ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ СТРАХОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ СТРАХОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Зайцева Е.С. 1, Оборина Т.А. 1
1Северный (Арктический) Федеральный Университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка воздействуют множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс ее развития вспять. Таким фактором являются так называемые социальные страхи, которые имеют опосредованный характер, то есть объекты, вызывающие страх, не могут непосредственно сами по себе нанести вред человеку.

Понятие социальных страхов было введено в психологию Дж. Вольпе [1], который определил его как страх социальных объектов или ситуаций социального взаимодействия. Большинство социальных страхов, по его мнению, имеют множественный характер, например, человек редко боится только начальства, чаще всего он боится и критики, и предъявлять требования, и оказаться в центре внимания. Однажды возникнув, социальный страх прочно ассоциируется с определённой ситуацией и затем подкрепляет сам себя. Существует несколько классификаций социальных страхов [1,2,3 и др.], также нет единого подхода к определению их природы.

Целью данной статьи является описание результатов пилотного изучения особенностей социальных страхов детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Исследование проводилось на базах муниципальных образовательных учреждений (МБОУ) города Архангельска. Исследованием было охвачено 63 ребенка младшего школьного возраста (21 человек с задержкой психического развития (далее ЗПР), 42 – без отклонений в развитии)

Для1нашего1исследования1была разработана анкета «Социальные страхи младших школьников» из 21 вопроса, которые разделены1на1три1блока: страхи, связанные со школой; страх контакта с незнакомыми людьми; страх выступлений перед публикой.1

Далее было проведено экспериментальное исследование социальных страхов.1Для эксперимента были подобрано 10 сюжетных картинок, отражающих ситуацию, способную вызвать страх. Картинки также разделены на три серии: страхи, связанные с общением с незнакомыми людьми, с большим скоплением людей, страх потеряться.1Ребенок должен подробно описать, что изображено на картинке, что может произойти дальше, рассказать, как бы поступил сам в такой ситуации.

С помощью эксперимента можно выявить: агрессивные1фантазии, страхи, фобии, тревоги, связанные с ситуациями фрустрации; особенности защитных механизмов как способов разрешения внутренних конфликтов; характерные особенности поведения ребенка среди сверстников и посторонних людях; особенности отношения ребенка к родителям, сверстникам, посторонним людям; характерные1черты1поведения1ребенка1в1проблемных1ситуациях;

Исследование проводилось индивидуально, каждый рассказ ребенка оценивается по следующим критериям:1

01-1описание картины не содержит конфликта или проблемы.

11-1описание картины содержит конфликт, но герой рассказа преодолевает1её.

21-1описана опасная ситуация, угрожающая герою рассказа.

31-1неадекватное оценивание ребенком проблемной ситуации.

В ходе экспериментального исследования детям были получены следующие результаты. Описывая картинку «Толпа», дети с ЗПР говорили «это праздник», «люди идут смотреть салют». Некоторые дети без интеллектуальных нарушений боятся потеряться, вспоминали, что они потерялись в толпе. Неадекватного оценивания ситуации зафиксировано не было как в коррекционном, так и в массовом классе. В описании картинок1с изображением играющих детей и большого количества людей, не содержалось конфликта. Чаще всего дети отвечали «Я подойду к ребятам, и мы будем вместе играть в футбол», «Мы подружимся». Один ребенок с ЗПР описал картину следующим образом: «Незнакомые ребята играют в мяч, я тоже хочу…»1но я лучше поскорее пойду домой, чем с ними играть…они меня старше…», что в свою очередь свидетельствует о страхе перед контактом с незнакомыми, старшими по возрасту людьми.1

В описании картинок «Мужчина в машине протягивает ребенку игрушку» и «Женщина1и1ребенок» у большинства детей коррекционного класса присутствовал конфликт, опасная ситуация.1Многие дети говорили о том, что «Это чужая тетя», «Незнакомка хочет забрать этого ребенка, он ей понравился», «Тетенька украдет ребенка, она своего ребенка не может родить, потому что у нее в животе был абортик», «Эта женщина взяла коляску у своей подруги, что бы все подумали, что это ее ребенок, а на самом деле она его заберет1себе». Дети массового класса в основном отвечали «Это мама с сыном. Они похожи»,1«Эта женщина мама ребенка, они ведь похожи, и коляска рядом стоит». 1В основном дети двух групп описали картину правильно, герой рассказа всегда находил верное решение проблемной ситуации. Дети говорили:1 «Я бы на месте этого мальчика убежал домой»,1«Я бы не стал слушать дяденьку (тетеньку) и прошел мимо».

Анализ рассказов детей по картинке «Девочке протягивают конфету из машины» показал, что дети с задержкой психического развития неадекватно оценивают ситуацию: «У девочки сегодня день рождения, она возьмет конфетку, я1бы тоже взял, если конфета целая и в обертке», «Я возьму конфету, если мой друг тоже возьмет», «Не боюсь брать конфету, тут1же много людей».1Большая часть детей класса коррекции отвечали «Дяденька хочет заманить девочку», «Мужчина хочет замучить девочку, а1потом его посадят в тюрьму»1Дети массового класса всегда оценивали ситуацию грамотно, дети отвечали примерно одинаково «Нельзя ничего брать у чужих», «Надо убежать и позвать на помощь».

Картинка «Мужчина и девочка идут в парке» и картинка «Девочка идет по улице одна» в целом, описаны детьми двух групп, бесконфликтно: «Папа пошел с дочкой играть в мяч», в некоторых ответах содержался конфликт, но герой находил правильное решение: «Если бы это был незнакомец, я1бы1позвал на помощь и убежал». Один ребенок с ЗПР описал картину, неадекватно оценив ситуацию: «Преступником этот человек быть не может,1он1же1обнимает1девочку.

Рассматривая1картинку1«Подросток дарит шарик1ребенку», 2 ребенка с ЗПР сказали следующее: «Мальчик, который дарит шарик, он1не может быть злым, он же еще маленький», «Этот мальчик ничего не хочет от ребенка,1это же просто шарик.1Если бы он хотел украсть его, то он бы подарил, что1-то другое…», тем самым неадекватно оценив конфликтную ситуацию. Остальные дети массовых классов1описывали1картину бесконфликтно, несколько человек сказали: «Я бы на месте мальчика не остановился», «Мне лучше мама купит шарик».

Обобщая1результаты исследования, можно сказать, что 72% младших школьников с ЗПР испытывает страх перед незнакомыми людьми. Страх потеряться и страх большого скопления людей испытывают 14% опрошенных школьников. Дети, обучающиеся в массовом классе менее подвержены социальным страхам: 43% детей подвержены школьным страхам, 9% детей боятся потеряться и 6% детей испытывают1страх, при большом скоплении людей. Нами были зафиксированы такие механизмы психологической защиты как1избегание, пассивность,1агрессия, отрицание, регрессия.

Анализируя полученные данные с помощью критерия Фишера, выявлены статистически значимые сходства и различия в ответах испытуемых В зоне значимости находятся данные1по двум1блокам «страх контакта1с незнакомыми людьми» (P1≤10,01) и «страх большого скопления1людей» (P1≤10,05), что позволяет нам сделать вывод о том, что младшие школьники с ЗПР наиболее подвержены данным видам социального страха, чем их сверстники без интеллектуальных нарушений. Различия данных по блоку «страх потеряться» находится в зоне незначимости (P1≥10,05).

В результате экспериментального исследования выявлено, что всего 8% школьников с ЗПР и 2% школьников без интеллектуальных нарушений при описании ситуации, изображенной на1картинках,1не смогли адекватно оценить потенциальный уровень угрозы, 10%1детей коррекционного и 7% детей массового класса была описана опасная ситуация, угрожающая герою рассказа, 33% детей с ЗПР и 44% детей без интеллектуальных нарушений, рассматривая картинки, описывали конфликт, но герой рассказа преодолевал её, у 49% школьников коррекционного класса и 47% детей массового класса описание изображения не содержало конфликта или проблемы.

В ходе исследования с помощью анкеты «Социальные страхи младших школьников» было выявлено, что большая часть опрошенных, а именно 88% учеников массового класса и 76% учеников коррекционного класса избегают разговоров с незнакомыми людьми на улице,1так же 83% учеников, не имеющих интеллектуальные нарушения и166%1учеников1с1ЗПР, испытывают волнение, при разговоре с малознакомыми или незнакомыми людьми по телефону или на улице.1Большая часть исследованных младших школьников (85% детей без интеллектуальных нарушений и 95% детей с ЗПР), считает, что сделали бы все, чтобы учитель на них не ругался. Также младших школьников очень волнует то, что думают о них окружающие (57% детей массового класса и 76% детей коррекционного класса)

При анализе результатов анкетирования испытуемых выявлены (с помощью φ* критерия Фишера) статистические различия в 48% ответах от всех вопросов анкеты (табл.11).

Таблица 1 – Различия1в1ответах1младших1школьников

Вопрос

φ*

Мне не нравится ходить на праздники и другие школьные мероприятия

7,626***

Я избегаю разговоров с незнакомыми людьми

2,234**

Я сильно нервничаю, если мне приходится отвечать у доски

4,016***

Я бы сделал все, чтобы учитель меня не ругал

2,44***

Мне неприятно зайти в класс, где все уже сидят на своих местах

3,486***

Я волнуюсь, когда разговариваю по телефону с незнакомым человеком

2,793***

Мне не нравится быть в центре внимания

3,161***

Я волнуюсь при ответе у доски

5,819***

Я боюсь вступать в спор со своими одноклассниками и учителям

4,172***

Меня очень волнует то, что думают обо мне окружающие

2,878***

*** P110,01 ** P110,05

Анализ полученных данных позволяет сделать нам следующие выводы: в отличие от детей без интеллектуальных нарушений большинство детей с задержкой психического развития не любят посещать школьные мероприятия, сильно нервничают при ответе у доски и таких детей волнует то, что думают о них окружающие. В свою очередь большинству детей массового класса, в отличие от своих сверстников, обучающихся в коррекционном классе неприятно зайти в класс, где все уже сидят на своих местах, волнуются когда разговаривают по телефону с незнакомым человеком, детям не нравится быть в центре внимания, так же детям без интеллектуальных нарушений страшно вступать в спор со своими одноклассниками и учителями.

Выявлено,1что1у детей с ЗПР преобладают школьные страхи (которые 11мы определяем в широком смысле, как страхи, связанные со школой) (58%). На втором месте стоит страх контакта с незнакомыми людьми (51%)1и на третьем страх выступления перед публикой (49%). В массовом классе преобладают страхи контакта с незнакомыми людьми (55%), на втором месте школьные страхи (49%) и на третьем месте страхи выступлений1перед публикой (40%).

При математическом анализе данных опрошенных, с помощью φ* критерия Фишера, выявилось, что данные по всем блокам находятся в зоне значимости (P1≥10.05).

Обобщая результаты данных эмпирического исследования, можно сделать ряд выводов:

1. Для детей младшего школьного возраста обеих категорий характерны так называемые школьные страхи и страх общения с незнакомыми людьми

2. Для младших школьников с ЗПР более, чем их нормально развивающимся сверстникам, свойственны страхи выступления перед публикой, школьные страхи и страх высказывания своего мнения.

3. Для испытуемых с задержкой психического здоровья не характерна разумная осторожность при общении с незнакомыми людьми, они не всегда могут адекватно оценить угрозу и найти разумный выход из создавшееся ситуации

4. Результаты эмпирического исследования послужат основой для разработки коррекционной модели психолого-педагогического воздействия, направленного на и снижение социальных страхов с одной стороны и на воспитание разумной осторожности с другой стороны.

Список литературы:

1. Wolpe J., Wolpe D. Our Useless Fears. Boston., Houghton Mifflin Company, 1981.

2. Витковская М.В. Социальные страхи как предмет социологического исследования: автореф. … канд. дисс. – М., 2001.

3. Щербатых Ю.В., Ивлева Е.И. Психофизиологические и клинические аспекты страха, тревоги и фобий. – Воронеж: Истоки, 1998.

Просмотров работы: 29