Боди-арт (англ. body art – «искусство тела») – одна из форм авангардного искусства, где главным объектом творчества становится тело человека, а содержание раскрывается с помощью невербального языка: поз, жестов, мимики, нанесения на тело знаков, «украшений». Объектом боди-арта также могут выступать рисунки, фото, видео и муляжи тела. Тело рассматривается как вещь для манипулирования, повышенный интерес художники проявляют к пограничным экзистенциальным ситуациям. Композиции боди-арта разыгрываются прямо перед зрителем или записываются для последующей демонстрации в выставочных залах.
Первые опыты в духе боди-арта относятся к 1910-м годам, когда русский футуризм в лице М. Ф. Ларионова провозгласил, что «пора искусству вторгнуться в жизнь» и что «раскраска лица – начало вторжения». Предлагая программу разного рода «раскрасок» и преобразований облика мужской и женской фигур, Ларионов реализовал эти идеи масочно-ряженного боди-арт применительно к себе и к своим товарищам. Разрисовав свои лица и превратив себя в живые художественные объекты, они вышли 14 сентября 1913 года на «футуристическую прогулку» по Кузнецкому мосту.
Начиная с 1960-х годов боди-арт начал интенсивно развиваться в Европе, как часть эстетической революции авангардизма, направленной против духовной косности общества, как противопоставление себя прежним и в особенности общепринятым традициям творчества, равно как и всем окружающим социальным стереотипам в целом.
Представители Боди-арта использовали своё тело как материал или объект творчества, прибегая к разнообразным, подчас болезненным, манипуляциям: покрывали свои тела гипсом, надрезами, выполняли изнурительные дыхательные упражнения, жгли на себе волосы, Ж. Пан (Франция) публично причиняет себе боль, Крис Бёрден (США) побуждает своего друга выстрелить в него в выставочном зале, Р. Шварцкоглер (Австрия) по кусочку отрезает плоть модели, которая умирает от потери крови, что запечатлевается на фотоплёнку [1].
«Роспись самого себя – преодоление самоистязание» и «бесконечно испробованное самоубиение», – так сформулировал крайний мазохистский, но типичный характер экспериментов боди-арта 1960—1970-х годов Гюнтер Брус, основавший вместе с Отто Мюлем и Германом Ничем, венскую группу «Актионисмус» (Aktionismus, 1964). В том же духе совершали свои акции боди-арт Вито Аккончи, Деннис Оппенгейм, Крис Бёрден, Джина Пина, Марина Абрамович, а в России, уже с 1980х годов, – А. Жигалов и Н. Абалакова (арт-группа «ТОТАРТ»), а с 1990х годов — О. Кулик, О. Мавроматти.
Одновременно развивалось другое направление боди-арта, в котором тело художника становилось объектом гримировальных и костюмированных ряжений: начальные опыты такого рода относятся к середине 1930-х годов, а в 1960—1970-е годы подобные акции показывали англичане Гилберт и Джордж, а также Л. Онтани, Р. Хорст, Х. Вилке, П. Коттон, У. Лути, Ю. Клауке, Л. Кастелли, В. Трасов, П. Олешко, Р. и В. Герловины.
В широком смысле под боди-артом подразумевают различные способы украшения человеческой внешности: тату, пирсинг и др. Даже положение тела, жесты, мимику, создающие некий образ, так же относится к нему. В более узком же понимании боди-арт - то же самое, что и бодипейнтинг, т.е. роспись тела при помощи красок.
Одним из первых проектов, посвященных боди-арту, является «SkinWars» - это телевизионный конкурс, организованный Ребеккой Роминь, премьера которого состоялась в США в 2014 году. Это первое телешоу GSN, посвященное боди-арту, с участием Крейга Трейси, Ру Паула Чарльза и Робин Слонины в качестве судей. Сеть транслировала специальное шоу под названием «Skin Wars: Fresh Paint», организованная RuPaul. В нем приняли участие шесть известных художников, задача которых состояла в том, чтобы выйти из зоны комфорта и соревноваться в живописи тела в первый раз. Для победителя каждого сезона есть денежный приз в размере 100 000 долларов, а также титул чемпиона. Является ли это правильным способом пропаганды искусства или нет, но благодаря этому конкурсу искусство боди-арта в Америке стало популярнее. Каждый выпуск просмотрело примерно 500 000 зрителей.
Охватить полностью такую широкую тему довольно сложно, к тому же, этот вид искусства быстро «эволюционирует», распространяясь все шире, что создаёт все больше новых фактов о нем. А вместе с ними и немало разных баек. Поэтому в данной работе я в основном сосредоточусь именно на украшении тела рисунком на примерах работ знаменитого во всем мире художника Крега Трейси.
Крейг Трейси родился, вырос и постоянно проживает в Новом Орлане. С детства проявлял творческие способности. В семейном фотоальбоме можно отыскать множество фотографий, на которых запечатлены члены его семьи на Mardi Gras, одном из крупнейших костюмированных карнавалов в мире. В юности Крейг писал много картин, однако рамки традиционного искусства всегда были для него тесны. Именно поэтому он обратился к технике аэрографии, нанесения краски на любые поверхности. Вначале это были лица, а после – тела. Окончив с отличием институт исскуств (Art Institute of Fort Lauderdale), он устроился иллюстратором в рекламное агентство. Но проработав там шести лет, Крейг понял, что коммерческая иллюстрация и работа на заказ убивают в нем страсть и энергию истинного художника. И он ушел, занявшись настенной живописью, аэрографией, дизайном футболок и всем что попадалось ему под руку.
Впервые разрисовав человеческое лицо, Крейг понял, что окончательно и бесповоротно влюбился в боди-арт. Он начал собирать коллекцию работ других, вдохновляющих и восхищающих его боди-арт-художников, завешивая фотографиями стены собственного дома. А затем начал работать над серией работ под названием «Painted Alive». Сегодня Крейг Трейси — один из лучших живописцев в мире, занимающихся росписью тела, владелец собственной и единственной в мире галереи боди-арта Craig Tracy Fine Art Bodypainting Gallery, а также почетный член жюри World Body Painting Festival, ежегодно проходящего в Австрии.
Работы Крейга Трейси – это не просто красивая роспись по телу. Это обман зрения, иллюзии, глядя на которые бывает сложно понять, где заканчивается человеческое тело и начинается фон композиции. Создание картин – дело кропотливое и трудоемкое. Крейгу необходимо несколько дней для того, чтобы спланировать, как будет выглядеть будущее произведение искусства, и еще порядка 9 часов на то, чтобы нанести на тело рисунок. Зачастую для воплощения замысла Крейгу хватает тела модели, однако иногда он использует окружающую среду в качестве фона, чтобы подчеркнуть глубину изображения.
Уже более двадцати лет художник разукрашивает тела моделей не только при помощи кисти, но и используя аэрограф. Крейг признается, что зачастую на создание картины его вдохновляет конкретный человек или даже определенная поза. Каждая его работа несет большую интеллектуальную нагрузку, она отражает определенный аспект культуры или запечатлевает чарующие картины природы. Художник избегает дважды работать с одной и той же моделью, поскольку каждое новое тело служит для него источником вдохновения. Исключение составляют картины, в которых были задействованы лишь некоторые части тела модели – руки, ноги или лицо. Мастер боди-арта подчеркивает, что каждое новое тело для него сродни новому неизведанному приключению.
Крейг много путешествует по миру и проводит мастер-классы своих инсталляций, приглашая в модели местных жителей. В своих работах художник поднимает тему защиты животных, добра и зла, материнства и заботы о детях. Боди-арт Крейга Трейси заставляет человека задуматься, а иногда и удивиться тому, на что способно человеческое тело в руках художника. Тема живой природы весьма полно раскрыта художником. Самой известной работой является «Китайский тигр». Она посвящена году тигра (рис.1). Еще одна работа из этой коллекции «Тандем. Волки» изображает счастливую семейную пару волков, изображенных на двух телах (рис. 2).
Целая коллекция черно-белых работ у Крейга носит концептуальный характер. Некоторые могут подумать, что черно-белый контраст слишком прост для художников, чтобы прославиться, но эти работы доказывают обратное. Они имеют безупречную концепцию и показывают возможности работы, играя с черно-белой краской на человеческом теле (рис. 3). Работы, посвященные счастью материнства, дышат настоящей любовью. Одна из таких раскрывает целостный образ. Тело молодой, беременной девушки просвечивается фиолетово-голубыми лучами, через которые видно сердце будущего малыша (рис. 4).
Французской актрисе Жанне Моро принадлежит замечательный афоризм: «У нас так много слов для состояния души, и так мало – для состояния тела». При виде работ художника Крейга Трейси закрадывается мысль, что этому мастеру боди-арта удалось отыскать нужные формы для выражения состояния человеческих тел. Его картины – это удивительный мир, оживший на обнаженных телах моделей и стирающий границы между реальностью и вымыслом. «Я намерен продолжать изучать и расширять восприятие и границы этой самой древней, заманчивой и современной формы искусства», заявил сам Крейг Трейси о своем видении боди-арта.
Список литературы:
История возникновения Боди-арта [Электронный ресурс]. URL: http://www.bodi-art.ru/statyi-o-bodyarte/55-istoriya-bodyarta (дата обращения 31.01.2019).
Боди-арт: что это такое. [Электронный ресурс]. URL: http://www.inmoment.ru/beauty/fashion/body-art.html (дата обращения 31.01.2019).
Искусство [Электронный ресурс]. URL: http://www.grandars.ru/college/filosofiya/iskusstvo.html (дата обращения 31.01.2019).
Боди-Арт [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org (дата обращения 31.01.2019).
Боди-арт, искусство, виды [Электронный ресурс]. URL: http://art4you.mybb.ru/viewtopic.php?id=4 (дата обращения 31.01.2019).
Искусство боди-арта. История. Новинки [Электронный ресурс]. URL: http://moikompas.ru/compas/body_art_iskustvo (дата обращения 31.01.2019).
Craig Tracy’s fine-art bodypainting gallery [Электронныйресурс]. URL:http://craigtracy.com/ (датаобращения 31.01.2019)
Приложение
Рисунок 1 "Волки. Тандем."
Рисунок 2 "Китайский тигр"
Рисунок 3 «Черно-белые»
Рисунок 4 "Счастье материнства"