СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Гаджибутаева З.Н. 1, Лашкова Л.Л. 1
1БУ "Сургутский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного воспитания личности гражданина России. Духовно-нравственное развитие подрастающего поколения рассматривается на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Концепция разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании в РФ», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию РФ.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» ФГОС ДО также направлена на решение задач нравственного воспитания:

усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

развитие социального и эмоционального интеллекта и др. [5].

Дети к пяти годам накапливают опыт общения со сверстниками, опыт выполнения нормативных требований педагога и родителей. Это опыт совместной трудовой деятельности (уборка групповой комнаты, участка, уход за растениями и животными), требующей от детей умения согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Дети на шестом году жизни приучаются дружно играть вместе, поддерживать игровой замысел друг друга, пользоваться общими игрушками.Вместе с тем, поведение ребенка данного возраста крайне противоречиво. Это проявляется в неуверенности детей в себе и в то же время в стремлении к самостоятельности, в проявлении упрямства и одновременно в податливости воспитательным мерам.

Дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок впитывает в себя способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. Двигаясь путем проб и ошибок, он может в итоге овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе. Окружающая ребенка обстановка способствует активизации всего механизма нравственного воспитания и влияет на формирование нравственных качеств. В связи с этим, формирование речевого этикета должно быть ориентировано на ту социальную среду, в которой его станут применять.

Отметим, что этикет– это установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя совокупность правил, регулирующих внешнее выражение взаимоотношений людей, проявляемое в обхождении, обращениях и приветствиях, поведении в общественных местах, манерах и внешнем облике человека.

В последнее время слово «этикет» приобрело широкое звучание. И.Н. Курочкина отмечает большое значение в поведенческой культуре следующих принципов современного этикета:

разумность и необходимость соблюдения правил этикета;

в основе любого поведенческого правила лежат такие нравственные требования, как проявление уважения, дружелюбия, доброжелательности, порядочности;

при соблюдении этикета необходимо отрабатывать прочность манер;

следует помнить, что в этикете нет мелочей;

важно умение делать все красиво, вызывая своим поведением эстетическое наслаждение;

необходимо соблюдение национальных обычаев и традиций [3].

Многие исследования указывают на то, что для формирования этикета необходимы соответствующие условия. Под условиями, формирующими привычки культуры поведения, понимается все то, что предъявляет требования к ребенку; ставит перед ним новые задачи деятельности, поведения, развития; требует от него определенного отношения, возбуждает активность, избирательность к тем или иным сторонам деятельности. Нравственное поведение в таком случае выступает как активная деятельность. С.В. Петерина условно выделяет три этапа процесса формирования навыков культурного поведения:

Устанавливается определенный круг требований, вычленяются конкретные способы действий, «образы поведения», подлежащие усвоению детьми; формирование опыта культурного поведения осуществляется одновременно с вхождением ребенка в новый образ жизни.

Происходит объединение отдельных действий, навыков и закрепление их.

Происходит закрепление формируемых навыков, применение их в разных условиях [4].

Особенностью детей дошкольного возраста является ярко выраженная способность к подражанию. В то же время недостаточно развитая произвольность поведения, неумение контролировать свои действия, осознавать их нравственное содержание могут приводить к нежелательным поступкам. Эти обстоятельства делают первостепенной задачу формирования нравственных навыков поведения, перерастающих в процессе накопления опыта в нравственные привычки. Воспитатель формирует у детей разнообразные навыки поведения, отражающие уважение к взрослым, положительное отношение к сверстникам, которые, превращаясь в привычки, становятся нормой поведения: привычка здороваться и прощаться, благодарить за услугу, культурно вести себя в общественных местах, вежливо обращаться с просьбой и др.

Эффективность формирования речевого этикета у дошкольников во многом зависит и от согласованной работы ДОО и семьи. Такая работа должна вестись параллельно, дополняя друг друга. Всегда стоит помнить, что любое воспитание закрепляется личным примером. Ведь если ребенок видит неэтичное поведение родителей и конфликтные ситуации в семье, он будет копией своих любимых взрослых.

Несомненно, для приучения детей к выполнению необходимых действий важны ежедневные наблюдения за поступками детей, требования их самостоятельности, закрепление нравственных представлений в опыте. В связи с этим, одним занятием ограничиваться нельзя. Современные исследования проблемы развития личности дают возможность более эффективно использовать различные виды деятельности в целях воспитания, в частности, игру. При этом важно учитывать особенности игровой деятельности, определяющие ее воспитательный эффект.

При тактичном, педагогически целесообразном руководстве игра содействует обогащению кругозора ребенка, упрочнению его интересов, развитию речи. Велико значение сюжетно-ролевой игры в усвоении норм поведения, правил взаимоотношений. Свобода игровой деятельности предполагает, что в ней ребенок чаще, чем в реальной жизни, ставится в условия, когда он должен сделать самостоятельный выбор. А.П. Усова отмечала, что умение устанавливать взаимоотношения со сверстниками в игре – первая школа общественного поведения.

Для воспитания этикетного поведения, как отмечает И.Н. Курочкина, необходимы следующие условия:

Позитивный настрой. Нельзя забыть или обидеть никого из воспитанников, для чего используются обращение по именам, похвала, призы и прочие способы обучения, увлекающие детей.

Пример взрослых, прежде всего воспитателя. Ребенок наблюдает и оценивает взрослых. Желательно всегда оценивать свое поведение с позиций доказательности разумности и необходимости соблюдения этикета, соответствия его соб­ственным поучительным словам. Действия воспитателя должны быть направлены на достижение главной цели – создания для развития личности ребенка творческой, доброжелательной, дружеской обстановки.

Связь с семьей – необходимое условие, позволяющее сохранить единство требований и преемственность воспитания. Общая цель семьи и детского сада – хорошо воспитанный, культурный и образованный человек.

Большую роль в обучении и воспитании поведенческой культуры играет родной язык. Обучение правильному, красивому поведению способствует и речевому развитию воспитанника. С этой целью необходимо расширять у ребенка круг этико-поведенческих понятий, что достигается с помощью проведения словарной работы.

При этом необходимо выделить основные способы педагогического воздействия на детей:

Приучение, когда детям дается определенный образец поведения.

Упражнение, когда многократно повторяется то или иное действие.

Воспитывающие ситуации, которые создают условия, когда
ребенок оказывается перед выбором.

Поощрение, которое проводится различными способами, активизирует дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.

Наказание, которое применяется крайне редко; осуждение воспитателем и другими детьми негативного поступка направлено на возникновение желания поступать хорошо.

Пример для подражания: является своеобразным наглядным
образом и необходим ребенку.

Разнообразие словесных методов, но, применяя их, следует избегать скучной морализации и нотации.

Разъяснение. В этом случае необходимо не только показать и рассказать, но и разъяснить, как и почему следует поступать в той или иной ситуации.

Беседа, которая помогает выяснить уровень знания и понимания норм и правил поведения [3].

Сюжетно-ролевая игра в качестве средства формирования речевого этикета у дошкольников была выбрана нами неслучайно. Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что она, оставаясь максимально свободной и привлекательной для ребенка деятельностью, становится школой произвольного поведения, учит добиваться цели (пусть пока игровой), преодолевать свои импульсивные желания. Это область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность. Именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают. Дошкольники, не умеющие играть в ролевые игры, не способны содержательно общаться, заниматься совместной деятельностью, не умеют разрешать возникающие конфликты. В результате нарастают проявления агрессивности, отчужденности, враждебности по отношению к сверстникам.

К примеру, в ходе игры «Новоселье» воспитатель обращает внимание детей на мягкие модули, подушки, пустые коробки и предлагает разыграть сюжет из окружающей жизни «Новоселы». Воспитатель, вводя ребят в игру на главные и дополнительные роли, помогает им осуществлять ролевые диалоги. Напоминает детям о вежливом обращении друг к другу. «Хозяева квартиры» договариваются о проведении ремонта. Персонажи мальчиков насыщены действиями. Они выполняют ремонт (клеят обои, красят стены, прибивают вешалки.) Девочки убирают квартиру после ремонта, благодарят за ремонт. Другая группа девочек «готовит» торт (делают его из бумаги). Девочки в игре перевоплощаются через речь. Они договариваются о покупке и привозе «мебели» в дом.

Грузчики-мальчики вносят мебель, а девочки ее расставляют, вытирают пыль, вешают шторы на окна и т.д. Затем «новоселы» готовят праздничное угощение и ждут в гости соседей. В это время «соседи» подбирают подарки, с которыми придут в гости. Дети несут люстры, книги, картины, посуду. Дети, исполняющие роли «новоселов», встречают гостей, рассматривают подарки, благодарят за них и приглашают гостей за стол. Девочки дарят собственноручно изготовленный торт. Во время игры педагог побуждает детей к самостоятельным действиям и к ролевым вежливым диалогам.

Положительные изменения в игровой деятельности, достижения в формировании игровых интересов, внимание воспитателя к поведению детей, выполнению ими правил не могут не сказаться на реальных взаимоотношениях дошкольников. У значительного числа детей развиваются умения дружно играть вместе с другими детьми. Таким образом, можно констатировать, что возникшие устойчивые коллективные интересы к игре, а также внимание воспитателя к поступкам детей способствуют улучшению реальных взаимоотношений между дошкольниками, укреплению дружеского расположения детей друг к другу.

Список литературы:

Зимина, М.С. Азбука этикета / М.С. Зимина. – СПб.: Коронапринт, 1998. – 80 с.

Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 416 с.

Курочкина, И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников / И.Н. Курочкина. – М.: Владос, 2001. – 223 с.

Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста / С.В. Петерина. – М.: Просвещение, 1986. – 96 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.edunor.ru/fgos/fgos-dou

Просмотров работы: 186