 - Динамика изменения годовых объемов перевалки грузов в морских портах России, млн. тонн.
Важно отметить снижение доли перевалки отечественных внешнеторговых грузов через порты сопредельных государств. Ежегодно в силу недостаточности специализированных мощностей и ряда других причин в зарубежные порты уходит часть российских грузов. В таблице 1 представлены данные по распределению таких грузов. Если пять лет назад объемы таких грузов составляли около 90-110 млн. тонн, то на сегодняшний день 46,6 млн. тонн. По данным 2017 года всего перевезено 832,8 млн. тонн российских грузов через морские порты России, Балтии и Украины. Доля объёма перевозок российских грузов, в направлении портов стран Балтии и Украины от общего объёма перевалки российских грузов, составила 5,6 %.
Таблица 1 – Распределение российских внешнеторговых грузов.
Год |
Зарубежные порты |
Отечественные порты |
|||
Факт, млн. т. |
Доля, % |
Факт, млн. т. |
Доля, % |
||
2013 |
90,4 |
13,3 |
589,2 |
86,7 |
|
2014 |
76,3 |
10,9 |
623,7 |
89,1 |
|
2015 |
67,7 |
9,1 |
676,7 |
90,9 |
|
2016 |
52,7 |
6,8 |
722 |
93,2 |
|
2017 |
46,6 |
5,6 |
786,2 |
94,4 |
Анализ грузооборота морских портов за 2016 и 2017 гг. по видам перевозок показывает, что основу грузовой базы морских портов России продолжают сохранять сырьевые наливные грузы (см. рисунок 2). Наливные грузы в большей степени представляют собой нефтепродукты и составляют 52,5% от общего объема грузов, обработанных в морских портах. В структуре сухих грузов 51,2% занимают навалочные грузы, из которых 81% составляют угольные грузы.
Рисунок 2 – Динамика перевалки объемов сухих и наливных грузов.
Для выработки стратегии важен прогноз изменения грузооборота в долгосрочной перспективе. Ключевые показатели в таком анализе определяются, учитывая товарную структуру и тенденции в экспортно-ориентированных отраслях:
- реализация крупных проектов по производству сжиженного природного газа (далее - СПГ);
- снижение добычи нефти в «традиционных» регионах;
- переориентация грузопотоков на трубопроводный транспорт;
- реализация проектов по вторичной переработке.
Таким образом, в морских портах России ожидается рост грузооборота навалочных грузов, зерна, СПГ и грузов в контейнерах. Соответственно отмечается тенденция спада объемов грузооборота наливных грузов. Ввиду высокой нестабильности сырьевых рынков необходим регулярный мониторинг рыночной конъюнктуры и систематическое обновление прогноза грузопотоков.
Экономика России в настоящее время переходит к инновационному и социально ориентированному типу развития. Преобразования требуют принятия стратегических решений по развитию транспортного комплекса, в частности морских портов, на долгосрочную перспективу.
Список использованных источников
1. Федеральный закон «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 № 261-ФЗ (последняя редакция).
2. Постановление Правительства Российской Федерации «О совершенствовании системы государственного управления морскими портами» от 25.09.2002 № 705 (ред. от 21.06.2014) // Собрание законодательства РФ, 30.09.2002, № 39, ст. 3802.
3. Фомичев А.Н. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов / А.Н. Фомичев. - М.: Дашков и К, 2016. - 468 c.
4. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.mintrans.ru.
5. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.morflot.ru.
6. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.rosmorport.ru.
7. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.rosim.ru.
8. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.morport.com.
9. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.russian-shipping.ru.
10. Электронный ресурс. Режим доступа: http://rs-class.org/ru.