Конкурентоспособность морских портов России - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Конкурентоспособность морских портов России

Судакова Г.А. 1
1ФГБОУ ВО «РГСУ»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В морской отрасли России одним из ключевых элементов транспортного комплекса являются морские порты. Они обеспечивают связь различных видов транспорта, с их участием осуществляется значительная часть внешнеторгового грузооборота страны. Объекты портовой инфраструктуры являются стратегическими объектами государства. Направление грузопотока через отечественные порты, а не через порты сопредельных стран - задача государственного масштаба. На сегодняшний день морское портовое хозяйство страны – это более 840 портовых комплексов для переработки грузов мощностью около 860 млн. тонн, протяженностью причального фронта порядка 140 тысяч погонных метров, расположенных в морских портах, где обрабатывается более 700 млн. тонн различных грузов. Также имеются пассажирские комплексы, способные обеспечить пассажирооборот более 6 млн. чел. в год. Объем переработки грузов в российских портах за последние три года стабильно растет и впервые в истории отечественных морских портов перевалил за семисотмиллионную отметку. Динамика по годам следующая (см. рисунок 1):

Рисунок 1 - Динамика изменения годовых объемов перевалки грузов в морских портах России, млн. тонн.

Важно отметить снижение доли перевалки отечественных внешнеторговых грузов через порты сопредельных государств. Ежегодно в силу недостаточности специализированных мощностей и ряда других причин в зарубежные порты уходит часть российских грузов. В таблице 1 представлены данные по распределению таких грузов. Если пять лет назад объемы таких грузов составляли около 90-110 млн. тонн, то на сегодняшний день 46,6 млн. тонн. По данным 2017 года всего перевезено 832,8 млн. тонн российских грузов через морские порты России, Балтии и Украины. Доля объёма перевозок российских грузов, в направлении портов стран Балтии и Украины от общего объёма перевалки российских грузов, составила 5,6 %.

Таблица 1 – Распределение российских внешнеторговых грузов.

Год

Зарубежные порты

Отечественные порты

Факт, млн. т.

Доля, %

Факт, млн. т.

Доля, %

2013

90,4

13,3

589,2

86,7

2014

76,3

10,9

623,7

89,1

2015

67,7

9,1

676,7

90,9

2016

52,7

6,8

722

93,2

2017

46,6

5,6

786,2

94,4

Анализ грузооборота морских портов за 2016 и 2017 гг. по видам перевозок показывает, что основу грузовой базы морских портов России продолжают сохранять сырьевые наливные грузы (см. рисунок 2). Наливные грузы в большей степени представляют собой нефтепродукты и составляют 52,5% от общего объема грузов, обработанных в морских портах. В структуре сухих грузов 51,2% занимают навалочные грузы, из которых 81% составляют угольные грузы.

Рисунок 2 – Динамика перевалки объемов сухих и наливных грузов.

Для выработки стратегии важен прогноз изменения грузооборота в долгосрочной перспективе. Ключевые показатели в таком анализе определяются, учитывая товарную структуру и тенденции в экспортно-ориентированных отраслях:

- реализация крупных проектов по производству сжиженного природного газа (далее - СПГ);

- снижение добычи нефти в «традиционных» регионах;

- переориентация грузопотоков на трубопроводный транспорт;

- реализация проектов по вторичной переработке.

Таким образом, в морских портах России ожидается рост грузооборота навалочных грузов, зерна, СПГ и грузов в контейнерах. Соответственно отмечается тенденция спада объемов грузооборота наливных грузов. Ввиду высокой нестабильности сырьевых рынков необходим регулярный мониторинг рыночной конъюнктуры и систематическое обновление прогноза грузопотоков.

Экономика России в настоящее время переходит к инновационному и социально ориентированному типу развития. Преобразования требуют принятия стратегических решений по развитию транспортного комплекса, в частности морских портов, на долгосрочную перспективу.

Список использованных источников

1. Федеральный закон «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 № 261-ФЗ (последняя редакция).

2. Постановление Правительства Российской Федерации «О совершенствовании системы государственного управления морскими портами» от 25.09.2002 № 705 (ред. от 21.06.2014) // Собрание законодательства РФ, 30.09.2002, № 39, ст. 3802.

3. Фомичев А.Н. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов / А.Н. Фомичев. - М.: Дашков и К, 2016. - 468 c.

4. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.mintrans.ru.

5. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.morflot.ru.

6. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.rosmorport.ru.

7. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.rosim.ru.

8. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.morport.com.

9. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.russian-shipping.ru.

10. Электронный ресурс. Режим доступа: http://rs-class.org/ru.

Просмотров работы: 34