Профилактика миопии у школьников - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Профилактика миопии у школьников

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность. Одним из актуальных вопросов медицины остается профилактика нарушения зрения у школьников. За последние десятилетия, отмечается прогрессирование офтальмологических заболеваний, в особенности таких, как миопия. Как известно, патология глаза занимает третье место по структуре заболеваний детского возраста. Около 10 % детей Российской Федерации имеют нарушения зрения, с каждым годом число заболеваний значительно растет [1].В 2002 году, период всероссийской диспансеризации, в Тюменской области был проведен профилактический осмотр у 86,4% детского населения, в результате которого было выявлено 17% детей с нарушением зрения. В ходе этого профилактического осмотра стало ясно, что в городах (22,4%) наиболее часто встречаются дети с нарушением зрения, чем в сельских районах (11,6%) [2].

Цель исследования:изучить основные способы и методы профилактики нарушения зрения у детей младшего школьного возраста и подростков

Материалы и методы исследования. С целью выявления причин нарушения зрения, способов и методов профилактики его нарушения был проведен анализ литературы по соответствующей проблеме. Было изучено Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях". Была разработана анкета для исследования на тему «Профилактика нарушения зрения у школьников».

Результаты исследования и их обсуждение. По данным исследования [3] можно сказать, что число детей с нарушением зрения увеличивается со школьным возрастом. Основной причиной снижения зрения являются: близорукость (миопия) всех степеней и спазм аккомодации. В данном исследовании был выявлен критический возраст формирования миопии – 10-11 лет, соответствующий младшему школьному возрасту.

По данным многих исследований миопия является полиэтиологическим заболеванием, на формирование и прогрессирование которого оказывают влияние: технический прогресс, географическое местоположение, экология, состояние здоровья, питание, образ жизни, наследственная предрасположенность, снижение иммунитета. В последнее время миопия часто является следствием врожденных нарушений в группе недоношенных детей [4].

Было проведено анкетирование среди студентов 4 курса ФВСО, результаты исследования показали, что 33,3% студента имеют нарушения зрения. Была проведена работа с медицинскими картами ребенка (форма 026/у) в общеобразовательных учреждениях города Тюмень. В результате данной работы выяснилось, что в гимназии №12 – миопия встречается в 17,2% от общего количества учащихся (6,2 % - мальчики, 11% - девочки), гимназия №5 – миопия встречается в 22, 1% (8% - мальчики, 14,1% - девочки), СОШ №5 – 18,5% (8% - мальчики, 10,5% - девочки), СОШ №7 – 13% (5,1% - мальчики, 7,9% - девочки). В течение работы с медицинскими картами ребенка выяснилось, что наиболее часто миопия начинает встречаться в возрасте 12 – 13 лет, наиболее подверженными риску возникновения миопии являются девочки.

Согласно санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения устанавливается определенное время.

Таблица 1

Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках

Класс

Непрерывная длительность (мин.) не более

Просмотр статистических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Просмотр телепередач

Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой

1-2

10

15

15

15

3-4

15

20

20

15

5-7

20

25

25

20

8-11

25

30

30

25

В соответствии с СанПин 2.4.2.2821-10 рекомендуется следующий комплекс упражнений гимнастики глаз:

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 - 5 раз.

Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4 - 5 раз.

Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 - 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 - 6. Повторять 4 - 5 раз.

В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторять 1 - 2 раза [5].

Выводы. В профилактике нарушения зрения детей младшего школьного возраста и подростков играют существенную роль образ жизни школьников, состояние здоровья, физическая активность, контроль родителей за соблюдением всех правил профилактики, соблюдение правил СанПин 2.4.2.2821-10 общеобразовательными учреждениями. Данные нашего исследования показали, что профилактике миопии среди школьников в общеобразовательных организациях уделяется очень мало внимания, что ведет к резкому возрастанию заболевания среди школьников к 12 – 13 годам.

Список литературы

Профилактика нарушения зрения у детей и подростков [Электронный ресурс]/Про глаза. -2017. – Режим доступа: https://proglaza.ru.- (Дата обращения 25.12.18)

Коновалова Н.А. Взгляд офтальмолога на особенности патологии зрения у современных школьников. Пути профилактики и реабилитации/ Н.А.Коновалова// Областная междисциплинарная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы школьной медицины на современном этапе» - 2017.

Киреева Н.В., Жаров В.В, Голикова Е.В. Проблема школьной близорукости [Электронный ресурс]/Н.В. Киреева, В,В. Жаров, Е,В, Голикова//Вестник Оренбургского государственного университета: журнал. – 2011. - №14. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru. – (Дата обращения 26.12.18).

Приданникова С.А., Никифорова Т,Н., Юрьева Т.Н. Влияние ортопедической патологии на прогрессирование миопии у детей [Электронный ресурс]/С.А. Приданникова, Т,Н. Никифорова, Т.Н. Юрьева//Acta Biomedica Scientifica: журнал. – 2013. -№6. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru. – (Дата обращения 14.01.19).

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://nivanscool.ucoz.ru. – (Дата обращения 14.01.19).

Просмотров работы: 154