ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ

Казакова Е.В. 1, Ипатова В.А. 1
1Северный (Арктический) Федеральный Университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Школьный возраст является значимым периодом жизни, определяющим становление эмоционального мира личности и механизмы его регуляции. Именно в контексте обучения и воспитания особенно часто возникают критические оценочные ситуации, порождающие у школьников состояния эмоционального перенапряжения; в дальнейшем их «следы» приобретают устойчивость и проявляются в том или ином образе жизни и стиле поведения. Наступает период жизни, когда результаты эмоциональной регуляции приобретают автономность: состоявшийся человек будет с интересом реагировать на новизну и с благоговением относиться к жизни или, напротив, жизненные трудности будут содействовать увеличению незрелой идентичности, оформлению образа «неудачника» и тогда он будет чувствовать себя беспомощным в этом мире, будет предвосхищать источники новых страхов.

В психологическом словаре термин «здоровье» трактуется как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов [13]. Часто исследователи рассматривают здоровье как один из важнейших ресурсов, которые необходимы человеку для того, чтобы реализовывать свой потенциал, свои возможности во всех сферах жизнедеятельности [5].

Важным компонентом «здоровья» является психологическое здоровье, которое выступает ресурсом развития личности, именно от него зависит общее психологическое состояние человека, его самочувствие, умение преодолевать жизненные трудности [5].

Используя термин «психологическое здоровье», И.В. Дубровина (2016) сравнивает его с понятием «психическое здоровье»: психическое здоровье, по сути, имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам; психологическое здоровье характеризует личность в целом, находится в непосредственной связи с проявлением человеческого духа. [5]. По мнению автора, психологическое здоровье – это необходимое условие активной и нормальной жизнедеятельности человека. Основная функция психологического здоровья – поддержка активного динамического баланса между личностью и окружающей средой, требующей мобилизаций внутренних ресурсов. Раскрывая психологический смысл понятия здоровья, следует также говорить о чувствах психологического (субъективного) благополучия или субъективном качестве жизни, которое реализуется через объективное видение ситуации, открытость новому опыту, субъективную и объективную успешность личности в системе «субъект-среда». В психологическом благополучии обобщенно представлена актуальная успешность поведения и деятельность, удовлетворенность межличностными связями, общением.

Эмоциональная сфера человека долгое время оставалась без внимания, ее значение в общем развитии личности недооценивалось. Сегодня, на этапе активного научного осмысления закономерностей эмоционального развития как составной психологического здоровья, введен новый психологический термин – «эмоциональное здоровье».

Термин «эмоциональное здоровье» определяется Л.В. Тарабакиной (2000) как составляющая психологического здоровья человека, что обеспечивает единство преходящего и непрерывного на основе функционирования уровней – ситуативно-ориентированного, адаптационно-целевого, личностно-деятельностного; эмоциональное здоровье позволяет сохранять целостное эмоциональное отношение к себе и к миру, превращать негативные эмоции и порождать положительно окрашенные переживания [18].

В своем другом труде Л.В. Тарабакина (2017) подчеркивает, что «…эмоциональное здоровье как внутренняя системная организация эмоционального мира человека указывает на общую удовлетворенность своей судьбой, положительный фон эмоционального мироощущения [12]. «Эмоциональное здоровье» как обобщенное и интегративное переживание личности приобретает характер особой деятельности, а ее компоненты соотносятся с различными составляющими сознание, личность. Так же она считает важным, выделять уровни эмоциональной регуляции, которые в определенных типах онтогенетического развития могут выступать как самостоятельные модели поведения.

высший уровень регуляции — личностно-деятельностный (выполняет функции саморазвития и индивидуализации, обусловлен творческим порождением смыслов, созданием проектов деятельности, зрелым осознанием перспектив личностного бытия);

второй уровень - адаптационно-целевой (обусловлен ориентацией действий на соответствие социальному опыту, значениям, принятым нормативам);

наиболее динамичный уровень - ситуативно-ориентировочный (обеспечивает возможность полноты отражения того, что происходит «здесь и теперь», экстренную оценку событий, ориентировку в изменяющихся условиях) [18].

По уровневый анализ эмоциональной сферы по мнению Л. В Тарабакиной (2000) расширяет понимание ее связей со средой, социокультурными ценностями и структурами, внутриличностными процессами и образованиями. Человек создает свою собственную историю жизни и ответственен за то, на что он реагирует и что выделяет в этом мире в качестве достижения или проблемы для себя, и как взаимодействует с окружающими людьми, какими способами изменяет себя и действительность, достигает успеха в организации деятельности [18].

Эмоциональное здоровье обсуждается как конструкт и новый предмет социально-психологических исследований, как системообразующий фактор бытия человека и функциональное проявление его социально-психологической зрелости, потенциальная устремленность жить в согласии с собой и вместе с другими людьми. Выявлено, что критерии эмоционального здоровья человека представлены его включенностью во взаимодействие со средой, в различные виды отношений и содержат осмысленность эмоций, эмпатию, модальность эмоциональных образов других, интерес к делу, переживание взаимности, чувство принадлежности группе.

Эмоциональное благополучие школьников связано с удовлетворением их основных потребностей в процессе учебной деятельности и, вместе с тем, является предпосылкой сохранения их здоровья.

Исследователи выделяют три группы потребностей, которые удовлетворяются в процессе учебной деятельности [4]:

познавательные потребности, которые удовлетворяются в процессе приобретения новых знаний и способов решения проблем;

социальные потребности, которые удовлетворяются в пределах взаимодействия «учитель-ученик» и «ученик-ученик» в ходе учебной деятельности или взаимозависимостей, связанных с учебной деятельностью и ее результатами;

потребности, связанные с «Я» (потребности достижения успеха и избегания неудач).

К основным показателям, которые определяют уровень эмоционального здоровья ребенка в школе относят такие два личностных конструкта: интерес и тревожность школьников в процессе включения их в учебную деятельность. Если познавательный интерес является одним из основных показателей эмоционального благополучия ребенка, то среди показателей неблагополучия выступает такой личностный конструкт, как тревожность.

Под «школьной тревожностью» А. Н. Прихожан (2009) понимает сравнительно устойчивое личностное образование, которое проявляется в склонности ученика переживать объективно нейтральные школьные ситуации как содержащие определенную угрозу – прежде всего угрозу самооценке, образа «Я», личностным интересам и ценностям. Она указывает на то, что школьная тревожность может выступать мотивационной основой учебной деятельности, противоположной познавательной мотивации, что сопровождается положительными эмоциями.

Выделяют следующие источники школьной тревожности:

реальная неуспеваемость в учении и общении со сверстниками в процессе учебной взаимодействия;

особенности учебной самооценки;

неблагоприятный опыт школьной жизни, полученный ранее;

неблагополучия в других, значимых для ребенка, сферах деятельности (например, общение с родителями)[12].

Тесная взаимосвязь и взаимообусловленность эмоциональных переживаний интереса и тревожности выступают одними из основных факторов, определяющих особенности здоровья младшего школьника. Комфортность включения школьников в учебную деятельность обусловлено, прежде всего, наличием в них познавательного интереса к процессу и содержанию учебной деятельности. Вместе с тем, тревожность наиболее ярко отражает неблагополучие ребенка в учебном процессе.

Важным является положение о том, что эмоциональное здоровье ребенка является

базовым компонентом, который обеспечивает его общее психологическое здоровье, а, соответственно, такие заостренные эмоциональные расстройства как детский страх, тревожность не могут рассматриваться нормативными показателями психологического здоровья [6].

Пережитая тревога оставляет «след», сохраняемый в эмоциональной памяти. Удивительная особенность эмоциональной памяти состоит в том, что она сохраняет невозможность забывать; тревожащее событие лишь снижает яркость эмоциональной реакции, но при известных обстоятельствах оно с новой силой актуализируется.

Прошлые и настоящие эмоции страха и тревоги органично вплетаются в процессы конструирования образов: образ среды, образ «Я». Эти синтетические образы оказываются устойчивыми, сложными, амбивалентными, эмоционально благополучными или неблагополучными.

Образ «Я — благополучный» или напротив «Я — неблагополучный» — это обобщенное эмоциональное отношение к своему настоящему, прошлому, будущему.

Если мой эмоциональный образ благополучен, то, как правило, благополучен мой эмоциональный образ среды: я учусь у «любимых» учителей, в «замечательной» школе и т. д. Мой положительный эмоциональный образ «Я» и положительное эмоционально окрашенное пространство моей школы (как моей территории) — тесно коррелируют между собой по качеству эмоциональной окрашенности.

Эмпатические чувства являются особенно важной личностной характеристикой школьника. Они отражают область нравственного развития ребенка и тесно связаны с характером его взаимоотношений с людьми, с особенностями вхождения в школьный коллектив. В младшем школьном возрасте развивается такое чувство, как сопереживание другому. Механизмом возникновения сопереживания является эмпатия.

Развитие эмпатических чувств младших школьников происходит в процессе коммуникативного взаимодействия со сверстниками. В ходе общения ребенок познает сверстника, при этом осуществляется несколько процессов: эмоциональная оценка собеседника, попытка понять строй его поступков, причину изменения его поведения и построение стратегии собственного поведения. Межличностные отношения младших школьников обладают важнейшей специфической чертой - они строятся на эмоциональной основе, т.е. на основе определенных чувств, рождающихся у школьников по отношению друг к другу [10]. Эмоциональное здоровье зависит от качества развития эмпатических способностей, на основе которых строятся межличностные отношения школьников.

Наиболее значимым фактором эмоционального здоровья ребенка является так же стабильность семейной среды. Большое значение имеет стиль воспитания и способ его реализации. Стиль семейного воспитания представляет основную проблему, учитывающую формирование эмоциональной сферы ребенка. Детско-родительские отношения становятся моделью и средством самоорганизации отношений формирующейся личности ребенка и среды [3]. Они определяют смыслы социального пространства между полюсами активности, пассивности, открытости, замкнутости, близости, отчужденности, ценности и нормативности [1].

Термин «эмоциональное здоровье» вызывает до настоящего времени большие дискуссии, в которых сталкиваются различные утверждения о необходимости и продуктивности использования такого понятия.

Эмоциональное здоровья - составная часть психологического здоровья человека; обобщенное положительное, комфортное эмоциональное состояние, которое представляет собой стабильность эмоциональных реакций и отношений ребенка при взаимодействии с окружающей действительностью, позволяет ему успешно адаптироваться в социуме, и находит выражение в адекватности эмоционального реагирования ребенка при взаимодействии с окружающей действительностью.

Список литературы:

Авдулова Т.П. Социализация ребенка в пространстве семьи // Психологические исследования. – 2013. – № 6(31). – С. 9.

Алиева М.П. Проблема влияния семейного воспитания на формирование психологического здоровья у младшего школьника в педагогическом процессе // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. – 2014. – № 11. – С. 21-26.

Богданова М.В., Игошина Н.С. Роль матери в формировании психологических защит у часто и длительно болеющих детей // Вестник Тюменск. гос. ун-та. Гуманитарные исследования. – 2011. – № 9. – С. 232-240.

Буренкова Е.В. Изучение взаимосвязи стиля семейного воспитания личностных особенностей ребенка и стратегии поведения значимого взрослого: дисс. … канд. психол. наук. – Пенза, 2000. – 237 с.

Дубровина И.В. Психологическое благополучие школьников в системе современного образования: учебное пособие. – СПб.: Нестор-История, 2016. – 180 с.

Захаров А.И. Происхождение и психотерапия детских неврозов. – СПб.: изд-во КАРО, 2006. – 671 с.

Згурская Т.В. Формирование познавательных потребностей младших школьников: дисс. ... канд. пед. наук. – Новокузнецк, 2006. – 196 с.

Корытченкова Н.И. Влияние стилей семейных отношений на агрессивность личности ребенка: дисс. … канд. психол. наук. Новосибирск, 2000. 197 с.

Кузьмишина Т.Л. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация // Современная зарубежная психология. – 2014. – Т. 3. –№ 1. – С. 16-25.

Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 442 с.

Орлова А.В. Влияние стиля семейного воспитания на развитие личности детей школьного возраста // Международный научно-исследовательский журнал. – 2017. – № 08 (62) Часть 2 . – С. 111-114.

Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. – Санкт-Петербург: Питер, 2009. – 191 с.

Смирнова Е.О. Детская психология: учеб. пособ. – Москва: ВЛАДОС, 2008. – 365 с.

Современный психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – М.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007. – 490 с.

Соловьева Е.А. Психология семьи и семейное воспитание: учебное пособие; Российская Федерация, Министерство образования и науки, ФГБОУ ВПО Тюменский государственный университет, Институт дистанционного образования, Институт психологии и педагогики. – Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2014. – 254 с.

Спирёва Е.Н. Влияние личностных особенностей родителя и ребенка на стиль семейного воспитания: дисс. ... канд. психол. наук. Москва, 2004. 211 c.

Тарабакина Л.В. Эмоциональное здоровье подростка: риски и возможности: монография; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет». – Москва: МПГУ, 2017. – 193 с.

Тарабакина Л.В. Эмоциональное здоровье школьника: Теория и практика психологического сопровождения: дисс. ... д-ра психол. наук: 19.00.07. – Нижний Новгород, 2000. – 360 с.

Данная работа основана на материалах исследований, проведенных в рамках РФФИ № РФФИ № 19-013-00348 (2019-2021 гг.) «Эмоциональное здоровье как фактор семейного воспитания и успешной адаптации первоклассников в условиях современных образовательных организаций различного типа».

Просмотров работы: 95