Анализ последних исследований по проблеме управления конфликтами показывает, что человек - сущность многосторонняя, многомерная, сложно организованная. На феномене внутреннего мира человека во все времена сфокусировано внимание философии, литературы, медицины, психологии. Человек - существо более общественное, чем биологическое. Именно общественная жизнь приводит к личности как интегральной характеристики человека. Личность - это результат поисков, противоречий, успехов и поражений [4].
В такой ситуации жизненно необходимым является индивидуальный подход, который заключается, в частности, в изучении психологических свойств личности, с целью оказания ей помощи в решении внутренних, а затем межличностных, межгрупповых конфликтов.
Конфликт - это столкновение противоречий, плод недоразумений, ошибок, личностных индивидуальных качеств оппонентов, несовпадение желаний и интересов отдельных людей или одной личности, а также противоречия между потребностями и возможностями [7, с. 41].
Наиболее общий источник конфликтов - духовно и социально-исторические противоречия реального мира. На этой основе отдельно выделяют социальный конфликт. Социальный конфликт - это любая социальная ситуация или процесс, в котором две или более социальных единицы связаны по крайней мере одной формой психологического или интерактивного антагонизма [7, с. 41].
Управление конфликтом - это способность личности увидеть конфликтную ситуацию, осмыслить ее и осуществить предупредительные действия по ее решению. Управление конфликтом имеет следующие стадии:
- восприятие конфликта и первичная оценка ситуации;
- исследование конфликта и определение его причин;
- поиск путей разрешения конфликта;
- осуществление организационных мероприятий, направленных на преодоление конфликта [2].
Проблема конфликтных отношений разработана и представлена в работах многих зарубежных и отечественных ученых прошлого и современности.
Древние философы считали, что сам по себе конфликт не положительный и не отрицательный. Он существует всегда независимо от мнения людей о нем. Весь мир полон противоречий, с ним непременно связана жизнь природы, людей и даже богов. Однако, сам термин «конфликт» они еще не применяли, но уже понимали, что конфликт не исчерпывает собой всей жизни, а представляет собой лишь его часть.
Проблему внутриличностного конфликта невозможно рассматривать без соответствующей взаимосвязи с межличностным. Кроме того, разделение конфликтов на типы является относительно условным. В реальной жизни эти конфликты постоянно переплетаются и тесно связываются. Исследование внутренних конфликтов не является самоцелью. Заслуживает особого внимания изучение проявлений, отражений внутренних противоречий индивида в его межличностных отношениях. Также, в этом процессе определяющее значение приобретают способы управления конфликтами.
Анализ результатов исследования [2, 3] внутриличностной и межличностной конфликтности позволил сделать выводы о невозможности существования межличностного конфликта без соответствующего внутреннего. Если имеющийся межличностный конфликт, то его причина - внутриличностный конфликт. Но существующая связь не обратно пропорциональна: имеющийся внутренний конфликт может не проявляться и до поры до времени существовать в латентном виде. Однако, накопление внутриличностных противоречий приводит к «взрыву» эмоций личности, кризисы, депрессии, даже суициду. Поэтому явление конфликта можно сравнить с растением, у которого корень - внутриличностный конфликт, питает стебель - социальный, социально-психологический конфликт. Удаление стебля - социально-психологического конфликта - не вредит корням - внутриличностный конфликт, а только приводит к появлению новой ветви противоречий, конфликтных ситуаций.
Конфликт выступает как источник социализации индивида во всех сферах общественной жизни. Поэтому и верно считать, что проблема конфликта своими корнями уходит в древности и приводит нас к настоящему, а в чем-то и к будущему. Еще древний мир предлагал человеку ситуацию конфликта: жизнь - смерть, добро - зло и тому подобное. С самого давнего времени человечество ставило перед собой вопрос: «Кто есть человек, какой он, в чем его природа? С ним ли связан конфликт?» На эти вопросы есть два обобщенных ответа.
Первый из них берет начало от Аристотеля [7, с. 22]. «Человек конфликтный в том, что такие причины лежат в системе государства, его институтов», - считал он. Эта позиция подчеркивает в человеке общественное начало, его способность к сотрудничеству. Причиной конфликтности по Аристотелю могут быть чувства: страх, надменность, ненависть, переоценка себя и своих заслуг; с другой стороны - поступки, неосторожное отношение, мелкие унижения, несоответствие характеров.
Аналогичным образом решает проблему конфликта вторая величественная фигура - Платон [7, с. 22]. Человеческая совесть является высшим критерием сущности личности. Внутриличностный конфликт проявляется через мышление, осознание себя. «Мышление - критерий реальности собственного существования», так писал Рене Декарт [7, с. 63]. Древние латиняне говорили: «Cogilo ergo sum», - думаю, мыслю - значит существую.
К решению вопроса о соотношении общества и личности, в пользу последней, как отдельной самостоятельной сущности пришел английский философ Т. Гоббс [7, с. 23]. Он утверждает, что естественное состояние общества - «это война всех против всех». Соответственно возникает нервное напряжение, внутренний конфликт индивида, обусловленный: соперничеством, недоверием, стремлением постичь славы.
Неразрешенный внутренний конфликт, отмечает Гоббс, имеет в себе тенденцию провоцировать самоуничтожение человека. Человек - определенная существо, для которого другие люди - только среда его существования. («Один на один»).
Пессимистический подход к конфликту наиболее четко охарактеризован Т. Гоббсам в книге «Левиафан», которая подробно анализируется М. Пиренн, он негативно оценивал человеческую природу. Человек, как считал Т. Гоббс, по своей природе является эгоистичным, ленивым и неверным [7].
Оптимистический подход к конфликту представлен французским философом Ж. Руссо, на которого ссылается в своей работе А. Анцупов [1]. Ж. Руссо, в отличие от Т. Гоббса считал, что человек по своей природе миролюбивый и создан для счастья. Источником конфликтов считал недостатки в организации общества, предрассудки.
Значительный вклад в понимание сущности конфликта сделал В.Вундт. Он предложил метод самонаблюдения, который является важным в процессе психодиагностики внутриличностного конфликта и поиска путей и методов его решения. Вундт отмечал, что в психологии конфликт личности выступает и субъектом и объектом познания.
Внутренние конфликты и девиантное поведение нашли обстоятельное толкование в системе научной концепции Э. Дюркгейма [1]. Его подход к изучению конфликта заключается в системе взаимоотношений общества и личности. «В сознании каждого индивида, - отмечает он, - существуют как бы два сознания: одно общее с нами со всей нашей группой, которая представляет собой не нас самих, а общество, живущее и действующее в нас, вторая представляет собой то, что у нас есть собственное, что делает из нас индивида. В этом двойном индивидуальном сознании заложена основа внутриличностного конфликта». Особое внимание Э. Дюркгейма было приковано к феноменам самоубийства, как методов неэффективного «решения» конфликтов.
Достаточно подробная концепция конфликта была представлена экономистом и социологом К. Марксом. Следуя за его взглядами, можно констатировать, что конфликты присущи всем уровням социальной жизни: политике, экономике, культуре и т.д. [7, с. 30].
Специфическими персонами этого периода были М. Вебер и Г. Зиммель. В своих трудах они доказывали, что конфликт является неотъемлемой частью социальной жизни. Г. Зиммель в своей книге «Конфликты в современной культуре» и ряде других работ, на которые ссылается А. Анцупов, исходил из того, что существующие в обществе эгоистические группы, не изолированы друг от друга, а наоборот связаны невидимыми нитями [2]. Он утверждал, что конфликт - нужен для решения любого дуализма, это - средство достижения своеобразного единства. Зиммель считал, что внутренние конфликты не обязательно разрушительны. Данный тезис утверждает интегративные, а не деструктивные, функции конфликтов. Именно этой идеей основана функционалистская теория конфликта.
Е. Дарендорф в своих известных работах «Классы и классовые конфликты в индустриальном обществе», «Современный социальный конфликт», на которые ссылается М. Пиренн [7, с. 30], рассматривает конфликт в качестве главной категории социологии и именно поэтому называет свою социологическую концепцию теорией конфликта.
Большой вклад в методологию внутриличностного конфликта внес Фрейд своим учением - психоанализом, а в нем - определением конфликта между сознательным и бессознательным [5, с. 61]. Причины отсутствия единства с самим собой, внутренней целостности интерпретируются как неосознаваемые источники. Согласно им причинами конфликтов являются противодействующие силы «Оно», «Эго», «Супер-Эго». Эти силы, проецируясь наружу формируют конфликтное бытие, порождают противоречия. З. Фрейд предложил идею «неврозов цивилизации».
Выше приведенные тезисы дальше были разработаны К. Юнгом [5, с. 63]. Он предложил следующую структуру личности, которая состоит из дифференцированных, но тесно связанных систем: «Эго», «Личностное бессознательное» и его комплексы, «Коллективное бессознательное» и его архетипы, «Персона», «Анима», «Анимус», «Тень». Также существуют установки (интроверсия, экстраверсия) и функции (мышление, интуиция и т.д.). Специфически фигурирует «самость» - центр всей личности. Человек борется сам с собой. Сталкиваются в поединке его различные психические системы. И он должен найти свой индивидуальный путь, который будет соответствовать его жизненной цели. К. Юнг описывает этот процесс как индивидуализацию. А. Маслоу, представитель гуманистической психологии - как самоактуализацию.
Представители других теорий личности по-своему трактуют причины внутренних конфликтов, а именно как:
1. комплекс неполноценности, который противостоит стремлению к совершенству, желание власти (А. Адлер) [5, с. 61].
2. несовместимые невротические потребности, одновременно побуждают человека стремиться к другим людям, проявлять агрессивность к ним и желать быть независимым от них (К. Хорни) [5, с. 64].
3. психосоциальные кризисы, возникающие в процессе идентификации личности (Э. Эриксон) [5, с. 65].
Целесообразно отметить идеи К. Роджерса, представителя организмической теории. Он предлагает следующую структуру личности: «Организм» и «Я» («Я реальное», «Я идеальное») [5, с. 63]. Внутренние противоречия чаще возникают между последними двумя компонентами. Роджерсом была разработана концепция групповой терапии, в которой выделяется личность, ее духовные ценности, как основное понятие; возможность полной самоактуализации личности, вера в нее.
Своеобразный взгляд на проблему внутреннего конфликта имеет В. Франкл [5, с. 63]. «Человеческая жизнь носит осознанный характер, поэтому он и конфликтен», - считает он. Основное понятие его теории - поиск смысла жизни. В определенный период времени каждый человек сталкивается с этим вопросом. Кризис вызревается постепенно и решается индивидуально. В. Франкл основал направление в психокоррекции - логотерапии, то есть помощь человеку в постижении сути жизни.
Классическим произведением конфликтологии стала работа Л. Козера «Функции социального конфликта», проанализированная М. Пиренн в своей книге [7, с. 32]. Развивая идеи Вебера и Зиммеля о всеобщности и универсальности конфликта, американский социолог дал в своей работе глубокое обоснование положительной роли конфликтного взаимодействия в жизни общества.
Заслуживают внимания идеи Т. Парсонса. Он в своей работе «Структура социального действия» трактовал конфликт как социальную аномалию, социальную болезнь, которую надо лечить. Парсонс выделил пять основных коллизий, которые характеризуют типичные внутриличностные конфликты. Первая дилемма - выбор определяется внутренней мотивацией и ценностными ориентациями личности. Вторая дилемма - собственного и коллективного интереса. Третья - связана с преимуществами когнитивных установок, предусматривает концентрацию внимания на особенных поступках, действий личности. Четвертая дилемма - предвидения. Пятая дилемма - специфичности- диффузности [7, с. 34].
Основатель теории «людских взаимоотношений» Э. Мэйо, который также утверждал, что главная проблема современности - установление мира и преодоления опасной болезни - конфликтности. По его мнению, социальное здоровье - это «социальное равновесие», «состояние сотрудничества».
В ХХ веке были популярны две основные научные концепции конфликта. Суть первой заключалась в необходимости постоянной профилактики и предотвращения конфликтов. Основа второй - утверждение, что конфликты вечные и неизменные спутники групповой жизни в любом обществе.
Авторы, принадлежащие к школе научного управления (М. Дойч, М.Мескон), разработали механизмы, устраняющие условия, способствующие появлению конфликтов [5, с. 58]. Они находят доказательства в пользу этой идеи в том, что столкновение мнений, противоречий имеет только разрушительное действие. Большинство людей стараются избегать конфликтных отношений, «загонять их в себя». Это - очень вредно. Например, Е. Мелибруда считает: «Причиной психосоматических заболеваний всегда стоят нерешенные внутренние конфликты, чувство вины, невыполненные желания и чувства, которым не был дан выход» [5, с. 58]. Люди сознательно их подавляют, вытесняют в подсознание. Мы всю жизнь тренируем свое умение не позволять страхам всплывать на поверхность, тратим большое количество психической энергии впустую. Но по закону сохранения энергии страхи, конфликты никуда не исчезли бесследно. И тело реагирует на них: страх вызывает, например, сердцебиение, тахикардия.
Существует еще одно мнение о роли конфликтов. Ее придерживаются авторы школы «человеческих отношений» Альберт, Хедоури [5, с. 58]. Они считают, что конфликтов можно и нужно избегать. Эти авторы признают возможность возникновения противоречий между мотивами личности. Но они рассматривают конфликт как признак неэффективной самоорганизации и плохого самоуправления.
Конфликты - неотъемлемая часть человеческого бытия, и нельзя утверждать, что противоречия, споры бесполезны и патологические. Возникают конфликты из-за несхожести людей, потому, что представления, чувства у каждого из нас не одни и те же, и порой приходят в соприкосновение друг с другом. Нужно учитывать, что люди имеют разный профессиональный уровень, собственный жизненный опыт, индивидуальные черты характера и темперамента, разный пол. Можно сделать вывод, что конфликты охватывают все виды и уровни отношений человека с самим собой, окружающей действительностью. Они вечны и всегда актуальны. И чем тратить энергию на поиск средств предотвращения конфликтов, лучше задуматься, существует ли какая-то возможность конструктивного и успешного поведения в случаях конфликтов. Нужно помнить, что на все случаи жизни рецептов нет. В использовании человеческих отношений можно сделать вывод, что схема требует не механического выполнения, а творческого переосмысления в каждом отдельном случае. Особенно данное положение касается деятельности психолога, социального работника, управленца.
Популярными конфликтологами конца XX века на западе является Э. Уилсон (специфика половых конфликтов), П. Ван де Берге (представитель биологического функционализма), К. Лоренц, Г. Фокс, А. Адри, Д. Моррис, Д. Дэна, Д. Скотт (системный подход) [1, 7].
Относительно отечественных психологов интересную суть внутреннего конфликта проанализировал С.Л. Рубинштейн. Он писал: «Основной закон исторического развития психики человека состоит в том, что человек развивается, работая, изменяя природу, он меняется сам, порождая в своей деятельности предметное бытие очеловеченной природы, культуры, человек вместе с тем изменяет, развивает свою психическую природу» [ 4, с. 47]. Мир явлений внутренней жизни личности интересовал и А.Н. Леонтьева [4, с. 68]. Он считал, что человеческий внутренний мир страстный, эмоциональный, субъективный, конфликтный. Только больной человек бесстрастный - «эмоционально тупой». Все что мы видим оценивается с позиции интеллекта. Наличие высших чувств - стыда, раскаяния, совести, любви и др. - тоже отмечается конфликтностью.
В отечественной психологии изучались в основном межличностные, семейные, производственные конфликты (Ф.М. Бородкин, Н. М. Коряк, Ю.Е. Алешина, А. М. Бандурко, В.А. Друзь и другие), а внутриличностные (О .Р. Лурия, А.А. Донченко, Т.М. Титаренко) не глубоко изучены [1, 2, 7].
Обобщая вышеприведенные информационные материалы, в отношении степени осветления проблемы управления конфликтами и ее методологической основы в зарубежной и отечественной литературе, есть два направления трактовки конфликта. Первый (Г. Моргентау, Д. Кеннан, Д. Франкель) включает традиционные классические теории, которые предлагают философию конфликта. Второй (Р. Мертон, Р. Дарендорф, Л. Козер) - модернистские теории, основанные на структурно функциональной основе, на сочетании эмпирики и математики конфликтов. Коротко разница между ними в следующем. Функционалистические теории предполагают, что конфликты могут быть приведены в состояние гармонии путем взаимовлияния и удовлетворения интересов и потребностей личности. Они утверждают, что есть возможность полного искоренения конфликтов методами «социальной инженерии». Напротив, теоретики конфликтов от Маркса к Зиммеля считают, что конфликт мотивационная основа всей жизни. Они постоянные спутники в любом обществе. Обобщенные выводы предлагаются в таблице.
О природе, сущность, специфику протекания конфликтов в своих трудах писали Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Э. Дюркгейм, В. Вундт, Г. Зиммель, Ж.-Ж. Руссо, Кант, К. Гегель, Маркс, Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, К. Хорни, Э. Берн, Я. Морено, Ф. Перлз, Э. Эриксон, К. Роджерс, Е. Фромм, В. Франкл и другие.
В отечественном опыте философской, а затем и психологической науки конфликты рассматривались И. Бердяевым, В. Соловьевым, Л. Выготским, А. Лазурским, А. Лурия, А. Леонтьевым, С. Рубинштейном и другими.
В процессе развития идей перечисленных ученых, сформировались два различных подхода к пониманию конфликта, которые можно определить, как пессимистический (деструктивный) и оптимистический (конструктивный) отличающиеся по своему эмоциональной окраской, функциями и результатами, последствиями конфликтного взаимодействия.
Список литературы
1. Анцупов А.Я. Проблема конфликта: исторический обзор /А.Я. Анцупов. - М .: Наука, 2016. - 247 с.
2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М .: ЮНИТИ, 2017. - 551с.
3. Ващенко И.В., Кляп М.И. Конфликтология и теория переговоров: Учебное пособие / И.В. Ващенко, М.И. Кляп. - М .: Знание, 2016. - 407 с.
4. Донченко Е.А., Титаренко Т.М. Личность: Конфликт. Гармония / Е.А. Донченко, Т.М. Титаренко. - М .: Знание, 2015. - 156 с.
5. Кошечко Н.В. Тренинг "Конструктивное решение конфликтов в семейных взаимоотношениях". Дети-родители-семья: Выпуск 2 / Н.В. Кошечко. - К .: Наук. мир, 2017. - С. 33 - 78.
6. Одерий Л.П. Менеджмент качества высшего образования: методы и механизмы: Учебное пособие / Л.П. Одерий. - М., 2017. - 100 с.
7. Пиренн М. Основы конфликтологии: Учебное пособие / М. Пиренн. - М .: Просвещение, 2018. - 210 с.