В последние годы в связи с вариативностью образовательных систем особенно остро встала проблема согласования учебного содержания и технологии, возможности интеграции различных развивающих систем.
Образование и воспитание на современном этапе развития общества в России ориентировано на ребенка, развитие его творческих способностей, стремления к самопознанию и самореализации. В «Концепции модернизации российского образования» задачей российской школы провозглашается «выращивание самостоятельных, инициативных и ответственных молодых людей, способных в новых социально-экономических условиях быстро и эффективно найти свое место в обществе». Результативность определяется степенью интеграции личности в национальную и мировую культуру, освоением ее прошлого, настоящего и будущего, вхождением в ее созидание и сотворение, также делать собственные выводы и аргументированно высказывать смою точку зрения. Игровая технология представляет одну из возможных моделей интегративной технологии развивающего обучения, которая решает проблему интеграции различных систем обучения.
Необходимость реализации целей и задач обществоведческого образования в условиях развивающего обучения является актуальной проблемой, которая требует такого решения, чтобы все были вовлечены в урок, чтобы развить личность ученика, его творческое мышление, умение критически анализировать ситуации, делать собственные выводы.
Главное назначение урока – это организовывать активный познавательный процесс ученика, стимулировать его, направлять и развивать. На основании субъектно - деятельностного характера развивающего обучения необходимо, чтобы ученик приложил личные усилия к целеполаганию, планированию, организации и анализу учебной деятельности, взаимодействуя при этом с другими учениками, сталкиваясь с проблемными ситуациями, отстаивая свою позицию, соглашаясь с более убедительной, обобщая и делая выводы. Педагогика сотрудничества и «конкретные действия ребенка по присвоению новой информации» сделают содержание образования «достоянием» ученика надолго, тем самым увеличив эффективность обучения.
Для повышения эффективности образовательного процесса и максимальной самореализации учащихся, открытие их для восприятия нового опыта, улучшения межличностных отношений учащихся необходимо включение «отдельных игр и приемов взаимодействия в урок, а также облачение отдельных фрагментов урока в игровую форму». В области педагогики и психологии игры как метод обучения и исследования получили распространение в 70-е годы. В настоящее время они применяются под разными названиями: обучающие игры, педагогические, дидактические, предметно-методические, сюжетно-ролевые игры с элементами театральной педагогики, творческо-ролевые и т.п. «Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения». Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, «удобно дать» учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
В процессе игрового моделирования на уроках обществознания ребенок принимает и исполняет роли, адекватные человеческой деятельности в определенной обстановке и времени, воспринимает и играет роли в соответствии с поставленной задачей, а значит он учится жить. Применение деловой игры на уроках, способствует развитию самосознания детей, стимулируется операциями, направленными на осмысление ими дела как события их жизни, их участия в нем – как совершение поступка.
Игры можно применять для изучения нового материала, для закрепления и обобщения знаний, умений и навыков, для организации и проверки домашних заданий.
Результатом использования в практике развивающих игровых технологий становится повышение уровня следующих ключевых компетенций учащихся:
- коммуникативной компетенции – умения вступать в коммуникацию, владеть умениями общения;
- информационной компетенции - умения работать с разными видами информации;
- автономизационной компетенции – умения самопрезентации;
- социальной компетенции – умения работать вместе с другими людьми, в команде;
- продуктивной компетенции – способности к созданию собственного продукта, умения принимать решения и нести ответственность за них;
- нравственной компетенции – готовности, способности жить по общечеловеческим нравственным законам.
Правильное планирование игровой технологии на уроках обществознания очень важно, так как игра должна стать не только упражнением и увлекательным процессом обучения, но и познавательным опытом, поэтому необходимо оставить время для обсуждения и рефлексии, чтобы «закрепить цель и познавательную ценность урока»
Игровая деятельность вовлекает школьника в урок, заставляет самостоятельно идти за знаниями. А эффективность обществоведческого курса зависит от степени самостоятельности учащихся в его изучении. Первыми в походе за знаниями должны идти дети – сами читать, искать, наблюдать, находить, размышлять, творить. Таким путем развиваются умения критически мыслить, анализировать прошлое и настоящее, делать выводы.
Итак, использование игровых технологий в системе развивающего обучения способствует формированию на уроках обществознания ключевых компетентностей, которые воплощают следующие компоненты общепредметного содержания образования: реальные объекты изучаемой действительности; общекультурные знания об изучаемой действительности; общеучебные умения, навыки, способы деятельности. Происходит процесс социализации ученика, т.е. формируется модель выпускника, способного осуществлять личностно и социально значимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реальной действительности, принимать решения, изменятся и изменять окружающую действительность. Поэтому мы можем говорить о личностном становлении и росте детей и подростков.
Список использованной литературы:
Безрукова В.С. Все о современном уроке в школе: проблемы и решения. М.: Сентябрь,2014.
Гусарова Е.Н. Современные педагогические технологии. М.: АПК и ПРО, 2017.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.
Юдовская А.Я. Ролевые задания на уроках истории.// Преподавание истории и обществознания в школе. 2016. № 5.