История стрит-арта
За последние десятилетия уличное искусство кардинально изменилось. Раньше города «украшали» хаотичные надписи, состряпанные на скорую руку, а сейчас все чаще можно увидеть величественные муралы, которые рассказывают удивительные истории о жизни и культуре общества. В работах стрит-арт-художников идея главенствует над формой: вместо простого посыла «я есть», в них просматривается «я так думаю». Уличное искусство привлекает инвестиции, способствует развитию туризма, превращает опасные и бедные кварталы в дорогие и престижные. Стрит-арт – это мощный инструмент социальных перемен и города стали для него полноценными полотнами. Еще несколько лет назад это принимали за хулиганство: граффити на вагонах метро, задержания и обвинения в вандализме. Никто не воспринимал творчество «художников» всерьез, власти устраивали слежки, обыски домов и мастерских. Только к концу XX века стрит-артнаходит своих приверженцев и поклонников, а в начале XXI — становится полноценным видом художественного искусства, со своими выставками, аукционами и идолами. Сегодня многие работы уличных художниковмогут посоревноваться в стоимости с картинами известных живописцев.
Уличная живопись появилась в древние времена. Наскальные рисунки можно назвать первыми ее примерами. На Руси граффити и надписи высекали на каменных стенах соборов, к примеру сохранились древнейшие надписи в Софийском соборе Новгорода, датируемые концом XII — началом XIII столетия. Одними из первых деятелей стрит-арта новейшего времени можно считать Казимира Малевича и Лазаря Лисицкого, расписывавших фасады домов в Витебске в 1920 году. Родиной более современных проявлений стрит-арта считается США. Именно здесь в 1930-х годах на стенах и вагонах хулиганы начали рисовать первые граффити в более привычном виде.
1972 год отмечает рождение нового эстетического языка. В то время как между уличными художниками, ищущими славы посредством своих псевдонимов, вспыхивает настоящая война, некоторые из них для того, чтобы как-то отличиться, используют неожиданные стилистические включения. Так зародилась основа стиля и кода граффити, используемого и сегодня.
Когда надписей стало слишком много, власти Нью-Йорка объявили это творчество незаконным. В 70-х также открылась первая выставка граффити. Коммерческие организации и модные дома начали предлагать урбан-мастерам взаимовыгодное сотрудничество. В это время рисунки становятся более замысловатыми: увеличивается толщина линий, добавляется контур и помимо надписей используются изображения мультяшных героев.
Сами граффити в СССР возникли лишь в середине 1980-х и первым городом, где это произошло, стала Рига, позднее подключились Москва, Ленинград, Киев, Минск.
В 1990-е года большинство западных стритартеров включили в свой арсенал помимо обычного граффити много других идей — стикеры, постеры, инсталляции, видеоарт. На арену вышли такие знаменитые мастера как Бэнкси, Ces53, Шепард Фейри, 108, Space Invader.
В 2000-ых годах в мире, включая и Россию, начался бум граффити, стали проводиться фестивали, организовываться выставки уличных художников, возникли черты индустрии со своими арт-проектами, определённый интерес проявился со стороны государственных учреждений и мэрий.
Художники стиля стрит-арт
Главной отличительной чертой всех деятелей стрит-арта является полная анонимность. Художники, рисуя свои произведения на улицах, пытаются донести определенную мысль до масс, высмеять какой-либо строй или явление, заставить задуматься над происходящими событиями, но далеко не ознакомить миллионы со своей личностью. Порой это явление доходит до фанатизма.
Ярчайшим представителем стрит-арта является художник Бэнкси. Он самая скрытная и недосягаемая фигура на сегодняшний день. За его творчеством следит весь мир, его произведения продаются на аукционах за баснословные деньги. Дома, ставшие его полотном, взлетают в цене в десятки раз. Его фильм «Выход через сувенирную лавку» номинировался на «Оскар», но максимум информации, которая о нем известна, - это английское происхождение и место рождения в Бристоле. Творческий путь андеграундного английского художника начался в 90-е годы. Каждый шедевр Бэнкси несет сильное послание и будоражит сознание обывателей. Он вытаскивает на свет пороки общества: говорит о войне, загрязнении экологии, глобальной технологизации, злоупотреблении полномочиями и т.д. В 2010 году Бэнкси вошел в список ста самых влиятельных деятелей мира. Его работы уникальны, талантливы и востребованы. Его работы сейчас настолько популярны, что их вырезают вместе со стенами и продают за сотни тысяч долларов на международных аукционах (в среднем они оцениваются в сумму свыше $500 тыс.). Однако сам художник монетизацию своего творчества не одобряет, считая, что искусство должно быть достоянием всего общества.
Еще одним успешным граффером можно назвать Шепарда Фейри. Известность ему принесли постер Hope для предвыборной кампании Обамы (2008 год) и работа OBEY с изображением борца Андре Гиганта. Шепард в отличии от Бэнкси не скрывает своей личности, а так же он занимается графическим дизайном по заказу многих корпораций, включая PepsiCo и Adidas.
Наиболее известным художником из России являлся Павел Пухов, более известный под псевдонимом P183. Он получил мировую известность в январе 2012 года благодаря британским СМИ, опубликовавшим материалы о нём. The Guardian сравнила Пашу 183 с известным английским уличным художником Бэнкси. В свою очередь, друзья Паши 183 назвали Бэнкси «английским Пашей». Работы P 183 в основном направлены на расширение видения обычных вещей. Он умел посмотреть на что-то совершенно другими глазами. В результате уличный фонарь становится душкой от очков, изменяется гештальт привычных объектов. Обложка шоколадки «Алёнка», ставшая образом использования ностальгии по СССР в коммерческой продукции «нулёвых», претерпевает ещё одно изменение. Паша 183 монстрирует образ, в нём появляются сюрреалистические черты. Павел умер 1 апреля 2013 года в возрасте 29 лет, а причина смерти так и осталась загадкой. Бэнкси вскоре после смерти Павла посвятил его памяти одну из своих работ.
Стрит-арт преследует самые разнообразные цели — политическая агитация, самовыражение, высмеивание режимов, донесение идей и множество других. Но при всем этом это наиболее современное и наиболее отвечающее нынешним тенденциям искусство, которое позволяет вынести шедевры из галерей и музеев и максимально приблизить их к общественности. Сейчас о стрит-арте пишут в журналах, снимают фильмы и создают игры. Он лишен избыточности, синтетических смыслов и отвечает современным тенденциям, делая искусство общим и ничьим одновременно. Его качество определяется только вкусом зрителя. Стрит-арт доказывает, что искусству не нужны посредники в виде изданий, галерей, критиков и музеев. Он олицетворяет свободу и обладает художественной ценностью.
Список литературы:
Crossarea [Электронный ресурс]. URL:https://crossarea.ru/street-art/artists/pasha-183/(дата обращения 31.01.2019).
История стрит-арта [Электронный ресурс]. URL: http://anysite.ru/publication/street-art(дата обращения 31.01.2019).