ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Першин А.С. 1, Мищенко И.В. 1, Аношина Т.В. 1
1 Северный (Арктический) Федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Начальный период обучения в ВУЗе – один из наиболее ответственных и сложных моментов в жизни студентов, как в социально психологическом, так и в физиологическом плане. Это не только новые условия жизнедеятельности, это новые отношения, контакты, обязанности. Кроме того, социально-экономические преобразования современного общества и радикальные изменения условий жизни требуют от человека значительного умственного и физического напряжения. Высокие нервно-психические нагрузки, нередко экстремальные условия могут преодолеть сильные и закаленные люди, те, кто умеют управлять своим самочувствием и настроением, поддерживать на должном уровне работоспособность, эффективно учиться, разумно отдыхать [1].

В настоящее время возрастает востребованность в сторону развития позитивной Я - концепции. Из-за духовного кризиса в стране, ломки привычных стереотипов, жизнедеятельности и потока агрессивно насыщенной информации снижается резистентность личности к деструктивным влияниям. Особенно остро это сказывается на современном студенчестве, что создает психологический дискомфорт, ведет к дестабилизации личности, к возникновению и нарастанию таких негативных психических состояний, как беспокойство, эмоциональная напряженность, тревожность, неуверенность в себе, оказывая существенное влияние на психическое и физическое здоровье. Сегодняшние студенты нуждаются в глубокой «внутренней перестройке», предусматривающей самоосознание, корректировку отношения к себе и к другим людям [2].

Цель исследования - изучить Я - концепцию личности студента на начальном этапе обучения в вузе.

Материалы и методы.

В выборку вошли 32 студентки 1-го курса Высщей инженерной школы Северного (Арктического) федерального университета в возрасте 17-18 лет. Исследуемым был предложен опросник «МИС» (методика исследования самоотношения) В.В. Столина и С.Р.Пантелеева, которая включает 110 вопросов [3]. Данная методика направлена на изучение самоотношения, которое понимается как устойчивое чувство в адрес собственного «Я» и как сложная уровневая эмоционально-оценочная система. Измерение самоотношения производилось по 9 шкалам: «открытость», «самоуверенность», «саморуководство», «зеркальное Я», «самоценность», «самоприятие», «самопривязанность», «конфликтность» и «самообвинение».

Результаты и обсуждение.

В ходе анализа было установлено, что все результаты по шкалам имеют средние показатели. Из них самые высокие значения наблюдались у 1 шкалы – открытость (6,1 балла); 3 шкала – саморуководство (6,1 балла); 8 шкала – конфликтность, которая составила 6,3 балла (рис.).

Рис. Показатели шкал исследования самоотношения у студентов

По первой шкале у 25% - повышенные показатели открытости. Высокие значения говорят о закрытости, неспособности или нежелании выдавать значимую о себе информацию. При этом девушки отлично представляют, что основным источником активности и результатов, касающихся как деятельности, так и собственной личности, является они сами. 28% девушек имеют высокий балл саморуководства, свидетельствующий о том, что человек отчетливо переживает собственное «Я» как внутренний стержень, интегрирующий и организующий его личность и жизнедеятельность. В данном случае человек считает, что его судьба находится в его собственных руках; чувствует обоснованность и последовательность своих внутренних побуждений и целей. Это подтверждается выявленными и повышенными показателями внутренней конфликтности - у 37,5% студенток. У этих людей, как правило, присутствуют сомнения, несогласия с собой, тревожно-депрессивные состояния, сопровождаемые переживанием чувства вины. Постоянная неудовлетворенность и споры с собой протекают на фоне неадекватно заниженной самооценки, что приводит к сомнениям в своей способности что-то предпринять или изменить. Чрезмерное самокопание и рефлексия протекают на общем негативном эмоциональном фоне по отношению к себе. Причем конфликтная аутокоммуникация не только не приносит облегчения, но наоборот, лишь усугубляет негативные эмоции. Самый низкий показатель установлен по 7 шкале – самопривязанность, составил в среднем 4,5 балла. У 69% опрошенных наблюдались низкие оценки, свидетельствующие о противоположных тенденциях - желании что-то в себе изменить, соответствовать идеальному представлению о себе, неудовлетворенности собой.

Таким образом, анализ результатов эксперимента позволяет отметить следующее: у студенток присутствует самоуважение, выражающееся через оценку собственного «Я» по отношению к социально-нормативным критериям: моральности, успешности, воле, целеустремленности, социальному одобрению. Но при этом наблюдается внутренняя неустроенность. Наличие внутреннего ощущения беспокойства, боязливости, тревоги метафорически связывается с ощущением им какого-то недостатка; такие ощущения могут оказывать деструктивное влияние на психику, приводить к появлению сложных проблем в межличностных отношениях, к социальной и профессиональной неадекватности.

Список литературы:

1. Алиев М.Ш. Психологические особенности структурных элементов самосознания цахурцев// Вестник Ставропольского государственного университета. - 2008.- N59. - С.122-130.

2. Дутчина О.Б. Психологические условия и средства развития позитивной Я -концепции личности студента: автореферат канд. психол. наук. – Хабаровск, 2004.- 22 с.

3. Пантелеев Р.С. Методика исследования самоотношения (МИС) // Практикум по психодиагностике: Конкретные психодиагностические методики. - М.: Изд-во МГУ. - 1989. – С.165-170.

Просмотров работы: 43