РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ТЕХНОЛОГИЯ СБОРА, ХРАНЕНИЯ И ПОИСКА ИНФОРМАЦИИ» В КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ТЕХНОЛОГИЯ СБОРА, ХРАНЕНИЯ И ПОИСКА ИНФОРМАЦИИ» В КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

Волкова Е.А. 1, Перунова Т.А. 1
1НТГСПИ (ф) РГППУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одним из видов универсальных учебных действий, определяющих успешность учебной деятельности, являются познавательные универсальные учебные действия. Познавательные универсальные учебные действия формируются в процессе освоения технологий хранения и поиска информации и информационных систем, использующих эти технологии. Для реализации такой задачи в базовом курсе информатики предусмотрен раздел «Базы данных и системы управления базами данных (СУБД)», в процессе изучения которого у учащихся формируются представления об основных понятиях баз данных и основных методах решения типовых задач в этой области.

Можно сказать, что для развития познавательных учебных действий в базовом курсе информатики предусмотрен раздел «Базы данных и системы управления базами данных (СУБД)», поскольку в процессе его изучения у учащихся формируются представления об основных понятиях баз данных и основных методах решения типовых задач в этой области, а также формируются умения учащихся, такие как анализ и обобщение, установление аналогий. Для успешного изучения данного курса, учащимся необходимо осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, а также других источников информации; использовать знаково-символические средства (таблицы); структурировать знания; выделять существенную информацию из текстов разных видов; строить рассуждения, доказательства, выдвигать гипотезы и их обоснование.

Рассмотрим методику изучения темы «Базы данных» в курсе информатики. Проанализируем учебники по информатике следующих авторов: Н. В. Макаровой [4], И. Г. Семакина, Л. Л. Босовой [3]. Анализ будет производиться по следующим критериям:

в каком классе изучается тема;

сколько часов отводится на изучение;

основные понятия, рассматриваемые в рамках темы «Базы данных»;

присутствие практических работ и их направленность.

Анализ учебной литературы, представлен в таблице 1.

Таблица 1

Анализ учебной литературы по информатике по теме «Базы данных»

Критерий

Авторы учебников

Н. В. Макарова

И. Г. Семакин

Л. Л. Босова

Класс

9

11

9

Количество часов

5

9

4

Основные понятия

База данных, поле, запись, инструменты базы данных, структура базы данных.

Информационная система, техническая база, состав информационной системы, база данных, клиентские приложения, пользовательский интерфейс, ИПС, АСУ, ГИС, дистанционное образование, экспертные системы, предметная область, модель данных, иерархическая БД, сетевая БД, реляционная БД, таблица, запись, поле, имя таблицы, главный ключ, атрибуты поля: имя, тип, формат, СУБД, проектирование многотабличной базы данных, типы связей, схема, целостность, создание базы данных, запрос, средства формирования запросов, логические условия выбора данных.

Информационная система, база данных, иерархическая база данных, сетевая база данных, реляционная база данных, запись, поле ключ, СУБД, таблица, форма, запрос, условие выбора, отчет.

Практические работы

4 часа из 5, отводимых на тему, приходится на отработку практических умений по созданию базы данных.

Имеется задание спроектировать базу данных для системы «Наша школа» и имеется примечание что данное задание носит творческий характер и может быть выполнено во многих вариантах.

Предлагается работа в учебнике по работе с фрагментами СУБД, а практические работы на компьютере отсутствуют.

Из таблицы видно, что менее всего времени на изучении темы отводится в учебнике Л. Л. Босовой (всего 4 часа), при чем в рамках изучения данной темы учащимся не предлагается проверить полученные знания на практике, а именно создание электронной базы данных. В данном учебнике достаточно понятно раскрыта теория [3].

И. Г. Семакин в своем учебнике достаточно широко раскрывает теоретическую часть, в конце каждого параграфа дается большой список вопросов и заданий, для отработки полученных знаний и умений. В качестве творческого задания автор учебника предлагает создать информационную базу данных на представленную тему. На раскрытие темы отводится большое количество часов, а именно 9.

Н. В. Макарова в своем учебнике упор по изучении темы отводит на практическую часть, чего не было у предыдущих авторов. На четырех уроков из пяти автор учебника предлагает выполнять практические работы, в которых учащимся требуется самостоятельно создавать базу данных, искать нужную информацию, для заполнения таблиц базы; анализировать, что от них требуется при составлении запросов разной формы; создавать формы, благодаря которым пользователю легче работать с базой данных. Но в данном учебнике узко раскрыта теоретическая часть .

Таким образом, можно сделать вывод, что теоретическая часть по теме «Базы данных» широко раскрыта в учебнике И. Г. Семакина, который предлагает изучать данную тему в 11 классе. Практическая часть темы широко раскрыта в учебнике Н. В. Макаровой, которая предлагает изучать данную тему в 9 классе. В 9 классе к изучению предлагает эту тему Л. Л. Босова, но материал в данном учебнике раскрыт поверхностно и отсутствует практическая часть.

Список используемых источников:

Бешенков, С. А., Ракитина Е. А., Матвеева Н. В., Милохина Л. В. Непрерывный курс информатики методическое пособие / С. А. Бешенков – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2008. – 143 с.

Босова, Л. Л. Информатика и ИКТ. 5-7 классы: методическое пособие / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011. – 479 с.

Босова, Л. Л., Босова А. Ю. Информатика и ИКТ:: Учебная программа и поурочное планирование для 5–7 классов / Л. Л. Босова – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009. – 93 с.

Жиркова, В. С. Методы и приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках информатики / В. С. Жиркова // Молодой ученый. – 2014. – № 6.

Beshenkov, S. A., Rakitina E. A., Matveeva N. V., Milokhina L. V. Continuous informatics course, textbook / S. A. Beshenkov - M .: Binom. Laboratory of Knowledge, 2008. - 143 p.

Bosova, L. L. Informatics and ICT. Grades 5-7: methodical manual / L. L. Bosova, A. Yu. Bosova. - M .: Binom. Laboratory of knowledge, 2011. - 479 p.

Bosova, L. L., Bosova A. Yu. Informatics and ICT: Curriculum and lesson planning for grades 5–7 / L. L. Bosova - M .: Bin. Laboratory of Knowledge, 2009. - 93 p.

Zhirkova, V.S. Methods and techniques for the formation of communicative universal learning activities in computer science lessons / V.S. Zhirkova // Young Scientist. - 2014. - № 6.

Просмотров работы: 2