ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ В ОСНОВЕ ГЕРОИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ В ОСНОВЕ ГЕРОИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Перегудова Т.В. 1, Козьяков В.Б. 1, Земцов М.В. 1
1ВУНЦ ВВС ВВА им. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина г. Воронеж
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В процессе становления и развития мира ничто не стоит на месте. Совершенствуются знания, умения и вместе с тем общекультурные ценности. Вовсевремена молодое поколение былои будет разным, непохожим напредыдущее. Ноза ним дальнейшая судьба всего общества. Исходя из этого, нужно принимать во внимание и анализировать все трудности молодежи в аспекте нравственных проблем, присущих всем людям.Подрастающее поколение болееподверженовлияниюзападной цивилизации. Всравнении со старшим поколением, жившим в советское время, имеющимустойчивые нравственные основы и ориентиры, современная молодежь сталкивается с подменой ценностей, экономической иполитической нестабильностьюокружающегомира.

Вместе с окончанием холодной войны и проникновением западной культуры в постсоветскую произошло разрушение устоявшейся идеологии и жизненных принципов. Подросткистали раскрепощённее, циничнее, легкомысленнее. Демократичное воспитание запада оказалось более приемлемым, чтобы молодежи приспособиться к происходящим переменам в стране и обществе. С изменением методики воспитания, для нихприобрелизначение другие герои и идеалы, пришедшие иззападных боевиков ифантастических фильмов.

Формализация процесса воспитания привела к безразличию, жестокости, злости и зависти в современном обществе. Чуть ли не каждый подросток думает только о своем «внешнем облике», как он будет выглядеть, что о нем скажут окружающие, какое место он займет в жизни. И только лишь единицы работают на благо общества и стремятся принести пользу всему человечеству.

Воспитание у подростков любви к Родине и гордости расти и развиваться в ней – это проблема современного общества. Духовно-нравственное и героико-патриотическое воспитание должны быть сформированы изнутри, а не снаружи, да еще и в искаженном виде. В современной педагогической системе необходимо изменить методы и принципы воспитания. Молодежь должна уметь жить в современном обществе и иметь желание постичь его духовные и нравственные ценности. И здесь не мало важный вклад вносит государство.

В.В.Путин на совещании в Краснодаре отметил: «.... От того, как мы воспитываем молодежь, зависит, сможет ли Россия сберечь и приумножить себя саму, сможет ли она быть современной, перспективной эффективно развивающейся, но в то же время сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке».

В государстве принимается ряд мер, направленных на объединение усилий различных ведомств, учреждений, организаций по модернизации системы патриотического воспитания в форме целевых программ различного уровня: федеральных, региональных, муниципальных. Методологические, нормативно-правовые и организационные основания этих программ представлены в Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», которые являются продолжением предыдущих государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы».

Безусловно, осуществление предыдущих государственных программ по патриотическому воспитанию граждан дало определенные результаты. С одной стороны, происходит возрождение традиционных, хорошо зарекомендовавших себя в прошлом форм воспитательной работы, а с другой, стороны, в деятельность органов государственной власти широко внедряются инновационные тенденции. Молодое поколение принимает активное участие в общественных объединениях, деятельность которых направлена на патриотическое воспитание граждан.

Идеи патриотизма в истории России всегда занимали одно из главных мест. Имеющие богатейшую практику глубокие традиции, патриотическое воспитание, адаптируемое в новых, постоянно изменяющихся условиях, должно быть усилено социально ориентированным направлением, способным обеспечить соответствие требованиям сегодняшнего времени.

Патриотическая работа с подрастающим поколением – это проверенный временем способ передачи молодому поколению глубокого понимания нашей силы и веры в могущество России.

Формирование нравственных качеств человека, важнейшим из которых является патриотизм, не может быть достигнуто лишь просвещением и словесными формами воспитательного воздействия. Здесь важна высоконравственная, общественно-полезная деятельность, в процессе которой у молодого поколения формируются правильные представления о требованиях к военной службе, закладывается фундамент практической готовности к выполнению воинского долга перед Родиной, создаётся и осуществляется программа самовоспитания качеств гражданина-патриота.

Наиболее удачным для решения задач патриотического воспитания, на наш взгляд, является старший подростковый возрастной период, который, несмотря на всю свою сложность, позволяет осуществлять педагогическую работу по формированию сознательной активной гражданской позиции, понятия ценности мира, чувства патриотизма, основанного на знании истории Отечества.

Решение проблемы духовно-нравственного и героико-патриотического воспитания заключается в совместной целенаправленной и скоординированной работе семьи, политической системы, церкви, образовательной системы, культурно-досуговой деятельности, отдельно взятой личности над собой. Одной из главных функций досуговой деятельности является создание культурной пространственно-временной развивающей среды, организованной особым образом и предназначенной для включения личности в реальную жизнь.

В системе образования воспитание может достигаться с помощью целенаправленного педагогического процесса:

проведение конференций, семинаров, круглых столов;

участие курсантов в разнообразных конкурсах, в том числе и МО;

привлечение курсантов к тематическому оформлению учебных корпусов, кабинетов, аудиторий, территории;

организация Уроков Мужества с приглашением Героев Советского Союза, Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы;

создание портретной галереи Героев;

участие в параде;

организация физического воспитания и формирование здорового образа жизни, что способствует становлению личностных качеств, обеспечивающих молодому человеку психическую устойчивость необходимую для профессиональной деятельности и др.

В складывающихся условиях актуализируется позиция военных учебных учреждений в патриотическом воспитании подростков, которые способствуют созданию условий для удовлетворения возникающих потребностей, интересов, формированию новых устремлений.

Непременным условием деятельности таких учреждений выступает отбор внутренних возможностей личности путем самоограничения коллективного выбора, адаптация к социальным нормам и ценностям.

Досуг является простором для свободной деятельности и развития лишь при условии рационального его использования, под которым понимается оптимальное соотношение между затратами времени на развивающие и потребительские досуговые виды деятельности, т. е. владение культурой досуга.

Специфика патриотического воспитания курсантов в военных учебных учреждениях определяется особым потенциалом и возможностями досуговой деятельности, в которой на основе добровольного и свободного выбора происходит личностная самоактуализация, оказывающая воздействие на сознание и эмоциональную сферу курсантов и позволяющая осознать собственные возможности в плане свершения действий, отвечающих государственным и общественным интересам.

Литература:

Адамова А. Г. Сущность духовно-нравственного воспитания учащихся в контексте системного подхода //ВЕСТНИК. — 2008. — С. 26.

Ильин И. А. Путь к очевидности / И. А. Ильин. М.: Республика, 1992. — 410 с.

Кенжаев Ш. Х. Роль нравственного воспитания в формировании всесторонне развитой личности [Текст] / Ш. Х. Кенжаев, А. Ж. Душаев, Х. Т. Суванкулов // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 731-733.

Павлов В.И. Духовно-нравственное воспитание учащейся молодежи на примерах жизни и деятельности космонавтов // Фундаментальные исследования. — 2011. — № 12-2. — С. 322—325.

Перегудова Т.В. Социально-культурные условия патриотического воспитания старшеклассников в детском оздоровительном лагере: дис. канд. пед. наук: 13.00.05. - Тамб. гос. университет им. Г.Р. Державина, Тамбов, 2015 178 с.

Будаговский Виктор Леонидович. Социально-культурные условия военно-патриотического воспитания учащейся молодежи в деятельности общественных объединений поисковой направленности: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.05 / БУДАГОВСКИЙ Виктор Леонидович;[Место защиты: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Тамбовский государственный университет им. Г.Р.Державина" - Тамбов, 2014.- 179 с.

Просмотров работы: 11