МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ К РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД НА УРОКАХ ПРАВА И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ К РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД НА УРОКАХ ПРАВА И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Джабраилов А.З. 1, Гаджиева П.Д. 1
1Дагестанский Государственный Педагогический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Образование сегодня все более становится тем институтом, через который транслируются и воплощаются в жизнь базовые ценности общества. В настоящее время мы наблюдаем стремительные перемены в экономической, политической, социальной и духовной сфер жизни. Это не может не отразиться на поведении, жизненных ориентирах и внутреннем мире современного человека. Пришло время смены педагогических ориентиров, содержания и технологий образовательного процесса.

Значительную роль в формировании УУД отведена учителю, из простого транслятора знаний ему необходимо стать действительным организатором совместной работы с учениками, способствовать переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.

Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности. В широком смысле «Универсальные учебные действия» – это саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить ка совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний.

Из вышесказанного мы видим, что важная роль в формировании УУД отведена учителю, поэтому в учебной деятельности учителю целесообразно:

Давать учащимся время на обдумывание их ответов.
Обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей.

Не вносить своих исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации).

Поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет.

Предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении.

Задавать  уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников.

Оказывать поддержку и содействие

Обеспечивает бесконфликтную совместную работу

Устраивает эффектные групповые обсуждения

Обеспечивать обмен знаниями между обучающимися

Четко формулировать цели урока и позволять обучающимся проявлять собственную энергию для достижения этих целей

Создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении.

Учителю необходимо сделать акцент на смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать.

Все это необходимо для развития коммуникативных умений на уроках права и обществознания и не только. Коммуникативные умения – это умения правильно, грамотно, доходчиво объяснить свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнеров по общению. Это комплекс осознанных коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющей творчески использовать знания для отражения и преобразования действительности.

К методическим приемам и средствам формирования УУД на уроках обществознания можно отнести:

- Решение учебных ситуаций, которые специализированы для развития определённых УУД, ситуация-проблема, ситуация-иллюстрация, ситуация-оценка, ситуация-тренинг. Например, возник конфликт между органами местной власти и жителями по вопросу о берёзовой роще, которую надо вырубить для строительства новой дороги. Как разрешить конфликт? Решая подобные задачи, учащиеся научатся осуществлять поиск и отбор необходимой информации; систематизировать информацию; определять позиции сторон и свою собственную позицию по проблеме; доказывать, аргументировать свою позицию; находить оптимальный способ решения проблемы.

- Выполнение индивидуальных или групповых учебных заданий Необходимый уровень: Запишите пример моральной нормы. Объясните, почему её нужно соблюдать. Повышенный уровень 1. Запишите формулировку «золотого правила» нравственности. 2. Объясните, почему люди, живя в обществе, должны думать не только о себе.

- Выполнение творческой исследовательской и проектной работы. Например, в 8—9 классах «Как решать конфликты с родителями»; «Как преодолеть барьеры в общении»; «Образ будущего глазами подростка»; «Подростковая агрессивность»; «Как научиться понимать человека по его жестам, мимике, одежде»; «Эмоциональное благополучие».

Работая над проектами, у учащихся формируются следующие УУД: – поиск необходимой информации; – выбор и понимание этических норм; – определение главного; – систематизация и преобразование информации; – составление плана действий; – высказывание суждений; – выбор формы представления информации; – формулирование обобщения или вывода; – выполнение сравнения.

Таким образом, на уроках правового и обществоведческого цикла идет формирование способностей использовать правовые знания в реальной жизни. Формируя коммуникативные УУД, можно научить учащихся высказывать свое мнение, вступать в полемику, причем красиво и доказательно, строить планы работы, проводить научно-исследовательскую работу, согласовывая свои действия с партнерами, вступая в сотрудничество - это пригодиться им и в жизни, и на других уроках, так же развиваются способности к самостоятельному усвоению новых знаний, добыванию информации, анализу этих источников.

Коммуникативные УУД полученные через понимание социальных знаний приводят к созданию внутренней потребности жизненного успеха, умению разрешать, в том числе конфликтные ситуации в сфере сотрудничества, более легкой адаптации в различных условиях.

Список использованной литературы:

Асмолова А. Г., Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2014.

Симонов, В. П. Урок: планирование, организация и оценка эффективности. Текст.: учебное пособие / В. П. Симонов. – М.: Изд-во МГОУ, 2015.

Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий: пособие для учителя /А.Г. Асмолов и др; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2016.

Просмотров работы: 50