Современное экономическое развитие характеризуется переходом ведущих стран к построению экономики, базирующейся на знаниях. Мир стремительно движется к построению экономики совершенного нового типа, где основой всего станут цифровые технологии. В данных условиях высокая квалификация кадров, уникальные знания и навыки, умение адаптировать их к постоянно меняющимся внешним условиям, становятся главным фактором будущего развития страны. Квалифицированные кадры влекут за собой трансформация социальных отношений. Прогресс в областях телекоммуникаций, микроэлектроники и информационных технологий – один из характерных составляющих будущего мира. Следовательно, цифровизацию можно считать процессом объективным, неизбежным, процессом, который невозможно остановить.
Кадровая потребность - это совокупность качественных и количественных характеристик численности лиц, необходимых региональной экономике для производства общественно-полезных благ в заданном количестве и необходимого уровня качества, определяемых в соответствии с выбранной стратегией развития и тенденциями динамики кадров в конкретный период времени.
Количественная потребность в кадрах - это численность работников, необходимых для выполнения установленного задания с учетом использования рациональных форм и методов организации труда и производства; она характеризуется следующими показателями:
численность занятых в экономике - это показатель, характеризующий спрос на рабочую силу на рынке труда. Чем выше спрос на рабочую силу, тем выше показатель занятости в экономике. Каждая экономика стремится к показателям полной занятости населения.
количество занятых в отраслях экономики – количество занятых в экономике по отраслям и видам деятельности.
Качественная потребность в кадрах - это численность работников, структурированная по уровням профессионального образования, направлениям подготовки, профессиям и квалификациям.
При этом совокупная потребность в кадрах складывается из следующих компонентов [1]:
«на замену» – количество трудовых ресурсов для замен выбывших работников;
«на рост» – количество трудовых ресурсов, необходимое на рынке труда в соответствии с планируемыми темпами развития экономики региона, стратегическими направлениями, программами социально- экономического развития;
«на развитие» – дополнительное количество трудовых ресурсов, необходимое экономике региона в соответствии с реализуемыми на его территории инвестиционными проектами.
Структура кадровой потребности напрямую зависит от множества факторов, влияющих на развитие экономики. К таким факторам можно отнести не только глобальные вызовы при переходе к экономике шестого технологического уклада, программы социально-экономического развития страны и региона, но и перспективные направления развития науки, техники и технологий.
Тем не менее, одной из важнейших проблем современной российской экономики остаётся кадровый дисбаланс на рынке труда, который заключается в следующем: при наличии множества свободных вакансий, связанных с инновационной деятельностью, существует большое количестве безработных, неспособных занять данные рабочие места. Особенно остро данная проблема встаёт в высокотехнологичных секторах экономики, где потребность в высококвалифицированных кадрах крайне высока. Для реализации масштабных инвестиционных проектов, развития высокотехнологичных инновационных производств, создания и модернизации рабочих мест необходима эффективная система прогнозирования кадровой потребности.
Ключевым фактором, оказывающим влияние, на данную проблему является нарушение координацией между рынками труда и образования. Зачастую, выпускники образовательных учреждений при выходе на рынок труда обнаруживают, что профессиональные компетенции, которыми они обладают, не всегда являются востребованными у работодателей. Одновременно с этим складывается ситуация, при которой заметен дефицит некоторых других профессиональных навыков.
Важно отметить тот факт, что современные глобальные вызовы приводят к тому, что на рынке труда становятся всё более востребованы специалисты, обладающие мультикомпетенциями, присущими сразу нескольким профессиям, которые разбираются сразу в нескольких отраслях и способны переносить знания и технологические решения из одной отрасли в другую. В связи с этим, преимуществом становится двухступенчатая система образования (бакалавриат + магистратура), позволяющая получить различные компетенции на каждом из предложенных уровней. Кроме того, в рамках государственной программы «Цифровая экономика РФ», предполагается совершенствование системы образования таким образом, чтобы она могла обеспечить современную цифровую экономику квалифицированными кадрами, обладающими базовыми компетенциями цифровой экономики и способными своевременно адаптироваться к постоянно изменяющимся потребностям рынка. Надо сказать, что в условиях повсеместной цифровизации пересматривается само понятие обучения и его связи с работой и повседневной жизнью. Поскольку информационное общество основывается на умственном труде, работа все теснее переплетается с учебой, которая превращается в пожизненное занятие. Сам процесс обучения, однако, совсем не требует обязательного посещения школ, университетов и специальных центров: интернет позволяет учиться дистанционно у самых лучших специалистов в своих областях по всему миру. Это при том, что объем знаний можно увеличить на 30%, затратив на 30% меньше средств и на 40% меньше времени, чем при традиционной форме.
Другим актуальным вопросом, связанным с прогнозированием кадровой потребности, является отсутствие качественного взаимодействия между властью и бизнесом, что влечет за собой целый ряд проблем. Во-первых, при планировании зачастую не учитываются показатели малого и среднего бизнеса, который оказывает значительное влияние на структуру рынка труда и кадровой потребности в целом. Во-вторых, важнейшим фактором формирования кадровой потребности региона является ориентация на программы стратегического развития региона в целом, а также на инвестиционные проекты, реализуемые на его территориях. Однако, проблема заключается в том, что прогнозы кадровой потребности для реализации инвестиционных проектов со стороны бизнеса, как правило, остаются на уровне этапа «строительства» объекта [2].
На ситуацию на рынке труда также оказывает существенное влияние территориальная специфика Красноярского края – значительная площадь территории и взаимная удаленность населенных пунктов, которые ограничивают возможности трудоустройства за пределами постоянного места проживания.
В проекте Стратегии социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года были выделены следующие проблемы, присущие региональному рынку труда [3]:
территориальные, отраслевые и профессионально-квалификационные диспропорции спроса и предложения на фоне низкой мобильности рабочей силы;
недостаточная привлекательность предлагаемых рабочих мест для высококвалифицированных специалистов по уровню оплаты и условиям труда, социально-бытовым условиям при растущей потребности в кадрах;
отсутствие отлаженной системы непрерывного образования, позволяющей осуществлять качественную подготовку специалистов, востребованных на рынке труда.
Наиболее сложная ситуация складывается с прогнозированием кадровой потребности для высокотехнологичных отраслей экономики, где потребность в высококвалифицированных кадрах стоит особенно остро.
В соответствии с прогнозом долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года к высокотехнологичным отраслям экономики относят [4]:
производство летательных аппаратов, включая космические;
производство фармацевтической продукции;
производство офисного оборудования и вычислительной техники;
производство электронных компонентов, аппаратуры для радио, телевидения и связи;
производство медицинских изделий; средств измерений, контроля, управления и испытаний; оптических приборов, фото- и кинооборудования; часов.
Также в этом прогнозе отмечается, что развитие «Цифровой» экономики – стратегически важный вопрос для России в целом, определяющим ее конкурентоспособность на мировой арене. Но на сегодняший день в России нет условий для стихийного формирования зрелой развитие «Цифровой» экономики, в первую очередь, всвязи с технологическим отставанием и отсутствием критической массы экономических субъектов. Это приводит к выводу о том, что государству необходимо стимулировать направлять развитие «Цифровой» экономики.
В высокотехнологичных секторах экономики Россия обладает серьезными конкурентными преимуществами или претендует на их создание в среднесрочной перспективе, поэтому мониторинг и прогнозирование обеспечения этих отраслей экономики выпускниками системы начального, среднего, высшего образования и кадрами высшей научной квалификации, обладающих необходимыми компетенциями, соответствующих современным условиям цифровой экономики, является весьма актуальной задачей [5].
В ходе проведения анализа и прогнозирования обеспеченности высокотехнологичных секторов экономики квалифицированными кадрами, были выделены следующие особенности формирования кадровой потребности в этих секторах:
заранее определить, какие именно специалисты потребуются крайне сложно, так как отсутствует спрос в планировании кадровой потребности со стороны бизнеса;
из-за отсутствия конкретного заказчика образовательные учреждения вынуждены сами принимать решение, каких специалистов готовить, опираясь лишь на общие тенденции, а не на потребности конкретных работодателей;
существование временного лага между моментом возникновения и удовлетворения потребности;
в открытом доступе отсутствует полная статистическая информация по высокотехнологичным секторам экономики;
учебные специальности, по которым осуществляется подготовка кадров по профилю высокотехнологичных секторов экономики, распределены по различным укрупненным группам специальностей и отраслям науки.
Все эти факторы затрудняют прогнозирование рынка труда в высокотехнологичных секторах экономики и нуждаются в детальном рассмотрении и проработке.
Таким образом, можно сделать вывод, что при планировании кадровой потребности в современных условиях необходимо учитывать множество различных факторов, которые оказывают влияние на её структуру. Что касается конкретно подготовки кадров, то в качестве основных направлений работы необходимо: создание ключевых условий для подготовки кадров цифровой экономики; совершенствование системы образования, которая должна обеспечивать цифровую экономику компетентными кадрами; рынок труда, который должен опираться на требования цифровой экономики; создание системы мотивации по освоению необходимых компетенций и участию кадров в развитии цифровой экономики.
Библиографический список
Васильева З.А. Моделирование процессов определения кадровой потребности региона с учетом социально-экономических, демографических и инвестиционных изменений /[Электронный ресурс]: З.А. Васильева, И.В. Филимоненко // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: сб. докл. по материалам 8 Всерос. науч.-практ. Интернет-конф. Петрозаводск : Изд-во ПетрГУ, 2011. -Режим доступа: http://labourmarket.ru/i_confs/conf8/book/iconf8_book1.pdf
Васильева, З.А. Роль бизнеса и власти в формировании кадровой потребности для инновационной экономики /З.А. Васильева, И.В. Филимоненко //Инженерное образование. – 2012. – №11. – с. 115-117
Проект Стратегии социально-экономического развития Красноярского края до 2030 г. [Электронный ресурс]: Красноярский край официальный портал. – Режим доступа: http://www.krskstate.ru/2030/plan
Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. Источник: Минэкономразвития России. Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/doc20130325_06
Тенденции на рынке труда в условиях влияния на экономику России мирового кризиса и роль системы профессионального образования в кадровом обеспечении перспективных рынков труда в посткризисный период: аналитический доклад на Всероссийской науч.-практ.конф. (15–17 апреля 2009 г.) / под ред. В. А. Гуртова. – Петрозаводск, 2009. - 110 с.