Современное положение исламской финансовой системы в мире - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Современное положение исламской финансовой системы в мире

Таваккилов Д.А. 1
1ФГБОУ ВО "Российский государственный социальный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Религия всегда являлась важным институтом в жизни общества и сыграла определяющую роль в становлении человеческо цивилизации. Религиозные аспекты и ограничения не только регулировала быт всех ее последователей, но и задавали тон развитию всего общества.

В современной эпохе глобализации влияние и роль религии не потеряла свою актуальность. В большинстве странах она, по сей день, служит главным источником принятия решений и выбора путей развития как экономических, так и политических.

Исламская финансовая система возникла относительно не давно, в XX веке. Впервые данный термин был использован в Индии и Египте, в 1930 гг. Первые попытки создать исламский банк, самый главный финансовый институт, в данных странах провалились. Первый полноценный исламский банк образовался уже в свободной Палестине, далее в Саудовской Аравии, Иране, Лихтенштейне и в других странах.

Исламская финансовая система основана на принципах Корана и Сунны – в главных источниках взглядов и мировоззрении мусульман. Их так же называют шариатскими предписаниями, а ИФС, соответственно, шариатской экономикой.

Деятельность исламских финансовых институтов связана с развитием реального сектора, социальной справедливостью и общества в целом. На основе данных концепций были разработаны основные правила их функционирования:

Запрет на проценты - процентные ставки ислам признает как неоправданный рост капитала, то есть процентные ставки, они же «риба», противоречат социальной справедливости. «Рибой» называется любой финансовый договор, который имеет определенную ставку, не связанный с успешностью инвестиций, но зависящий от сроков и величины зама[1].

Разделение риска – лицо, предоставляющее инвестиции, разделяет с должником как прибыль, так и риски. Этот механизм одним из служит гарантов добросовестного поведения как инвестора, так и должника.

Неопределенность в проекте, называется в ИФС «майсиром». Коран запрещает заниматься деятельностью, связанной с большой неопределенностью. Например, азартные игры, пари, биржевая деятельность, связанная с большими рисками и т.д.

В шариате деньги сами по себе не являются капиталом, а играют роль «потенциального капитала». Иначе говоря, они становятся ценным ресурсом только тогда, когда вкладываются в производственную деятельность.

Договор в исламе считается священным, что предполагает обязательное исполнение договорных обязательств и отсутствие моральных и информационных рисков.

Харам- этот довольно широкий термин, который включает в себя, в том числе, не только выше перечисленные определения, но и такие понятия как «гарар» и «закят». «Гарар» - это контракт, результат которого не определены или скрыты от партнёра. Примером, данного контракта можно привести любые спекулятивные операции. «Заклят» это, в современном понимании, налог. Налог на пользу бедных и нуждающихся членов общества, так же выплаты в пользу проектов, носящие собой религиозный и образовательный характер, так же способствующие развитию реального сектора страны или строительства (починка) необходимых обществу конструкций[2].

Исламские финансовые институты расширяют свои границы каждым годом. В данный момент свыше 1000 финансовых предлагают свои услуги по всему миру. По данным «S&P», исламские активы в 2015 году превысили 2,1 трлн. долл. США. Лидирующие позиции по размерам исламских финансовых активов занимают Саудовская Аравия, Иран и Малайзия[3].

Исламский банк, главный шариатский финансовый институт, играет главную роль в экспансии ИФС как Западном мире, так и Восточном. Несмотря на то, что ИФС распространяется и прогрессирует равномерно, в каждой стране адаптация и функционирование банков и других институтов происходит по-разному. Несмотря на это, все страны, где присутствуют шариатские финансовые институты, можно разделить на 5 модели. Разделение происходит по данным признакам: уровень распространение ИФС, объем исламских активов в экономике страны и степенью влияния ИФС на жизнь финансовую жизнь граждан.

Рисунок 1 – Модели исламской финансовой системы

Перед вами вырисовывает пирамида из 5 ступеней, которая показывает долю ИФС в экономике страны. Стоит отметить, что доли шариатских финансов в финансовой системе стран из 5,4 и 3 постоянно растут и вскоре могут перейти другую модель. Рассмотрим подробно нынешнее состояние исламских финансовых институтов, в том числе банков, в странах первой и второй модели.

Первая модель представляют Иран, Пакистан и Судан, как монистические страны, полностью подчиняющиеся законам и нормам шариата. Иран является самой крупной страной по размерам активов ИФС и является главным представителем «одели 1». В конце 1970 гг в Иране прошла «Исламская Революция», в результате которой стал страна стала полностью шариатской, а экономика страны перешла в монистическую модель на основе исламской финансовой системы.

В данный момент в стране присутствуют 7 коммерческих (на основе государственной собственности), 4 специализированных и более 10 частных банков, которые обладают 12 тысячами отделениями по всему миру.

В 2016 году активы банков и кредитных учреждений Ирана составили. 7,8 млрд. долл. США. Для сравнения тот же показатель 2011 году составлял 3,2 млрд. долл. США. Высокий рост обусловлен, прежде всего, ростом интересов иностранных инвесторов и больших государственных вложений[8].

Все страны, где присевают и исламские финансы и традиционные называются «страны с дуалистической финансовой системой». В данных странах исламские институты активно развиваются, но при этом главную роль в экономике страны играет традиционные финансы. Среди них, прежде всего, выделается Саудовская Аравия. Данная страна является центром исламского мира, но при этом не отказывается от «традиционных финансов» и стремится увеличивать приток инвестиции из западных стран.

На сегодняшний день в состав банковско системы Саудовской Аравии входят 12 коммерческих и специальных банков, функционирующие на основе как шариатского, так и западного банкинга. Так же в стране присутствуют 11 филиалов иностранных банков.

Среди крупных в стране банков можно выделить «Наиональный Коммерческий Банк СА, активы которого в 2017 году превысили 117, 57 млрд. долл. США. Вторым по объему активов в стране является Саудовский Инвестиционный Банк с активами 94, 36 млрд. долл. США на 2016 год.

Малайзия является одним из основных игроков в исламской финансовой системе и второй крупной дуалистической страной. В настоящее время в Малайзии присутствуют 18 банков, сумма активов которых превышает 168,4 млрд. долл. США. Исламские инансы составляют около 30 всей банковской отрасли.

Malayan Banking Berhad является самым крупным исламским банком, активы банка в 2015 году составили 117,89 млрд. долл. США. Так же в стране действует CIMB Group Holdings Berhad – второй по активам банк Малайзии. Данный банк является дуалистическим, а активы банка составили более 127,19 млрд. долл. США на коне 2016 года.

Исламские финансовые институты активно развитваются по всему миру и все больше и больше вызывает большой интерес не только среди крупных инвесторов или экономистов, но и рядовых граждан.

Такая тенденция обусловлена, прежде всего, основными факторами исламской финансовой системы, точнее социальной справедливостью и развитием реального сектора экономики. ИФС всячески избегает от высоких рисков и спекулятивных операции.

Особенности ИФС играют роль «спасательного парашюта» или «щита» от глобального финансового кризиса. Стоит отметить, что в период кризиса 2008 -2014 гг. ни один исламский банк или другой институт шариатской экономики не столкнулся с процедурой банкротства. В то время, как большинство традиционных банков показали свою уязвимость и явные слабые черты.

Не смотря на быстрые темпы роста шариатских активов, нельзя рассматривать их как взаимозаменяемыми. Опыт работы с исламскими финансами дуалистических стран доказывает состоятельность их «союза». Исламские и традиционные финансовые институты должны функционировать параллельно, даже преследуя свои интересы.

Список литературы

Харонван С., Азиз А., Исламская финансовая и банковская система: философия, принципы и практика / С. Харонван, А. Азиз. - Казань: Линова - Медиа, 2012.

Макарова С.М. Принципы исламской экономики и исламский общий рынок // Востоковедение и Африканистика. - 2014. - № 1. - С. 18-20.

Исламские финансы и бизнес [электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.islamicfinance.ru . - Дата доступа: 20.02.2017.

Нуруллина Г. Исламская этика бизнеса. - М.: УММА, 2014.

Составлено автором на основе данных TheBanker. Top Islamic Financial Institutions. 2015 г.

Annual Review 1386 (2017/08) — Tehran: Central Bank of the Islamic Republic of Iran (Bank Markazi Jomhouri Islami Iran). — 2014. — March.

Mughal, M. Z. (2014). AlHuda Centre of Islamic Banking & Economics (CIBE). Retrieved from [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.alhudacibe.com/ Дата обращения: 20.04.2018

Saudi Arabian Monetary Agency, 2012, [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.sama.gov.sa/sites/SAMAEN/Pages/Home.aspx Дата обращения: 19.04.2018

Saudi Economic Review, NCB Monthly Views on Saudi Economic and Financial Developments, 2016 [Электронныйресурс] Режимдоступа: https://www.alahli.com/en-us/about-us/Documents/NCB-Saudi-EconomicReview-Aug-2016-Eng.pdf Датаобращения: 11.04.2018

Чокаев Б.В. Исламские финансы как направление развития финансовой системы и экономики в целом// Журнал Рынок ценных бумаг/ № 10. 2014

Article 18 of the Monetary and Banking Act of Iran, adopted on July 9th 1971 and revised on January 11, 2014.

Просмотров работы: 15