ПРИЕМ ТЕХНИКИ «ГОБЕЛЕН» С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ПРИЕМ ТЕХНИКИ «ГОБЕЛЕН» С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Шматкова В.Е. 1
1БУ ВО «Сургутский государственный педагогический университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В классическом понимании, гобелен (название утвердилось в XVII веке во Франции по фамилии семейства Гобеленов, держащих фабрику в одноименной местности) – это плотная декоративная ткань с сюжетной или орнаментальной композицией, создающаяся ручным способом. Искусство ткачества гобеленов, изначально известных под названием шпалеры, дошло до сегодняшнего дня с древних времен [1].

При раскопках египетских захоронений были найдены древнейшие на сегодня образцы коптских шпалер. Причем, некоторые приемы коптского ткачества используются и в современном изготовлении гобеленов. В Европе самыми ранними образцами шпалер являются немецкие ткани.

Известно, что гобелены несли не только эстетическую функцию, но и служили чисто практическим целям – они сохраняли тепло за счет своей плотности, иногда даже заменяли стены. Процесс ткачества шпалер был очень трудоемким, кропотливым и дорогостоящим, поэтому позволить их себе могли только очень знатные и богатые люди и члены королевских семей. Эскизы для шпалер на пике популярности этого вида искусства писали такие гениальные художники как Рафаэль, Рубенс, Ван Дейк [2].

В современном мире гобелены не так востребованы но, тем не менее, остаются актуальны у широкого круга людей. При этом сохраняется стабильный интерес к ручному ткачеству, гобеленоплетение широко используется в декорировании интерьеров, создании аксессуаров и дизайне одежды. Существуют и мастера, создающие авторские гобелены, известные во всем мире - Уильям Моррис, Жан Люрса, Жан Пикар-Леду, Марк Сен-Санс, Марсель Громер и многие другие.

Относительно недавно сложился новый вид рукоделия, основанный на новых текстильных приемах, - вышивка в технике «гобелен», его еще называют нетканым гобеленом или вышивкой петлей. Нетканый гобелен - это упрощенный способ изготовления изделия, внешне похожего на сотканную материю. Он отличается от классического своей фактурой, похожей на махровое полотенце, и техникой изготовления. В ткачестве очень серьезна цена ошибки – ее практически невозможно исправить. С работами в технике «гобелен» такой проблемы не возникает – любую ошибку можно легко исправить. Благодаря менее трудоемкой технике выполнения нетканого гобелена такой вид рукоделия может быть доступен для освоения учениками младшей и средней школы. Методисты и педагоги, к примеру, Сидорова Н.Г. – ведущий методист в доме ремесел в г. Ижевск, в последнее время вводят внеклассные занятия обучающие приемам техники «гобелен» в свои программы. Подобные занятия помогают решить сразу несколько задач развития способностей ребенка как в изобразительной, так и в прикладной деятельности.

Процесс создания нетканого гобелена очень схож с созданием живописных полотен, важную роль играет работа по теории живописи, а конкретно по освоению законов композиции. Здесь методистами рекомендуется использовать много наглядного материала, демонстрировать лучшие образцы композиционных решений. Закреплять теоретические знания о композиции ученикам предлагается, создавая собственные эскизы своих будущих панно. При этом в процессе создания эскизов учитель знакомит детей с законами перспективы, основами колористики [5].

В процессе подготовки к созданию своей первой работы в технике «гобелен», ученики попутно погружаются в мир законов художественного искусства. Осваивают довольно сложные темы и учатся теорию применять на практике. Результатом этой учебной деятельности станет первая творческая работа. В ней соединятся полученные знания по теории искусства и практические навыки создания нетканого гобелена.

При этом такие занятия, являются психологически комфортными для детей, так как воспринимаются ими как игра. Процесс изготовления нетканого гобелена пробуждает в ребенке фантазию, при этом процесс творчества лишен психологического напряжения, так как в любой момент есть возможность исправить ошибки и изъяны. Благодаря подобному психологическому раскрепощению в ребенке появляется смелость, склонность к самостоятельности и импровизации [3].

Занятия по освоению техники «гобелен» помогают педагогам в процессе, приближенном по своему характеру к игре, иголки заменяют карандаш, а волокна - краски. Эта техника и напоминает рисование и дает полную раскрепощенность, потому что в любое время можно исправить рисунок, и ребенок уверенно начинает импровизировать и фантазировать, работая над гобеленом. В. М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А так же развить важные качества и навыки: внимание, усидчивость, аккуратность, развитие мелкой моторики рук. «Рука – это инструмент всех инструментов», сказал ещё Аристотель. «Рука-это своего рода внешний мозг», писал Кант.[4] Современная школьная программа не изобилует занятиями, направленными на развитие в детях художественного вкуса, работа по созданию нетканого гобелена может помочь методистам и педагогам восполнить этот пробел.

С методической точки зрения начинать работу по освоению приемов техники «гобелен» необходимо по пути от простого к сложному. Методисты и психологи к примеру, руководитель МКУ ДО «Павловский Центр Творчества» Олейникова Г.А. рекомендуют педагогам учитывать возрастные особенности своих подопечных, теоретическую информацию подавать небольшими частями, подкрепляя теорию практическими занятиями [7].

С.Е.Игнатьев, определяет такие основные приемы изготовления гобелена, как чередование нитей различных цветов для передачи постепенного изменения тона или рельефности. Наиболее распространенный и чаще всего применяемый прием изготовления гобелена — это гладкое ткачество, содержащее всебе множество различных приемов. Один из них, называемый круглянием, обычно используют на небольших участках. Также очень важно знать основные приемы соединения двух нитей разного цвета. Один из них называют «ткачество с просветами», когда нити разного цвета не соединяются между собой, а заполняют каждая свой участок рисунка. Этот прием позволяет ткать частями, и не обязательно строго по горизонтали. Другой прием намного сложнее. Здесь нити утков сцепляются между собой и только потом возвращаются каждая в свою сторону. На месте соединения утков также образуется рубец, но менее заметный, чем при закреплении утков на общей нити основы. Чтобы соединение выглядело красиво, утки нужно переплетать все время одинаково. Иногда отдельные детали композиции выделяют контуром. Среди всех видов ковровой техники наиболее интересной является ворсовая. Она содержит в себе множество различных приемов. Самый древний из них — создание ворса с помощью удлиненных петель. Простейшим является способ вытянутых петель. Наиболее распространенным узлом для создания ворса является двойной ковровый [8].

На практике дети должны осваивать приемы изготовления нетканого гобелена, начиная с простых, небольших изделий. Так ученик не теряет мотивации, видя практически сразу результат своего труда. Отметим, что мотивация – это важнейший элемент, поддерживающий интерес к непростому, требующему усидчивости занятию. Ученик должен видеть и понимать, что он делает и зачем.

Начинать занятия по изучению техники «гобелен» следует с беседы, в которой будет дана историческая справка, показаны различные примеры, проведено сравнение разных техник. Так как данный вид рукоделия требует наличия определенных инструментов и материалов, педагог должен уделить внимание знакомству с принципами подбора иголок, обратить внимание на многообразие образцов нитей, продемонстрировать ученикам варианты рисунков, которые могут быть вышиты ими на занятиях.

Следуя методическим рекомендациям, педагог гибко подходит к учебному процессу, ориентируется в первую очередь на склонности своих учеников, их интересы. При работе по освоению новой техники необходимо учитывать инициативу ребенка, ни в коем случае не подавлять творческие порывы, стремление ученика к импровизации. Так учитель добьется устойчивого интереса к изучению технологии, при этом раскрывая творческий потенциал.

Можно отметить наиболее эффективные методы работы педагога на занятиях по освоению приемов техники «гобелен»: эмоциональный рассказ с вовлечением в беседу учащихся, с привлечением наглядного материала; занятие, соединяющее в себе разные виды искусств (музыку, живопись, литературу, танец); игра как способ познания сложных законов; личный пример учителя (для этого педагог сам должен на высоком уровне владеть теми приемами, которые он демонстрирует детям) [6].

Освоение техники гобелена для детей среднего школьного возраста должно быть выстроено по следующим этапам:

- работа над композицией;

- выполнения поиска графических эскизов;

- поиск цветовых решений;

- изготовление рабочего варианта картона;

- подбор шерстяных и полушерстяных нитей;

- ткачество по рабочему картону;

- завершающий этап ткачества;

- оформление конечного результата.

Педагог, следуя методическим рекомендациям, привносит в каждое занятие собственную индивидуальность, ведет учеников за собой, опираясь на свой опыт. При этом нельзя игнорировать психологические аспекты такой работы. На занятиях должны быть созданы комфортные условия, доброжелательность лежит в основе успешного освоения новых умений. Развитие творческого воображения учеников пробуждает в них интерес к практическому труду, к желанию увидеть результат своей работы. Итогом освоения приемов техники «гобелен» может стать выставка ученических работ, это будет являться и стимулом к обучению, и развитию у ребенка гордости за свой труд.

Список литературы

1. Абидин Д. Ж. Люрса // Декоративное искусство СССР. — 2012. — № 7. — С. 39—48.

2. Воронов Н. Интерьер и декоративное искусство // Современное декоративное искусство. — М.: Сов. худ., 2012. — С. 81—98.

3. Габриэль Г. Мини- и макси-текстиль // Декоративное искусство СССР. — 2013. — № 10. — С. 46—47.

4. Веденина С.А. Опыт работы «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»://Секретарь-референт. 2017. URL: https://www.maam.ru

5. Гассанова Н. Бердников К. Текстиль в дизайне интерьера // Декоративное искусство СССР. — 2014. —№ 10. — С. 7—8.

6. Гобелен «Натюрморт» / Гобелены. — Каталог СПВХПУ им. В.И. Мухиной. — СПб., 2014. — 90 c

Просмотров работы: 118