Физические нагрузки в период ремиссии при заболевании бронхиальной астмой - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Физические нагрузки в период ремиссии при заболевании бронхиальной астмой

Аврамчук И.А. 1, Купрацевич Д.Ю. 1
1С(А)ФУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Астма

Описание

Бронхиальная астма (БА) — это хроническая болезнь, для которой характерны периодически повторяющиеся приступы удушья и свистящего дыхания, тяжесть и частота которых варьируются у разных людей. У людей, страдающих астмой, симптомы могут наступать несколько раз в день или в неделю, у некоторых людей приступы случаются во время физической активности или ночью. Во время приступа астмы эпителиальная выстилка бронхиол разбухает, что приводит к сужению дыхательных путей и сокращению воздушного потока, поступающего в легкие и выходящего из них. Повторяющиеся приступы астмы часто приводят к бессоннице, дневной усталости, пониженным уровням активности, а также пропускам школьных занятий и невыходам на работу. Приступы бронхиальной астмы возникают как днем, так и в течение ночи. Тяжелые затяжные приступы могут перейти в астматическое состояние – один из наиболее грозных вариантов течения болезни. Коэффициент смертности при астме относительно низкий по сравнению с другими хроническими болезнями.

Распространенность БА начала резко увеличиваться с середины 1960-х годов в странах Западной Европы и Северной Америки, а с середины 1980-х годов – в странах Восточной Европы.

По оценкам ВОЗ, в настоящее время от астмы страдают 235 млн человек и она является самой распространенной хронической болезнью среди детей.

Причины возникновения

Астма возникает из-за гиперчувствительности к раздражителям. Она может быть связана как с наследственной предрасположенностью к воспалительным процессам в бронхах, так и с различными факторами окружающей среды, которые могут вызвать типичные приступы удушья (разнообразные аллергены, частые инфекции дыхательных путей, холодный воздух и т.п.). Люди, перенесшие такие заболевания, как сенная лихорадка, нейродермит или экзема, или страдающие этими недугами, также имеют высокий риск развития бронхиальной астмы. Курение, как активное, так и пассивное, также делает органы дыхания уязвимыми для различного вида болезней. Кроме того, курение существенно понижает эффективность медикаментозного лечения астмы. Благоприятной почвой для возникновения бронхиальной астмы являются также частые инфекционные респираторные заболевания.

К внутренним факторам развития астмы можно отнести вирусные инфекции дыхательных путей, вызывающие воспалительные процессы в органах дыхания, которые приводят к судорогам и образованию слизи в бронхах, кашлю, одышке и т.д. Также к внутренним факторам относятся наследственные генетические факторы, пол, ожирение.

Наличие какого либо внутреннего фактора не означает 100% ной вероятности возникновения бронхиальной астмы, но значительно увеличивает шансы заболеть при воздействии внешних факторов.

В начале XX века произошло создание аллергической теории бронхиальной астмы. Принадлежала она русским ученым А.А. Манойлову и В.В. Голубеву. В конце 1960-х и начале 1970-х гг. аллергическая теория стала наиболее актуальной. В первую очередь основой патогенеза астмы считалась инфекционная аллергия.

Некоторые лекарства, такие как обезболивающие (аспирин) или нестероидные противовоспалительные препараты (НПВП) могут также вызвать астматический приступ. При этом речь идет не об аллергии, а о наследственной предрасположенности к непереносимости определенных лекарственных средств, которая со стороны может выглядеть как аллергическая реакция.

Согласно последнему пересмотру GINA бронхиальная астма является гетерогенным заболеванием, характеризующимся хроническим воспалением дыхательных путей, наличием респираторных симптомов, таких как свистящие хрипы, одышка, заложенность в груди и кашель, которые варьируют по времени и интенсивности и проявляются вместе с вариабельной обструкцией дыхательных путей.

2. Ремиссия

Как хроническое заболевание БА имеет циклическое течение. Яркая симптоматика периода обострения сменяется латентным течением в ремиссии. Но для периода ремиссии БА также характерен ряд особенностей. В ремиссии БА нарушения легочной вентиляции часто сохраняются значительно дольше, чем клинические симптомы заболевания. Обструктивные вентиляционные нарушения могут не распознаваться субъективными методами обследования — скрытая обструкция. Часто отмечаются нарушения механики дыхания и высокая неспецифическая гиперреактивность дыхательных путей, особенно при длительном и тяжелом течении заболевания. Скрытые вентиляционные нарушения периода ремиссии приводят к неполному контролю над течением БА.

Приступ астмы характеризуется коротким вдохом и удлиненным выдохом. Воздух с трудом проходит при вдохе в бронхи и с трудом выходит, создавая характерное шумное, «свистящее» дыхание, нередко слышимое на расстоянии. Дыхание учащается, одышка усиливается при нагрузке или при разговоре.

3. Физические нагрузки в период ремиссии

ЛФК

Разнообразие методик лечебной физкультуры для бронхиальной астмы невероятно велико. Причем эти методики по характеру и направленности могут быть противоположны.

Бронхообструктивный эффект при БА обусловлен различными признаками – аллергенами, физической нагрузкой, изменением метеорологических условий, вдыханием холодного воздуха, гипервентиляцией и т.д. При выборе методики ЛФК необходимо учитывать, что при БА возникают четыре формы обструкции дыхательных путей: бронхоконстрикция – вследствие спазма гладких мышц, подострая обструкция – вследствие отека слизистой оболочки дыхательных путей, хроническая – вследствие обструкции бронхов образующимся вязким секретом и необратимая – вследствие склеротического процесса в стенке бронха.

Основу методик ЛФК при БА составляет дыхательная гимнастика в сочетании с выполнением физических упражнений. Наиболее распространенные методики дыхательной гимнастики ставят своей целью удлинение различными способами фазы выдоха. Это объясняется следующими обстоятельствами.

Спазм и отечно-воспалительные изменения бронхиол препятствуют прохождению воздуха. Возникающее повышенное сопротивление внутри бронхиального дерева увеличивает силы эластичной отдачи легких. Просветы бронхов и бронхиол ритмически изменяются – расширяются и сужаются при выдохе. У детей с БА даже в межприступном периоде бронхиальное сопротивление на выдохе больше, чем на вдохе.

Затруднение и усиление дыхания ведут к увеличению потока нервных импульсов от мышц к дыхательному центру и обратно, что обусловливает увеличение легочной вентиляции и нарушение взаимодействия процессов торможения и возбуждения в ЦНС. В процессе компенсаторного повышения минутной вентиляции у больных резко возрастают энергетические затраты на каждый литр вентилируемого воздуха. Энергозатраты возрастают в 10 – 20 раз в период приступа удушья и в 1,5 – 2 раза в период ремиссии.

Увеличение энергозатрат на дыхание ведет к снижению количества кислорода, идущего на нужды организма. Бронхоспазм повышает отрицательное грудное давление на вдохе и одновременно положительное на выдохе, вследствие чего происходит укорочение вдоха и затруднение выдоха.

Необходимость постоянного преодоления бронхоспазма превращает дыхание в тяжелую работу.

Все это обуславливает применение методик дыхательной гимнастики, направленных на удлинение выдоха.

Кроме того, следует учитывать, что методики, состоящие только из дыхательных упражнений, не создают соответствующий эмоциональный фон, без которого трудно рассчитывать на терапевтический эффект. Выбирая определенную методику, надо иметь ввиду, что у детей меньше растяжимость легочной ткани и более значительны энергозатраты на выполнение дыхательных упражнений.

В связи с этим в терапевтической практике более эффективны комплексные методики ЛФК, основанные на чередовании дыхательных и физических упражнений.

При выполнении физических упражнений наряду с их непосредственным воздействием на организм движения руками и сокращения мышц, совпадающие по фазе с дыханием, становятся условными раздражителями дыхательного аппарата. С помощью физических упражнений корригируется ритм дыхательных движений.

Единственным правильным и полноценным видом дыхания является полное дыхание, т.е. когда в дыхании участвуют и грудная клетка и диафрагма. чтобы добиться освоение правильного дыхания и выработать способность владеть своим дыхательным аппаратом, обучение начинается со статического дыхания. Для самоконтроля правильности дыхательных движений предлагается положить одну руку на грудь, а другую на живот. Необходимо не допускать форсированного вдоха и выдоха. Продолжительность выдоха увеличивается постепенно и никогда не доводится до предела. Дышать должно быть легко и удобно.

Следующим шагом является переход к динамическому дыханию. Динамические дыхательные упражнения выполняются одновременно с движением туловища и конечностей. Главная их задача – освоить и довести до автоматизма навык координации между мышечной деятельностью и дыханием. В качестве упражнений используются не только гимнастические, но и имитация движений, необходимых в повседневной жизни. Смена вида деятельности приводит к нарушению темпа и ритма дыхания, координации.

Учитывая это, постепенно переходят от простых упражнений к более сложным, помня, что каждый выработанный условный рефлекс облегчает образование последующего.

Вследствие высокой пластичности функций коры головного мозга данные движения наиболее эффективно усваиваются детьми.

При выполнении физических упражнений нужно следить за соответствием их амплитуды и темпа глубине и ритму дыхания. Для обеспечения нормального дыхания при выполнении многих физических упражнений важно сочетание фаз дыхания с фазами движения. Движение должно способствовать дыханию, а не препятствовать ему.

Например, при поднятии рук верх и в стороны, отведении их назад – делать вдох, при сведении их перед собой и опускании – выдох.

При наклоне туловища вперед, вниз, в стороны делать выдох, при выпрямлении и наклоне назад – вдох.

При поднимании ноги вперед, в сторону или сгибании е к животу, приседании делать выдох, при опускании ноги, отведении ее назад, вставании – вдох.

Ниже приведен пример методики ЛФК.

Статические дыхательные упражнения, направленные на изменение типа дыхания

1. Диафрагмальное дыхание. Исходное положение (и.п.) – лежа на спине, ноги согнуты в коленях, права рука согнута в локте и лежит на животе, левая – на груди.

Вдох – брюшная стенка поднимается, правая рука поднимается, левая неподвижна. Выдох – живот втягивается, при этом правая рука слегка давит на живот, левая неподвижна.

Вдох – через нос, выдох – через рот. Сначала выдох спокойный, по мере овладения этим типом дыхания выдох усиливается и завершается предельным напряжением мышц передней брюшной стенки.

2. Грудное дыхание. И.п. – то же.

Вдох – правая рука неподвижна, левая поднимается вверх, за счет поднятия грудной клетки. Выдох – правая рука неподвижна, левая – опускается.

Вдох – через нос, выдох – через рот.

3. Полное дыхание. И.п. – то же.

Вдох – обе руки одновременно поднимаются. Выдох – обе руки одновременно опускаются.

Вдох – через нос, выдох – через рот.

Затем исходное положение меняют; сначала сидя на стуле, затем стоя. Особое внимание уделяется диафрагмальному дыханию.

Динамические дыхательные упражнения с усиленным выдохом

1. И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки на уровне плеч и максимально отведены назад. На счет 1 мгновенно скрестить рукиперед грудью, так, чтобы локти оказались под подбородком, а кисти хлестнули по лопаткам, одновременно производится мощный выдох. На счет 2 плавно, медленно вернуться в и.п., спокойный вдох.

2. И.п. – стоя на носках, прогнувшись, ноги на ширине плеч, руки в стороны, вверх. На счет 1 опускаясь на всю ступню, наклониться вперед, округлив спину, руки через стороны скрестить перед грудью, хлестнув кистями по лопаткам, мощный и громкий глубокий выдох. На счет 2 – 3 в наклоне плавно развести руки в стороны и скрестить перед грудью, хлестнув кистями по лопаткам, предельным напряжением мышц передней брюшной стенки завершить выдох. На счет 4 вернуться в и.п., спокойный вдох.

3. И.п. – стоя. слегка наклонившись вперед, ноги как бы на ширине «лыжни», правая рука впереди, левая – далеко сзади. На счет 1 плавно присесть, правую руку отвести вниз – назад к бедру, мощный выдох, завершаемый в момент сведения рук у бедер. На счет 2, выпрямляясь, левую руку вынести вперед, правая – далеко сзади, спокойный вдох. На счет 3 – 4 вернуться в и.п.

4. И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, правая рука вверху, левая расслаблена, внизу. На счет 1 – 3 выполняить 3 круговых движения руками, как при плавании кролем на спине, выполняя легкие повороты туловища вслед за «гребущей» рукой, мощный выдох с сокращением мышц передней брюшной стенки. На счет 4 выполнить один круг руками, спокойный вдох.

5. И.п. – упор лежа, кисти развернуты. На счет 1 перейти в упор присев, мощный выдох. На счет 2 вернуться в и.п., спокойный вдох. Оба движения выполнять за 1 – 2 секунды.

Парадоксальная дыхательная гимнастика по А.Н. Стрельниковой.

Обычно на занятиях ЛФК вдох совпадает с такими положениями или движениями, при которых создаются более выгодны условия для расширения грудной клетки и опускания диафрагмы. А выдох – с положениями или движениями, облегчающими спадение грудной клетки и подъем диафрагмы.

Однако такое сочетание способствует углублению дыхания, усилению неравномерности вентиляции. Этих недостатков лишено так называемое парадоксальное дыхание, при котором положение тела и движения препятствуют осуществлению вдоха и в то же время способствуют укреплению дыхательной мускулатуры без лишнего повышения вентиляции.

В процессе выполнения упражнений автор предлагает:

1. сосредоточить внимание на вдохе и строго следить за одновременным выполнением вдоха и движений руками и туловищем

2. вдох должен быть обязательно шумным, коротким, активным – как бы принюхиваясь, чем пахнет.

3. вдох должен быть неглубоким.

4. на выдохе губы не сжимать, не фиксировать внимание на выдохе.

Правила выполнения упражнений:

1. думать только о вдохе, следить за согласованностью вдоха и движений, за ритмом дыхания – вдох каждую секунду.

2. вдыхать и выдыхать следует столько воздуха, сколько получится само собой, не выталкивать воздух и не задерживать его.

3. Вдох и движения должны быть ритмичными и легкими

Для согласования движений и вдоха следует мысленно считать.

Физические нагрузки, не относящиеся к ЛФК

Физические нагрузки могут являться одной из причин приступов бронхиальной астмы. Заниматься спортом рекомендуется в период ремиссии.

Следует избегать чрезмерных нагрузок на организм в целом и в частности на дыхательную систему. Также стоит учитывать возможное негативное влияние и других факторов: чистота, влажность и температур в воздуха, химические раздражители, аллергены, стресс.

Многие виды спорта могут оказывать положительное влияние на общее состояние пациента с бронхиальной астмой. Ниже приведены несколько примеров.

Плавание помогает научится регулировать дыхание, развивает координацию, укрепляет дыхательную систему. Однако стоит учитывать, что одним из раздражителей, усугубляющих состояние при астме, может являться хлорированная вода.

Занятия беговыми лыжами также улучшает координацию и способствует укреплению дыхательной системы. Однако стоит избегать чрезмерно сухого, холодного воздуха, так как он раздражает дыхательные пути.

Вывод.

При бронхиальной астме важную роль в стабилизации состояния играет ЛФК. При выборе методики ЛФК необходимо учитывать, что при БА возникают четыре формы обструкции дыхательных путей: бронхоконстрикция – вследствие спазма гладких мышц, подострая обструкция – вследствие отека слизистой оболочки дыхательных путей, хроническая – вследствие обструкции бронхов образующимся вязким секретом и необратимая – вследствие склеротического процесса в стенке бронха.

Необходимо грамотно подбирать комплекс упражнений. Также следует помнить, что сочетание дыхательной гимнастики с физическими упражнениями дает наилучший результат. Необходимо применять как статические, так и динамические дыхательные упражнения.

Заниматься спортом рекомендуется в период ремиссии. Следует избегать чрезмерных нагрузок, как физических, так и эмоциональных. Необходимо с умом подходить к выбору вида спорта и условий, в которых будут проводится занятия.

Источники:

Официальный сайт Университетской клиники г. Фрайбурга https://ims.uniklinik-freiburg.de/ru/leksikon-boleznei/pulmonologija/bronkhialnaja-astma.html

«Бронхиальная астма: от Гиппократа до наших дней», текст научной статьи по специальности «Медицина и здравоохранение»

«GINA 2014: обзор некоторых основных изменений», текст научной статьи по специальности «Медицина и здравоохранение»

«Бронхиальная астма. Доступно о здоровье», Павел Фадеев 2010 г.

«Физическая культура детей с заболеваниями органов дыхания», учебное пособие, С.В. Хрущев, О.И. Симонова

Просмотров работы: 94