СУБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА ДИСКОМФОРТНОСТИ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ФАКТОРОВ СРЕДЫ СТРОИТЕЛЕЙ ПРИ ВАХТОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА НА ЮГЕ РФ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

СУБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА ДИСКОМФОРТНОСТИ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ФАКТОРОВ СРЕДЫ СТРОИТЕЛЕЙ ПРИ ВАХТОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА НА ЮГЕ РФ

Корнеева Я.А. 1, Прялухин Е.М. 1
1Северный (Арктический) Федеральный Университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В исследованиях многих авторов установлено, что на работников при вахтовой организации труда влияют три группы факторов: климато-географические, связанные с специфическим климатом; производственные, обусловленные опасностью и вредностью производства, и социально-бытовые, детерминированные условиями групповой изоляции [4; 5; 6; 10]. Эти факторы предъявляют к организму вахтового работника требования, зачастую превышающие его резервы, что исключает возможность полной адаптации организма к этим условиям и обуславливает наличие профессиональных рисков для здоровья. Научные исследования в области изучения воздействия факторов вахтового труда на работников проводились преимущественно в условиях Крайнего Севера и Арктики [4; 10]. Выявлено, что профессиональная деятельность вахтовым методом в условиях Крайнего Севера способствует формированию неблагоприятных функциональных состояний и развитию деструктивных личностных качеств работников, которые приводят к снижению уровня психического здоровья, производительности и эффективности трудовой деятельности [4].

В то же время на юге России также применяется вахтовый метод организации труда. В связи с чем необходимо определить, в чем различие воздействий факторов вахтового труда на работников в зависимости от расположения вахтовых поселков на севере или юге РФ. Это позволит понять, какие технологии психологического сопровождения вахтового персонала, разработанные для предприятий севера России, возможно применять и для организаций южных регионов; экстремальность вахтового труда продиктована в большей степени организацией труда или сложными климато-географическими условиями.

Вахтовый метод организации труда распространен в таких южных областях, как Астраханская, Краснодарский край и Республика Крым. Климато-географические факторы относят к ключевым при оценке экстремальности вахтового труда, поэтому важно оценить эффект их воздействия на работников. Климат в этих регионах в большей степени является засушливым, с сильными ветрами, порой ураганами, и с большой солнечной радиацией, что во многом влияет на труд работников вахтового метода. Климат большей части Крыма можно охарактеризовать как умеренный. На полуострове наибольшее количество энергии солнечной радиации поступает на прибрежные территории в равнинной части, что связано с малой облачностью над этими районами. Второй фактор формирования климата - это атмосферная циркуляция, т.е. совокупность процессов переноса воздушных масс, которые связаны с распределением атмосферного давления. Именно атмосферной циркуляцией обуславливает изменчивость погоды [9] Климатические условия Краснодарского края формируются под влиянием нескольких физико-географических факторов, из которых наиболее существенны солнечная радиация, система атмосферной циркуляции и рельеф. Сложный рельеф и географическое положение Краснодарского края определили важнейшие свойства климата: большое количество солнечной радиации; резко выраженную континентальность, засушливость; проявление высотной климатической зональности [9]. Климат Астраханской области также засушливый и континентальный. Годовая амплитуда экстремальных температур воздуха составляет 70 - 80° С. Лето жаркое и сухое. [1] Таким образом, климато-географические условия юга РФ, где деятельность осуществляется вахтовым методом можно назвать экстремальными. Эти условия по-разному оцениваются сотрудниками: к части из них работники адаптированы, знают, как себя вести и действовать, как себя защитить, в связи с чем снижается их субъективная оценка дискомфортности, другая часть по-прежнему вызывает определенные сложности и требует большего внимания со стороны менеджмента предприятий. Поэтому цель исследования: выявить наиболее дискомфортные климато-географические, производственные и социально-бытовые факторы по мнению работников вахтовых форм труда различных профессиональных групп на юге РФ.

Дизайн исследования. Для достижения поставленной цели и задач проведено исследование, в котором приняли участие 82 работника, занятые на строительстве Крымского моста, использующие вахтовую организацию труда, из них 75 мужчин и 7 женщин, в возрасте от 21 до 64 лет (средний возраст 41,31±11,180), стаж работы вахтовым методом от 3 лет до 30 лет (средний стаж 8,021±6,4503), стаж вахтового метода на юге от 1 года до 20 лет (средний стаж 3,543±3,6660). Исследование проводилось в период с июня-июль 2018 года (длительность вахтового заезда 14 дней, период отдыха - 14 дней). Работники принимали участие в исследовании при их личном согласии, отбор по другим параметрам не требовался.

Больше всего опрошенных нами работников, проживает на территории Ростовской (48%) и Астраханской (13%) областей. Большая часть рабочих живет в городе (56 человек), а в сельской местности проживает 24 человека.

Методы исследования: изучение документации, наблюдение за рабочим процессом, анкетирование, статистические методы анализа данных. Разработанная анкета была направлена на получение информации о биографических данных работника и особенностях его трудовой деятельности. С помощью анкетирования проводилась субъективная оценка комфортности - дискомфортности климато-географических, производственных и социально-бытовых факторов по пятибалльной шкале, где 1 – фактор не ощущается, комфортный, а 5 – максимально дискомфортный.

Статистические методы анализа: описательные статистики; многомерный дисперсионный анализ. Статистическая обработка данных производилась с применением статистического пакета IBM SPSS Statistics 22.00 (лицензионное соглашение № Z125-3301-14 (САФУ имени М.В. Ломоносова)).

В таблицах 1-3 представлены средние значения субъективных оценок комфортности – дискомфортности климато-географических, производственных и социально-бытовых факторов обследованных работников.

Таблица 1 Общая оценка комфортности – дискомфортности климато-географических факторов работников вахтовых форм труда при строительстве на юге РФ

Наименование климато-географических факторов юга РФ

Среднее значение ± ошибка среднего

Высокие температуры

3,06±1,528

Ветер

2,59±1,412

Солнечная радиация

2,22±1,475

Высокая влажность

2,22±1,294

Дожди, ливни

2,09±1,371

Пыльные бури

2,05±1,254

Засуха

2,04±1,364

Изменение содержания кислорода в атмосферном воздухе

1,54±1,107

Перепады барометрического давления

1,44±0,894

Геомагнитные возмущения

1,43±0,961

Смены часовых поясов

1,27±0,742

Как видно из таблицы 1, наиболее дискомфортными климато-географическими факторами для вахтовых работников юга РФ являются следующие факторы: высокие температуры (3,06±1,528), высокая влажность (2,22±1,294), засуха (2,04±1,364), дожди и ливни (2,09±1,371), ветер (2,59±1,412), пыльные бури (2,05±1,254), солнечная радиация (2,22±1,475).Скорее всего смена часовых поясов не сказывается на рабочих, так как большая часть живет в одном часовом поясе. Для обследованных работников комфортными являются такие факторы, как смена часовых поясов (1,27±0,742), геомагнитные возмущения (1,43±0,961), перепады барометрического давления (1,44±0,894), изменение содержания кислорода в атмосферном воздухе (1,54±1,107). Скорее всего смена часовых поясов не сказывается на рабочих, так как большая часть живет в одном часовом поясе.

Таблица 2 Общая оценка комфортности – дискомфортности производственных факторов работников вахтовых форм труда при строительстве объекта «Крымский мост»

Наименование производственных факторов при строительстве объекта «Крымский мост»

Среднее значение ± ошибка среднего

Шум

2,79±1,581

Химические факторы

2,39±1,579

Усиленный контроль соблюдения техники безопасности

2,33±1,483

Повышенная температура поверхности оборудования

2,28±1,432

Монотония и статические физические нагрузки

2,26±1,348

Высокая интенсивность труда

2,25±1,401

Повышенная и пониженная температура рабочей зоны

2,24±1,214

Усиленный контроль соблюдения корпоративных норм

2,19±1,370

Физические нагрузки

2,16±1,227

Нервно-психические перегрузки

2,15±1,352

Нет возможности выбора коротких перерывов

2,07±1,340

Влажность воздуха

2,05±1,301

Освещенность

2,04±1,307

Вибрация

1,95±1,311

Отсутствие возможности покинуть помещение в течении рабочего времени

1,84±1,279

Нет профессиональной поддержки со стороны коллег

1,78±1,304

Работа на высоте

1,68±1,213

Уровень статического электричества

1,56±1,065

Как видно из таблицы 2, наиболее дискомфортными производственными факторами при строительстве объекта «Крымский мост» для вахтовых работников юга РФ являются следующие: шум (2,79±1,581), вибрация (1,95±1,311), химические факторы (2,39±1,579), освещенность (2,04±1,307), физические нагрузки (2,16±1,227), монотония и статические физические нагрузки (2,26±1,348), повышенная температура поверхности оборудования (2,28±1,432), влажность воздуха (2,05±1,301), нервно-психические перегрузки (2,15±1,352), усиленный контроль соблюдения корпоративных норм (2,19±1,370), усиленный контроль соблюдения техники безопасности(2,33±1,483), нет возможности выбора коротких перерывов (2,07±1,340) и высокая интенсивность труда (2,25±1,401). Производственные факторы, которые являются комфортными для работников, следующие: уровень статического электричества, отсутствие профессиональной поддержки со стороны коллег, а также работа на высоте. Это может быть связано с адаптированностью к данным факторам.

Таблица 3 Общая оценка комфортности – дискомфортности социально-бытовых факторов работников вахтовых форм труда на юге РФ

Наименование социально-бытовых факторов работников вахтовых форм труда на юге РФ

Среднее значение ± ошибка среднего

Отсутствие развитой культурной инфраструктуры

2,15±1,509

Отсутствие или недостаток продовольствия

2,06±1,336

Сложность с транспортом и связью

2,05±1,312

Сужение зоны личного пространства

1,95±1,341

Отсутствие развитой инфраструктуры

1,89±1,255

Периодичность трудовой деятельности

1,86±1,081

Вынужденный круг контактов

1,84±1,260

Психофизиологический и психоэмоциональный дискомфорт

1,83±1,223

Социальная изолированность коллектива

1,79±1,166

Информационная истощенность

1,78±1,183

Неблагоприятные условия размещения

1,73±1,037

Запрет курения или употребления алкоголя

1,72±1,306

Отсутствие психологической поддержки со стороны коллег

1,60±1,137

Как видно из таблицы 3, наиболее дискомфортными социально-бытовыми факторами работников вахтовых форм труда на юге РФ являются следующие: отсутствие или недостаток продовольствия (2,06±1,336), сложность с транспортом и связью (2,05±1,312), отсутствие развитой культурной инфраструктуры (2,15±1,509), сужение зоны личного пространства (1,95±1,341). Социальная изолированность коллектива, неблагоприятные условия размещения, психофизиологический и психоэмоциональный дискомфорт, вынужденный круг контактов, запрет курения или употребления алкоголя оцениваются рабочим как отсутствующие или не доставляющие дискомфорта.

В связи с тем, что по условиям труда профессии, востребованные при строительстве объекта «Крымский мост», имеют значительные различия, мы предположили, что и оценивать комфортность - дискомфортность климато-географических, производственных и социально-бытовых факторов работники будут по-разному. Поэтому мы провели профессиоведческий анализ всех профессий рабочих, принявших участие в исследовании, и разделили их на четыре профессиональные группы: электрогазосварщики, монтажники, работники бытового обслуживания и машинисты.

К первой группе – электрогазосварщики, относятся такие профессии как сварщики и электрогазосварщики. К обязанностям данной группы относится: плазменная, газовая, дуговая и ручная сварка любых, в том числе особо сложных деталей и узлов агрегатов, конструкций из различных видов стали, цветных металлов и сплавов, сварка строительных, технологических и инженерных конструкций, находящихся в работе под различными видами нагрузок, в том числе и сложных конфигураций, сварка различных элементов, деталей и конструкций на сложной электронной и электронно-вычислительной технике и специальных устройствах, сварка узлов, аппаратов и конструкций, находящихся в различных плоскостях, сварка особо сложных деталей и конструкций во всех возможных пространственных положениях будущего сварного шва. [2].

Ко второй группе – монтажники, относятся такие профессии как электромонтажник наладчик, монтажник заточник, монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций. К обязанностям рабочих данной группы относятся: монтаж сварных и прочих металлических конструкций, осуществление сборочных и укладочных работ, демонтажа конструкций и сооружений. [3]

К третьей группе – работники бытового обслуживания, относятся такие профессии как горничная, помощник коменданта, уборщик служебных помещений и подсобных помещений, плотник, слесарь. К обязанностям данной группы относится: уборка и содержание в чистоте жилых помещений, служебных и подсобных помещений.

К четвертой группе – машинисты, относятся такие профессии как крановщик, машинист бетонного насоса, машинист гусеничного крана, машинист крана. К обязанностям данной группы относится: управление мостовыми и шлюзовыми кранами, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями. [3; 7; 8]

С целью изучения различий в оценке комфортности - дискомфортности климато-географических, производственных и социально-бытовых факторов вахтовыми работниками различных профессиональных групп, занятых на строительстве объекта «Крымский мост» на юге РФ применен многомерный дисперсионный анализ.

Статистически значимые различия в оценке комфортности – дискомфортности климато-географических факторов работников вахтовых форм труда различных профессиональных групп при строительстве на юге РФ наблюдаются по таким параметрам как высокие температуры (p=0,006) и высокая влажность (p=0,004). Более высокую оценку дискомфортности высоких температур дали машинисты, по сравнению с представителями других профессиональных групп.

Также высокую оценку дискомфортности высоких температур дали электрогазосварщики. Это обусловлено тем, что при выполнении своей профессиональной деятельности они нагревают металл, и при наличии высокой температуры, общая температура рабочей зоны является очень высокой. [4]

Также выявлены статистически значимые различия в оценке комфортности – дискомфортности производственных факторов работников вахтовых форм труда различных профессиональных групп при строительстве объекта «Крымский мост» по таким параметрам как : физические нагрузки (p=0,034), усиленный контроль соблюдения корпоративных норм (p=0,016), усиленный контроль соблюдения техники безопасности(p=0,022), отсутствие возможности выбора коротких перерывов (p=0,001) и высокая интенсивность труда (p=0,003). Более высокую оценку дискомфортности этих факторов отмечают машинисты и электрогазосварщики, по сравнению с представителями других групп профессиональных групп. Это обусловлено тем, что данные рабочие выполняют большую часть сложной работы, их, как правило меньше по количеству, по сравнению с другими специалистами. Существуют статистически значимые различия в оценке комфортности – дискомфортности социально-бытовых факторов работников вахтовых форм труда различных профессиональных групп на юге РФ по некоторым параметрам таким как: социальная изолированность коллектива (p=0,001), отсутствие или недостаток продовольствия (p=0,047), сложность с транспортом и связью (p=0,042), периодичность трудовой деятельности (p=0,036).Наиболее высокую оценку дискомфортности по всем перечисленным факторам дали машинисты и электрогазосварщики. Так как их труд является высокоинтенсивным, требования к питанию данных специалистов выше, чем у представителей других профессиональных групп.

Выводы:

1. По условиям труда профессии, востребованные при строительстве объекта «Крымский мост», профессии можно разделить на четыре профессиональные группы: электрогазосварщики, монтажники, работники бытового обслуживания и машинисты.

2. Выявлены статистически значимые различия оценке комфортности - дискомфортности следующих климато-географических, производственных и социально-бытовых факторов вахтовыми работниками различных профессиональных групп, занятых на строительстве объекта «Крымский мост» на юге РФ: высокие температуры, высокая влажность; физические нагрузки, усиленный контроль соблюдения корпоративных норм, усиленный контроль соблюдения техники безопасности, отсутствие возможности выбора коротких перерывов, высокая интенсивность труда; социальная изолированность коллектива, отсутствие или недостаток продовольствия, сложность с транспортом и связью, периодичность трудовой деятельности. Все представленные факторы максимально дискомфортно оценивают машинисты и электрогазосварщики. Эти две группы можно отнести к группам риска.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований в рамках научного проекта № 18-013-00623.

Список литературы:

Белюченко, И.С. Экология Краснодарского края (Региональная экология). – Краснодар.: КубГАУ, 2010. – 356 с.

Брауде, М.З. Охрана труда при сварке в машиностроении. – М.: Книга по Требованию, 2013. – 141 с.

Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС). Выпуск №2. Часть №1 Утвержден Постановлением Минтруда РФ от 15.11.1999 N 45.

Корнеева Я.А., Симонова Н.Н. Адаптационные стратегии вахтовых работников на Крайнем Севере в контексте риск-ориентированного подхода. – Архангельск: ИД САФУ, 2014. – 209 с.

Корнеева Я.А., Симонова Н.Н. Оценка экстремальных факторов вахтового труда в условиях Арктики работниками с различными регуляторными процессами // Гигиена и санитария. – 2016. № 95(4). – С. 381-386.

Корнеева Я.А., Симонова Н.Н., Тюлюбаева Т.О. Субъективная оценка работников опасности различных ситуаций, возникающих в профессиональной деятельности при вахтовой организации труда в условиях Арктики // Безопасность труда в промышленности. – 2016. – № 7. – С. 60-65.

Корнеева Я.А., Юрьева А.С. Стилевые особенности мышления специалистов нефтедобывающих компаний различных профессиональных групп // Научный журнал «United-Journal». – 2017. – № 6. – С. 24-27.

Котик М.А. Природа ошибок человека-оператора: на примере управления трансп. средствами. – М.: Транспорт, 1993. – 251 с.

Природно-климатические условия Астраханской области[Электронный ресурс]: [офиц.сайт]. – Режим доступа: https://helpiks.org/2-95456.html (дата обращение: 8.01.2019).

Тюлюбаева Т.О., Корнеева Я.А., Симонова Н.Н. Модель психологической безопасности работников нефтегазодобывающих компаний при вахтовой организации труда в условиях Арктики // Психология и психотехника. – 2016. – №5 (92). – С. 457-467.

Просмотров работы: 9