Характеристика Интернет зависимого поведения подростков - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Характеристика Интернет зависимого поведения подростков

Пичугина Ю.Н. 1
1Адыгейский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Мы живем в веке высоких технологий. Стремительно растущие и развивающиеся информационные технологии охватывают как конкретного индивида, так и социум в целом. Современное общество характеризуется стремительно растущим значением компьютерных технологий и систем телекоммуникаций. За последние годы в области информационных технологий произошел качественный скачок, проявившийся в процессе формирования и функционирования Интернета, переставшего быть просто системой хранения и передачи огромных объемов информации. Интернет становится новым элементом нашей повседневной реальности и сферой жизнедеятельности огромного количества людей. Присутствуя практически в каждом доме, Интернет значительно обогащает наши возможности, не говоря уже о социальных сетях, которые в последнее время приобрели исключительную популярность. На данный момент, думается, не найдется и одного человека в сети Интернет, который бы не знал, что такое социальные сети.

Отличительной чертой современного общества является стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий и на их основе сети Интернет. Особое место в этом процессе принадлежит именно ему, он стал неотъемлемой частью жизни цивилизованного общества. Именно Интернет смог объединить миллионы людей, живущих в разных странах, сократить географические расстояния и убрать преграды для общения в различных областях науки, культуры, образования. Глобальная компьютерная сеть привлекает подростка не только как удобный и почти всегда доступный источник разнообразных сведений, но, прежде всего, как среда общения, сфера игровой и созидательной деятельности.

Однако социокультурная среда Интернет имеет ряд существенных отличительных особенностей, которые не могут не оказывать влияние на личность молодого человека в процессе её социализации. Ценностные ориентации подростка находятся в процессе формирования и требуют определенного времени для обретения устойчивости, в связи с чем, испытывают большую зависимость от различных внешних факторов, к числу которых можно отнести специфические социокультурные особенности Интернет-коммуникаций.

Впервые идея информационного общества была сформулирована в конце 60-х – начале 70-х годов XX столетия в работах японских исследователей Ю. Хаяши, И. Масуды. Затем концепция информационного общества получила свое развитие в трудах таких ученых, как Д. Белл, П. Дракер, М. Постер, М. Кастельс, Т. Стоуньер, Элвин и Хейди Тоффлер и др.

В отечественной литературе различные аспекты информационного общества были проанализированы в трудах О.Н. Вершинской, П.С. Гуревича, А.Д. Елякова, Ю.Б. Кашлева, И.Н. Курносова, И.С. Мелюхина, Н.Н. Моисеева, А.И. Ракитова, Г.Л. Смоляна, А.Д. Урсула, Д.С. Черешкина, А.А. Чернова, Е.С. Шершнева и др.

Многие исследователи относят Интернет к новым средствам коммуникации, выдвигая в качестве аргумента большие объемы циркулирующей в глобальной компьютерной сети информации, а также относительно большую аудиторию. Однако отметим, что Интернет имеет четко выраженные специфические особенности, его развитие – это самостоятельное направление в мире информационно-коммуникационных технологий. Он воплощает и синтезирует преимущества многих предшествующих средств массовой коммуникации, во многом преодолевая их технологическую и социальную ограниченность. Различные аспекты функционирования глобальной компьютерной сети Интернет проанализированы в исследованиях Ю.Д. Бабаевой, Р. Барта, М. Бэнкса, Ф.И. Гиренюк, Т.М. Дридзе, И.П. Ильина, Т.Х. Керимова, И.Г. Корсунцева, А.Н. Кочетова, М.М. Кузнецова, Н.А. Носова, В.П. Терина, А.Р. Шабалина, У. Эко и др.

По сравнению с реальным социальным окружением Интернет обладает рядом специфических особенностей, среди которых можно выделить не только многообразие источников информации, но также множественность социальных групп и социальных норм. 6Глобальная компьютерная сеть стала почвой для появления так называемого киберпространства, а в нем – сообществ людей с некими общими интересами.

Общение в сети Интернет имеет ряд общих особенностей:

1. В процессе коммуникации в Интернете теряют свое значение общепринятые невербальные средства общения. При общении в реальной жизни мы постоянно анализируем не только текстовую составляющую беседы, но и множество других факторов. Совсем другое дело – общение виртуальное. Во время разговора по аське или переписки в чате мы не видим выражения лица собеседника и не слышим его интонации. В некоторых случаях это создает определенные проблемы, затрудняющие понимание сообщаемой нам информации.

2. Анонимность. В Интернете легче вести серьезный разговор»; также «в Интернете люди реже обижаются, потому что там это бессмысленно – все равно не видно, как ты обижаешься»; «в Интернете можно говорить на равных с человеком значительно старше тебя, и это не мешает общению, хотя ты знаешь, что он старше».

3. Важное следствие анонимности – возможность создавать о себе любое впечатление по своему выбору.

4. Особый «Интернет-язык». При общении в Интернете часто используются сокращения, символы, коверкаются слова и даже придумываются новые. Пропадает эмоциональность. Часто в онлайн-общении если не поставить в конце фразы скобку, что обозначает улыбку, твою шутку может не понять собеседник или подумать даже, что ты зол на него.

Рассматривая интернет, как фактор социализации, следует иметь в виду, что непосредственным объектом воздействия потока их сообщений является не столько отдельный индивид (хотя, и он тоже), сколько сознание и поведение больших групп людей, составляющих группу пользователей тех или иных компьютерных Сетей.

В самом общем виде Интернет-зависимость определяется как «нехимическая зависимость от пользования Интернетом». В некоторых психологических словарях Интернет-зависимость определяют, как, психическое расстройство, навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. Терминология рассматриваемой проблемы еще не вполне устоялась. Применяются наименования «зависимость от Интернета», или «Интернетаддикция», а также «избыточное/патологическое применение Интернета».

При обилии наименований специалисты достаточно едины в определении поведенческих характеристик, которые могли бы быть отнесены к этому феномену (или синдрому). Так, большинство авторов отмечают неспособность и активное нежелание отвлечься даже на короткое время от работы в Интернете; досада и раздражение, возникающие при вынужденных отвлечениях; стремление проводить за работой в Интернете все увеличивающиеся отрезки времени; побуждение тратить на обеспечение работы в Интернете все больше денег; готовность лгать друзьям и членам семьи, преуменьшая длительность работы в Интернете; способность и склонность забывать при работе в Интернете о домашних делах, учебе, важных личных и деловых встречах и т.д.; готовность мириться с разрушением семьи, потерей друзей; пренебрежение собственным здоровьем и, в частности, резкое сокращение длительности сна; избегание физической активности; пренебрежение личной гигиеной; постоянное «забывание» о еде; злоупотребление кофе и другими тонизирующими средствами.

Исследователи приводят различные критерии Интернет-зависимости. Кимберли Янг приводит следующие четыре симптома: навязчивое желание проверить e-mail; постоянное ожидание следующего выхода в Интернет; жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернет; жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет.

К общим чертам компьютерной зависимости можно отнести ряд психологических и физических симптомов, тесно связанных между собой: Психологические симптомы: хорошее самочувствие или эйфория за компьютером; невозможность остановиться; увеличение количества времени, проводимого за компьютером; пренебрежение семьей и друзьями; ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером; ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности; проблемы с работой или учебой. Физические симптомы: синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц); сухость в глазах; головные боли по типу мигрени; боли в спине; нерегулярное питание, пропуск приемов пищи; пренебрежение личной гигиеной; расстройства сна, изменение режима сна.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что многомиллионная сеть Интернет в условиях всеобщей компьютеризации является и фактором социализации личности, оказывающая как положительное, так и негативное воздействие на развитие подрастающего поколения. Она влияет на процесс усвоения человеком социальных ролей, образцов поведения, культурных норм и ценностей, практически не оставляя места для воспитания ребенка его ближайшим окружением. Для подростков важно быть в центре всех событий, быть в курсе всех актуальных тенденций, быть активным членом социума.

Другой не менее весомой причиной является «новые знакомства». Но у знакомств в социальных сетях есть не только плюсы, но и минусы. К плюсам можно отнести возможность знакомства с интересным собеседником из другого города, страны, некоторым дает возможность быть более искренним, полностью раскрепоститься. Самым главным минусом является то, что такое общение чаще всего приводит к тому, что в реальной жизни задача установить глубокие межличностные отношения будет осложнена тем, что в сети общение является опосредованным, а взаимоотношения носят неполноценный характер. Важным моментом является то, что в виртуальном общении отсутствуют эмоции, жесты, собеседники не видят мимику друг друга. Все заменяют «смайлы» - набор символов, выражающих эмоцию. При переписке происходит упрощение языка, многими допускаются орфографические и пунктуационные ошибки, к которым пользователи постепенно привыкают, забываются языковые средства. Все это приводит к тому, что люди начинают забывать свой национальный язык. Зависимость молодежи от популярных социальных сетей – бич современного общества. Следует приложить немало усилий, чтобы справиться с этой проблемой.

Просмотров работы: 21