Трансформация подходов и различных способов обучения в современной педагогике происходит под изменением нормативно-правового поля общей системы современного образования.
В последние десятилетия большое значение приобретает поиск новых или реконструкция старых, хорошо известных педагогической науке методов обучения, которые могли бы обеспечить взаимосвязь образовательной, развивающей и воспитательной функций обучения. Появляющиеся на свет новые методы обучения зачастую не имеют психолого-педагогического обоснования, их трудно классифицировать, однако их использование в образовательном процессе приносит учащимся несомненный успех, на что нацелены различные Программы развития в области образования [2,3].
Метод обучения - понятие весьма сложное и неоднозначное. До сих пор дидакты, занимающиеся этой проблемой, не пришли к единому пониманию и толкованию сути этой педагогической категории [5,7,20].
По мере накопления знаний о человеке, его психических возможностях и способностях меняются взгляды на процесс обучения, открываются новые стороны и направления работы, новые ориентиры.
Это приводит к разработке и созданию новых способов обучения и вследствие этого появлению других определений понятия «метод».
Однако, на наш взгляд, рассматривать категориальный аппарат в области разработки и реализации способов оптимизации процесса обучения специалистов в области экономики и образования следует начинать с классификации этапов обучения, с целью определения наиболее оптимальных способов обучения на каждом этапе освоения профессиональных навыков.
Реализация программ обучения и организация деятельности современных образовательных учреждений осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012г. (в ред. от 01.01.2017г.) [1].
«Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование.
Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.
В главе 1, статье 2 законодательно определено, что Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [1].
Представленные выдержки из Федерального Закона позволяют обобщить современные цели и содержание образования, являющиеся основополагающими при организации процесса обучения и выбора отдельных методов и способов реализации обучающих программ на различных этапах обучения.
Рисунок 1 – Цель и содержание современной системы образование
Именно под организацией процесса обучения в современной педагогике понимается - создание условий для формирования у обучающихся опыта самостоятельного решения познавательных, практических, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.
Где основополагающим моментом является – «…создание условий и использование различных способов обучения», считает А.В. Бондаренко [8].
Известно, что формирования и развитие современной системы образования происходит в рамках установленной структуры образования созданной в РФ.
Представим структуру современной системы образования на рисунке 2.
Рисунок 2 – Структура образования в Российской Федерации
В настоящее время, большинство ученых, в области педагогики склонны отмечать, что основополагающим в системе реализации процесса обучения является «метод обучения», рассматриваемый как способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся В.П. Беспалько [6].
Слово «метод» происходит от греческого methodos, что в дословном переводе на русский язык означает «путь исследования, теория» и способ достижения какой-либо цели или решения конкретной задачи.
Рассмотрим авторские подходы и дидактическое обоснование данного понятия, обобщив труды ученых Б.М. Бим-Бад [9], А.А. Жученко [16], И.Ф. Исаева [20].
«Под методами обучения следует понимать способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических, задач, направленных на овладение изучаемым материалом» [26].
«Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования».
Однако на наш взгляд, при изучении общей системы или процесса обучения необходимо исходить из того, что само обучение - необходимо рассматривать как способ организации педагогического процесса.
Основные подходы к формированию понятия «обучение» рассмотрим на рисунке 3.
Рисунок 3 – Обучение как способ реализации педагогического процесса
Таким образом, обучение в современных условиях реализации образовательной деятельности должно рассматриваться как способ реализации педагогического процесса считают Е.Э. Коваленко [25].
Исходя из представленных составляющих структуры образования и формирования комплексного подхода к понятию «обучение» следует, что процесс реализации различных способов обучения должен формироваться как на разных этапах образовательного процесса, так и включать профильную составляющую [28,31,37].
Успех обучения в конечном итоге определяется отношением обучающихся к учению, их стремлением к познанию, осознанным и самостоятельным приобретением знаний, умений и навыков, их активностью.
Обучающийся не только объект обучающего воздействия, но и субъект специально организуемого познания, субъект педагогического процесса.
Необходимость комплексной реализации всех компонентов содержания образования и направленность педагогического процесса на всестороннее, творческое саморазвитие личности обучающегося обусловливают функции обучения:
- образовательную;
- воспитательную;
- развивающую.
Учитывая, что целью образования является развитие способности обучающихся самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального и личного опыта. Сама реализация образовательного процесса должна строиться с учетом предметно-образовательной области, или профильной направленности обучающегося.
Именно профильная направленность обучения является приоритетной в выборе методов обучения при реализации образовательного процесса.
В современном образовательном пространстве, дуальное обучение – представляет собой отдельный вид обучения, при котором теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая – на рабочем месте.
Достаточную значимость данной системе придает реализация условий компетентностного подхода и необходимость формирования различного вида компетенций и профессиональных навыков в процессе обучения.
Отсюда, процесс реализации обучения будущих специалистов включает систему использования различных методов преподавания в соответствии с предметной областью изучения и ориентируется на реализацию основных подходов дуального образования.
Наиболее активно эти вопросы должны рассматриваться в системе реализации образовательного процесса при подготовке специалистов в области экономики. Где первичными становятся методические особенности преподавания экономических дисциплин.
Методическая теория выдвигает следующие особенности преподавания экономических дисциплин:
- необходимость аргументации и доказательности экономических процессов;
- привлечение статистических материалов, сравнительных таблиц и графиков;
- в процессе преподавания экономических дисциплин в качестве иллюстраций постоянно используются цифры и факты из практики.
Современные требования к качеству экономического образования связано с изменением системы образовательного процесса. При этом, следует акценты при изучении экономических дисциплин переносить на сам процесс познания, эффективность которого зависит не только от познавательной активности самого обучающегося, но и от форм проведения учебных занятий.
Отсюда оптимизация процесса обучения должна исходить из следующих аспектов:
- выбор наилучшего, самого благоприятного варианта из множества возможных условий, средств, действий при преподавании дисциплин экономической направленности;
- выбор определенной методики преподавания, которая обеспечивает достижение наилучших результатов при минимальных расходах времени и сил педагога и учащихся в данных условиях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (29 декабря 2012 г. - Справочная правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru. - Дата доступа: 15.06.2018.
Федеральная целевая программа развития образования на 2011—2015. - Справочная правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru. - Дата доступа: 15.08.2018.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 14 июня 2013 г. №464 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru - Дата доступа: 01.06.2018.
Амирова, Л.А., Багишаев, З.А. Профессионально-педагогическая мобильность учителя как целевая установка высшего педагогического образования // AlmaMater (Вестник высшей школы). 2014г. - №1.- С.55-59.
Библиотека научно-педагогической литературы: [Электронный ресурс] // Портал современных педагогических ресурсов - Режим доступа:http://www.lexed.ru/pravo/theory/yagofarov2005/?1111.html//11.05201. - Дата доступа: 01.06.2018.
Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии: / В.П. Беспалько. - М.: Юнити-Дана,2001. – 183 с.
Борытко, Н.М. Теория обучения: /Н.М. Борытко. – Волгоград: ВГПУ, 2006. – 137 с.
Бондаренко, А.В. Современные инновационные технологии в образовании./А.В. Бондаренко: [Электронный ресурс] - Режим доступа: ttps://sites.google.com/a/shko.la/ejrono. - Дата доступа: 07.07.2018.
Бим-Бад, Б. М. История и теория педагогики. Очерки : учебное пособие для вузов / Б. М. Бим-Бад. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 272 с.
Гнедая, О.Д. Организация самостоятельной работы студентов и формы её контроля /О.Д. Гнедая: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library - Дата доступа: 01.07.2018.
Григальчик, Е. К. Обучаем иначе. Стратегия активного обучения /Е.К. Григальчик. – Минск: Современное слово, 2013. – 302 с.
Губарев,а Л.И., Инновационные подходы к разработке учебно-методического комплекса образовательного модуля / Л.И. Губарева, Е.В. Петрухина, В.С. Тенетилова. - Фундаментальные исследования, №11, Москва, 2014. - С.1795-1798
Деев, Е.Е. Организация методической работы в профессиональном образовательном учреждении: учебное пособие для студентов / Е.Е. Деев. - Москва.:АПСН, 2004. - 506с.
Дудников, С.М. Создание педагогических условий для развития профессионального учреждения: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений: /С.М. Дудников, Е.Е. Деев.– М.: Изд-во ИПК и ПРНО МО, 1999.
Дьяченко, В. К. Организационная структура учебного процесса и его развитие./ В.К. Дьяченко. — М.: Академия, 2015. —290 с.
Жученко, А.А. Профессионально-педагогическое образование России. Организация и содержание/ А.А. Жученко, Г.М. Романцев, Е.В. Ткаченко. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2012г. – 234 с.
Закарьяева, З. М. Управление современным образованием: организационные механизмы / З. М. Закарьяева. Философия хозяйства. - 2011. - № 2 (74). - С. 161-166.
Зеер, Э.Ф. Компетентностный подход к образованию./ Э.Ф. Зеер. Образование и наука. – Известия Уральского отделения Российской академии образования. 2015г. – С.27-40.
Зимняя, И.А. Идея личностно-детяельного подхода: [Электронный ресурс] - Режим доступа: ttp://psyvision.ru/help/pedagogika/45-teory2 - Дата доступа: 01.06.2018.
Исаев, И. Ф. Общая ᴨедагогика. /И.Ф. Исаев // - М.: Владос, 2003. – 334 с.
Игтисамова, Г.Р. Некоторые аспекты и методики профессионального образования на западе и в России Научная библиотека КиберЛенинка: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article-kontseptsii. - Дата доступа: 01.07.2018.
Иванов, Е. В. История и методология педагогики и образования : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. В. Иванов. — 2-е изд., испр. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 129 с.
Инновационные технологии в профессиональном образовании: коллективная монография / Губарева Л.И., Правдюк В.Н., Хмызова Н.Г., и др. под общей редакцией В.С. Никульникова. – Орел: Изд-во Орел, ООО ПФ «Картуш», 2015. – 220с.
Официальный портал Орловской области: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://invest-orel.ru/press-centr.php. - Дата доступа: 15.06.2018.
Коваленко, Е.Э. Методика профессионального обучения./ Е.Э. Коваленко. - X.: ЧП "Штрих", 2013.- 480 с.
Кузнецов, И.Н. Настольная книга преподавателя./ И.Н. Кузнецов. – Минск: Современное слово, 2005. – 237 с.
Кругликов, Г. И. Методика профессионального обучения./Г.И. Кругликов. – М.: Академия, 2013. – 320 с.
Методика преподавания экономики: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://megaobuchalka.ru/8/41308.html - Дата доступа: 01.07.2018.
Мухина, С.А. Нетрадиционные ᴨедагогические технологии в обучении./ С.А. Мухина. - Р-н-Д: Феникс, 2014. – 288 с.
Новиков, А.М. Российское образование в новой эпохе / А.М. Новиков. - Парадоксы наследия, векторы развития.- М.: Эгвес, 2010г. - 272 с.
Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред В.Д. Симоненко. – Вентана-Граф, 2013.—368с.
Патрушева, И. В. Психология и педагогика игры: учебное пособие для вузов / И. В. Патрушева. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 130 с.
Психология и педагогика высшей школы: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / И. В. Охременко [и др.] ; под ред. И. В. Охременко. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 178 с.
Поляков, С.Д. В поисках педагогической инновации./ С.Д. Поляков. – М.: Дрофа, 2013. – 271 с.
Пономарев Р.Е. Образовательное пространство: Монография: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://yandex.ru/clck/jsredir?bu. -Дата доступа: 01.06.2018.
Владимир Путин призвал обновить систему среднего профессионального образования: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vz.ru/news/2015/6/19/751777.html. - Дата доступа: 01.06.2018.
Обучение – как способ организации педагогического процесса: [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://studfiles.net/preview/197085. - Дата доступа 05.06.2018.
Оптимизация процесса обучения: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu.garant.ru/education/vocational. - Дата доступа: 05.06.2018.
Оптимизация современного урока: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/statya-optimizaciya-sovremennogo-uroka-1050013.html . - Дата доступа: 05.06.2018.