Современные средства проектирования и реализации электронных тестов - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Современные средства проектирования и реализации электронных тестов

Мешков В.Е. 1, Жученя Н.С. 1
1ИТ филиал ДГТУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время тестирование широко используется повсеместно, например, традиционные выпускные и вступительные экзамены заменены в Российской Федерации на ЕГЭ. Так же широко приветствуется введение всевозможных тестов и в процесс обучения в школах и вузах страны.

Информационные технологии в целом, и тестовые в частности, являются необходимыми составляющими дистанционного обучения.

Процесс дистанционного обучения, предполагает, что ученик и учитель разнесены в пространстве и во времени, а для передачи знаний и для организации диалога между студентом и преподавателем используются разные технические средства, например, электронная почта, видеоконференции, Skype.

Использование тестов для самоконтроля студентов значительно увеличивает эффективность обучения, формирует у учащихся большую ответственность и помогает определить проблемные области в знаниях. Тестирование, выполнение тестовых заданий широко применяется как для индивидуального дистанционного обучения с интерактивными свойствами контроля усваиваемых знаний, так и для группового.

Мультимедийные технологии позволяют использовать изобразительные  средства различной природы и выразительности в соответствии с содержанием изучаемого предмета и законами психологического воздействия и восприятия.

Условия открытого обучения , создаваемые мультимедийной информационной средой, должны способствовать развитию мышления обучаемого, ориентировать его на поиск очевидных и неочевидных системных связей и закономерностей.

Компьютерное тестирование может проводиться в различных формах, различающихся по технологии объединения заданий в тест.

Первая форма – компьютерная форма представления вариантов бланкового теста с фиксированным набором заданий: готовый тест, стандарти­зованный или предназначенный для текущего контроля, вводит­ся в специальную оболочку, функции которой могут различаться по степени полноты.

Вторая форма – автоматизированная компоновка вариантов теста фиксированной длины из банка калиброванных заданий – предполагает автоматизированную генерацию вариантов теста, осуществляемую с помощью инструментальных средств. Варианты создаются перед экзаменом или непосредственно во время его проведения из банка тестовых заданий.

Третья форма – компьютерное адаптивное тестирование – базируется на специальных адаптивных тестах, часто использующих методы искусственного интеллекта [1]. В основе адаптивного подхода лежит индивидуализация процедуры отбора заданий теста, которая за счет оптимизации трудности заданий, применительно к уровню подготовленности обучаемых обеспечивает генерацию эффективных тестов.

Систематическая проверка знаний большого числа проверяемых приводит к необходимости автоматизации проведения тестирования знаний, использованию компьютерной техники и соответствующих программ проверки знаний.

Существует несколько возможностей создания программы для тестирования:

Реализация ее на одном из языков программирования;

Создание теста средствами Flash и ActionScript;

Создание теста в виде веб-страницы с помощью HTML;

Использование готовой оболочки для создания тестов.

Каждый из этих подходов имеет свои недостатки и достоинства.

Реализация ее на одном из языков программирования требует хорошего знания выбранного языка программирования, не только для создания программы тестирования, но и для ее модификации. К тому же создание гибкой системы оценок и используемых типов вопросов является достаточно трудоемким делом. При этом главной задачей становится техническая реализация теста, а не создание тестового материала, соответствующего всем возможным требованиям.

Три остальных метода являются более простыми с точки зрения технической реализации.

В данной работе мы более подробно рассмотрим вариант использования готовых систем для проектирования и реализации тестов.

Эта возможность имеет ряд плюсов, к которым можно отнести:

отсутствие программной разработки, которое дает возможность сосредоточиться на разработке тестов;

удобство и гибкость инструментов создания тестов;

легкость в изменении и дополнении теста;

широкий выбор оболочек и настроек.

Существует множество ресурсов, которые помогают самостоятельно построить требуемый тест, как в режиме онлайн, так и инсталлировав нужную программу.

Распространяются платные, условно бесплатные и полностью бесплатные приложения, позволяющие создавать требуемые тесты.

Рассмотрим некоторые из таких приложений.

Платформа «Компьютерное тестирование в образовании» [2].

Данный ресурс предлагает следующие программы:

MiniTest-SL программа для тестирования знаний, включающая в себя редактор тестов и модуль проведения тестирования знаний.

ExeTest-SL программа для создания исполняемых тестов, использующая различные методы тестирования.

RegTest-SL программа учета результатов тестирования и управление проведением тестирования знаний.

Person-SL программа для создания тестов личности.

Рассматриваемые программы создавались под конечного пользователя, которому возможности программы казались не только абсолютно понятными и естественными, но и необходимыми. Благодаря проведенной широкой унификации, эти программы для разработки тестов и тестирования дополняют друг друга. Их можно использовать как отдельно каждую, так и совместно, что позволяет более эффективно создавать компьютерные тесты и проводить компьютерное тестирование знаний учащихся. Для составления теста, в качестве конструктора тестов, используется текстовый редактор MS Word, что позволяет использовать в вопросах дополнительные объекты и форматирование шрифта. В процессе компьютерного тестирования созданный тест ведет журнал, в который заносятся итоговые результаты.

Система не является набором готовых тестов – это удобный инструмент для создания собственных тестов различных типов [2]: 

тесты на проверку знаний с результатом в виде процента верных ответов;

психологические тесты, где результатом являются набранные баллы.

Вопросы для тестов делятся на 3 категории:

вопросы с одним верным ответом из множества

вопросы с несколькими верными ответами из множества

свободные ответы

Создание и прохождение тестов происходит в режиме online, тем самым, позволяя работать с удаленными пользователями.

Рассмотрим наиболее популярные в сети Интернет оболочки для создания тестов. Они часто используются для дистанционного обучения и для текущего контроля знаний. Это следующие программы:

Программа для создания тестов»;

TestMaker;

MyTestXProи MyTestX;

Редактор тестов easyQuizzy

Большинство рассматриваемых программ относятся к платному или условно-бесплатному программному обеспечению, однако, существуют и полностью бесплатные программы[15].

«Программа для создания тестов» предназначена для разработки тестов с целью последующей проверки знаний представителей учебных учреждений, персонала фирмы и т.п. Программа позволяет создать тест любой тематики и работает как файл-сервер.

Программа TestMaker – среда для создания тестов. Возможно использовать неограниченное количество вопросов, ответов и тем. TestMaker состоит из тестирующей оболочки TestMaker_User и редактора тестов TestMaker_Admin Программа проста в использовании, имеет удобный интерфейс.

Возможности программы:

Установка определенного балла каждому вопросу;

Установка порога для зачёта в процентах / в баллах;

Неограниченное количество вопросов и ответов;

Возможность задать несколько верных ответов;

Ограничение теста по времени (общее время / время на каждый вопрос);

Шифрование файла теста;

Возможность проведения теста по всем вопросам / по определенной выборке;

Вставка в тест изображений / видео / аудио;

Опциональная возможность просмотра верных ответов в «Протоколе Тестирования»;

Опциональная возможность возврата к предыдущему вопросу;

Перенос данных из одного теста в другой;

Блокировка выхода из программы паролем / блокировка редактирования теста/ ;

Блокировка запуска теста;

Возможность сохранить результаты тестирования в сетевую / локальную папку;

Скрытие тестовой оболочки от диспетчера задач (в Windows XP);

Настройка шрифта для тестовой оболочки;

Импорт данных в тест из TXT-файлов;

Сохранение теста в исполняемый файл (*.exe).

Программа полностью бесплатна и довольно удобна. Неудобство – использование программы на страх и риск пользователя, а также неудобный пользовательский интерфейс.

MyTestXPro – это система программ для создания и проведения компьютерного тестирования знаний, выставления оценки по указанной в тесте шкале, сбора и анализа результатов.

С помощью программы MyTestXPro возможна организация и проведение тестирования, экзаменов в любых образовательных учреждениях (вузы, колледжи, школы) как с целью выявить уровень знаний по любым учебным дисциплинам, так и с обучающими целями. Предприятия и организации могут осуществлять аттестацию и сертификацию своих сотрудников. Программа состоит из трех модулей: Модуль тестирования, Редактор тестов и Журнал тестирования.

Программа MyTestXPro является условно-бесплатной программой и распространяется по принципу «Попробуй перед тем, как купить» (shareware).

Более старая версия программы – MyTestX – является бесплатной для некоммерческого применения. Для коммерческого применения необходимо приобретать лицензию.

Программа TestBuilder 2.0 позволяет начать новый проект с нуля или редактировать уже существующие тесты. От создателя теста требуется ввести вопросы и ответы, поставить галочки возле правильных ответов и всё, создание тестов произойдет автоматически. Будет сформирована программа тестирования, с функцией обучения, ведения протокола тестирования и т.д. Тесты всегда можно будет отредактировать, добавить или удалить вопросы.

Программа позволяет создавать тесты, состоящие из тематических блоков, и определять сколько вопросов от каждого блока будет участвовать в обобщенном тесте.

Редактор тестов easyQuizzy. – это простая и удобная программа для создания и редактирования тестов знаний.

Каждый тест представляет собой независимую программу, которую достаточно скопировать на любой компьютер и запустить, чтобы начать тестирование. Программа условно-бесплатная, однако для незарегистрированной версии нет никаких ограничений.

Отметим, что все рассмотренные программы были установлены и протестированы. Наилучшими вариантами, по нашему мнению можно назвать MyTestXPro и easyQuizzy. MyTestXPro превосходит easyQuizzy в том, что можно построить обобщенный тест на основе уже построенных модулей, и регулировать количество выбранных из каждого модуля вопросов, а также в более изощренном модуле анализа результатов.

Среда разработки тестов easyQuizzy – более простая программа по сравнению с MyTestXPro, однако, в отличие от него, она может быть использована бесплатно в образовательных учреждениях, для которых была разработана. При этом она практически не уступает остальным рассмотренным вариантам.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Информационная парадигма и искусственный интеллект. Монография/ В.Е. Мешков, Е.В. Мешкова, В.С. Чураков и др. /под научн. ред. В.С. Чуракова. – Ростов-на-Дону – Новочеркасск: изд-во «НОК», 2017. – 90 с.

Особенности тестовых программ. Унификации и настройки [Электронный ресурс]: Тестирование on-line, 2017. URL: http://slmini.narod.ru

Создай свой тест on-line. [Электронный ресурс]: Коллекция полезного софта, 2017. URL: http://www.wosoft.ru/

Просмотров работы: 37