Современная школа выдвигает требования по повышению качества образования. Соответственно, перед каждым учителем ставится задача по их выполнению. Успешность выполнения работы по решению данной проблемы напрямую зависит от умений педагога в планировании и организации обучения, разработке системы контроля и оценки уровня знаний, умений, навыков.
На современном этапе под качеством образования непосредственно понимается уровень надпредметных умений, взаимосвязанных с самоопределением и развитием личности. На сегодняшний день для определения уровня качества образования школьников недостаточно оценки только лишь уровня ЗУНов, как это было при традиционном обучении. Общество предъявляет к школе требования по подготовке выпускников, которые готовы максимально включиться в последующую жизнедеятельность в социуме, а также которые способны на рациональное решение возникающих перед ними проблем различного характера: как жизненного, так и профессионального плана. Указанные умения и способности никаким образом нельзя поставить в зависимость только лишь полученным ЗУНам, поскольку они (умения и навыки) находятся в зависимости от особых качеств, для определения которых используют понятие «компетентность», соответствующее в большей степени современным задачам образования.
Таким образом, в образовательном процессе для реализации вышеупомянутых требований необходимо новое представление построения учебного процесса, в основе которого будет лежать четкое планирование совместной деятельности учителя и учеников.
Одно из условий достижения качества образования – умение учителя эффективно управлять учебным процессом. В первую очередь, важно освоение новых форм проектирования учебного процесса по предмету. Без осознания значимости этого невозможно совершенствование содержания и технологии обучения и достижение качества знаний, которые соответствовали бы уровню требований государственного стандарта [1]. Для реализации данных требований необходимо применение педагогических технологий к педагогическим процессам.
Прежде всего, необходимо отталкиваться от наиболее обобщенного понимания технологии как системы деятельности, имеющей научное и практичное обоснование, применяемой человеком в различных целях.
Технологический подход способствует открытию новых возможностей в концептуальном и проектировочном овладении различных сторон педагогической и социальной действительности. Он позволяет:
прогнозировать результаты и управлять педагогическими процессами;
обеспечивать наибольшую отдачу от использования ресурсов, которые находятся в распоряжении;
создавать необходимые условия для развития личности;
грамотно и на научной основе анализировать и систематизировать результаты практического опыта;
искать и находить общее решение для вопросов образовательной и социально-воспитательной направленностей;
выбирать эффективные и создавать новые технологии для решения педагогических и социальных проблем;
по возможности максимально уменьшить отрицательное влияние неблагоприятных обстоятельств на человека [2].
Вопросом разработки и внедрения педагогических технологий в учебный процесс занимались многие исследователи.
Однако в педагогике не сложилось однозначного определения понятия педагогической технологии [2]. Рассмотрим некоторые из них.
Так, по мнению Бориса Тимофеевич Лихачева, педагогическая технология является системой психолого-педагогических установок, которые определяют особый набор и совокупность форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; и она является организационно-методическим инструментарием педагогического процесса [3].
Вадим Макарьевич Монахов определяет педагогическую технологию в качестве детально продуманной модели совместной педагогической деятельности, направленной на проектирование, организацию и проведение учебного процесса, обеспечивающего достаточно комфортные условия, как для учителя, так и для учеников [3].
Герман Константинович Селевко определяет педагогическую технологию, как систему функционирования всех элементов педагогического процесса, созданную на научной основе, предопределенную во времени и пространстве, приводящую к запланированному результату [4].
Различные интерпретации понятия «педагогическая технология» по сути говорят о том, что это качественно новый этап в становлении «производственного аппарата» педагогики.
Тем не менее определение сущности педагогической технологии, дает возможность выделить основополагающие критерии технологичности образовательного процесса:
Системность. Выполнение этого критерия предполагает взаимную связь всех компонентов технологии, при этом каждому из них определена особая функция. Вместе составляющие технологии направлены на решение поставленной задачи. Непосредственно наличие всех этих компонентов и их тесная связь обеспечивают достижение предполагаемого результата.
Научность. Создание концепции, лежащей в основе технологического процесса, который базируется на единстве научных и практических достижений, позволяет решать актуальные, острые вопросы социального и образовательного характера.
Структурированность. Предполагается построение четкого алгоритма, последовательности шагов на пути к сформулированной, заданной цели. Важно отметить, что педагог при этом должен ясно понимать какова взаимная связь между этапами, какая преемственность между ними существует, каким этапам присуща наибольшая важность. Помимо этого, имеет большое значение возможность внесения изменений и поправок в алгоритм, в рамках условий реализации технологии.
Управляемость. Дает возможность проводить промежуточные, итоговые проверки; можно составить, спрогнозировать конечный результат, учитывая различные условия; для получения предполагаемого результата оптимально затрачиваются усилия; возможность применения технологии любым подготовленным педагогом. Самое важное – гарантированность получения запланированного результата.
Таким образом, использование педагогических технологий позволяет решить такие взаимообусловленные проблемы как:
развитие личности ученика, формирование у него активной жизненной позиции; ученика, способного ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и умеющего решать проблемы [5];
изменение характера взаимодействия субъектов системы образования, то есть ученик и учитель представлены как равноправные участники учебного процесса, партнеры [5];
повышение мотивации к учебной деятельности;
акцентирование внимания учителей на изучение и овладение педагогическими технологиями, которые способствуют существенному изменению методов организации образовательного процесса, и как результат повышению качества знаний учеников.
Список литературы:
Сафронова Т.М. Технология проектирования математического развития учащихся: учебное пособие к спецкурсу. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2006. – 102 с.
Сафронова Т.М. Технологический подход к проектированию учебного процесса, ориентированного на математическое развитие учащихся. Дис. канд. пед. наук. – М., 1999.
Монахов В.М. Педагогическая технология профессора В.М. Монахова // Спец. выпуск «Педагогический вестник» - Успешное обучение, 1997.
Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. – М.: Народное образование, 2005.
Сафронова Т.М. Возможности педагогической технологии В.М. Монахова в решении методических проблем математического развития учащихся // Вестник Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина. – Вып. 11: Серия «История и теория математического образования». – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2006. – С. 270-281.