ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-ЗАДАЧ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ УМЕНИЯ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-ЗАДАЧ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ УМЕНИЯ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР

Шаула Т.В. 1, Арасланова А.А. 2
1Сургутский государственный педагогический университетг
2Сургутский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Нравственное развитие и воспитание школьников, как граждан Российской Федерации, является одной из главных задач государственной политики страны. В современной психолого-педагогической литературе нравственное воспитание рассматривается в виде процесса, направленного на развитие у школьников системы нравственных знаний и умений, в первую очередь, умений осуществлять нравственный выбор.

Проблема нравственного развития всегда оставалась актуальной, особенно сейчас в современном мире, где распространено насилие над личностью, где нарушены нравственные идеалы и нормы. Бороться с негативным влиянием окружающего мира и воспитывать достойное поколение – это одна из ключевых задач современного педагога. В данное время эта проблема становиться наиболее актуальной, так как от подрастающего поколения зависит будущее государства. С целью формирования и развития ценностно-нормативной основы национального самосознания, на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) была разработана Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, определяющая современный национальный воспитательный идеал и базовую систему национальных ценностей.

В младшем школьном возрасте при правильном воспитании складываются основы будущей личности. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования.

С точки зрения философии, как указывает А. В. Тутолмин, нравственный выбор представляет собой осознанное предпочтение человеком определенного поведения в соответствии с общественными или личными моральными установками [4].

В практической деятельности торможение перехода научных знаний в убеждения связан с тем, что содержание, ориентированное только на знания, отчуждается от учащихся, соответственно, они не могут проникнуться его ценностью. А.И. Титаренко указывает, что истинная задача педагога заключается в том, чтобы содержание с уровня значения перевести на уровень личностного смысла, чтобы оно воспринималось учащимися как нравственная ценность [5]. Самообразование можно рассматривать как целенаправленный, организованный процесс интериоризации нравственных ценностей. В свою очередь, ценности – это предпочтения смыслов и построенных на основе смыслов вариантов поведения. Нравственные ценности в педагогической теории рассматриваются как позитивные, т.к. они мотивируют поступки и действия ребенка, служат четким ориентирами объективном мире. По Л.В. Калининой ценности подразделяются на две группы [8]:

Терминальные ценности, являющиеся ожидаемым состоянием существования, принято понимать, как убеждения, что конечная цель существования индивида с общественной и личной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться [6].

Инструментальные ценности – концепция желательного способа поведения – это убеждения индивида в том, что определенный образ действия является с общественной и личной точек зрения предпочтительным в любой ситуации.

Отношение к данным ценностям выражается в ценностных ориентациях, которыми становятся именно те ценности, которые значимы для личности и общества, которые личность признает и принимает как собственные. Ценностные ориентации являются своеобразным локатором, который приспособлен к нахождению ценностного смысла в нравственном выборе [1]. Также ценностные ориентации являются способностью нравственного сознания в различных ситуациях постоянно направлять не только действия, но и помыслы индивида на достижение определенной нравственной ценности. Именно ценностные ориентации характеризуют выбор поступков младших школьников.

Безусловно, что ценности нельзя навязать, они выбираются каждым индивидуально [3]. Для каждого индивида имеется свой личный мир ценностей. Например, С. А. Днепров определяет ценностные ориентации как зафиксированную в психике и социально детерминированную направленность на средства и цели деятельности. Рассмотрения понятия «ценности» с точки зрения психологии заключается в признании особого значения для каждого из членов социальной группы [4].

Поведение школьника, с точки зрения Е.А. Александровой, состоит из поступков и действий, отражающих его нравственную позицию [5]. Опыт принятия поведенческих решений формируется именно на основе данной нравственной позиции. Следовательно, положительные поступки можно будет считать нравственными, если они отражают требования нравственности. «Нравственное поведение» школьника достаточно близко к понятию «нравственная деятельность», хоть и не является тождественным.

Исходя из этого – нравственный выбор ребенка младшего школьного возраста представляет собой результат нравственных исканий школьника, который выражается в сознательном предпочтении определенной системы нравственных ценностей, в становлении нравственной позиции, готовности к нравственному поступку, воплощение нравственного потенциала в жизнь.

По мнению О. В. Сосновской умение осуществлять нравственный выбор должно по логике складываться из умения осуществлять все его структурные компоненты:

Умение осуществлять нравственный выбор включает в себя:

Желание поступать по приобретенным нравственным знаниям (ценностям) в реальной жизненной ситуации [4];

Знание нравственной позиции людей прошлого и настоящего, нравственные подвиги во имя человечества;

Умение отстаивать собственную нравственную позицию в ситуации выбора [7].

В младшем школьном возрасте нравственные ценности определяют смысл целенаправленной деятельности, саморегуляцию деятельности и поведения, регулируют взаимодействие с окружающим миром. В этом возрасте нравственные ценности выступают как предпочтительное для школьника, желательное содержание идей, состояние социальных связей. Активное развитие нравственных ценностей у младших школьников ведет за собой развитие устойчивого нравственного поведения. Личностные новообразования младшего школьного возраста (способность планировать и выполнять действия во внутреннем плане, саморегуляция и самоконтроль, рефлексия собственных психических явлений), представляя собой комплекс качеств и свойств личности, являются основой формирования ценностно-смысловой сферы. Подобный период является «зоной ближайшего развития» для процесса нравственного самосовершенствования.

ФГОС НОО четко излагает необходимые для младшего школьника нравственные ценности, которые должны быть определены в нравственном выборе [6]:

Ценности культурно-регионального сообщества;

Ценности семейной жизни;

Ценности народной культуры, традиционные российские гражданские ценности;

Ценности мирового сообщества.

Умение держать установленную нравственную позицию. Основными компонентами нравственной позиции в этом возрасте являются интеллектуально-волевой, мотивационно-потребностный, эмоционально-волевой и коммуникативный. Содержание уровня развития данного умения определяется через процесс реализации его потребностей. По мнению Ф.Н. Цораева, внешним показателем уровня является поступок, как совокупность действий, определяемых внутренними ценностями [5].

Готовность к нравственному поступку закрепляется в результате формирования нравственных привычек. Поэтому в данном направлении обязательна планомерная совместная работа школы и родителей [4].

Воплощение нравственного потенциала в жизни может проходить через сопротивление сверстников, части общества [5]. По мнению Ф. Н. Цораевой, на данном этапе необходимо развивать у ребенка настойчивость в реализации выбранной стратегии поведения, закреплять планомерную работу по умению производить нравственный выбор [5].

Таким образом, на основе исследований ученых О.В Сосновская, Е. А. Александровой нами было определено понятие «умения младших школьников осуществлять нравственный выбор» следующим образом. Это умения младших школьников осуществлять правильный выбор нравственных ценностей, умение держать установленную нравственную позицию, готовность к нравственному поступку и воплощение сформированного нравственного потенциала в жизнь.

В условиях модернизации современного российского общества большое внимание уделяется новым подходам к системе образования. Современные педагоги акцентируют внимание на использовании интерактивных методов обучения. Л.В. Лежнина, О.Г. Смолянинова, О.Н. Гауч, М.Г. Савельева обращают внимание на то, что интерактивные методы обучения способны сформировать у обучающихся активные жизненные позиции, а также универсальные знания, умения и навыки, которые помогут подрастающему поколению быть конкурентоспособным на рынке труда [1, 2, 3, 4].

Одним из таких методов обучения должен стать кейс-задача, который появился в педагогике в начале XX века. Первоначально кейс-задача предполагала работу по следующей схеме: обучающиеся изучали первоисточники затем делали собственные выводы, представляли собственные интерпретации и анализ. Следует, отметить, что в учебной литературе кейс-задача рассматривается как метод решения конкретных ситуаций [7].

В своей работе учителя сталкиваются с проблемой, в выборе эффективного метода для формирования умения осуществлять нравственный выбор у детей младшего школьного возраста. При использовании традиционных методов, на уроке обучающиеся не проявляют интерес к данному предмету, учащиеся становятся пассивными, на уроке являются объектами образовательного процесса, что противоречит ФГОС НОО. Соответственно данные методы можно считать не результативными при формировании умения осуществлять нравственный выбор. В нынешнее время существуют новые методы для формирования умения осуществлять нравственный выбор, при помощи данных методов можно не только формировать какое-либо умения, но и привить интерес младшего школьника к любому предмету, что также немало важно в работе учителя.

Сравнительно недавно метод решения кейсов получил широкое распространение в образовании, став одной из самых эффективных технологий обучения. Преимущества кейс-задач по сравнению с традиционными методами обучения[8]:

Практическая направленность. Кейс-задача позволяет применить теоретические знания к решению практических задач.

Интерактивный формат. Кейс-задача обеспечивает более эффективное усвоение материала за счет высокой эмоциональной вовлеченности и активного участия обучаемых. Участники погружаются в ситуацию с головой: у кейса есть главный герой, на место которого ставит себя команда и решает проблему от его лица. Акцент при обучении делается не на владение готовым знанием, а на его выработку.

Конкретные навыки. Кейс-задача позволяет совершенствовать «мягкие навыки», которым не учат в школе, но которые оказываются необходимы в жизни.

М.Г. Савельева определяет кейс-задачу, как инновационный метод, позволяющий осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы [3]. Проанализировав значение, кейс-задача в работах исследователей, приходим к выводу, что кейс - задача – это метод активного обучения, основанный на анализе конкретных учебных ситуаций, взятых из реальной жизни, представляющий собой единый информационный комплекс, позволяющий понять и решить ситуацию.

В научно-методической литературе выделяют множество видов кейс-задач, номы придерживаемся видам, выделенные О.Г. Смоляниновой:

Практические. Они отражают наиболее достоверную и реальную информацию. Основываются на каких-то достоверных данных, будь то сохранившийся артефакт или записи.

Научно-исследовательские. К примеру, выдаётся папка с задачами, в состав которой входят какие-то сохранившиеся материалы известных учёных, историков, художников и прочее. И ученикам необходимо будет на основе предоставленных данных реконструировать события, либо разработать какой-то новый способ их предъявления.

Обучающие. Основная цель – обучение. В процессе поиска решения проблемы учащиеся ищут информацию, которая им поможет в этом, соответственно, они обрабатывают много материала, что положительно сказывается на уровне знаний.

Проанализировав научно-методическую литературу, можно выделить плюсы использования кейс-задач на уроках:

Повышение эффективности процесса обучения на уроках литературного чтения, т.е. урок, становится более качественным и результативным;

Проявление мотивации учащихся к уроку литературного чтения;

Формируется умение быстро находить необходимый материал и качественно его обрабатывать;

Процесс получения знаний на уроках литературного чтения становится более привлекательным и интересным.

Формируется умение делать анализ проблемы и на его основе правильные выводы;

Формируется умения самостоятельно подвергать анализу свои действия, контролировать их и давать объективную оценку;

И самое важное, поддерживается стремление к самосовершенствованию, достижениям, а также данный метод учит отстаивать свою точку зрения и границы, независимо от того, в какой форме, письменной или устной, главное, достаточно ясно донести свою мысль.

Список литературы

Андюсев Б.Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей. Директор школы. - №4, 2010. – с. 61 – 69.

Архипова В.В. Взаимосвязь образовательных и информационных технологий / В. В. Архипова // Открытое образование. – 2006. - № 5. – С. 68 – 71.

Брюханова Е. Н. Об особенностях применения кейс – технологии на уроках литературы [Электронный ресурс] / Е. Н. Брюханова. – Режим доступа: http://kampk.ucoz.ru (дата обращения: 25. 05. 2014).

Данилюк А.Я. Духовно-нравственное воспитание российских школьников [текст] / А.Я. Данилюк // Педагогика. – 2012. -№4. – С. 55-64

Калинина, Л.В. Формирование нравственно-ценностных ориентаций младших школьников через нравственно-этическое оценивание [Текст] / Л.В. Калинина // Сибирский педагогический журнал. – 2014. - №1. – С. 61-65.

Рейнгольд Л. В. За пределами CASE — технологий / Л. В. Рейнгольд // Компьютерра.- , 2000. - №13. – 15 с.

Русских Г. А. Дидактические основы современного урока: Учебно-практическое пособие / Г. А. Русских // – М., Ладога - 100, - 2001. – 67 с.

Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие/ Г. К. Селевко // – М.: Народное образование,- 1998. С. 17 – 24.

Сурмина Ю. П. Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода / Ю. П. Сурмина // – Киев: Центр инноваций и развития. - 2002. С. 84 – 93.

ФГОС НОО [Электронный ресурс] // Официальный портал Министерства образования и науки РФ. – Режим доступа: http://минобрнауки.Рф / документы / 922

Просмотров работы: 116