ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Пупыкина Ю.Д. 1
1ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Согласно обобщенным научным трудам А.Н. Лейбовича: «Профессиональное образование  - это процесс и результат профессионального становления и развития личности, сопровождающийся овладением установленными знаниями, умениями, навыками и педагогическими компетенциями по конкретным специальностям и профессиям» [45].

Профессиональное образование в России существует более 300 лет, со времен Петра I. На каждом этапе развития перед системой образования ставились различные задачи профессионального образования. В настоящее время перед профессиональным образованием стоят задачи не только насыщения рынка труда компетентными специалистами, но и создание возможностей для профессионального роста и развития личности.

Среди основных задач профессионального образования можно выделить следующие:

- дальнейшее усовершенствование материальной базы профессионального образования;

- создание центров практик на предприятии;

- привлечение специалистов предприятия в организации и постановке задач профессионального образования;

- формирование так называемого заказа на специалиста профессионального образования.

Становление и развитие современной системы профессионального образования имеет остаточную историю и этапность развития, где на первый план выходит необходимость формирования профессиональных навыков и умений, ценится мастерство и ремесленные навыки.

Обобщим историю развития профессионального образования с использованием рисунка 1.1.

 

Первый период

(VI в. — первая половина XIX в.).
Зарождение профессиональной школы и начало теоретического осмысления профессионального образования

Второй период

(вторая половина XIX в. — 1917 г.)
Формирование системы государственных профессиональных учебных заведений

 

Четвертый период

(1940г. — 1958г.)
Создание и функционирование системы государственных трудовых резервов как системы профессионального образования

Третий период

(1917г. — 1940г.)

Создание и функционирование системы государственных трудовых резервов как системы профессионального образования

 

Пятый период

(1959г. — 1990г.)

Развитие профессионального образования в РСФСР в условиях либерализации общества, социально-экономических реформ и технико-технологического перевооружения производства

Шестой период

(1991г. — 2000г.)

Развитие профессионального образования в Российской Федерации в условиях демократизации общества и перехода к рыночным отношениям в экономике, использования инновационных технологий

 

Современный период

Развитие системы СПО в области разработки современных образовательных стандартов

(ФГОС СПО по укрупненным группам специальностей, введение профессиональных стандартов и участие работодателей в разработке

Рисунок 1.1 − Основные этапы развития системы профессионального образования в России

Обобщая исторический и социо-культурный аспект, в становлении и развитии системы профессионального образования можно выделить шесть основных этапов, включая «Современный период» [11,24].

Таким образом, формирование системы «передачи мастерства» при обучении ремесленному делу и является первой предпосылкой подготовки специалистов и развития системы современного дуального образования, направленного на получение необходимых знаний и профессиональных навыков.

Известно, что индивидуальные формы обучения в определенные периоды становления экономических отношений становились все шире и переходили в групповые, когда мастер имел нескольких подмастерьев, помощников, учеников. 

При этом в результатах обучения наблюдалась прямая заинтересованность всех участвующих сторон и ощущалась серьезная материальная выгода.

Отсюда, активное участие работодателей в формировании кадрового потенциала современного общества является неизбежной формой развития и взаимоучастия различных заинтересованных сторон [6].

Участие работодателей в подготовке специалистов среднего звена является исторически сложившейся закономерностью для России.

По мнению З. М. Закарьяевой, «использование исторического опыта становления профессионального образования соответствует объективному подходу к осмыслению социально-экономических, социально-культурных, ментальных, теоретико-методологических, организационно-педагогических и других условий его развития» [20].

В настоящее время, активно проявляется заинтересованность работодателей в наличии профессионально подготовленных и высококвалифицированных работниках подтверждается результатами статистических исследований: «Дефицит зафиксирован по инженерным кадрам и рабочим высокой квалификации (5-6 разряд) для крупных предприятий. В целом, по обеим категориям работников дефицит составляет более 60%» [58].

Князев Е.А. обращает внимание на то что, рассматривая исторические

этапы развития профессионального образования в России, четко прослеживается изменение содержания образования. Его целевые установки на каждом этапе общественного развития отражают ведущие тенденции социально-экономического прогресса и обусловлены сложившимися историческими факторами и соответствующим заказом общества на профессиональные кадры [30].

В современном образовательном пространстве, при формировании определенных профессиональных навыков исходят не только из требований государственных образовательных стандартов, в рамках отдельных специальностей и направлений обучения, но и учитывают требование работодателей.

Работодатели определяют возможности кандидатов по представленному ими списку умений, а также указанным преимуществам, недостаткам, определяя различные требования к сформированным профессиональным навыкам.

По данным исследований, проведенных Corporate Executive Board (CEB), современный бизнес ищет профессионалов, обладающих 10 навыками, которые, на данный момент, являются определяющими среди топ-исполнителей [55,58]:

1. Умение расставлять приоритеты.

2. Умение работать в команде.

3. Организационная осведомленность.

4. Эффективное решение проблем.

5. Самосознание.

6. Проактивность.

7. Способность оказывать влияние.

8. Эффективное принятие решений.

9. Способность к обучению.

10. Техническая смекалка.

Необходимо отметить, что обобщенные исследования выделили 10 наиболее типичных навыков, предъявляемых работодателями к претендентам, однако основными критериями при оценки уровня обладания отдельными навыками являются их профессиональные характеристики [47]. При этом, одним из направлений оценки является общие требования, такие как:

- творческое мышление;

- способность к быстрому обучению;

- умение принимать решения и т.д.

Таблица 1.1 – Представление отдельных профессиональных навыков на современном рынке труда

Умения и навыки

Ведущий менеджер

Продажи и маркетинг, обслуживание клиентов

Программисты, дизайнеры, исследователи, педагоги

Навыки управления временем

+

+

-

Навыки управления людьми

+

 

+

Творческое мышление

+

+

+

Эффективные навыки слушания

+

+

+

Умение принимать решение

+

+

+

Способность к быстрому обучению

 

+

+

Ответственность

+

+

+

Решительность

+

+

+

Данные характеристика являются достаточно обобщенными и могут относиться к дискуссионным категориям, однако при формировании профессиональных навыков, представленная классификация имеет место быть.

В умении есть элементы автоматизма, но в целом оно всегда осуществляется осознанно. Большинство ученых считают, что в отличие от навыка в умении отчетливо и активно представлено мышление.

Если навыки обеспечивают уверенные и эффективные действия в стандартных, почти одинаковых, повторяющихся ситуациях, то умение - в нестандартных, заметно отличающихся друг от друга при повторениях.

Они выражаются в обученности специалиста тому, чтобы он мог изучить и понять своеобразие ситуации, принять адекватное ей решение, видоизменить порядок и способы действий так, чтобы они отвечали реалиям обстановки; действовать осмысленно, контролируя себя и внося по необходимости коррективы в действия для наилучшего достижения цели.

Таким образом, формирование системы навыков в профессиональном образовании должно отвечать требованиям дуального образования.

Известно, что система дуального обучения представляет собой форму подготовки кадров, сочетающая обучение в организации образования с обязательными периодами обучения и практики на предприятии с предоставлением рабочих мест и компенсационной выплатой обучающимся при равной ответственности предприятия, учебного заведения и обучающегося.

К основным участникам дуального образования следует отнести [6]:

1) учебные заведения, реализующие образовательные программы технического и профессионального, послесреднего образования, независимо от форм собственности;

2) организации (предприятия), независимо от форм собственности;

3) обучаемый – студент (стажер), слушатель.

Таким образом, система дуального образования дает возможность формировать специалиста способного с одной стороны, обладать достаточным уровнем теоретических знаний, а с другой стороны приобретать практические навыки и умения, основанные на требованиях работодателей.

Федеральный закон «Об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012г. устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования [1].

Образование представляется как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Основные подходы к развитию современной системы образования обобщим на рисунке 1.2.

 

«Цель образования

- развитие способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального и личного опыта»

 

«Содержание образования

- дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, социально-политических» и других проблем»

Цель и содержание современной системы образования

 

«Организация образовательного процесса

- создание условий для формирования у обучающихся опыта самостоятельного решения познавательных, практических, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования

 

«Оценка образовательных результатов

основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определенном этапе обучения»»

Рисунок 1.2 – Основные подходы к реализации современной системы образования, в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании»

№ 273-ФЗ от 29.12.2012г.

Следует обратить внимание на «организацию процесса обучения» в рамках современной системы образования, считают Бондаренко А.В., Губарева Л.И., Новиком А.М.[10,27,37] .

Под организацией образовательного процесса в современной системе образования понимается - создание условий необходимых для формирования у обучающихся опыта самостоятельного решения познавательных, практических, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования [32].

Отсюда развитие современной системы профессионального образования состоит в интеграции теоретических знаний и практических навыков обучающихся, направленных на решение профессиональных задач в современном экономическом и трудовом сообществе.

Соответственно формирование новых подходов в системе профессионального образования требует развития и использования различных педагогических приемов и методов, направленных на формирование профессиональных навыков и умений.

В системе внедрения дуальной формы обучения на первый план выходит оценка возможности использования активных и интерактивных педагогических приемов при формировании профессиональных навыков обучающихся и повышении уровня их заинтересованности в качестве индивидуального образования и активизации познавательной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (29 декабря 2012 г. - Справочная правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru. - Дата доступа: 15.06.2018.

Федеральная целевая программа развития образования на 2011—2015. - Справочная правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru. - Дата доступа: 15.08.2018.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 14 июня 2013 г. №464 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru - Дата доступа: 01.06.2018.

Приказ Министерства образования и науки России от 05.02.2018г. N 69 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru - Дата доступа: 01.06.2018.

Амирова, Л.А., Багишаев, З.А. Профессионально-педагогическая мобильность учителя как целевая установка высшего педагогического образования // AlmaMater (Вестник высшей школы). 2014г. - №1.- С.55-59.

Афанасьев Н.Н. Инновационные технологии в профессиональном образовании (коллективная монография)/Н.Н.Афанасьев, Ю.Н. Баранов, С.В.Баранова, Л.И. Губарева, В.С. Тенетилова и др.//Международный журнал экспериментального образования. − 2015.-№ 12-1.− С. 72-73.

Библиотека научно-педагогической литературы: [Электронный ресурс] // Портал современных педагогических ресурсов - Режим доступа:http://www.lexed.ru/pravo/theory/yagofarov2005/?1111.html//11.05201. - Дата доступа: 01.06.2018.

Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии: / В.П. Беспалько. - М.: Юнити-Дана,2001. – 183 с.

Борытко, Н.М. Теория обучения: /Н.М. Борытко. – Волгоград: ВГПУ, 2006. – 137 с.

Бондаренко, А.В. Современные инновационные технологии в образовании./А.В. Бондаренко: [Электронный ресурс] - Режим доступа: ttps://sites.google.com/a/shko.la/ejrono. - Дата доступа: 07.07.2018.

Бим-Бад, Б. М. История и теория педагогики. Очерки : учебное пособие для вузов / Б. М. Бим-Бад. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 272 с.

Гнедая, О.Д. Организация самостоятельной работы студентов и формы её контроля /О.Д. Гнедая: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library - Дата доступа: 01.07.2018.

Григальчик, Е. К. Обучаем иначе. Стратегия активного обучения /Е.К. Григальчик. – Минск: Современное слово, 2013. – 302 с.

Губарев,а Л.И., Инновационные подходы к разработке учебно-методического комплекса образовательного модуля / Л.И. Губарева, Е.В. Петрухина, В.С. Тенетилова. - Фундаментальные исследования, №11, Москва, 2014. - С.1795-1798

Дрозд, К. В. Актуальные вопросы педагогики и образования: учебник и практикум для академического бакалавриата / К. В. Дрозд. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2017. — 329с.

Деев, Е.Е. Организация методической работы в профессиональном образовательном учреждении: учебное пособие для студентов / Е.Е. Деев. - Москва.:АПСН, 2004. - 506с.

Дудников, С.М. Создание педагогических условий для развития профессионального учреждения: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений: /С.М. Дудников, Е.Е. Деев.– М.: Изд-во ИПК и ПРНО МО, 1999.

Дьяченко, В. К. Организационная структура учебного процесса и его развитие./ В.К. Дьяченко. — М.: Академия, 2015. —290 с.

Жученко, А.А. Профессионально-педагогическое образование России. Организация и содержание/ А.А. Жученко, Г.М. Романцев, Е.В. Ткаченко. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2012г. – 234 с.

Закарьяева, З. М. Управление современным образованием: организационные механизмы / З. М. Закарьяева. Философия хозяйства. - 2011. - № 2 (74). - С. 161-166.

Зеер, Э.Ф. Компетентностный подход к образованию./ Э.Ф. Зеер. Образование и наука. – Известия Уральского отделения Российской академии образования. 2015г. – С.27-40.

Зимняя, И.А. Идея личностно-детяельного подхода: [Электронный ресурс] - Режим доступа: ttp://psyvision.ru/help/pedagogika/45-teory2 - Дата доступа: 01.06.2018.

Исаев, И. Ф. Общая ᴨедагогика. /И.Ф. Исаев // - М.: Владос, 2003. – 334 с.

Иванов, Е. В. История и методология педагогики и образования: учебное пособие для бакалавриатаи магистратуры / Е. В. Иванов. - 2-е изд., испр. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 129с.

Игтисамова, Г.Р. Некоторые аспекты и методики профессионального образования на западе и в России Научная библиотека КиберЛенинка: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article-kontseptsii. - Дата доступа: 01.07.2018.

Иванов, Е. В. История и методология педагогики и образования : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. В. Иванов. — 2-е изд., испр. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 129 с.

Инновационные технологии в профессиональном образовании: коллективная монография / Губарева Л.И., Правдюк В.Н., Хмызова Н.Г., и др. под общей редакцией В.С. Никульникова. – Орел: Изд-во Орел, ООО ПФ «Картуш», 2015. – 220с.

Коджаспирова, Г. М. Общие основы педагогики: учебник для академического бакалавриата/ Г. М. Коджаспирова. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 151с.

Коряковцева, О.А., Тарханова, И. Непрерывное образование как средство социализации взрослого человека / О.А. Коряковцева, И.Ю. Тарханова// Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2015. – № 8. – С. 132-135.

Князев, Е.А. История отечественного образования и педагогики: учебное пособие для академического бакалавриата / Е. А. Князев. − М.: Издательство Юрайт, 2017. − 236 с.

Коваленко, Е.Э. Методика профессионального обучения./ Е.Э. Коваленко. - X.: ЧП "Штрих", 2013.- 480 с.

Кузнецов, В. В. Общая и профессиональная педагогика: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В. В. Кузнецов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 136с.

Лапыгин, Ю. Н. Методы активного обучения: учебник и практикум для вузов / Ю. Н. Лапыгин. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 248с.

Кругликов, Г. И. Методика профессионального обучения./Г.И. Кругликов. – М.: Академия, 2013. – 320 с.

Методика преподавания экономики: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://megaobuchalka.ru/8/41308.html - Дата доступа: 01.07.2018.

Мухина, С.А. Нетрадиционные ᴨедагогические технологии в обучении./ С.А. Мухина. - Р-н-Д: Феникс, 2014. – 288 с.

Новиков, А.М. Российское образование в новой эпохе / А.М. Новиков. - Парадоксы наследия, векторы развития.- М.: Эгвес, 2010г. - 272 с.

Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред В.Д. Симоненко. – Вентана-Граф, 2013.—368с.

Обучение – как способ организации педагогического процесса: [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://studfiles.net/preview/197085. - Дата доступа 05.06.2018.

Образовательный процесс в профессиональном образовании: учебное пособие для вузов / В. И. Блинов и др., под общ. ред. В. И. Блинова. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 314с.

Оптимизация процесса обучения: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu.garant.ru/education/vocational. - Дата доступа: 05.06.2018.

Оптимизация современного урока: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/statya-optimizaciya-sovremennogo-uroka-1050013.html . - Дата доступа: 05.06.2018.

Патрушева, И. В. Психология и педагогика игры: учебное пособие для вузов / И. В. Патрушева. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 130 с.

Правдюк, В.Н. Современные подходы и педагогические условия в подготовке педагога профессионального обучения /В.Н. Правдюк, С.В. Дерепаско, С.И. Маслов //Известия Тульского государственного университета: Гуманитарные науки вып.1, ч.2. - Тула: Изд-во ТулГУ.- 2012. - С. 63-6.

Профессиональное образование /А.Н.Лейбович: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Профессиональное_образование. Дата доступа: 01.06.2018.

Профессиональное обучение: от теории к практике / Под общ. ред. Правдюк В.Н., Губаревой Л.И., Хмызовой Н.Г. – Орел: Издательство ООО ПФ «Картуш», - 2016. – С. 6-25.

Психология и педагогика высшей школы: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / И. В. Охременко [и др.] ; под ред. И. В. Охременко. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 178 с.

Поляков, С.Д. В поисках педагогической инновации./ С.Д. Поляков. – М.: Дрофа, 2013. – 271 с.

Пономарев Р.Е. Образовательное пространство: Монография: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://yandex.ru/clck/jsredir?bu. -Дата доступа: 01.06.2018.

Путин Владимир - призвал обновить систему среднего профессионального образования: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vz.ru/news/2015/6/19/751777.html. - Дата доступа: 01.06.2018.

Просмотров работы: 64