ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ

Давыдова Е.Н. 1, Кобозева И.С. 1
1Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, г. Саранск
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Впервые термин "дидактика" появился в сочинениях немецкого языковеда и педагога Вольфганга Ратке в 1613 году. Однако первую фундаментальную работу по теории дидактики представил в 1657 году чешский педагог и писатель Ян Амос Коменский в работе "Великая дидактика" [4, c.471].

В широком смысле дидактика представляет собой отрасль педагогики, направленную на изучение и раскрытие теоретических аспектов организации образовательного процесса, таких как принципы, методы, закономерности обучения, а также направленную на разработку новых принципов, методик, стратегий, систем и технологий обучения или поиск уже существующих.

В более узком смысле дидактика - это наука об образовании и обучении, включающая цели, содержание, методы, средства и результаты обучения, которые могут быть достигнуты в процессе получения образования [1, с. 171].

Таким образом, дидактическая деятельность преподавателя состоит в изучении и разработке целей, содержания, методов, средств и форм обучения.

Дидактика предполагает решение следующих задач:

- исследование законов и принципов процесса обучения;

- разработка основных концепций и положений процесса обучения;

- прогнозирование его результатов на основе применения различных концепций;

- конструирование образовательных методик и технологий;

- создание систем контроля и диагностики процесса обучения;

- создание систем оценивания полученных результатов [5, c.85].

В качестве предметов дидактики ученые Пидкасистый, П.И., Хуторской, А.В., Мусс, Г. Н., Амонашвили Ш.А., В. Тименко выделяют законы и принципы образовательного процесса, а также технологии и методики обучения и воспитания и рекомендуют опираться на следующие фундаментальные закономерности обучения:

- целостность образовательного процесса;

- необходимость социальной значимости целей, содержания, форм и методов обучения;

- единство всех компонентов процесса обучения;

- взаимосвязь результатов обучения с характером образовательной деятельности;

- возможность творческой самореализации обучающегося в образовательной среде [6, c.1].

Также при реализации образовательного процесса необходимо учитывать основные положения дидактической теории, а именно принципы обучения, которые в практической деятельности могут видоизменяться, подстраиваясь под определенные формы и средства обучения, однако содержательный компонент остается без изменений.

Многие педагоги трактовали понятие «игра» с разнообразных сторон. Ш.А. Амонашвили писал: «Игра - это метод познания действительности, направляемый внутренними силами и позволяющий ребенку в короткие сроки овладеть первоначальными, но весьма обширными основами человеческой культуры» [7, c.65].

В. А. Сухомлинский обозначил такое понятие следующим образом: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [8, c.114].

В работах А. Макаренко игра рассматривается как мощное средство воспитания воли, коллективизма, формирования практических навыков. Он считал, что детские ролевые игры так же важны для развития ребёнка, как и для взрослого [8].

Л. Выготский понимал игру как благоприятную среду для зарождения познавательных сил ребёнка, как основу для преобразования игровых действий в умственные. Он назвал игру «девятым валом развития», руководящим средством воспитания и обучения [10, c.65].

По мнению Ф. Блехер, игру можно назвать дидактической только тогда, когда познавательный элемент в ней неразрывно связан с элементом заинтересованности [11].

Необходимость знания дидактических принципов и закономерностей обуславливается важностью правильной организации образовательной деятельности, поскольку предполагает возможность прогнозирования результатов определенных моделей обучения и позволяет приходить к правильным выводам и умозаключениям.

Ведущими учеными-педагогами Бордовская Н.В., Загвязинский В.И., Мусс Г.Н., Краснянская Т.М., выделяются следующие функции дидактической деятельности преподавателя:

- обучающая - заключается в передаче научных знаний обучающимся, а также в формировании у них профессиональных умений и навыков;

- воспитательная - находит отражение в умственном, нравственном, физическом, трудовом, правовом, экологическом, моральном, эстетическом, коллективном, а также воспитании технологической культуры;

- развивающая функция состоит в формировании у обучающихся аналитического, критического и логического мышления, а также в развитии самостоятельности в принятии решений, ответственности за них и в развитии умения работать в коллективе;

- управляющая функция состоит как в управлении коллективом, группой обучающихся, так и в управлении самим образовательным процессом:

- диагностическая - направлена на определения состояния обучающихся и педагогического процесса в целом с целью выявления наиболее правильной стратегии учебно-познавательной деятельности и включает в себя умение педагога учитывать психофизиологические особенности обучающихся в образовательной деятельности, устанавливать соответствие знаний, умений и навыков требованиям учебной программы, а также осуществлять контроль за эффективностью учебно-воспитательной работы;

- контролирующая функция позволяет выявлять и устранять ошибки и затруднения в профессиональной деятельности педагога и предполагает наличие некоего стандарта, нормы и модели педагогического процесса;

- конструкторско-технологическая функция направлена на организацию эффективного педагогического процесса и включает в себя ряд требований: необходимость планирования педагогического процесса, необходимость организации воспитательной и развивающей среды для обучающихся;

- исследовательская функция состоит в умении выявлять проблему для обсуждения и исследования, анализировать научную литературу, выдвигать гипотезы и задачи исследования, ставить проблемные вопросы для решения обучающимися;

- информационная функция заключается в умении педагога пользоваться речевой выразительностью, кратко и логично излагать материал с целью добиться его понимания обучающимися, пользоваться различными методами изложения, активизировать обучающихся в процессе усвоения учебного материала;

- мобилизационная функция предполагает умение воздействовать на эмоционально-волевую сферу личности обучающихся наиболее рациональным путем, иными словами, педагог должен заинтересовать обучающихся, увлечь их, активизировать их учебно-познавательную деятельность;

- ориентационная функция заключается в помощи обучающимся в построении личностной картины мира, в определении ими ценностных ориентаций, в поиске ими своего места в профессиональной среде;

- проектная функция представляет собой педагогическое проектирование, то есть, составление планов, нацеленных на решение актуальных образовательных задач;

- организационная функция заключается в грамотной организации педагогом образовательного процесса с целью вовлечения в него обучающихся [1,2,5,6].

Игра эмоциональная по своей природе способна даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой и наполненной эмоциями.

В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, это форма, которая противостоит пассивному слушанию или чтению.

Чтобы осознать предпосылки подобной функциональной способности игры, следует вспомнить некоторые особенности подростковой психологии: В подростковом возрасте устраняются все без исключения условности в действиях, игра приближается к жизни. Игра интересна, когда дается возможность не только познать что-то, но и использовать собственные познания и одновременно с этим, уйти «в мир желаемой фантазии, приоткрыть завесу будущего и побывать там хотя бы в игровой ситуации» [2, с. 52].

Потенциал дидактической игры достаточно высок. Ведущая роль игры в становлении и развитии личности детей неопровержима. В дошкольном возрасте игра является не просто развлечением, а ведущим видом деятельности, в результате которого появляются и необратимые положительные изменения психологического и личностного уровня – новообразования. Дидактическая игра по своей сути характеризуется исследовательским содержанием, которое позволяет ребенку познавать, моделировать доступные возрасту объекты, процессы, явления окружающего мира. Взаимодействие развития мышления ребенка и формирования у него элементарных представлений, знании, умений и навыков поведения и деятельности в процессе игры является одним из путей повышения эффективности обучения и воспитания в дошкольной образовательной организации. Использование дидактических игр требует от ребенка внимания, сообразительности, способствует позитивному отношению к познанию, учит выдержке, вырабатывает умение быстро ориентироваться и находить правильное решение [1, с. 23]. Велико ее влияние на все сферы личности ребенка дошкольного возраста: физическую, сенсорную, интеллектуальную, духовную, эмоционально - волевую и пр. Помимо этого необходимо признать и мажорные функции игры: она дарит восторг и радость, сам процесс игры полон сюрпризов, а результат - это своеобразное открытие.

В основе, разработанной классификации лежит положение о дидактической игре как деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся. Познавательный интерес - важнейшее образование личности, которое возникает и развивается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и не является данным человеку от рождения. Он имеет сложную структуру, которую составляют как отдельные психические процессы: интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные, так и объективные и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях (Щукина Г. И.) [12, с.120]. Любую деятельность человек, одухотворенный познавательным интересом, совершает с большим пристрастием, желанием и более эффективно.

В связи с этим известные виды дидактических игр классифицируются нами на основе их воздействия на отдельные психические процессы как:

- интеллектуальные - порождающие состояние раздумья, размышления, рассуждения;

- эмоциональные - возбуждающие сенсорные процессы и эмоциональные состояния (переживание успеха, радости познания, гордости за свои достижения и достижения товарищей, удовлетворения учебной деятельностью);

- регулятивные - формирующие волевые устремления, установку на целенаправленность, принятие решений, настойчивость, решительность, внимание;

- творческие - активизирующие воображение, фантазию, предвосхищение, озарение, создание новых образцов, моделей и др.;

- социальные - способствующие развитию личности, осознанию места и значимости в обществе, отношения к окружающему миру.

Следует подчеркнуть, что названные дидактические игры взаимосвязаны между собой и несут воспитательный потенциал. Главное заключается в том, чтобы игра органически сочеталась с серьезным, напряженным трудом и не отвлекала от учения, а активизировала умственную деятельность. Важно помнить и о том, что дидактическая игра - это игра только для ребенка, а для педагога - творческая деятельность, требующая определенных усилий для организации и проведения.

Структура дидактической деятельности преподавателя представляет собой осуществление педагогом стимулирования и мотивации деятельности обучающихся на занятии, а также их самостоятельной работы, формирование педагогом профессионально значимых знаний, умений и навыков у обучающихся, проведение целевой ориентации обучающихся, обновление содержания образования, а также оптимизация методов, средств и форм организации образовательного процесса, осуществление проверки, контроля и оценки учебных достижений обучающихся с помощью принятых методов оценивания, корректировка учебного процесса и его результатов на основе полученных результатов проведенного контроля.

Содержание дидактической деятельности преподавателя реализуется через предметное содержание, средства и методы обучения, а также через формы организации обучения.

Список использованных источников

1. Бордовская, Н.В. Педагогика: учеб. пособие/ Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2016. – 304 с.

2. Загвязинский, В.И. Теория обучения. Современная интерпретация. / В.И. Загвязинский – М.: Издательский центр "Академия", 2013. – 192 с.

3. Пидкасистый, П.И. Педагогика. Педагогическое общество России. / П.И. Пидкасистый – М.: 2014. – 301 с.

4. Хуторской, А.В. Современная дидактика: Учеб. для вузов. / А.В. Хуторской – СПб.: Питер, 2015. – 498 с.

5. Мусс, Г. Н. Педагогический потенциал системы образования в умственном развитии детей дошкольного возраста / Г. Н. Мусс. - Наука в современном мире: материалы XXV Международной научно - практической конференции. – М.: Перо, 2016. - С. 84 – 86.

6. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Проблемно-предметное поле психологического аудита безопасности организации // Прикладная психология и психоанализ. – 2011. – № 1. – С. 2.

7. Амонашвили Ш.А. В школу - с шести лет. – М. : Просвещение, 1986.

8. Сухомлинский В.А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности // История педагогики в России. - М., 1999. - С.377.

9. А.С. Макаренко «Лекции о воспитании» [Электронный ресурс]: Произведения А.С. Макаренко. Работы о воспитании. - Режим доступа: http: // www.makarenko.edu.ru /biblio.htm

10. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии 1966 № 6 С. 62–68.

11. Словари и энциклопедии на Академик. Дидактическая игра [Электронный ресурс]: подходы к терминологии различных авторов. Режим доступа: http: // dic.academic.ru / dic.nsf / ruwiki / 28607

12. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., 1979. -160 с.

Просмотров работы: 897