Психолого-педагогические условия формирования эмоциональной устойчивости будущего психолога - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Психолого-педагогические условия формирования эмоциональной устойчивости будущего психолога

Крехова А.А. 1
1Адыгейский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Динамизм современного общества в социально-экономической, политической, культурно-ценностной сферах изменил многие жизненные приоритеты. Это находит выражение в возрастающих требованиях к подготовке выпускников вузов, их конкурентоспособности в условиях современного нестабильного рынка труда. Актуальными становятся вопросы компетентностного подхода в системе высшего многоуровнего образования.

Подготовка психолога в вузе отражает современные тенденции модернизации образования и нацелена с вступлением в действие ФГОС ВО на формирование компетенций как основных результатов освоения образовательных программ. Компетентностный подход в профессиональной подготовке психолога ориентирован на обеспечение успешности выпускника в условиях современного нестабильного рынка труда. В соответствии с ФГОС ВО (направления подготовки 37.03.01 Психология, 44.0302. Психолого-педагогическое образование), выпускник-психолог должен обладать навыками анализа своей деятельности и умением применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психического состояния, способностью контролировать стабильность своего эмоционального состояния. Необходимость формирования таких компетенций у будущего психолога на этапе обучения в вузе обусловлены: во-первых, спецификой профессиональной деятельности психолога, интенсивностью психоэмоционального состояния в процессе межличностного общения; во-вторых, нестабильностью современной социально-экономической действительности нашей страны, в условиях которой выпускник-психолог должен быть конкурентоспособен на рынке труда.

Одним из важнейших профессионально значимых качеств будущего психолога, которое способствует адаптации в профессии, сохранению психологического здоровья и стабильности эмоционального состояния при реализации профессиональной деятельности, позволяющего предотвратить развитие синдрома эмоционального выгорания и деформацию личности выступает эмоциональная устойчивость.

В отечественной и зарубежной психологии выделяют огромное множество подходов к исследованию личности, но в последние годы значительно возрос интерес к прикладному аспекту этого психологического направления - исследованию профессиональных и личностных качеств психологов (Г.С. Абрамова, Н.А. Аминов, Р.В. Овчарова, Н.И. Обозов, М.В. Молоканов, В.Ю. Моховиков, Р. Кочюнас и другие).

В большинстве работ эмоциональную стойкость представляют как свойство личности, которое оказывает содействие успешному осуществлению деятельности в эмоциогенной обстановке. На сегодняшний день существует не только значительное количество работ, посвященных эмоциональной стойкости, но и большое многообразие определений и толкований этого понятия. Исследование, диагностика и формирование эмоциональной стойкости требует анализа факторов, которыми она детерминируется. Важность психологической диагностики эмоциональной стойкости определяется и тем, что на данное время отсутствует четкий психодиагностический комплекс методик определения уровня сформированности эмоциональной стойкости. Не существует единого подхода и к определению детерминант эмоциональной стойкости.

Эмоциональная устойчивость личности – это социально привлекательная способность человека, что подчеркивают многочисленные информационные источники, поэтому студенты должны быть мотивированы на использование этой способности, как в профессиональной деятельности, так и в социуме вообще. Необходимость формирования эмоциональной устойчивости как средства профессиональной успешности воспринимается студентами адекватно, так как многие из них уже в учебной деятельности столкнулись с дезорганизующей функцией эмоций. Именно поэтому встает вопрос о прогнозировании и подготовке возможных вариантов воздействия на эмоциональное состояние психолога.

Проблема эмоциональной устойчивости является одной из наиболее сложных и актуальных в современной науке. Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме показывает, что мнения исследователей в определении понятия эмоциональной устойчивости носят разноречивый характер. Широкое распространение получили работы, в которых эмоциональная устойчивость рассматривается как характеристика эмоциональной сферы личности: устойчивость эмоций, эмоциональная стабильность, отсутствие склонности к частой смене эмоций. С точки зрения данных ими определений эмоциональной устойчивости под ней понимается низкая эмоциональная чувствительность и эмоциональная возбудимость, т. е. эмоциональная невозмутимость, невпечатлительность.

Таким образом, на основе применения теоретических методов исследования были уточнены и конкретизированы сущность, содержание и структура эмоциональной устойчивости как профессионально значимого качества, отмечены возможности ее формирования при компетентностной подготовке будущего психолога в вузе; определены критерии, показатели и уровни ее сформированности; разработана структурно-функциональная программа формирования эмоциональной устойчивости будущего психолога в вузе; выявлены и обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективное протекание данного процесса.

Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы:

1. Эмоциональная устойчивость будущего психолога является профессионально значимым качеством личности, обеспечивающим стабильность эмоционального состояния и эффективное выполнение деятельности в ситуациях перенапряжения, фрустрации; предупреждающим возникновение тревожности, эмоционального выгорания.

2. О сформированности эмоциональной устойчивости можно судить по устойчивой внутренней мотивации, мотивам достижения цели, потребности в продуктивном функционировании в ситуациях эмоциональных перегрузок, ценностному отношению к своему психологическому здоровью; по владению основами психогигиены, знаниям о преодолении эмоциональных перегрузок; по адекватной самооценке, низкому или нормальному уровню тревожности, общему положительному эмоциональному фону, выраженному самоконтролю, высокой нормативности и организованности поведения; по системному владению навыками саморегуляции.

3. Формирование эмоциональной устойчивости необходимо осуществлять на основе структурно-функциональной модели формирования эмоциональной устойчивости будущего психолога, включающей целевой, содержательно-процессуальный и контрольно-оценочный блоки.

4. Реализация психолого-педагогической программы формирования эмоциональной устойчивости будущих психологов должна осуществляться с помощью личностно-ориентированной технологии, предполагающей организацию учебной и внеучебной деятельности студентов на основе базовой психологической подготовки.

5. Высокий уровень эмоциональной устойчивости достигается при соблюдении психолого-педагогических условий: реализации психологии; педагогики сотрудничества в учебном процессе, принципов личностно-ориентированного подхода к организации учебного процесса, обеспечении межпредметных связей психолого-педагогической науки, применении активных методов обучения; направленности учебно-воспитательного процесса на развитие личности студента, формирование профессионально-значимых качеств; активном использовании студентом своих потенциальных возможностей, субъектном отношении к будущей профессии и процессу обучения в вузе; учете требований профессиональной деятельности, четкой ориентации студентов на будущую профессию.

В то же время результаты работы охватили не весь спектр возможностей учебно-воспитательного процесса вуза для решения проблемы формирования эмоциональной устойчивости будущего психолога и позволили увидеть перспективы ее последующего исследования. Перспективными направлениями могут стать вопросы, касающиеся разработки и внедрения моделей формирования эмоциональной устойчивости будущих психологов в рамках таких разделов образовательной программы бакалавриата как физическая культура, учебная и производственная практика, а также отслеживание эффективности реализации профессиональной деятельности психолога в зависимости от уровня формирования эмоциональной устойчивости у студентов в вузе.

Литература:

Александров, A.A. Современная психотерапия. Курс лекций./ А.А. Александров.- СПб.: Академический проект,- 2009.- 217 с.

Гузь, В.В. Формирование профессионально-личностной устойчивости учителя // Дис. канд. псих, наук/ В.В. Гузь.- М.- 2007, - 24 с.

Пеньков, В.Е. Профессионально-личностная устойчивость будущего учителя./В.Е.Пеньков.-Белгород.: Изд-во Белгородского государственного университета, - 2008, - 288 с.

Семенова, Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости. Учебное пособие. / Е.М. Семенова -М.: Изд-во Института Психотерапии, - 2002.- 228 с.

Чебыкин, А.Я. Эмоциональная регуляция учебно-познавательной деятельности. / А.Я. Чебыкин. - Одесса, 2012, - 322 с.

Просмотров работы: 109