Вклад морского флота в результативность деятельности Дальстроя (1930-е – начало 1940-х гг.) - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Вклад морского флота в результативность деятельности Дальстроя (1930-е – начало 1940-х гг.)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

13 ноября 1931 г. был создан государственный трест по дорожному и промышленному строительству в районе Верхней Колымы – «Дальстрой»0.

Особенностью деятельности «Дальстроя» стало комплексное освоение территории. Географическая изоляция, административная и экономическая централизация создали необходимые условия для развития всей производственной инфраструктуры. Чтобы обеспечить свое промышленное и экономическое развитие, «Дальстрой» должен был иметь собственный транспорт: личный морской и речной флот, автотранспорт и авиатранспорт. Другой характерной особенностью формирования деятельности было наличие северного и южного морских выходов: бухта Амбарчик в устье реки Колымы и бухта Нагаева0.

Собственный флот «Дальстроя» стал формироваться в январе 1933 г. под руководством управления морского транспорта – «Мортран». Инициатором создания личного морского флота был первый начальник «Дальстроя» – Эдуард Петрович Берзин0.

6 декабря 1933 г. пароход «Уэлен», в бухте Нагаево, пришвартовался к первому деревянному причалу – 12-метровому ряжу, который присоединялся дамбой к берегу. С этого периода начинается обработка грузов в порту0.

Спустя год, началось строительство судоремонтного и судостроительного завода № 2 с подчинением управлению морского транспорта. В 1934-1935 гг. было построено несколько морских буксиров вместимостью 30 т., сухогрузных и нефтеналивных барж грузоподъемностью 300-305 т0.

Начиная с 1934 г. все каботажные операции осуществлялись исключительно отечественным флотом Дальневосточного морского пароходства и другими организациями-собственниками владевших судами (Акционерного Камчатского общества, зафрахтованными у Дальневосточного пароходства судами «Дальстроя» и др.)0.

Использование ледоколов и новых океанских судов, для морских грузоперевозок, не повлияло на рентабельность морского транспорта, поскольку все расходы списывались государством. Удорожание грузоперевозок связано с отсутствием механизированных средств разгрузки в портах Нагаево, Владивосток и Амбарчик. Низкий коэффициент рентабельности и высокая стоимость морских грузоперевозок на Дальнем Севере, были характерной чертой данного периода0.

В истории транспортного освоения Северо-Востока России, 1935 г. стал переломным, поскольку порт Нагаево стал играть решающую роль в доставке грузов и пассажиров на Колыму, включая заключенных. Колымский тракт достиг основных районов золотодобычи, что значительно облегчило доставку грузов с побережья на территорию деятельности Дальстроя0.

В 1935 г. в порт Нагаево прибыл пароход «Ягода» (позднее «Дальстрой», капитаном которого был Н. Вильчек. Это был первый из трех пароходов, закупленных трестом «Дальстрой» в Голландии. Позднее пришли еще два, названные «Кулу» и «Джурма». Они вывели Дальстрой в число наиболее влиятельных «морских» отечественных ведомств в бассейне Тихого океана0.

Организованная в 1934 г. в порту Нагаево небольшая судоверфь, освоившая работы по строительству и капитальному ремонту плавсредств малого каботажа, в 1935 г. провела большую работу по строительству катеров, барж, бензобаков и нефтебаков, а также цистерн для горючего. Кроме того, судоверфью проведены работы по капитальному ремонту морских пароходов «Ягода» и «Кулу», а также ряд работ, связанных со строительством порта, завода № 2 и других предприятий «Дальстроя»0.

По имеющимся данным на 1937 г. Мортран имел в своем распоряжении 4 парохода большого каботажа, 9 катеров и 10 барж, обеспечивающих местную навигацию. Процессы консолидации управления морским транспортом в апреле 1940 г. привели к объединению функций Морского транспортного управления «Мортран» и порта Нагаево в единое целое и созданию Управления Нагаевского торгового порта – УНТП0.

В многоотраслевом хозяйстве «Дальстроя» было и свое речное управление – Колымское (КРУ ДС), в ведении которого находилось судоходство на Колыме и Индигирке, его еще называли КИРП — Колымо-Индигирское речное пароходство.

15 декабря 1939 г. начальником ГУС ДС НКВД СССР Комиссаром Госбезопасности 3-го ранга Никишевым был выдан специальный Приказ «По главному управлению строительства Дальнего Севера НКВД СССР», в котором говорится, что 12 декабря 1939 г. в Нагаево прибыл пароход «Ф. Дзержинский». Бухта в районе порта была покрыта сплошным 25-30 сантиметровым льдом. В сложной, ответственной обстановке пароход «Ф. Дзержинский», при активной помощи б/п «Тайга» сумел развернуться в сплошном льду и пришвартоваться к причалам0.

Было приказано за проявленную большевистскую настойчивость, понимание обстановки и отличную работу объявить благодарность капитанам пароходов «Ф. Дзержинский» товарищу Трутенко и «Тайги» товарищу Громову и всему составу команд этих судов.

Таким образом, в описываемый период времени продолжено строительство морских портов в Нагаево, Находке, Владивостоке, Амбарчике. Для освоения новых месторождений полезных ископаемых началось сооружение портовых пунктов в Заливе Пестрая Дресва, Певеке, на Косе Двух Пилотов и др. Однако возведение морских портов, входящих в сферу деятельности ГУСДС, осуществлялось заключенными исправительно-трудовых лагерей при низкой механизации строительных работ0.

В 1938-1940 гг. Дальстрой имел 5 океанских пароходов, но продолжал фрахт судов Морфлота и ГУСМП. В это же время на морских линиях ведущих на Колыму работали ледоколы «Красин», «Лазарь Каганович», «Иосиф Сталин». Однако ледовые экспедиции отрицательно влияли на техническое состояние флота ГУСДС. Так, судно «Ф. Дзержинский» потеряло лопасть винта, а пароходу «Дальстрой» в связи с полученными повреждениями была снижена грузоподъемность.

Местные каботажные линии связали порт Нагаево с Арманью, Тауйском, Наяханом, Ямском и др0.

Пустынные и неиспользовавшиеся ранее реки Северо-Востока страны в короткие сроки стала крупнейшими транспортными магистралями обеспечивавшие интенсивно развивающиеся горнопромышленные районы Дальстроя (современная территория республики Саха (Якутии), Магаданской области и Чукотского автономного округа)0.

В тяжелейших природно-климатических условиях самоотверженным трудом вольнонаемных и заключенных работников удалось создать сеть пристаней, затонов, гидрологическую обстановку (деление реки на верхний, средний и нижний плесы, слежение за уровнем воды в реке на всех ее участках, установка предупредительных знаков на отмелях и углублениях).

Дальстрой с мощной системой эксплуатации труда заключенных смог создать огромную инфраструктуру на побережье Арктики с портами, аэродромами и другими вспомогательными хозяйствами, что обеспечивало бесперебойную систему поставок снабжения для его предприятий и создавало условия для развития системы перевозок грузов по северному морскому пути0.

Объемы грузопотоков для Дальстроя достигли минимума в 1943 г. – почти в 2,4 раза ниже показателей 1941 г. И лишь затем начался постепенный рост. При этом даже в 1945 г. тоннаж грузопоставок на Северо-Восток был ниже, чем в 1941 г. Ведущим портом Дальстроя, принимавшим наибольшее количество грузов, оставался Нагаевский. С 1942 г. значительное количество грузов стало поступать на Северо-Восток из США по программе ленд-лиза. Это позволило компенсировать резкое сокращение отечественных поставок. Морской флот ГУ СДС и его порты сыграли заметную роль в доставке и перевалке импортных грузов, значительная часть которых предназначалась для Дальстроя. Речному флоту на Северо-Востоке в целом удалось сохранить парк судов и барж и выполнить плановые задания по перевозкам0.

Таким образом, появление местного флота способствовало освоению прибрежных районов Охотского моря, позволило организовать нормальную хозяйственную деятельность отдаленных предприятий, управлений рыбопромыслового и сельского хозяйства «Дальстроя», а также созданного вначале 1940-х гг. Омсукчанского горнопромышленного комбината.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Бродкин М. С. Роль «Дальстроя» в развитии речного судоходства на Северо-Востоке (1930-1950 годы) // Научные известия. 2016. №1.: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-dalstroya-v-razvitii-rechnogo-sudohodstva-na-severo-vostoke-1930-1950-gody (дата обращения: 01.01.2019).

Государственный Архив Магаданской области (ГАМО): – Фонд Р-23 «Главное Управление Строительства Дальнего Севера Министерства цветной металлургии СССР (ГУСДС) г. Магадан». Д. 523, 624.

Марчекан. Завод № 2. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kolymastory.ru/glavnaya/istoriya-magadana/marchekanskij-sudoremontnyj/ (дата обращения – 01.01.2019).

Морской флот Дальстроя НКВД. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ivs/bibl/paperno1/index_files/rasdel/ (дата обращения – 01.01.2019).

Навасардов А. С. Морской транспорт 1938-1940 годы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kolymastory.ru/glavnaya/morskie-vorota-kolymy/morskoj-transport-1938-1940-gody/ (дата обращения 01.01.2019).

Навасардов А. С. Транспортное освоение Северо-Востока России в 1932-1937 гг.: Магадан: СВНЦ ДВО РАН, 2002. – 184 с.

Навасардов А. С. Строительство морского порта в бухте Нагаева 1932-1937 годах. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kolymastory.ru/glavnaya/morskie-vorota-kolymy/stroitelstvo-morskogo-porta-v-buhte/ (дата обращения – 01.01.2019).

Поздняков А. Ф. Курс на Север! (Морское судоходство на Севере Дальнего Востока СССР в 1920-1950-х гг.): монография. – Магадан: СВГУ, 2012. – 239 с.

Поздняков А. Ф. Портовое строительство на Севере Дальнего Востока СССР (1920-1940-е гг.). Вестник СВНЦ ДВО РАН, 2009. – № 2. – С. 100-107.

80 лет назад (1935) в порт Нагаево прибыл пароход «Ягода» (позднее «Дальстрой», капитан Н. Вильчек). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kolyma.ru/index.php?newsid=54477 (дата обращения 01.01.2019).

Широков А. И. Государственная политика на Северо-Востоке России в 1920-1950-х гг.: Опыт и уроки истории / Под ред. Э. И. Черняка. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2009. – 451 с.

Широков А. И. Социально-экономическое развитие Северо-Востока России в 1930-1950-х гг.: формы, методы, результаты / Под ред. О.А. Харусь– Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2009. – 460 с.

0Широков А. И. Государственная политика на Северо-Востоке России в 1920-1950-х гг.: Опыт и уроки истории / Под ред. Э. И. Черняка. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2009. – С. 106-107.

0 Поздняков А. Ф. Курс на Север! (Морское судоходство на Севере Дальнего Востока СССР в 1920-1950-х гг.): монография. – Магадан: СВГУ, 2012. – С. 55.

0 Морской флот Дальстроя НКВД. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ivs/bibl/paperno1/index_files/rasdel/ (дата обращения – 01.01.2019).

0 Навасардов А. С. Строительство морского порта в бухте Нагаева 1932-1937 годах. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kolymastory.ru/glavnaya/morskie-vorota-kolymy/stroitelstvo-morskogo-porta-v-buhte/ (дата обращения – 01.01.2019).

0 Поздняков А. Ф. Курс на Север! (Морское судоходство на Севере Дальнего Востока СССР в 1920-1950-х гг.): монография. – Магадан: СВГУ, 2012. – С.66-67.

0 Там же.

0 Навасардов А. С. Транспортное освоение Северо-Востока России в 1932-1937 гг.: Магадан: СВНЦ ДВО РАН, 2002. – С. 54.

0 Поздняков А. Ф. Портовое строительство на Севере Дальнего Востока СССР (1920-1940-е гг.). Вестник СВНЦ ДВО РАН, 2009. – № 2. – С. 100-107.

0ОГКУ «ГАМО» Ф. Р-23. Оп.1. Д.523.

0Марчекан. Завод № 2. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kolymastory.ru/glavnaya/istoriya-magadana/marchekanskij-sudoremontnyj/ (дата обращения – 01.01.2019).

0Широков А. И. Социально-экономическое развитие Северо-Востока России в 1930-1950-х гг.: формы, методы, результаты / Под ред. О.А. Харусь– Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2009. – 100-103.

0 ОГКУ «ГАМО» Ф. Р-23. Оп.1. Д.654.

0 80 лет назад (1935) в порт Нагаево прибыл пароход «Ягода» (позднее «Дальстрой», капитан Н. Вильчек). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kolyma.ru/index.php?newsid=54477 (дата обращения 01.01.2019).

0Навасардов А. С. Морской транспорт 1938-1940 годы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kolymastory.ru/glavnaya/morskie-vorota-kolymy/morskoj-transport-1938-1940-gody/ (дата обращения 01.01.2019).

0 Бродкин М. С. Роль «Дальстроя» в развитии речного судоходства на Северо-Востоке (1930-1950 годы) // Научные известия. 2016. №1.: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-dalstroya-v-razvitii-rechnogo-sudohodstva-na-severo-vostoke-1930-1950-gody (дата обращения: 01.01.2019).

0Навасардов А. С. Транспортное освоение Северо-Востока России в 1932-1937 гг.: Магадан: СВНЦ ДВО РАН, 2002. – С. 55-58.

0Широков А. И. Социально-экономическое развитие Северо-Востока России в 1930-1950-х гг.: формы, методы, результаты / Под ред. О.А. Харусь– Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2009. – С. 97-103.

Просмотров работы: 39