Дидактические средства в составе дидактической информационной среды по иностранному языку - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Дидактические средства в составе дидактической информационной среды по иностранному языку

Мартыненко А.О. 1, Киргинцева Н.С. 1
1ВУНЦ ВВС "ВВА"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сегодня к коммуникативной, в том числе иноязычной, компетенции профессиональных военнослужащих предъявляются высокие требования. Учитывая особенности организации процесса обучения в современном военном вузе, которые обусловлены необходимостью соблюдения ряда ограничивающих требований, а также высокой интенсивностью нагрузок как при освоении учебных дисциплин, так и при выполнении служебных обязанностей, процесс изучения таких дисциплин как «Иностранный язык» требует пристального внимания. Этим объясняется актуальность данной работы.

Как известно, в образовательном процессе используются определенные средства, виды которых весьма разнообразны и их состав зависит от уровня развития науки и техники. В. Оконь предложил следующую классификацию дидактические средств, которая включает шесть категорий, распределенные по двум областям:

а) Простые средства (1. Словесные средства (учебники), 2 Простые визуальные средства (оригинальные предметы, модели, картины));

б) Сложные средства (3. Механические визуальные средства. 4. Аудиальные средства, 5. Аудиовизуальные средства 6. Средства, автоматизирующие процесс обучения) [1].

Функция приобретение знаний о действительности в образовательном процессе традиционно выполнялась таким простым дидактическим средством как учебник. Свою лидирующую позицию в качестве ведущего элемента дидактической информационной среды (ДИС), реализующего указанную функцию, учебник сохранил до сегодняшнего дня. Причем сегодня для их совершенствова­ния делается значительно больше, чем когда бы то ни было ранее. В настоящее время для того, чтобы оптимизировать содержание учебника используется дополнительный дидактический материал – разнообразные учебные пособия в печатном или электронном виде. Важно также, чтобы такие ресурсы ДИС были ориентированы на развитие у обучающихся универсальных компетенций, способных заложить прочную основу их профессионально-личностного саморазвития как в среде вуза так и вне её.

Под гетерогенной дидактической информационной средой принято понимать среду, включающая средства обучения и информацию научного и учебного характера по профилю одной или близких по предметной области дисциплин, дидактически организованную в целях формирования профессионально значимых свойств личности будущего специалиста и базирующуюся как на новых инфокоммуникационных технологиях, так и на традиционных технологиях, реализующих принципы дидахографии [2]. При том, именно гетерогенность (т.е. интегрированность различного про форме существования образовательного контента) представляется определяющим фактором для возможности эффективного использования таких сред в образовательном процессе военного вуза. Важно также, чтобы ресурсы ДИС были ориентированы на развитие у обучающихся универсальных компетенций, способных заложить прочную основу их профессионально-личностного саморазвития как в среде вуза так и вне её.

То, что обучающихся в образовательных организациях высшего образования не только возможно, но и целесообразно относить к категории взрослых, не вызывает сомнения [3]. Из этого следует, что как к содержанию, так и к средствам их обучения следует применять андрагогический подход. На практике это может быть реализовано, если ресурсная составляющая ДИС, которая используется в процессе их обучения, будет разрабатываться с учетом следующих принципов:

-непрескриптивный характер предъявления учебного материала;

- гибкость и адаптивность ресурсной составляющей;

- наличие инструментов, позволяющих организовывать метакогницию обучающихся на всех этапах работы с учебным материалом;

- рефлексивность заданий, входящих в состав ресурсной части дидактической информационной среды (ДИС).

Данные принципы были положены в основу разработки такого компонента ресурсной составляющей ДИС дисциплины «Иностранный язык» как рабочая тетрадь (workbook), предназначенная для организации самостоятельной работы обучающихся. Рабочая тетрадь содержательно и организационно дополняла основной учебник по дисциплине «Иностранный язык», при создании которого также учитывался принцип наличия инструментов, позволяющих организовывать метакогницию обучающихся. Каждый раздел снабжался рядом установок, ориентирующих обучающихся на организацию своей работы с предъявляемым учебным материалом, учитывая этапы целеполагания, выявления имеющихся в распоряжении обучающихся ресурсов, создания положительной мотивации учения, рефлексии. Такая подача материала позволила реализовать еще один инновационный подход к обучению в условиях образовательной организации высшего образования: студенто-центрированное обучение. Студенто-центрированное обучение (SCL) – это процесс качественной трансформации для студентов и других обучающихся, направленный на усиление их автономии и критических способностей за счет использования подхода, основанного на результатах. Концепция SCL может быть охарактеризована следующим образом:

– основана на активном, а не на пассивном обучении;

– акцентирует аналитическое обучение и понимание;

– предполагает рост ответственности и подотчетности студента;

– предполагает возрастание автономии студента;

– предполагает рефлексию относительно процесса обучения и преподавания, как со стороны преподавателя, так и обучающегося [4].

Таким образом, основными инновационными подходами к разработке ресурсной составляющей дидактической информационной среды как части ЭИОС образовательной организации высшего образования являются средовый, андрагогический, компетентностный и студенто-центрированный

Список литературы:

Оконь В. Введение в общую дидактику. М., Высшая школа, 1990. 382 с.

Нечаев С.А. Проектирование дидактических информационных сред и методика их применения в высшем профессиональном образовании. Автореф. дис. …канд. пед. наук, Ставрополь, 2006. – 27 с.

Ломтева Т.Н. Андрагогические основы вузовского образования: дис. … докт. пед. наук. – Ставрополь, 2003. – 390 с.

Руководство по использованию Европейской системы переноса и накопления зачетных единиц (ECTS) 2015 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/metod/2015.pdf (дата обращения: 09.09.2018).

Просмотров работы: 12