Крещение Руси - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Крещение Руси

Тычков М.И. 1, Ершова О.В. 1
1Вольский военный институт материального обеспечения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Христианство в Древней Руси существовало еще задолго до придания ему статуса официальной религии, но оно было слабо распространенным и конечно не могло конкурировать с язычеством. Но, будучи распространено по всей Руси, языческое мировоззрение наших предков в то же время воспринимало посторонние религиозные влияния. Если славяне легко примешивали к своим старым суевериям суеверия диких финнов и попадали под влияние финских шаманов – «волхвов» и «кудесников», – то тем более должна была влиять христианская сфера на тех славян, которые могли ее узнать. Торговые отношения с Грецией облегчали для Руси знакомство с христианской верой. Варяжские купцы и дружинники, раньше и чаще славян, ходившие в Царьград, прежде славян стали там обращаться в христианство и приносили на Русь новое учение, передавая его славянам. В княжение Игоря в Киеве была уже христианская церковь святого Ильи, так как, по славам летописца, в Киеве было много варягов-христиан. В дружине самого князя Игоря было очень много христиан. Жена князя св. Ольга также была христианкою. Словом, христианская вера стала хорошо знакома киевлянам еще при первых варяжских князьях. Правда, «Святослав был холоден к христианской вере, а при сыне его Владимире в Киеве еще стояли языческие идолы и еще существовали жертвоприношения. Летописец рассказывает, как при Владимире языческая толпа киевлян однажды в 983 г. убила двух варягов-христиан, отца и сына, за отказ отца добровольно отдать своего сына на жертву богам». Но все же, несмотря на это мучение христиан, христианство в Киеве продолжало распространяться.

Владимир стал новгородским князем в 970 г., захватил киевский престол в 978 г. В 988 г. выбрал христианство в качестве государственной религии Киевской Руси. В крещении получил христианское имя Василий. Известен также как Владимир Святой, Владимир Креститель (в церковной истории) и Владимир Красное Солнышко (в былинах).

Прославлен в лике святых как равноапостольный. Церковь празднует память Святого Равноапостольного князя Владимира в день его кончины – 15 июля.

Для раннефеодального государства язычество было непрогрессивной формой религии, поэтому князь Владимир принял ряд мер для установления соответствия между религией и политическим строем. Владимир провел две религиозные реформы: реформирование язычества и обращение к христианству. Первая сводилась к тому, что Владимир отобрал из огромного числа языческих богов несколько главных, среди которых выделялись Перун, покровитель княжеской дружины, а также божества южных восточнославянских областей. Эта реформа, однако, оказалась недостаточной, поскольку для раннефеодального государства, каким было тогда Киевское, требовалось уже утверждение монотеистической религии, лучше всего освящавшей власть великого князя. Таких религий в Киеве знали три: христианство, ислам, иудаизм. Владимиру, как и княгине Ольге, нужно было решить вопрос, какое христианство принять – западное или восточное. Этот вопрос ему пришлось решать в условиях сильного дипломатического нажима, как со стороны Рима, так и со стороны Константинополя. Киеву выгоднее было иметь дело с Константинополем, в его руках был водный путь «из варяг в греки», с Византией существовали давние налаженные экономические и политические отношения, хотя и не всегда мирные. Столетиями Киев общался с Константинополем, связи с западом были слабее, поэтому предпочтение было отдано восточному христианству. «Князь Владимир принял новую веру, имея возможность познакомиться с нею и узнать ее превосходство и внутреннюю силу. Князь и его дружина приняли христианство в 988 г. «За крещением князя тотчас последовало принятие христианства Русью и торжественное упразднение языческого культа на Руси. Новая религия отвечала интересам знати и дружинников, а также потребностям социального строя, который утверждался в качестве господствующего в Древней Руси. В связи с насильственным насаждением христианства в жизни народов Руси практическое значение приобрел вопрос сочетания разнородных, противоречивых вероисповеданий.

Русь далеко не сразу стала православной. Во многих регионах нашей страны формальная христианизация местного населения началась значительно позднее начальной фазы „крещения Руси“ и тянулась в течение нескольких веков.

Это значит, что на протяжении многих столетий язычество монолитной глыбой продолжало существование как самостоятельное явление, с которым православие не могло совладать.

Всем известно, что на протяжении почти 900 лет православное христианство было государственной религией в России. Да и сейчас эта религия занимает первое место в стране по распространённости. Так как же Русь отошла от язычества и приняла другую веру? Князь Владимир, наблюдая за своими людьми, заметил насколько отличается грубое яростное язычество от высокого христианского учения, ведь в Киеве обитало много христиан, да и в дружине их было немало. Стал Великий князь колебаться в своей вере – и об этом сразу же узнали в соседних странах. Древняя летопись передаёт такое развитие событий: В 986 г. из Болгарских земель к Владимиру на поклон пришли мусульманские послы. Сказали они ему:

– Вот, ты мудрый князь, а истинной веры не знаешь. Прими же нашу религию.

– Какова же ваша вера? – спросил Владимир.

– Веруем мы в единого бога, а Магомет заповедует нам свинины не есть, вина не пить.

Затем рассказали болгары о рае, где праведные люди после смерти вечно наслаждаются. Пришёлся по душе Владимиру рассказ о будущей жизни, да вот запрет на свинину, а в особенности на вино не понравился Князю.

«Руси веселье есть питьё, не можем без него быте», – сказал он и отпустил магометан. Затем пришли к Владимиру немцы, послы от римского папы. Князь выслушал их и отправил к себе в Германию.

– Наши отцы не принимали вашего закона, – сухо ответил он им. Из хазар к русскому правителю пришли иудейские проповедники. Говорили они Князю:

– Слышали мы, что к тебе приходили магометане да немцы, предлагали свою веру. Христиане верят в того, кого мы распяли – мы же поклоняемся единому богу Авраама, Исаака и Иакова.

– В чём же состоит закон ваш и где земля ваша? – спросил Владимир.

– Свинину не есть, да субботу чтить. А земля наша в Иерусалиме.

– Там ли? – удивлённо переспросил Владимир.

– Бог разгневался на отцов наших, рассеял он нас по разным странам, а землю нашу отдал христианам.

– Как же вы других учите, когда сами богом отвергнуты за грехи? – Рассердился Владимир. – Хотите, что бы и Русь богом проклята была. – И ушли ни с чём хазарские послы.

Прислала и Византия своего человека – учёного и красноречивого философа. Рассказал он Владимиру о сотворении мира, грехопадении Евы, об истории евреев и рождении Иисуса Христа. Сказал он Владимиру, что тот, кто не крестится, будет мучиться в аду, а крещёного ждут великие радости на райской стороне. Задумался Владимир и, одарив греческого проповедника дарами, отпустил он его с миром. Не решался Князь выбрать какую-либо из религий.

Тогда отправил он своих послов в центры всех религий и наказал посмотреть да разведать, как у них службы в храмах проводятся.

Через год вернулись Князевы люди и поведали, что не понравились им простые да некрасивые обряды в Болгарии да Германии, зато в Царьграде приняли их со всеми почестями, да в храм проводили. Вот что они говорили:

– Не знали мы, где находимся, то ли в храме у греков, то ли на небе – настолько красиво убранство стен и одежд, и службы проводятся чинно и только дурак не будет очарован речами греческих служителей. Если бы худ был закон греческий, то не приняла бы его твоя бабка, мудрая Ольга.

Может быть, приукрашенная, но, тем не менее, с долей правды, летопись гласит о том, что приглянулось Владимиру православное христианство.

Принял Крещение Владимир со всей дружиной и взял себе христианское имя Василий. Первое, что он сделал – приказал уничтожить языческих идолов: изрубить, сжечь, сплавить по реке. Многие, при виде такого поругания над богами горько плакали, не все русские люди готовы были принять новую веру. Тогда Владимир повелел всем киевлянам придти к Днепру для крещения: «Кто не со мной – тот против меня», – сказал Великий князь. С этого началась история христианизации Руси. Владимир повелел во всех городах ставить церкви вместо языческих капищ и кумиров, насильно крестить людей – но, тем не менее, процесс замены веры затянулся на две сотни лет.

Перед историками всегда стояли вопросы: в чем причина христианизации Руси и почему князь Владимир выбрал именно православие? Ответ на эти вопросы следует искать как в личности князя Владимира, так и анализе социально политических и духовных процессов, которые происходили в то время в Киевской Руси.

Язычество не было религией в современном понимании. Это была довольно хаотичная совокупность различных верований, культов, но не учение. Это соединение религиозных обрядов и целого вороха объектов религиозного почитания.

Поэтому объединение людей разных племен, в чем так нуждались восточные славяне в 10–12 вв., не могло быть осуществлено язычеством. Между тем стремление вырваться из-под угнетающего воздействия одиночества среди редконаселенных лесов, болот и степей, боязнь грозных явлений природы, заставляла людей искать объединения. Время и события требовали познания мира и истории в широких масштабах. Достойно особого внимания, что эта тяга к более широкому пониманию мира чем-то, которое давалось язычеством сказывалось прежде всего по торговым и военным дорогам Руси там где вырастали первые государственные образования.

Стремление к государственности не было, разумеется, принесено извне, иначе оно не имело бы на Руси такого феноменального успеха, которым ознаменовался 10 в.

Князь Владимир был крупным государственным деятелем своего времени. Он уже давно осознавал, что языческий политеизм не соответствует политическим и духовным потребностям государства.

В 980 г. Владимир предпринял первую религиозную реформу, суть которой состояла в попытке слияния разнородных богов всех племен Киевской Руси в единый пантеон во главе с княжеским богом Перуном.

Однако попытка повсеместного распространения культа Перуна потерпела неудачу. Языческому богу противостояли другие языческие боги, которым поклонялись славянские и неславянские племена Киевской Руси. Язычество не обеспечивало этнокультурного единства всех племен и земель Киевской Руси.

Историческая практика показала, что это единство лучше других обеспечивают так называемые мировые религии: христианство и ислам. Решающим фактором обращения к религиозно-идеологическому опыту Византии явились традиционные политические, экономические, культурные связи Киевской Руси с Византией. В системе византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение от императора. Это соответствовало политическим устремлениям князя Владимира. Не последнюю роль сыграли и династические соображения. Принятие православия открывало дорогу для брака Владимира с сестрой византийского императора принцессой Анной – и таким образом, еще в большей мере закрепило дружеские отношения с такой влиятельной державой. Дружба с Византией не только открывала дорогу к расширению торгово-экономических и культурных связей, но и в какой-то мере защищала Русь от набегов многочисленных кочевых племен, населявших Великую степь к северу от Черного моря, которых Византия постоянно использовала в борьбе со своим северным соседом.

И еще один момент сыграл свое значение при выборе православия. В католицизме богослужение происходило на латинском языке, тексты Библии и других богослужебных книг – на этом же языке. Православие не связывало себя языковыми канонами. К тому же в этот период православие утверждалось в славянской Болгарии. Таким образом, богослужебные книги и весь обряд в языковом отношении были родственны населению Киевской Руси.

Через болгарские богослужебные книги и болгарских священнослужителей православие начало утверждаться в духовной жизни русского общества.

Благодаря болгарской письменности христианство сразу выступило на Руси в виде высокоорганизованной религии с высокой культурой. Та церковная письменность, которая была передана нам Болгарией,- это самое важное, что дало Руси крещение. Христианство в целом способствовало возникновению сознания единства человечества. Принятие христианства из Византии оторвало Русь от магометанской и языческой Азии, сблизив ее с христианской Европой.

Болгарская письменность сразу позволила Руси не начинать литературу, а продолжить ее и создавать в первый же век христианства произведения, которыми мы вправе гордиться. Сама по себе культура не знает начальной даты. Но если говорить об условной дате начала русской культуры, то можно считать самой обоснованной 988 г.

Во главе церкви стоял Киевский митрополит, который назначался из Константинополя или самим киевским князем с последующим избранием собором епископов. В крупных городах Руси всеми практическими делами церкви ведали епископы. Митрополит и епископы владели землями, селами, городами. Кроме того, церковь имела свой суд и законодательство, которое давало право вмешиваться практически во все стороны жизни прихожан. Могущество церкви основывалось, прежде всего, на ее быстро увеличивающихся материальных средствах. Еще князь Владимир Святославович установил «десятину» – отчисление десятой части княжеских доходов в пользу церкви; этот же порядок поддерживался и другими князьями. Церквам принадлежали крупные недвижимые имущества, многочисленные села, слободы и даже целые города. Опираясь на материальные богатства, церковь приобрела большое влияние на экономическую и политическую жизнь, на быт населения. Она стремилась выступать в качестве гаранта между княжеских соглашений, закреплявшихся «крестным целованием», вмешивалась в ведение переговоров, причем ее представители нередко выполняли роль послов. Церковь использовала различные способы для проповеди православного вероучения и утверждения своего авторитета. Не последнюю роль играло в этом отношении возведение храмов, архитектурные формы и внутренняя роспись которых должны были символизировать «земной» и «небесный» миры. С той же целью религиозного воздействия на сознание людей совершались богослужения и обряды - в честь христианских праздников и «святых», по случаю крестин, бракосочетаний и похорон. В церквах служили молебны о выздоровлении, о спасении от стихийных бедствий, о победе над врагами, произносили проповеди и поучения. При помощи обязательной исповеди церковники проникали во внутренний мир людей, воздействовали на их психику и поступки и в то же время выведывали сведения о всяких замыслах, направленных против церкви, господствующего класса и существующего общественного строя. Несмотря на то, что христианство в период феодальной раздробленности охватило уже значительную часть населения, даже среди феодальной знати проявлялись открытое пренебрежение новой религией и неуважение к ее служителям. Тем более сопротивлялись христианству в народе. При Владимире церковь на себя брала не только духовные обязанности, но также ведала и мирскими делами, тесно соприкасающимися с интересами государства. С одной стороны, церкви была дана юрисдикция над всеми христианами, в состав которой входили дела семейные, дела о «нарушении святости и неприкасаемости христианских храмов и символов», также церковь имела право судить за вероотступничество, «оскорбление нравственного чувства». Под попечение церкви было поставлено особое общество, выделившееся из христианской паствы, получившее название богадельных людей. В их состав входили: монахи; белое духовенство с их семьями; вдовы-попадьи и взрослые поповичи; церковнослужители; просвирни; странники; люди, находящиеся в больницах и странноприемницах, и те, кто обслуживал их; «задутные люди», изгои, нищие, население, жившее на церковных землях. В 1019 г. на престол вступает сын Владимира Ярослав Мудрый. К этому времени церковь уже окрепла в новой для нее стране, и Ярослав решает продолжить дело, начатое его отцом, и разрабатывает указ, в котором он сохраняет подсудные церкви дела и, в отличие от его отца, не общими чертами, а четко сформулированными тезисами описывает порядок судопроизводства со сложной системой наказаний. Эта система построена на четком различии между грехом и преступлением. «Грех ведает церковь, преступление – государство. Грех – не только нравственное преступление, нарушение божественного закона, но и сама мысль о деянии, которым грешник может причинить вред другому человеку или обществу. Преступление – деяние, которым одно лицо наносит материальный ущерб или нравственную обиду другому лицу». На этих понятиях и построен церковно-судный порядок Ярослава. Все подсудные церкви дела он разделил на несколько категорий, предусматривавших различную меру наказаний. Дела чисто духовные, не связанные с нарушением мирских законов разбирались епископским судом без участия княжьего судьи. Сюда относились дела о нарушении церковных заповедей, такие как волхование, чародейство. С делами «греховно-преступными» дело обстояло совсем иначе. Дела, в которых нарушение церковной заповеди сочеталось с причинением нравственного или материального вреда другому лицу или с нарушением общественного порядка разбирались княжеским судом с участием церковного. Княжеский суд назначал приговор преступнику, а митрополит получал небольшую денежную сумму на развитие церкви. К такому разряду относились дела об «умычке девиц, об оскорблении словом или делом, о самопроизвольном разводе мужа с женой по воле первого без вины последней, о нарушении супружеской верности и т.п.». Обыкновенные противозаконные действия, совершенные как церковными людьми, так и мирянами рассматривались церковным судом, но по княжеским законам и обычаям. Князь оставлял за собой некоторое участие в суде над людьми церковного ведомства. Это участие было выражено в том, что наиболее тяжкие преступления, совершенные церковными людьми, разбирались церковным судом при участии княжеского, с которым первый делился пенями.

Крещение Руси в 988 г. оказало решающее воздействие на ее дальнейшую политическую и культурную судьбу. Молодое Русское государство стало частью мира великой культуры, древних традиций, полноправно вошло в «византийское содружество наций», стало частью европейской христианской, а в основе – римской, античной, цивилизации.

Первые памятники архитектуры и искусства на Руси – Десятинная церковь, собор св. Софии в Киеве, Спас-Преображенский собор в Чернигове – демонстрируют как следование магистральной византийской традиции (купол, система росписи храма), так и появление особенных русских черт. Мозаики и фрески Софии Киевской, выполненные артелью греческих мастеров, возможно, с участием русских, самой близкой своей параллелью имеют византийские памятники первого ряда, высшего столичного заказа (Неа Мони на Хиосе, Осиос Лукас в Фокиде, оба – 2-я четв. 11 в.), памятники последующих эпох (вплоть до гибели Византии в 1453 г.) также соответствуют главным путям византийского искусства.

Приобщение к византийскому миру повлекло за собой широкое распространение на Руси переводной литературы, сама техника скрупулезного перевода с греческого языка Священного писания и богословских текстов привела к значительному обогащению языка. В 11 в. было создано первое литературно-богословское произведение на Руси – «Слово о законе и благодати» митрополита Киевского Иллариона.

Период Киевской Руси – эпоха высочайшего расцвета древнерусской государственности. Несмотря на последующую политическую раздробленность русский народ осознавал свое религиозное, культурное и этническое единство.

Просмотров работы: 82