Утвержденная Правительством РФ Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее – Концепция) утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года №1662 на среднесрочную перспективу в качестве одного из важнейших приоритетов определяет задачу по повышению уровня и качества жизни населения. Увеличению уровня жизни населения способствует эконмических рост. Для государства основана на принципе демократии экономический рост невозможен без решения социальных проблем.
Какими бы не были формы у социально-экономической организации, а также покрытие различных видов страховых рисков, в итоге цели и задачи в данной организации будут направлены на общественное развитие в целом и конкретную национальную экономику. Выполняя функции по защите населения от воздействия социальных страховых рисков, социально-экономическая организация демонстрирует определенный уровень результативности своей работы, который, в первую очередь будет направлен на повышение уровня жизни населения и восстановления способностей к труду.
Руководители социально-экономической организации, производящие услуги, всегда должны ориентироваться на удовлетворенность клиента уровнем предоставленной услуги, отсутствие обоснованных жалоб. В организации должны быть введены критерии (показатели), помогающие оценить уровень предоставленной услуги и в дальнейшем влиять на него.
«Критерии (показатель) качества услуги» -это количественная или качественная характеристика свойств услуги (одного или нескольких), которая определяет насколько услуга удовлетворяет требования потребителя». Можно выделить критерии качества по характеризуемым ими свойствам услуг :
− критерии применения (совместимости, назначения);
− критерии безопасности (жизни, здоровья и имущества граждан, окружающей среды, сохранности имущества и информации);
− критерии результативности (результата услуги, стойкости результата услуги к внешним воздействиям, помехозащищенности, предоставления услуги);
− критерии компетентности персонала (уровня профессиональной подготовки и квалификации, способности к управлению, знания и соблюдения профессиональной этики поведения);
− финансовые критерии (расходы на услуги, затраты на предоставление услуги, стоимость услуги).
Изучив свойства услуг для систематизации критерия качества услуг, также важно выделить факторы, влияющих на качество услуг социально-экономической организации, каждый из которых отражает основные принципы и особенности социально-экономической системы.
1. Макроэкономический фактор.
Макроэкономический фактор качества услуг СЭО выражает соотношение имеющихся в обществе экономических ресурсов с той долей средств, которая используется государством путем введения обязательного страхования в целях перераспределения доходов населения по группам социального риска. Для оценки качества услуг СЭО можно руководствоваться лишь сравнительными характеристиками по отношению к странам с наиболее высокими стандартами уровня жизни населения и наиболее развитой национальной экономикой, а также рекомендациями МОТ.
Распределение национального дохода, обусловливающее уровень и качество жизни населения – центральное звено в конструкции модели социальной политики любой страны. Доля доходов населения в ВВП государства является показателем уровеня материального благосостояния граждан и качества жизни, тогда как доля расходов на социальное страхование в объеме ВВП является одним из макроэкономических показателей качества услуг СЭО.
Развитые страны страны используют разные схемы распределения долей ВВП отпущенных на выплату заработной платы и социального страхования. Так к примеру
В «Старом свете» Германии, Франции, Швеции, Италии примерно 40 – 55 % от ВВП идет на заработную плату (при этом объем зарплаты населения (за вычетом налогов составляет) –35 – 40 % от ВВП), а 25 – 35 % резервируется под весь обьем социального страхования (от 18 до 25 % ВВП). [3]
В Великобритании и США ситуация несколько отличается. На заработную плату отводится 55 – 60 % (при этом объем заработной платы без налогов, т.е. чистой, составляет 40 – 45 % от ВВП), а 15 – 20 % выделяется на социальное страхование (это составляет 12 – 15 % ВВП). Очевидно это разные подходы к распределению ВВП. В этих двух примерах прослеживается явная обратная зависимость доходов населения и объёмов средств выделяемых на социальные нужды населения. В экономически развитых странах Европы (кроме Великобритании) на социальные нужды выделяется больше средств, чем в США и Великобритании однако заработные платы ниже. В США и Великобритании население в большей степени вынуждено самостоятельно решать социальные задачи, однако и заработная плата в этих странах выше.
В России доля заработной платы составляла в 2016 г. – 47,4%. В первом квартале 2017 г. доля оплаты труда ВВП достигла 50,3%.
В современных статистических исследованиях оценку доли оплаты труда в ВВП проводят по методологии системы национальных счетов (СНТ), при этом способе оплата труда в национальных счетах включает кроме заработной платы и обязательные отчисления на социальное страхование работников, а также скрытые выплаты.
Рис. 1 Динамика доли оплаты труда в ВВП по методологии СНС (включая скрытую оплату труда и отчисления работодателей на социальное страхование), % [5]
2. Фактор эффективности социально-экономической организации.
Количество и качество оказываемых услуг социально-экономической организации зависит от ресурсов организации. На смену преимущественно бюджетному финансированию социальной сферы пришло социальное страхование, в основе которого лежит принцип социальной солидарности и перераспределения средств, а также распределение ответственности за удовлетворение социальных нужд между государством, работодателями, работниками. Появились новые источники средств для социальных целей: самообеспечение, самострахование, внебюджетные фонды, платность ряда социальных услуг, благотворительность. На данный момент численность населения, способного самостоятельно обеспечить свои потребности в определенных социальных благах пока невелика, но в перспективе, по мере роста экономики, доходов населения, она возрастет.
3. Фактор актуальности услуги для клиента.
Одним из важных факторов, влияющих на качество услуг является мониторинг отслеживания актуальности данных услуг. Критериями актуальности является ряд покрываемых социальных рисков; степень распространения, экономическая значимость, доступность услуги, также период предоставления, ограничения и условия предоставления услуг. В социально-экономической организации данная группа критериев определяет эффективность достигнутых в обществе социальных стандартов.
4. Фактор достижения поставленных задач социально-экономической организацией.
Этот фактор характеризует насколько организация смогла улучшить общее состояние общества, клиента, который обратился за услугой, насколько был достигнут планируемый результат. Его можно проследить проводя мониторинг влияния социально-экономических услуг на качества жизни клиента (физическое здоровье, психоэмоциональное состояние, работо- и жизнеспособность, продолжительность жизни, показатель рождаемости и пр.).
Таким образом, на основе рассмотренных факторов, оказывающих влияние на качество услуг необходимо разработать методику оценки качества услуг конкретных социально-экономических организаций.
Список литературы
1. Аширов Д.А. Управление качеством: учебное пособие / Д.А. Аширов. - Ростов н/Д.: МФПА, 2013. - 135 с.
2. Гусарева Н.Б., Кухаренко О.Г., Царитова К.Г. Современное состояние доходов населения / Проблемы экономики и юридической практики. 2016. № 2. С.29
3. Егорова Е.С. Качество услуг социально-экономической организации: монография / Е.С. Егорова. – Тамбов: Изд-во Тамбов гос. техн. ун-та, 2007. – 88 с.
4. Мотивация труда и личные издержки. [Электронный ресурс]. Вопросы, посвященные комплексному изучению проблем мотивации и стимулирования труда: сайт. – URL: http://motivtrud.ru/index.html
5. Соболев Э.Н. Оплата труда в системе социально-трудовых отношений: стереотипы и российские реалии: Доклад. М.: Институт экономики РАН, 2017. – С.7