На сегодняшний день информационные технологии стали неотъемлемой частью деятельности любой организации. Эффективное управление информационными технологиями на предприятии является важнейшим фактором не только выживания и успеха всего предприятия в целом, но и достижения целей, в большей степени привязанных к ИТ.
Известно, что отсутствие в компании процессов по управлению информационными технологиями может привести не только к неэффективному достижению основных бизнес-целей компании, но и даже к их срыву, понеся за собой, как минимум, немалые финансовые потери.
С целью предотвращения таких последствий организациям становится необходимым уделять особое внимание вопросу управления ИТ-процессами и стандартизации данного управления.
Почти все компании обладают огромным исходным багажом данных и практического опыта. Но пока эта информация рассредоточена в базах данных, хранилищах документов, сообщениях электронной почты, отчетах о продажах и, разумеется, в головах сотрудников.
В связи с этим:
сотрудники ИТ службы тратят слишком много времени на поиск необходимой информации;
опыт ведущих и наиболее квалифицированных сотрудников используется только ими самими;
ценная информация захоронена в огромном количестве документов и данных, доступ к которым затруднен;
дорогостоящие ошибки повторяются из-за недостаточной информированности и игнорирования предыдущего опыта.
Таким образом, актуальной задачей для эффективного управления ИТ сервисами является создание корпоративного хранилища, аккумулирующего знания сотрудников. Такое хранилище может быть создано в виде онтологии.
Онтологический инжиниринг – это процесс проектирования и разработки онтологий. Он подразумевает глубокий структурный анализ предметной области и требует от разработчиков профессионального владения технологиями инженерии знаний – от методов извлечения знаний до структурирования и формализации.
Разработка онтологии в исследуемой предметной области позволит построить её концептуальную модель. Это даст возможность перейти к представлению предметной области на точную ее спецификацию, построению базы знаний специалиста в области управления ИТ-сервисами организации.
Онтология будет описывать словарь, связанный с исследуемой предметной областью, включающий в себя термины и логические выражения с описанием как они соотносятся друг с другом, для этого необходимо установить множество связей между ними. Таким образом, онтологический инжиниринг поможет обмениваться знаниями о конкретной предметной области, ответить на вопросы о разработке ИТ-стратегии, извлекая из онтологии открыто представленные знания.
Представление в онтологии знаний в единой форме позволит гораздо лучше воспроизводить и воспринимать материал. При этом достигается системность, так как формируется целостный взгляд на предметную область. На основе онтологии может образоваться корпоративная память, помогающая предотвратить потерю опыта, которая может происходить с уходом высококвалифицированных специалистов из организации и более эффективного использования знаний. Тогда опыт, приобретенный при реализации проектов, не будет утрачен и послужит опорой при реализации новых.
Разработка и использование онтологии для управления ИТ сервисами организации позволит повысить эффективность и качество, а также снизить число ошибок в работе сотрудников ИТ службы. Учитывая существующую проблему и необходимость повышения эффективности деятельности ИТ подразделений за счет распространения корпоративного опыта и лучших мировых практик по управлению ИТ сервисами исследования в направлении применения онтологического инжиниринга для управления ИТ сервисами организации представляют научный и практический интерес
Целью исследования является повышение эффективности управления ИТ услугами путем создания элементов системы управления знаниями. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Выполнить анализ существующих теоретических исследований и практических подходов онтологического инжиниринга в области управления ИТ сервисами.
2. Произвести проектирование и реализацию онтологии в области управления ИТ сервисами
3. Выполнить оценку созданной онтологии и наметить пути дальнейшего её развития.
Впервые будет проведена формализация знаний в области управления ИТ сервисами посредством разработки онтологии.
Данная разработка будет помогать сотрудникам ИТ службы организаций быстрее искать обходные пути по устранению инцидентов и проблем, а также повысить эффективность управления ИТ сервисами.
Список литературы
Современные стандарты и практики управления ИТ [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://yandex.ru/video/search?
Управление ит-сервисами информационно-телекоммуникационных систем (итс) [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/163/56163/files/62317e1-st04.pdf
Международные стандарты в области управления ит-инфраструктурой и иб [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://lektsii.org/9-38695.html
Онтологический инжиниринг [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://bigc.ru/publications/bigspb/km/ontolog_engeneering.php#SD355602
Онтологический инжиниринг знаний в системе PROTÉGÉ [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://books.ifmo.ru/file/pdf/243.pdf