ТВОРЧЕСТВО АРХИТЕКТОРА ФРЭНКА ГЕРИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ТВОРЧЕСТВО АРХИТЕКТОРА ФРЭНКА ГЕРИ

Джамбинова М.Ю. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Фрэнк Гери – автор всего самого смелого в современной архитектуре, лауреат Притцеровской премии. Он строит здания, к которым водят экскурсии, проектирует картонную мебель, не пользуется компьютерными программами, считает рыбу образом совершенства.

Становление архитектора

Фрэнк Гери родился в канадской столице Торонто 28 февраля 1929 года. Его настоящее имя — Эфраим Оуэн Гольдберг. В детстве Гери проводит много времени в хозяйственном магазине отца. В подсобках магазинчика вырастают целые города и здания из всего, что попадается под руку будущему архитектору. Главными элементами построек, как сейчас, так и тогда, становятся металлические детали.

В 17 лет Фрэнк переезжает в Лос-Анджелес, после окончания колледжа он поступает в Школу архитектуры и начинает работать в компании Виктора Груэна (Victor Gruen). К 30 годам Гери поступает в Гарвардский университет, который заканчивает со второго раза. После нескольких лет работы на разные фирмы Фрэнк едет в Париж. Он реставрирует французские церкви, а в свободное время изучает работы Ле Корбузье (Le Corbusier) и Бальтазара Неймана (Balthasar Neumann).

Через три года Гери возвращается в Лос-Анджелес и открывает студию Frank O. Gehry and Associates. Он проектирует магазины и торговые центры в стиле Груэна. Через несколько лет архитектор берёт передышку и неожиданно для всех начинает заниматься дизайном мебели и в течение 4 лет проектирует мебель из гофрокартона. Мебель произвела фурор и продавалась за 730 долларов при себестоимости 7 долларов. Такой успех воодушевляет архитектора, и он возвращается к архитектуре в поисках своего стиля. В 49 лет Фрэнк выигрывает конкурс на строительство юридической школы в Лос-Анджелесе, начинает преподавать в Йельском и Гарвардском университетах и, наконец, привлекает к себе международный интерес. Архитектор начинает строить по всему миру, менять одним зданием атмосферу целого города, хотя его проекты критикуют и по сей день.

Лучшие проекты Фрэнка Гери

Постройки Гери наиболее узнаваемы среди всех архитекторов современности: изогнутые здания с искажёнными металлическими поверхностями и ломаными линиями. Генри нарочно рвёт связи между объектом и его смыслом, считая, что архитектура — это прежде всего искусство и самовыражение.

Музей дизайна в Вайль-на-Рейне, Германия

Первый архитектурный проект за пределами США. Здание сразу обращает на себя внимание, взгляд приковывают ломаные поверхности стен и крыши, спираль лестницы и белоснежная отделка. За способность Гери так играть с плоскостями и формами его прозвали «королём контрапункта».

Скульптура над Олимпийским павильоном в Барселоне, Испания

Архитектор спроектировал скульптуру специально для Олимпийских игр в Барселоне, которая была установлена сверху Олимпийского павильона. Для того чтобы монумент блестел и переливался Гери использовал позолоченную сталь. Многие думают, что архитектор изобразил либо птицу, либо футуристический космический корабль. На самом деле, Гери спроектировал свою любимую рыбу — карпа.

Художественный музей в Миннеаполисе, США

Архитектор впервые активно использовал металл. Вся облицовка здания выполнена из стальной плитки. Через 18 лет после окончания строительства Гери разработал проект по расширению музея. Архитектура новых корпусов будет олицетворять путь развития Гери. Их формы станут спокойнее, а стиль близок к органической архитектуре.

«Танцующий дом» в Праге, Чехия

Гери и чешский архитектор Владо Милунич спроектировали здание, которое символизирует известную танцевальную пару того времени — Фреда Астера и Джинджер Роджерс. Два деформированных и вытянутых цилиндра состоят из металлических сеток, стекла и бетона. Жители Праги требовали запретить строительство из-за сильного контраста с соседствующими домами 19 века. Несмотря на недовольство общественности, президент Чехии Вацлав Гавел лично одобрил проект.

Музей Соломона Гугенхайма в Бильбао, Испания

Музей признан самым зрелищным строением. Компьютером архитектор не пользовался принципиально. При оцифровке картонной модели оказалось, что программа несовместима с принципами, заложенными Гери. Обычные компьютерные программы для архитекторов построены на прямоугольной сетке. Для того, чтобы нарушать «моральные принципы» архитектуры, Гери вместе со своей командой переписал программу, предназначенную для проектирования реактивных самолетов, которая не привязана к прямоугольной сетке. Это был важный шаг вперёд для всего мира архитектуры. Из-за проблем с материалами и их высокой стоимостью изначальный бюджет превысился в несколько раз.

Многофункциональный комплекс в Дюссельдорфе, Германия

Для отделки архитектор использовал нержавеющую сталь с зеркальным покрытием. Чтобы здание выглядело еще более эффектным, Гери перекрасил два соседствующих строения. Цвет дома слева поменял на белый, а справа — на красный. Зданию присвоили статус символа города.

Музей музыки в Сиэтле, США

Проектируя музей, Гери вдохновлялся гитарами Джими Хендрикса, которые музыкант разбивал после каждого концерта. Поэтому облик здания так похож на нечто «разваливающееся».

Внутри помещения Гери воплотил мечту Хендрикса — музыкальную площадку 30 метров высотой с прекрасной акустикой и фризом из видеопроекций. Помещение получило название «Небесная церковь».

Центр облицован нержавеющей сталью и алюминием фиолетового, серебряного и золотого цветов.

Концертный зал Уолта Диснея в Лос-Анджелесе, США

Вдова Диснея Лилиан пожертвовала 50 миллионов долларов на строительство зала. В международном конкурсе на лучший проект победил Гери. Строительство здания длилось 15 лет. Бюджет с запланированных 50 миллионов возрос до 170. Зал вышел эффектным с великолепной акустикой.

Административный корпус завода «Новартис» в Базеле, Швейцария

Самый «стеклянный» проект. Здание состоит из 4-х полностью застеклённых фигур. Внутри пространства плавно переходят друг в друга. Единственные границы, которые отделяют офисные блоки, — стеклянные перегородки.

Центр здоровья мозга Лу Руво в Лас-Вегасе, США

Основатель центра Лу Руво захотел построить максимально необычное здание, чтобы привлечь внимание к проблемам медицины и получить достаточное финансирование. Здание состоит из 2 корпусов. Первый похож на стопку книг и состоит из правильных форм и прямых линий. Второй создаёт впечатление неустойчивости и хрупкости.

Биологический музей в Панаме, Республика панама

Самый яркий проект. Разноцветная крыша символизирует разнообразие биологических видов. Фрэнк отметил, что это очень личный для него проект. Во-первых, его жена уроженка Панамы, и он чувствует тесную связь с этой страной. А во-вторых, Гери считает чрезвычайно важным пытаться сохранить биологическое разнообразие, которое скудеет с каждым годом.

Создавать концепцию музея архитектор начал еще в 1999 году, но из-за бюрократических и других проблем здание открылось только в 2014 году.

Башня Бикмена в Нью-Йорке, США

На волнообразный дизайн здания архитектора вдохновила драпировка мраморной скульптуры итальянца Джавонни Бернини. Башня находится на 12 месте среди высочайших жилых строений мира. В 2011 году проект получил премию «Emporis Skyscraper Award» и был признан самым необычным зданием в Нью-Йорке. Жители соседних домов жаловались: солнечные лучи отражаются от стальных панелей так, что в квартирах стоит невыносимая жара, а температура тротуара достигает 60 °C. В итоге строителям пришлось обработать наиболее отражающие стальные листы пескоструйным методом.

Музей Louis Vuitton в Париже, Франция

Здание украшают 12 стеклянных парусов общей площадью 13500 кв.м. Чтобы стеклянные поверхности соответствовали параметрам гибкости и кривизны, пришлось изготовить специальную печь. Музей строился долго. Гери каждый день вносил правки в проект до того момента, пока глава Louis Vuitton Бернар Арно не выдержал и заорал: «Стоп! Хватит!». Позже, экологи добивались запрета на строительство музея на территории старинного заповедника. На защиту Гери встала мэрия и конфликт с экологами утих.

Список литературы:

Кипина Е. Фрэнк Гери — экспрессивный гений деконструктивизма [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://losko.ru/frank-gehry/ (дата обращения 03.12.2018).

Просмотров работы: 212