ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО КЛАССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО КЛАССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Колиба К.Г. 1
1БУ ВО «Сургутский государственный педагогический университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Для каждого ребенка поступление в школу, является сложным социально-адаптационным периодом. Социальная адаптация ребенка начальной школы начинается с усвоением требований и норм поведения, которые оглашаются учителем. Первое время школьнику всегда тяжело в школе, поэтому родители должны особое внимание уделять ребенку дома и разговаривать о всех трудностях, которые у него появляются [1, c.7].

В нашем исследование, мы хотим обратить внимание на адаптацию к школе детей с особыми образовательными потребностями. Приведем примеры уровней сложности, которые бывают от второго до пятого уровня.

Второй уровень. Если у ребенка проблемы со слухом или речью, то происходит снижение способности к общению со сверстниками.

Третий уровень. Если у ребенка проблема с нарушением зрения, то происходят трудности с проявлением деятельностной активности.

Четвертый уровень. Если у ребенка проблемы с опорно- двигательным аппаратом, то происходят снижение способности к реализации ролевого поведения.

Пятый уровень. Если у ребенка выявлены интеллектуальные нарушения. Данные нарушения здоровья снижают способность к интерпретации знаковых и символических взаимодействий, и как следствие, выбору адекватной адаптационной стратегии [4, c.11-12].

Из этого следует, что характер патологии определяет направление коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. У данной категории детей отмечаются следующие отклонения [1, c.23]:

Нарушение активности ребенка, нежелание бегать на переменках с одноклассниками.

Затруднение переключиться с одного дела на другое, а также слабая координация и автоматизация движения.

Наличие рефлекторного содружественного движения конечности. 

Быстрая истощаемость сил на уроках.

У детей с ограниченными возможностями здоровья нарушено формирование саморегуляция. Этому происходит из-за неадекватной оценки себя, слабость познавательных интересов и низкий уровень мотивации. Также у детей не формируется самоконтроль из-за отсутствия потребности и навыка самопроверки и неосознании допущенных ошибок [5, c.203].

Для таких детей придумано инклюзивное образование, которое является процессом развития общего образования и подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Цель инклюзивного обучения скорректировать обучение детей в соответствии норм и правил образования. Данная программа направлена на комплексную помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начальной школы, для устранения недостатков в физическом или психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию [3, c.112].

Инклюзивное обучение в начальной школе формирует особые условия обучения детей, которые позволяют учитывать потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. В обучение входит вариативные формы получения образования и различные варианты специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Такая форма обучения может быть в общеобразовательном или в коррекционном классе по общей образовательной программе начального общего образования. Также обучение может быть дистанционного формата. Рассмотрим задачи инклюзивного образовании [3, c. 113]:

Своевременное выявление у детей трудность в адаптации, которая обуславливается ограниченностью здоровья школьника.

Определить программу обучения для школьника, у которого есть какое – либо заболевание.

Определить особенности организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности.

Создать условия, которые помогут детям с ограниченными возможностями здоровья усваивать программу начальных классов.

Осуществлять психологическую и педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей их развития, а также с учетом индивидуальных возможностей детей.

Разработать учебный план, для организации групповых занятий детей с выраженным нарушением в здоровье, где будет проводиться сопровождение и поддержка учителя.

Обеспечить возможность обучения по дополнительным программам и возможность получать дополнительные образовательные коррекционные услуги.

Реализовывать социальные программы для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Оказывать методическую помощь родителям для дополнительного обучения детей дома.

Из этого следует, инклюзивное образование создается при организации обучения в образовательном учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование направлено на обеспечение коррекции недостатков в физическом или психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении школьной программы.

Отметим, что в последние года больше стало уделяться внимания детям с ограниченными возможностями здоровья для того, чтобы они могли вести полноценный образ жизни и чувствовать себя на ровне со своими сверстниками. Поэтому с первого дня школы ребенку надо помогать и давать комплексное сопровождение от учителя. Форма сопровождения определяется педагогическими работниками самостоятельно, исходя от вида ограниченности возможностей здоровья ребенка [6, c.74].

Эффективный результат данной деятельности зависит от соблюдений таких условий как [6, c.75]:

Медицинская, психологическая, аналитическая, диагностическая и контрольно- оценочная помощь.

Индивидуализация задач и технологий сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья и с учетом их актуальных образовательных потребностей.

Нацеленность работы всего педагогического коллектива на создание условий, обеспечивающих учебную, социальную, личностную успешность всех обучающихся.

Наличие у учителей положительной устойчивой мотивации к решению задач комплексного сопровождения.

Вовлечение в процесс сопровождения семьи.

Процесс сопровождения включает в себя [6, c.76]:

Разработку нормативных документов, регламентирующих деятельность службы сопровождения.

Разработку «Программы коррекционной работы» и «Программы комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья».

Разработку индивидуальных программ воспитания, обучения и развития.

В службу сопровождения входят участники образовательного процесса: педагог, психолог, логопед, медицинские работники руководствуясь основным принципом своей работы (все для детей).

С момента поступления ребенка в школу специалисты службы сопровождения непрерывно наблюдают за процессом его развития, выявляя проблемы в ходе диагностики или получая сигналы о наличии трудностей в результате обращения учеников, учителей, родителей, представителей администрации.

Лишь только благодаря совместной деятельности всех школьных служб достигаются положительные результаты в коррекционно-развивающей работе с детьми ограниченными возможностями здоровья. Также стоит помнить, что при определении ребенка с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе нужно учесть [7, c. 64]:

Подходят ли условия учреждения для комфортного существования в нем ребенка - создана ли безбарьерная среда.

Насколько ребенок готов к посещению школы.

Есть ли возможность создания индивидуально-ориентированных программ на основе образовательной программы учреждения и будет ли ребенок, обучающийся по этим программам, достаточно успешен при их выполнении.

Есть ли в данном учреждении структурные подразделения, дополнительные специалисты, способные оказать профессиональную помощь ребенку.

Организовано ли психологическое и педагогическое сопровождение.

Распространение процесса инклюзии детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой еще один шаг к обеспечению полноценной реализации прав детей на получение доступного образования.

В инклюзивном образовательном учреждение в начальных классах создаются перспективы для лечения детей с ограниченными возможностями здоровья, также формируется календарный план занятий и формируется образовательные программы согласно начальной школы. Каждое занятие планируется с учетом особенности каждого ребенка, согласно их медицинского заключения [3, c.115].

Отметим, условия инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья [3, c.112]:

Создание образовательного пространства для занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Создание программы работы для обучения ребенка.

Создание развивающей программы, помогающая ребенку адаптировать к учебной деятельности.

Создание дидактического обеспечения, которое можно передать родителям, чтобы они занимались с ребенком дома.

Образовательное пространство для детей с ограниченными возможностями здоровья, отдельные кабинеты, где будут проводиться дополнительные занятия.

Безопасная среда жизнедеятельности.

Функциональные помещения для обеспечения коррекции проблемы ребенка.

Взаимодействие с одноклассниками и окружающими.

В образовательных учреждениях, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, предъявляются новые и более высокие требования ко всем педагогам. Так при создании социальной адаптации для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья роль учителя имеет важное значение.

Самым важным в работе с ребенком с ограниченными возможностями здоровья имеют следующие характеристики [7, c. 66]:

1) Направленность на ребёнка, а именно:

- хорошее отношение к ребенку имеющего какую-либо ограниченную возможность и готовность работать с ним;

- иметь стратегию сотрудничества с родителями ребенка и объяснять, и помогать в его воспитание.

2) интеллектуальная гибкость:

- навыки разработки плана для детей с ограниченными возможностями здоровья;

3) профессиональная компетентность:

- знания, необходимые для работы в группе детей;

- знания сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

- навыки проведения педагогической диагностики для построения индивидуальной работы с ребенком с ограниченными возможностями здоровья;

4) поведенческая гибкость:

- навыки сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья по индивидуальному образовательному маршруту;

- знание методик работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Итак, учитель в условиях инклюзивного образования становится координатором процесса в сотрудничестве с участниками образовательного процесса.

Таким образом, социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования в школе имеет отличия от здоровых детей. Здоровым детям сложно адаптироваться к школе первые две недели, после чего происходит привыкание к трудовой деятельности и дети постепенно вливаются в школьную жизнь и с удовольствием общаются с одноклассниками. Дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают много стресса при поступлении в школу, в первую очередь из-за своих проблем со здоровьем, которые отражаются в их речи, движение, памяти и других проблем. Поэтому с такими детьми необходимо заниматься, давать необходимую поддержку, как и психологическую, так и социальную, и медицинскую.

Список литературы

Артюшенко, Н. П. Организация процесса включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательные учреждения [Текст] / Н. П. Артюшенко // Школьный логопед. - 2011. - № 1. - С. 5-24.

Бакисова, Л. О. Система работы по развитию устной и письменной коммуникации у детей с ОВЗ. 1-4 классы. Рабочие программы, индивидуальные и групповые занятия: - Санкт-Петербург, Учитель, 2015 г.- 92 с.

Бургасова, Н. Е.Модернизация системы обучения детей с ОВЗ в условиях инклюзии [Текст] / Н. Е. Бургасова, С. Ю. Танцюра // Логопед. - 2014. - № 8. - С. 112-117.

Т. А. Грищенко, Сенсорное развитие детей на занятиях в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях: — М.: Владос, 2014 г.- 96 с.

Л. Р. Давидович, Т. С. Резниченко, Ж. В. Антипова, Логопедия. Семейное воспитание детей с нарушениями в развитии: - Санкт-Петербург, НОУ ВПО Московский психо, 2014 г.- 216 с.

С. А. Коробкина, Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах. Система работы с детьми, родителями, педагогами: — М.: Учитель, 2015 г.- 240 с.

Просмотров работы: 577