ФЕДЕРАЛЬНЫЕ «ПИЛОТЫ» ГЧП В КУЛЬТУРЕ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ «ПИЛОТЫ» ГЧП В КУЛЬТУРЕ

Левачев А.Ю. 1
1ФГБОУ ВО "Российский государственный социальный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Жизнедеятельность человека на нашей планете, несомненно, связана с понятием «культура». Самое ёмкое определение этого понятия можно представить, как сферу духовной жизни людей, характеризующую исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в создаваемых им духовных и материальных ценностях.

Естественное увеличение значимости культурной сферы в современном обществе приводит к закономерному увеличению средств, затрачиваемых на её развитие. В процессе исследования индекса развития человеческого потенциала, выявлена прямая зависимость между вложением денег со стороны государства в культурную сферу и уровнем развития страны. Взаимодействие специалистов в области культуры, организаторов и авторов культурных проектов с представителями бизнеса открывает новые горизонты для всех сторон, принимающих участие в данном процессе.

В течение долгого времени основным нормативно-правовым документом, дающим возможность привлекать инвестиции в экономику Российской Федерации, и обеспечивающим эффективное использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям, являлся Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О концессионных соглашениях» [2]. Не так давно появился Федеральный закон от 13.07.2015г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В его основе рассматриваются условия в области права для привлечения инвестиций в экономику Российской Федерации, а также определяет основы правового регулирования отношений, возникающих на всех циклах соглашения о ГЧП [1].

С 28 по 31 марта 2017 года, в Москве состоялось масштабное событие в сфере развития инфраструктуры и ГЧП – IV Инфраструктурный конгресс «Российская неделя ГЧП». В ходе мероприятия рассматривались проблемы в сфере стратегического планирования, а также развития инфраструктуры на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Обсуждались возможности привлечения финансирования в проекты с низкой капиталоемкостью, их субсидировании, повышение эффективности бюджетных расходов на инфраструктуру, снижение рисков при реализации проектов. Участниками форума сделан акцент на существующие системные барьеры, препятствующие репродуцированию лучших концессионных практик и сдерживающих их развитие.

Участникам стратегической сессии «Федеральные «пилоты» ГЧП в культуре» в рамках данного форума, модератором которой стал генеральный директор Государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО Сергей Перов, удалось подискутировать на тему применения модели государственно-частного партнерства для развития объектов музейной и галерейно-выставочной деятельности. Обсуждение обозначило основную мысль о том, что применение схем ГЧП в культуре возможно за счет расширения сегодняшнего инструментария и включения в него концессионных механизмов, хорошо отработанных и налаженных в других сферах. По мнению Сергея Перова, РОСИЗО неизбежно станет «пилотом» для реализации проектов в сфере ГЧП, и в этой связи придется провести работу в части усовершенствования действующего законодательства.

Ранее председатель правления Центра развития ГЧП Павел Селезнев отмечал, что проекты в сфере культуры в рамках ГЧП реализуются в основном на местах. По плану, разработанным Центром развития ГЧП, запуск проектов в сфере культуры проходит в три этапа: в 2016-2017 годах Минкультуры и РОСИЗО подбирают пилотные проекты при непосредственном взаимодействии регуляторов проекта и инвесторов (частных банков, как вариант), в 2018-2019 годах происходит их запуск и с 2020 года начинается распространение успешных проектов [3].

Высокоперспективными направлениями ГЧП в области культуры видятся проекты, относящиеся к возрождению и реставрации памятников архитектуры, музеев, усадеб и т.д., возведение и эксплуатация центров культуры и досуга, например следующие проекты:

реконструкция второй и третьей очереди основного корпуса музея мирового океана в городе Калининграде;

создание туристического многофункционального комплекса «ГРИНН» в Орловской области;

создание филиала Малого театра в городе Когалым;

создание всесезонного туристического центра «Ингушетия» в городе Магас;

создание туристско-рекреационного комплекса «Царь-град» в городе Йошкар-Ола;

масштабное инженерно-техническое перевооружение и модернизация объекта Российского академического Молодежного театра [10].

На сегодняшний момент в пределах федеральной целевой программы «Культура России» осуществляется реконструкция и модернизация российских цирков с применением модели концессионных соглашений и механизмов федеральных государственных гарантий. В составе имущественного комплекса Федерального казённого предприятия «Российская государственная цирковая компания» всего содержится 42 здания стационарных цирков, цирковые общежития и гостиницы. В рамках программы предусмотрена реконструкция Курского и Пензенского государственных цирков общей стоимостью около 500 млн. рублей. Кроме того, на поддержку и распространение циркового искусства до 2018 года запланировано порядка 116 млн. рублей. Потенциально проект интересен частным партнерам. Цирковая феерия – это очень завораживающее шоу, которое привлекает большое количество людей. Помимо этого, цирки владеют еще и земельными участками, которые можно использовать под дополнительное строительство. [5]

Использование ГЧП позволит привлечь в культурный и хозяйственный оборот те исторические и культурные памятники, которые не применялись в связи с их ветхостью и аварийностью. Переход объектов культурного наследия, имеющих преклонный возраст, в собственность или в доверительное управление частным организациям и лицам предстает самым легким, но не самым действенным способом развития местности. Данный путь позволяет достигнуть единственную общественно-важную цель – сохранение исторических и культурных памятников.

В умах жителей нашего государства факт передачи в частную собственность памятников культурного наследия расценивается часто как очередная приватизация национального достояния, отчуждение его от народа. Явления такого рода укрепляют общественное стратификацию, неравноправие людей.

Наиболее креативный подход к сохранению архитектурных памятников возникает в случае наличия стратегии культурного развития территории. Он является и более эффективным, и более демократическим. Стратегический подход лает возможность решить значительный комплекс задач, поскольку благодаря ему:

- восстанавливаются, реставрируются памятники культуры;

- актуализируется историческая память: открываются новые музеи, музейные комплексы;

- зарождается интерес местного населения и некоренных жителей к истории данного памятника и данного места в целом; как следствие, появляются новые посылы для создания культурных субъектов, воссоздающих новые и новые культурные достопримечательности, относящиеся к этой территории;

- формируются целые сферы творческих индустрий;

- формируется туристическая инфраструктура;

- укрепляются в сознании местных жителей и приезжих культурные символы территории, создаются новые культурные бренды;

- развивается туризм;

- организовываются необходимые рабочие места для населения [6,c. 160-162].

В нашей стране существует питательная почва для роста на федеральном уровне индустрии кинопроката и кинообслуживания местных жителей. Новые кинозалы становятся неотъемлемой частью почти каждого из торгово-развлекательных комплексов. Коммерческие организации становятся донорами денежных средств на оснащение кинотеатров новейшими средствами для кинопоказа. В лице коммерческих организаций для Госсектора появляется реальная конкуренция в сфере кинопроката.

Финансово-статистическим данные говорят нам о том, что отдельные кинотеатры, отданные в долгосрочную аренду специализированным инвесторам (относящимся к иностранному кинопрокату), оборудованные современным кинопроекционной аппаратурой и звуковой системой DOLBY, лишь от реализации билетов имеют выручку от 1,5 до 4,2 млн. рублей ежемесячно. Вместе с тем средний период окупаемости вложений не превышает 2,5 года. Поэтому кинотеатры становятся лакомыми кусочками для инвестирования денежных средств и развития государственно-частного партнерства, а сфера кинообслуживания предстает перспективным и высокорентабельным видом деятельности. Как следствие этих процессов, с 2017 года заработал механизм государственно-частного партнерства по стимулированию создания сетей кинотеатров в городах с численностью меньше 100 тыс. жителей [5].

К основным задачам для государства на пути реализации проектов ГЧП относится урегулирование вопросов по управлению бюджетными рисками (выявление ключевых принципов для формирования бюджета, уровень проработки документов, позволяющий максимально исключить дальнейшие риски при выделении бюджета на инвестиционные проекты), хеджированию, страхованию, рисков стоимости денег [8].

Важно понимать, что дивиденды, получаемые от внебюджетных вливаний в организации культуры, имеют определенные рамки (вместительность и пропускная способность учреждений имеют ограничения, увеличение ценового предложения неизбежно приведет к уменьшению спроса на посещение культурных мероприятий для большинства населения страны). Помимо этого, высока вероятность сведения к нулю ценностной составляющей культурной деятельности в желании достичь максимальных внебюджетных доходов непосредственно от сети учреждений культуры [7]. Вместе с тем размер благотворительных отчислений и спонсорских взносов в общем объеме финансовых вливаний отечественных организаций культуры и искусства ничтожно мал. Поэтому, целесообразным видится создание в нашей стране соответствующих правовых и институциональных рычагов для использования возможностей меценатства. Опыт Мариинского и Большого театров, Эрмитажа и других успешных отечественных учреждений культуры, обладающих общемировым признанием и серьезную меценатскую помощь, символизирует о потенциале этого источника финансирования культуры [4].

Сфера культуры в современном обществе рассматривается не только как способ развития духовного и нравственного потенциала, но и как ресурс его экономического развития и как объект для эффективного инвестирования. В настоящее время бизнес занимает лидирующее положение во многих сферах государственной и общественной жизни, но редко используется для развития и сохранения национальных культур, а огромный экономический и инновационный потенциал пока еще невелик. В то же время, как показывает практика, наша отечественная культура и производный от нее культурный продукт вполне конкурентоспособны [8].

На основе отечественного и зарубежного опыта использования различных форм ГЧП в сфере культуры выявлены предпосылки и возможности применения этих механизмов в России. Однако нерешённость правовых, земельно­-имущественных вопросов, незавершённость реформирования учрежде­ний культуры затягивают процесс. Разрешение этих проблем, в чём заин­тересованы как государство, так и бизнес, должно помочь в становлении ГЧП в ряду важнейших инструментов развития культурной сферы страны [9]. Для этого и принимался ГЧП-закон 224-ФЗ. Если оперировать к ГЧП, как форме сотрудничества между государством и частными инвесторами, нужно не забывать, что, несмотря на то, что опорой для 224-ФЗ является успешный опыт использования 115-ФЗ, он еще не только не освоен на практике, но и полностью еще не начал применяться. Со временем ГЧП-закон может не только по применимости догнать концессионные процессы, но количество неконцессионных проектов может быть значительно больше, чем количество концессионных. Частная собственность, частная инициатива рано или поздно приведут к созреванию новых ГЧП-проектов. Но, безусловно, развитие концессионных процессов и ГЧП во всех сферах деятельности государства в скором будущем сыграет значительную роль в развитии экономики России.

Список литературы:

О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации // Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017). [Электронный ресурс]. –
URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=201066&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.09924684936526262#0047562174016537284 (дата обращения 08.02.2018);

О концессионных соглашениях // Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ (ред. от 31.12.2017). [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54572/ (дата обращения 17.12.2017);

Национальный центр государственного-частного партнерства. [Электронный ресурс]. - http://pppcenter.ru/ (дата обращения 20.11.2017);

Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года // Распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 N326-р. [Электронный ресурс]. –URL:http://www.consultant.ru/law/hotdocs/45830.html/ (дата обращения 06.02.2018);

ГЧП журнал. III квартал. 2012. Электронное периодическое информационно-аналитическое издание- приложение к федеральному порталу ГЧПинфо [Электронный ресурс]. https://mgimo.ru/files/212680/3-2012.pdf/ (дата обращения 06.02.2018);

Коленько С.Г. Менеджмент в сфере культуры и искусства : учебник и практикум для академического бакалавриата. - М.: Юрайт, - 2016. – С.370;

Андрющенко Г.И., Авцинов О.И. Проблемы формирования инвестиционной привлекательности региона. // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2015. - № 3 (75). - С. 16;

Нагорная М.С., Шевцова В.В. Практика государственно-частного партнёрства в сфере сохранения культурного наследия России // Управление в современных системах. - 2018. - № 1 (17). - С. 34-43;

Министерство культуры Российской Федерации. Государственное-частное партнерство в сфере культуры: успешные проекты регионов России: сборник. М. – 2015. - С.200.

Просмотров работы: 89