ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ

Фадеева Ю.С. 1, Кобозева И.С. 1
1Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, г. Саранск
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Мыслительная деятельность представляет собой объект исследования ряда научных дисциплин, таких как: теория познания, логики, психологии и физиологии высшей нервной деятельности. Мыслительный процесс является достаточно сложным познавательным психическим процессом, высшей формой отражения и восприятия окружающей действительности. Рубинштейн С.Л. отмечает, что«Мышление - это опосредованный и обобщенный процесс отражения окружающей среды в ходе анализа и синтеза. Данный процесс возникает на основе практической деятельности чувственного познания и выходит за его пределы» [8, с. 37].

Мыслительными операциями являются: сравнение, анализ и синтез, абстракции, обобщение, конкретизация. Мышление музыканта имеет свою специфику особенностей профессии. Особая текучесть и необратимость музыкального текста обуславливают постоянную необходимость анализа звукового потока. Операции группировки, сравнения и дифференциации действуют на протяжении звучания музыкального произведения, на всех уровнях музыкального синтаксиса - сравнение звуков по высоте и длительности даёт представление о ладовой и ритмической организации интонации и мотива; сравнение мотива и фразы позволяет воспринять тематические структуры; сравнение частей и разделов приводит к осмыслению формы и типа развития; сравнение одного музыкального произведения с другими выявляет жанровые и стилистические особенности. Со второго уровня синтаксиса, такое сравнение требует подключения группировки.

К помощи мышления мы приходим в том случае, когда не можем получить информацию, основываясь на работе только лишь органов чувств. В подобных случаях необходимо приобретать новое знание при помощи мышления и выстраивать концепцию определенных выводов.

Следует отметить, что все без исключения разновидности мышления напрямую непосредственно тесно взаимосвязаны между собой. Когда мы начинаем приступать к какому-либо практическому действию, мы непосредственно уже имеем тот самый образ в нашем сознании, которого предстоит еще достичь. 

Художественное мышление представляет собой такой вид интеллектуальной деятельности, которая направлена на создание и восприятие произведений искусств. Это особая разновидность мышления, которая отличается целями и задачами, характером протекания, социальными функциями и способами включения в социальную практику [4, с. 58-74].

Шадриков В.Д. полагает, что образ, который формируется в сознании индивида является мысленным (ментальным). Когда индивид воспринимает объект окружающей среды, его сознание фиксирует мысленную форму данного объекта, которая может возникнуть при помощи мечтания. Образное мышление формируется посредством фиксирования, создания, оперирования, передачи, видоизменения образа. Данный вид мышления реализуется при помощи механизма представления, который основывается целостном восприятии и каждого фрагмента по отдельности [10, с. 49-51].

Мир искусства - это мир художественных образов. Без понимания специфики художественного образа невозможно постичь суть искусства [7, с.101]. Особенность работы музыканта заключается в представлении слушателям уже существующих, оформленных, неповторимых образов. Художественный образ отражает действительность в ее конкретности, индивидуальной неповторимости. В то же время, будучи естественной картиной мира, художественный образ заключает в себе обобщение, отображает внутренний смысл изображаемого, следовательно является формой познания и отражения действительности. Образность важна в детском музыкальном творчестве, когда у ребенка происходит формирование основных навыков исполнительства, посадки, постановки рук, звукоизвлечения.  В формировании художественного образа большое значение имеют художественные средства выражения. Мастерство музыканта заключается в обработке материала (слова, звука, др.), которые оказывает большое эстетическое воздействие и помогает восприятию того содержания, которое содержится в образе [4, с. 86-88].

Музыкальный образ не является лишь музыкальным по своей природе, поскольку, как мы отметили выше, при формировании образа важную роль играет зрительная память, воображение и ассоциативность. Ассоциации по контрасту, сходству, смежности неизменно присутствуют в процессе работы над музыкальным произведением, чем многообразнее ассоциации, тем ярче звучит авторская музыка. Музыкальный образ также включает в себя и другие производные, в том числе логический компонент. Одной из качественных характеристик работы музыканта является активная мыслительная деятельность, рассуждения, наблюдения. Музыкальный художественный образ, обычно возникает как носитель единичного, конкретного, является сам по себе обобщением [11, с. 24]. В содержании творчества музыканта отражаются чувственные и рациональные части. Чувственное содержание основано на образах восприятия, ощущения, представления, рациональное – на образах логических структур и явлений. В отличие от традиционных эмоциональных проявлений, главным для музыкальных художественных эмоций является устойчивое, объективное, духовно-этическое содержание [6, с.62].

Исполнительское музыкальное мышление является разновидностью художественно-образного мышления, которое характеризуется как образное отражение действительности, выражение обобщенного, закономерного в чувственной форме, наполненной деталями непосредственного, индивидуального облика [11, с. 21-22]. При формировании исполнительского музыкального мышления определяют следующие этапы - музыкальное восприятие (первоначальное «проникновение» в музыкальное явление - обнаружение, опознание, идентификация, категоризация), ассоциативно-познавательные операции, то есть пробуждение музыкальных образов через художественные немузыкальные образы и через них - подход к ассоциациям, обращение к эмоциональному личностному опыту человека. В процессе прослушивания и переживания музыкального произведения появляется «инсайт» - эстетическое наслаждение и духовное обогащение. Музыкальный язык развивается в процессе музыкальной практики, он основывается на структурных единицах (знаках), заключающих в себе свое значение [1, с. 91].

Соколов А.Н. в труде «Внутренняя речь и мышление» отмечает, чтомузыкальное художественно-образное мышление работает в произведении в виде системы отбора, ограничения, целенаправленности, структурирования музыкального текста, что представляет собой особенный тип продуктивного творческого мышления. Музыкальный мыслительный процесс включает в себя главные черты мышления как психического процесса, а его специфика определяется духовным содержанием музыки, семантикой музыкального языка, энергичным самовыражением личности в ходе музыкальной работы [9, с. 118-119].

А.Н. Леонтьев рассматривает мышление как наивысшую степень познания. Поэтому художественно-образное мышление следует воспринимать как широкую область познания и видение мира.

Рассмотрев различные исследования в области художественной педагогики, мы сделали вывод, что «художественно-образное мышление» направлено на решение логико-эмпирических задач в творческой деятельности [3, с. 139].

В настоящее время накопилось значительное количество исследований в разных областях науки, которые посвящены данной теме. Таким образом это дало толчок для создания разных понятий, которые имеют идентичное значение, либо не полностью раскрывают данное понятие. Это создает проблему трактовки понятия «художественно-образного мышления» в научной литературе, которая посвящена вопросам искусства и художественной педагогике. В литературе часто встречаются довольно схожие значения понятий «художественно-образного мышления» и «образного мышления». Образное мышление отражает определенную физиологическую способность человеческого сознания, свойственное каждому человеку, которое проявляется через зримые и конкретные образы.

Художественно-образное мышление нацелено на создание художественного образа, с помощью мыслей. Так как художественный образ выступает как процесс, ему свойственна некая «незавершенность», «неоднозначность».

Многозначность определений и безграничные возможности создания художественного образа связанные с условиями субъективного характера, определяют существование определенного «познавательного и эстетического риска».

Художественно-образное мышление состоит из двух компонентов: объективно-формального и эмоционально-субъективного. Данные компоненты влияют на формирование художе­ственно-образного мышления.

Художественно-образное мышление основывается на развитии таких психических процессов как: творческое восприятие, чувственное мироощущение, ассоциативность, эмпатия, креативность, воображение и т.п.

Художественно-образное мышление в музыке способно оперировать интонационными и логическими компонентами одновременно, при этом в процессе создания произведения, музыкальный образ и форма взаимодополняемы. Уже на первом этапе рождения интонации требуется логика, которая определяет процесс построения музыкальной композиции действительности звуками посредством чувства. Любой вид мыслительной деятельности невозможен без языка, поэтому абсолютна связь исполнительного художественно-образного музыкального мышления с вербализацией результатов. Словесная формулировка исполнительского замысла, задач воплощения дает возможность осмыслить неуловимое, то, что отличает мир музыкально-художественных представлений.

Важными факторами, влияющими на развитие художественно-образного мышления, являются не только лишь практические умения и навыки, но и специфика восприятия действительности музыкантом. Это показывает всю важность взаимодействия практических навыков с умениями, знаниями, теоретическим опытом, фантазией, эмоциональным настроем. Понятие художественно-образного мышления позволяет выявить закономерности проявления образов и поиска худо­жественно-выразительного воплощения в процессе творчества средствами искусства.

Мышление музыканта очень специфично и особенно. Без особых качеств, которыми должен владеть музыкант, работать в профессии достаточно трудно.

Список использованных источников:

Брушлинский, А.В., Тихомиров, О.К. (2013). О тенденциях развития современной психологии мышления. Национальный психологический журнал, 2 (10), 10–16. 3. Выготский, Л.С. (2006). Психология развития человека. Москва: Издательство Смысл; Издательство Эксмо. - С. 85-91.

Зинченко, В.П. (2002). Психологические основы педагогики (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова). Москва: Гардарики. – 17 с.

Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. I. - М.: Педагогика, 1983. - 392 с.

Маклаков А.Г. Общая психология. Изд. «Питер» 2006 г. - С. 27-80.

Маланов С.В. Психологические механизмы мышления человека. Изд. «Московский психолого-социальный институт» 2003 г. - С. 63-64.

Маклаков А.Г. Общая психология. Изд. “Питер” 2006 г. - С. 61-69.

Петерс В.А. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Изд. “Проспект ” 2004 г. - С. 90-124

Рубинштейн, С.Л. (2008). О природе мышления и его составе. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Ф. Спиридонов, М.В. Фаликман (ред.) Психология мышления: хрестоматия (с. 111–116). Москва: ACT: Астрель. – 37 с.

Соколов, А. Н. (1968). Внутренняя речь и мышление. Москва: Просвещение. - С. 118-119.

Шадриков, В.Д. (2006). Интеллектуальные операции. Москва: Университетская книга, Логос. - С. 47-51.

Шадриков, В.Д. (2007). Ментальное развитие человека. Москва: Аспект Пресс. - С. 22-28.

Просмотров работы: 958