В современном мире количество детей с умственной отсталостью растет.
Понятие "умственно отсталый ребенок", принятое в российской коррекционной педагогике и специальной психологии охватывает разнообразную по составу группу детей, которых объединяет наличие органического повреждения коры головного мозга, имеющего диффузный, т.е. "разлитой" характер. Морфологические изменения захватывают многие участки коры головного мозга ребенка, нарушая их строение и функции. Это обуславливает возникновение у ребенка различных, с разной отчетливостью выраженных отклонений, обнаруживающихся во всех видах его психической деятельности, особенно резко в познавательной.
Одна из важнейших задач коррекционной педагогики - повышение эффективности педагогического воздействия на детей с психофизическими недостатками, оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной и речевой деятельности, подготовка к самостоятельной жизни и включение в социальную среду полноправными членами общества [1, с 15-19].
Указывая на важность изучения и совершенствования двигательной сферы у детей, нуждающихся в специальном коррекционном обучении, Л.С.Выготский писал, что, будучи относительно самостоятельной, независимой от высших интеллектуальных функций и легко упражняемой, моторная сфера дает богатейшую возможность для компенсации интеллектуального дефекта.
Сегодня актуальной проблемой остается психомоторика, ее недоразвитие и недостатки. Условия беременности и жизнедеятельности организма, его взаимодействие с окружающей средой, двигательный режим, деятельность – важный индикатор многих психических процессов.
Как результат современных исследований (В. Нечипоренко, Т. Супрунидр.), создана условная система психомоторики умственно отсталых детей, которая состоит с общей и мелкой моторики, статической координации, динамической координации, переключение, дифференциации, ритмичности движений. Состояние психомоторики дает возможность предусмотреть возможные трудности в учебной деятельности общей двигательной активности старших дошкольников. [2, с 25-30]
Умственно отсталые дети, рядом с особенностями высшей нервной деятельности, часто имеют разнообразные недостатки моторики и физического развития. Все эти отклонения в развитии детей есть следствием поражения их организма различными патогенными факторами. На сегодня уже не вызывает сомнений реальность соматопсихических связей (В. Ганонга). Психомоторика старших дошкольников с нарушением интеллекта тесно связана с интеллектом и психическим развитием. В умственно отсталых детей случаются такие типы двигательной недостаточности:
-тип Дюпре (моторная дебильность) – общее недоразвитие
моторики. Недостаточность многих моторных систем;
-тип Гамбургера (моторный инфантилизм) – замедленное развитие моторики, признаки движений, присущих младенцам;
-тип экстра пирамидальной недостаточности – отсутствие или недостаточность ассоциированных, автоматических, защитных выразительных движений (мимики, жестов, языка);
– тип фронтальной недостаточности – отсутствует формула движений, умение их производить. Характерные недостатки и недоразвитие языка. Чрезмерная подвижность. Иногда легкая мозговая атаксия. Резкая недостаточность активного внимания.
Опираясь на практический опыт работы, можно сделать такие выводы:
1. Чаще всего случаем отклонения есть общее отставание в физическом развитии. Такие дети имеют недостаточный для своего возраста рост, вес тела, окружность грудной клетки, жизненную емкость легких. Так же есть немало детей с неправильной осанкой и нарушением пропорций строения тела. У большинства старших дошкольников с нарушением интеллекта наблюдаются разнообразные за своим характерами глубиной нарушение двигательной деятельности. Специальными исследованиями установлено, что почти у половины старших дошкольников с нарушением интеллекта имеют место недостатки в процессе ходьбы. В большинстве случаев это обусловлено общим дефектом развития их моторики.
2. Одним из типичных недостатков моторики умственно отсталых детей есть недоразвитие у них дифференцированных движений пальцев рук. Треть старших дошкольников с нарушением интеллекта даже под контролем зрения не может правильно развести и свести пальцы рук через недостаточное развитие активных движений пальцев. Особенности движений мелкой моторики проявляются на занятиях ручного труда: дети недостаточно манипулируют пальцами, действуют всей кистью руки. Часто наблюдается еще одна особенность: дети выполняют действия преимущественно одной рукой (чаще правой). Вторая рука только удерживает предмет, то есть выполняет вспомогательную роль.
3. Недостатки мелкой моторики оказываются умственно отсталых детей не только во время выполнения ними определенных упражнений, а и вбыту. Так, у значительного количества старших дошкольников с нарушением интеллекта возникают трудности во время застегивания пуговиц и зашнуровывания обуви. [3, с.5-8]
Как заметил И. Бех, коррекция и развитие психомоторики старших дошкольников с нарушением интеллекта важно, прежде всего, для лучшей адаптации ребенка в социум, подготовки его к самостоятельной жизни и производительному труду. Не надо забывать, что психомоторика есть основой дальнейшей школьной подготовки дошкольника вспомогательной школы. Поскольку специфические недостатки моторики у умственно отсталых детей, обусловлены недостатками высших уровней регуляции движений, коррекционно – развивающее влияние является систем о образующим фактором. Это достигается с помощью упражнении методических приемов, которые облегчают запоминание структуры двигательных заданий, способствуют формированию интеллектуального компонента двигательных действий. С помощью специального педагогического воздействия параллельно совершенствуется аналитико – синтетическая деятельность коры больших полушарий, образуются программы временных связей, которые есть основой выработка динамического стереотипа движений.
Недостаточность моторных навыков оказывается уже в первый год обучения в школе. Об этом свидетельствуют замедленность, медлительность, неравномерный характер двигательных действий. Это может быть обусловлено как задержкой, недоразвитием определенных двигательных систем мозга, так и поражением определенного его отдела.
В связи с этим у старших дошкольников наблюдаются
различные по своему характеру и глубине нарушения моторики. В части из них заметные тяжелые нарушения двигательной функции виде парезов, частичной атрофии мышц, гиперкинезов.
Характерным нарушением моторики для большинства старших дошкольников с нарушением интеллекта есть неспособность осуществлять четкую организацию и регуляцию собственных движений.
Деятельность и отдельные действия руководствуются человеком произвольно. Уже именно это слово подсказывает сущность такого управления, что происходит от свободы. Однако на сегодня существуют две противоположные точки зрения на этот вопрос. В физиологии свобода нередко отождествляется с произвольными действиями. В психологии, наоборот, ряд ученых отделяют волевые действия от произвольных, считая, что не в каждой произвольном действии проявляется свобода.
Недоразвитие или нарушение общей моторики в умственно отсталых
детей проявляется виде недостатков построения целенаправленных действий, плохой координации сложных движений. Поэтому в коррекционной работе с такими детьми педагог и все чаще отказываются от развития у них волевых усилий, заменяя мотивационным обоснованием достижения цели и заучиванием. Однако следует помнить, что планирование такой работы носит чисто индивидуальный характер.
Проверка моторной функции дошкольников происходит
как специализированно – много уровневое обследование, которое предусматривает выявление изучение характера отклонений в развитии ребенка, а также во время наблюдений за деятельностью дошкольников
на занятиях и в свободное время. Не следует забывать и о занятиях физическими упражнениями - важная составляющая в программе диагностирования психомоторики ребенка. [4, с.15-20]
Вывод. Мы рекомендуем задания для старших дошкольников во время обследования их психомоторной сферы, проводить в игровой форме и оценивать по таким показателям:
правильность, точность, четкость, устойчивость, темп (нормальный, замедленный, ускоренный);
координация (правильная, замедленная, отсутствует);
равновесие, наличие синкинезий и вынужденных движений, самостоятельность выполнения.
Список литературы:
Гаврилушкина, О.П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников / О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова. - М.: Просвещение, 1985. - 254 с.
Л. Б., Гаврилушкина, О. П., А. П., Соколова, Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью [Текст]. - СПб. : СОЮЗ, 2003. - 320 с.
Супрун Т. Развитие моторной активности у детей 5 – 7 лет //дефектолог.-2008.-No 4.
Соколова Ю. Игра с пальчиками. - К.: Страна мечтаний, 2005. 48с.
Нечипоренко В. Комплексная реабилитация детей - инвалидов / В.Нечипоренко // директор шк.- 2008.-No 17. - С.41-45.
Тимофеева, Е.Ю., Чернова Е.И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. 2-е изд. — СПб: КОРОНА-Век, 2007, с.19.
Супрун Т. Развитие моторной активности у детей 5 – 7 лет //дефектолог. - 2008. - No4, с.23.