АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

Соколова И.В. 1
1ФГБОУ ВО "Российский государственный социальный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность. Предпринимательство является наиболее активной формой экономической деятельности страны. Это такая деятельность, которая влияет на экономический рост, способствует новаторской разработке продукции, применению нанотехнологий, развитию научно-технического прогресса, помогает решать социальные проблемы страны.

Фирмы отличаются друг от друга не только по составу участников, формам собственности и так далее, но и по объему выпускаемой продукции. Таким образом, фирмы делятся на крупные, средние и малые.

Малый бизнес – это вид предпринимательства, для которого характерно небольшое количество работников (до 100 человек), средняя выручка (до 800 миллионов рублей в год), упор на собственный капитал. Это не только экономическая, но и социально-политическая категория, для представителей которой характерно особое мировоззрение [4].

В Федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» перечислены различные требования, по которым то или иное предприятие подпадает в нужную категорию. Юридические лица не могут обладать общей долей участия субъектов РФ, зарубежных фирм, религиозных благотворительных, общественных объединений свыше 25%. Кроме того, компанией не могут владеть иные компании, не являющиеся субъектами МСБ, в сумме свыше 49%. В таблице 1 представлены критерии разделения предприятий на микропредприятие, малое и среднее предприятия в зависимости от численности сотрудников и их дохода, а также количество организаций по данным на 1 августа 2017 года.

Таблица 1. Критерии малого и среднего бизнеса.

Вид предприятия

Микро

Малое

Среднее

Численность сотрудников

до 15 (включая ИП)

от 16 до 100

от 101 до 250

Предельный доход (млн. руб.)

120

800

2000

Количество на 01.08.2017

5235664

267749

20352

Организационно-правовая форма

ИП, хозяйственные партнёрства или общества, крестьянские хозяйства, потребительские кооперативы

Источник: данные Росстата

В 1 половине 2017г. в России было создано около 218500 малых предприятий, в то время как рынок покинуло 242200 компаний. Всего год назад тенденция была иной: взамен одной организации, ушедшей с рынка, появлялось 2 новые фирмы. Наибольшее их количество в Центральном федеральном округе – 1636987. Рекордсменом по числу МСБ является г. Москва: 451979 микроорганизаций, 170000 предпринимателей: сопоставимо с населением небольшой европейской страны. [9]

Несмотря за заявляемую активную поддержку малого и среднего бизнеса в России, фактические темпы роста числа субъектов МСП крайне низки. Одна из основных причин этого – низкий уровень развития финансовой системы в регионах [9].

Согласно единому реестру субъектов малого и среднего предпринимательства, предоставляемому ФНС, по состоянию на 10 октября 2017 г. в России наблюдался весьма скромный прирост числа субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) – всего на 1,3% в годовом выражении до 5,8 млн. субъектов (см. таблицу 2). Самые относительно высокие темпы роста наблюдались в Центральном ФО (+3,4%) и Северо-Западном ФО (+2,1%), при этом были отмечена отрицательная динамика в Северо-Кавказском ФО (-1,8%), Дальневосточном ФО (-1,6%) и Приволжском ФО (-0,7%). Между тем, положительные темпы роста по данному показателю в целом по России достигнуты были исключительно за счет роста микропредприятий, в то время как число малых и средних предприятий за год даже сократилось. Данная тенденция наблюдалась почти во всех федеральных округах, кроме Южного и Северо-Кавказского округов.

Таблица 2. Изменение числа субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 10.10.2017 (в % к уровню 10.10.2016)

 

МСП

в целом

Микро

предприятия

Малые

предприятия

Средние предприятия

РФ

1,29%

1,45%

-1,56%

-3,40%

ЦФО

3,43%

3,78%

-1,52%

-5,97%

Москва

5,26%

5,97%

-2,84%

-10,96%

СЗФО

2,12%

2,35%

-1,71%

-2,64%

С.-Петербург

3,80%

4,28%

-2,80%

-5,13%

ЮФО

1,81%

1,87%

0,06%

0,00%

СКФО

-1,81%

-2,01%

4,63%

17,62%

ПФО

-0,66%

-0,54%

-2,73%

-2,55%

УФО

0,52%

0,64%

-1,55%

-5,59%

СФО

0,11%

0,18%

-1,58%

0,47%

ДФО

-1,64%

-1,63%

-1,98%

-2,74%

Источник: данные ФНС

В 2017 г. наблюдается снижение темпов роста числа МСП в сельскохозяйственной сфере.Хотя в текущем году и сохраняются положительные темпы роста числа зарегистрированных индивидуальных предпринимателей-глав крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ), тем не менее, заметно их замедление. Так, по данным ФНС, за три квартала 2017 г. прирост числа таких ИП составил 5,7 тыс. однако, это на 42,8% меньше, чем за тот же период прошлого года (см. рис. 1 и рис. 2). При этом, с учетом того, что к концу года число прекративших свою деятельность ИП, как правило, превалирует, то высока вероятность того, что текущие потоковые показатели изменятся в еще более худшую сторону. Вместе с тем, число иностранных граждан, желающих зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя-фермера, в этом году продолжает расти. Так, за три квартала 2017 г. прирост числа хозяйств этой категории составил 160 человек [8]

Рисунок 1: Изменение числа КФХ (число зарегистрированных минус число прекративших свою деятельность) по месяцам в 2014-2017 гг., единиц

Источник: составлено автором по данным ФНС

Рисунок 2: Изменение числа КФХ в 2012-2017 гг., единиц

Источник: составлено автором по данным ФНС

Одной из причин низких темпов роста числа МСП являются проблемы доступа к финансовым средствам.

По данным Банка России, темпы кредитования субъектов МСП растут - по состоянию на 1 сентября 2017 г. объем предоставленных с начала года кредитов субъектам МСП составил 3,8 трлн. руб., что на 19,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Тем не менее, доля кредитов, приходящихся на субъекты МСП, составляет всего лишь 16,1% от объема всех кредитов, выданных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (см. рис. 3). [10] Проблема доступности средств в регионах остается актуальной и в связи с продолжающейся политикой Банка России по ужесточению банковского надзора. В результате данной политики число кредитных организаций с конца 2014 г. сократилось во всех федеральных округах на 20-40% (см. рис. 4), что, в свою очередь, наносит ущерб и без того слабо развитой системе региональных банков, критически важной для развития МСП в регионах [1].

Рисунок.3: Доля кредитов предоставленных субъектам МСП (в % от объема кредитов, выданных юр. лицам и ИП)

Источник: составлено автором по данным Банка России

Рисунок.3: Доля кредитов предоставленных субъектам МСП (в % от объема кредитов, выданных юр. лицам и ИП)

Источник: составлено автором по данным Банка России

Так, по данным Банка России, большинство кредитов предоставляется субъектам МСП кредитными организациями других регионов, имеющих местные филиалы. [10] Тем не менее, если рассматривать данный показатель в разрезе субъектов РФ, то картина выглядит довольно «грустно». Например, в одном из самых благополучных федеральных округов – Центральном ФО – 93,0% кредитов МСП выдается местными кредитными организациями. Однако такой высокий благоприятный показатель по округу достигается исключительно за счет Москвы, а при этом из 18 субъектов, входящих в Центральный ФО, в 13 субъектах более 40% предоставленных кредитов выдается кредитными организациями других регионов, причем даже не имеющих местных филиалов (см. рис. 5). Почти аналогичная картина выявляется, если пройтись по всем ФО. Отсутствие же региональных банков, знающих местный бизнес, без сомнения негативно сказывается на динамике развития субъектов МСП [8].

Рисунок 5: Распределение объемов кредитов, предоставленных субъектам МСП (с начала года по состоянию на 1.09.2017) в зависимости от места нахождения кредитных организаций и их филиалов

Источник: составлено автором по данным Банка России

Статистика бизнеса констатирует, что успешность предприятия во многом зависит от отрасли, в которой оно работает. Есть наиболее и наименее востребованные сферы деятельности. В России не лучшие времена переживает ресторанный бизнес. Статистика констатирует, что только в прошлом году было закрыто 1,5% заведений. В 2017 году показатели возросли до 20%. Из-за кризиса россияне предпочитают экономить и реже посещают рестораны и прочие подобные заведения.

Статистика гостиничного бизнеса демонстрирует стабильный спрос на подобные услуги. За 15 последних лет количество гостиниц и отелей возросло на 63%. Хуже дело обстоит с домами отдыха, санаториями. Большинство подобных заведений подвергались реконструкции и обновлениям, т. е. вновь открытые старые объекты.

Развлекательный бизнес по статистике пользуется спросом даже в кризисные времена. На рисунке 6 показано, какие отрасли развлекательной индустрии наиболее и наименее популярны:

Рисунок 6. Рейтинг отраслей по популярности

Источник: составлено автором по данным ФНС

Статистика цветочного бизнеса показывает, что за праздничные дни можно сделать выручку на год вперед. Свадьба, выпускной, 1 сентября, день учителя, 8 марта, юбилей – все эти торжества не обходятся без букетов. Статистика бизнеса говорит, что один проданный цветок приносит прибыль в размере 200–300%. Оборот отрасли в нашей стране составляет более 2 млрд. долларов за год.

Большое количество споров вызывает вендинговый бизнес. Однако статистики 2017 года недостаточно чтобы сделать окончательный вывод о выгодности этой отрасли. Вендинговый бизнес не требует больших вложений – достаточно лишь закупить автомат и периодически восполнять расходные материалы.

Сегодня вендинговые автоматы предлагают огромный спектр услуг: пополнение счетов телефонов, покупку напитков и продуктов питания. Выгодность автомата зависит от места расположения. Наиболее востребованы автоматы в центральной части России.

Одним из выгодных направлений является оффшорный бизнес. У него есть ряд преимуществ. Какая статистика оффшорного бизнеса? По состоянию на 2009 год было зарегистрировано более 60 тыс. компаний в оффшорных юрисдикциях. Зарегистрировать компанию можно за короткий срок. А также есть возможность за пару часов купить готовое предприятие. Статистика продаж бизнеса подтверждает данный факт. Высокий спрос на оффшоры вызван низкими налогами. По статистике треть миллионеров заработали свой капитал на оффшоре.

Также популярен по статистике семейный бизнес. Такие компании закрываются в три раза реже остальных. Около 70% фирм в мире – семейные. На Востоке показатель составляет 90%.

Проблемы малого бизнеса в России

Затруднённый доступ к поддержке, субсидиям, кредитованию, новым технологиям;

Административные меры воздействия со стороны государственных органов (высокие штрафы за нарушения законодательства);

Сложная конкуренция с крупными организациями в отдельных сферах (торговля, производство, транспорт);

Неправильная налоговая политика, влекущая вытягивания из нового предприятия слишком большого количества ресурсов.

Подводя итоги, стоит отметить, чтов настоящее время в России действует около 900 тыс. предприятий малого и среднего бизнеса, на которых занято почти 20 млн. человек. Их географическое распределение крайне неравномерно. В основном, малые и средние предприятия сосредоточены в четырех мегаполисах: Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Нижнем Новгороде, а также в Московской области, Краснодарском и Приморском краях и др. При этом в трех округах из семи число малых предприятий сократилось в два раза.

Тем не менее, производительность труда на малых предприятиях в 1,5-3 раза выше, чем у крупных, а на их долю приходится 26% оборота розничной торговли, 51% оборота оптовой торговли и 28% объема подрядных работ. Следует, однако, отметить, что, по мнению некоторых специалистов, вклад малых предприятий в России во внутренний валовой продукт не превышает 12%, а удельный вес в производстве промышленной продукции находится на уровне 4%. При этом доля работающих на малых предприятиях в общей численности занятых колеблется на уровне около 12%. [9]

Список литературы

Быкова Н.В. Современный подход к оценке эффективности государственной поддержки малого предпринимательства [Электронный ресурс] // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, 2014. т. 6. № 4

Гусарева Н.Б., Тарькина М.М. Развитие малого бизнеса в муниципальном образовании // Актуальные вопросы развития мировой и модернизации российской экономики. 2017. С.46-50.

Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы. Статистика. URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics.html (дата обращения 18.11.2018)

Ибадова Л.Т. Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: правовые аспекты - "Волтерс Клувер". 2014 г.

Ильин И.Е. Малый бизнес в России: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] // Банковское кредитование. 2015 г. N 2. С.42 – 44

Количество индивидуальных предпринимателей по данным государственной регистрации. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/42962.do (дата обращения 19.11.2018)

Консультант Плюс. URL:www.consultant.ru (дата обращения 19.11.2018)

Стратегические ориентиры развития малого предпринимательства. [Электронный ресурс] URL: http://rf-biz.ru/10.php (дата обращения 17.11.2018)

Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru (дата обращения 18.11.2018)

Центральный Банк России. URL:http://www.cbr.ru/ (дата обращения 17.11.2018)

Просмотров работы: 63