ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Быкова К.С. 1
1БУ ВО ХМАО-Югры "СурГПУ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Диалогическая речь у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Становление речи становится злободневной проблемой в современном обществе. Очень важно при воспитании и обучении дошкольников формировать языковую активность. Дошкольнику необходимо обучиться рассказывать: не просто именовать предмет, но и описать его, поведать о некоем событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и описывать значительные стороны и характеристики описываемого предмета, действия обязаны быть поочередными и логически связанными друг с другом, т.е. речь дошкольника обязана быть связной.

Самая трудоемкая форма вербальной коммуникации – это связная речь. Она носит степень методичного систематического развернутого изложения. В развитии связного высказывания важную роль играет узкая взаимосвязь речевого и умственного становления ребёнка, а также других высших психических функций. Чтобы связно изложить о чем-нибудь, необходимо ясно представлять себе объект повествования (предмет, событие), уметь подвергать анализу, отбирать ключевые (для этой ситуации общения) характеристики и качества, устанавливать причинно-следственные, кратковременные и прочие отношения между предметами и действами. Чтобы речь стала связной нужно помимо прочего правильно применять просодические компоненты речи, выбирать оптимальные для передачи этой идеи фразы, уметь возводить сложные предложения, а также применять средства языка для их взаимосвязи [2].

Психолого-педагогические исследования в коррекционной педагогике демонстрируют, что в наше время имеется стабильная тенденция к увеличению чисел дошкольников с нарушениями речевого становления. Среди них большая группа ребят с ЗПР – задержкой психического становления. При ЗПР имеются разные трудные речевые расстройства, когда у дошкольников нарушено формирование всех компонентов речевой системы, имеющих отношение к звуковой и смысловой стороне. Также очень существенный признак готовности ребят к учебной деятельности считается степень развития связного высказывания. [3].

Задержка психического развития (ЗПР) определяется как психического дизонтогенеза, который представляет состояния как замедления темпа развития высших психических функций, так и сравнительно стойкие случаи незрелости эмоционально-волевой сферы ребенка и интеллектуальной недостаточности, но не перешедшей грань слабоумия .

Такая форма речи, как диалогическая, у ребенка с задержкой психического развития, формируется в соответствии с этапами онтогенеза речевого развития, но проявляется в несоответствии возрастным нормам. Часто у представленных детей происходит временное застревание на определённом периоде развития. Так например, наблюдается взаимосвязь между несформированностью игры и диалога [1].

По мнению Ф.А.Сохина представленная категория детей не используют простые речевые средства при построении диалогов. Происходит застревание в периоде диалога в форме вопросов и ответов на них. В свободной речи не стараются использовать диалогические виды коммуникации. При этом сама речь состоит из неправильно составленных предложений, особенные трудности возникают при построении сложных предложений. Дети быстро уходят от сложной темы беседы к более легкой, которая им достаточно близка. Речь скудная, наблюдается бедность словаря, часто дети дублируют произнесённое, что говорит о неразвитости внутреннего речевого программирования, грамматического структурирования, отставание в формировании связной речи.

Специфика в структуре реплик у дошкольников с ЗПР обусловлена недоразвитием планирования речевого акта. Анализ реплик дошкольников с ЗПР говорит о больших сложностях использования правильных грамматических форм в своей речь. Чем больше объем сообщения, тем больше встречаются разные аграмматизмы.

Зачастую встречаются такие ошибки:

Пропуск членов предложения, или их избыток «В городе живут есть люди».

Ошибки в согласовании «И в этой сумке много газеты».

Ошибки в предлогах «И на столе висит лампа».

Ошибки во времени глагола «Дядя несет письма и раздавал их».

Трудное в образовании слов «Дядя красит домы. Он работает красником».

Структурно плохое оформление высказывание «Тама дядя со звонком и похож как евона шапка одета».

Сложные по подчинению предложения, которые составляют сами дети с ЗПР, очень пространны, иногда составляют 20 слов.

Создается ощущение того, что дошкольник, не знает, как завершить начатое суждение. Дети с ЗПР очень часто пользуются прямой речью, чем те дети которые развиваются нормально. Изучение структуры высказывания ребят с ЗПР казало на то, что их реплики отличаются ростом количества номинативной лексики, а также низкое количество служебных частей речи и местоимений. Неосознанное частое употребление может быть вызвано трудностями в высказывании. Чаще конструкция текста не создается снова, а происходит банальное перечисление предметов и их функций. Иногда сочинение текста по иллюстрации, имеющей сюжет, включает в себя только названия предметов. Местоимения и наречия в большинстве случаев однотипны и применяются без их четкого понимания. Ребятам характерно высказывание по примеру: «тетя такая», «там нам по-другому».

Малое употребление служебных слов – результат не понимания структуры оформленного предложения. Для того, чтобы эти части речи были в речи, ребенку не нужно создавать постоянно новую структуру реплики, достаточно вспомнить уже существующую.

Все эти особенности речи детей с ЗПР позволяют делать вывод о нарушениях речи, которые, зачастую, выражаются, прежде всего, в несформированном внутреннем программировании и грамматических структур.

Вдобавок, у дошкольников с ЗПР отмечается несформированность смысловой структуры теста и его вербализированной формы. Причем смысловое понимание текста нарушено сильнее, чем сама речь.

Дети шестилетнего возраста представленной категории испытывают определённые сложности при пересказах. Это выражается в следующем: маленький объем, часто отсутствуют слова-связки, нарушается логичность высказывания, большие интервалы между фразами, тавтологии. Такие признаки говорят о том, что страдает внутреннее программирование, а смысл текста ребенок не удерживает. Представленной категории детей главное в при пересказе – восстановить смысл и сюжет текста буквально, в полном объеме, развернуто [5].

К тому же у дошкольников с ЗПР страдает мотивация к коммуникации в форме диалога. Это проявляется в следующем: не имеется потребности к познанию окружающего мира и получению новой информации о событиях окружающей действительности. Дети не хотят поддерживать общение, сводят беседу к ее завершению, в игре зачастую отсутствует разговор, коммуникация в игровой деятельности редка. Но при этом если ребенка подтолкнуть к диалогу при помощи похвалы, вопросов о знакомых событиях и желаниях ребенка, то у ребенка активизируется процесс говорения.

К тому же такие дети имеют расстройства познавательной активности, что осложняется низкой речевой деятельностью. Например, это проявляется в ситуации, когда дети знают ответ на вопрос, но не произносят его в связи с недостаточностью мотивационного компонента. Такая ситуация оказывает значительное влияние не только дальнейшее формирование знаний, умений и навыков ребенка, но и на развитие личности в целом. Вот почему важным является развитие интереса ребенка к процессу говорения.

Таким образом, у дошкольников с ЗПР развитие диалогической формы речи находится на низком уровне. Такая ситуация выражается в следующем: сниженные мотивы к говорению, недостаточная познавательная деятельность, сама речь имеет неправильную структуру и аграмматизмы, отсутствуют слова-связки между предложениями, недостаточный словарный запас. При этом при проведении коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития важным является побуждение желания ребенка к говорению, развитие мотивационного компонента и стремления совершенствования собственной речи [4].

Список литературы

Долганюк, Е.В. Беседа как метод развития диалогической речи старших дошкольников с ЗПР [Текст] / Е.В. Долганюк // Дошкольнакя педагогика. - 2012. - № 5 – С. 31-34.

Дошкольная педагогика [Электронный ресурс] / под ред. В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохина. - Электрон. текстовые дан. – М. : Просвещение, 1978. - . - Режим доступа http://www.studmed.ru/view/yadeshko-vi-sohin-fa-red-doshkolnaya-pedagogika_b799d1e183b.html, свободный. - Загл. с экрана.

Лубовский, В.И. Специальная психология [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И.Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И.Солн­цева. ; Под ред. В.И. Лубовского. - 2-е изд., испр. - М. : издательский центр «Академия», 2005. - 464 с.

Ляхова, Е.О. Формирование диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития средствами деловой игры [Текст] / Е.О. Ляхова // саморазвитие в педагогике и психологии :сб. ст. международ. науч.-прак. конференции / Уфа, 2018. – С. 154-156.

Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] : пособие для воспитателя дет. сада. / под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М. : Просвещение, 1979. -223 с. : ил.               

Просмотров работы: 279