АНТИЭФФЕКТ МОНОПОЛИЗМА В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

АНТИЭФФЕКТ МОНОПОЛИЗМА В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

Ефименко Е.И. 1, Горшкова В.И. 2
1Самарский государственный экономический университет, Институт систем управления
2Самарский государственный экономический университет, Институт теоретической экономики и МЭО, кафедра институциональной экономики и экономической истории
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Данная тема является актуальной и одной из самых сложных. С развитием в нашей стране рыночной экономики и рыночных отношений государству приходится решать накопившиеся проблемы, одной из которых является борьба с негативным влиянием монополий на создание и развитие рынка. Именно так оценивал роль монополий академик Абалкин Леонид Иванович в переходной макроэкономике России в своей известной статье «Парадокс макроанализа или Антиэффект монополизма», напечатанной в газете «Экономика и жизнь» в ноябре 1992 г. [1]

Для того, чтобы такая работа была качественной и эффективной, необходимо проанализировать причины появления монополий в условиях развитых конкурентных взаимоотношений предприятий. Это крайне важно для того, чтобы проведение рыночных мероприятий в России было действенным. Ведь доминирующее положение на рынке одной или нескольких фирм препятствует развитию рыночных отношений в целом.

Как экономическое явление монополии были известны давно. Они существовали и в древнем мире, и в эпоху феодализма. Быть монополистом означало иметь исключительное право на обладание чем-либо. Но в те времена они были не типичным явлением, а просто исключением. В XX столетии монополии получили широкое распространение.

Монополии – это крупные хозяйственные объединения, находящиеся в частной собственности и осуществляющие контроль над рынками или же отдельными отраслями на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей.

Чистая монополия обладает отличительными особенностями:

- монополист осуществляет полный контроль над ценой товара и объемом продаж;

- на рынке присутствует только одна фирма;

- существуют преграды для вхождения на рынок других фирм;

- не существует товаров, которые могли бы создать конкуренцию тем, которые создает фирма-монополист. [2]

Монополии являются прямой угрозой функционированию рынка. Они ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обуславливает усиление неравенства доходов.

Фирма-монополист не стремится к установлению равновесной цены, совсем наоборот монополист сам формирует рыночное равновесие. Он делает это, выбирая то соотношение цены и величины производства, которое может принести ему максимальную прибыль при его уровне затрат на производство. В связи с этим устанавливается монопольная цена – особый вид рыночной цены, устанавливающийся не только под влиянием спроса и предложения, но и под влиянием монополиста. Монопольная цена выше той, которая бы установилась при ее отсутствии. Именно в монопольной цене заключается выгода, ведь она значительным образом отличается от рыночной, которая устанавливается в результате взаимодействия спроса и предложения. В результате установления монопольной цены потребитель вынужден переплачивать. [3]

Парадокс взаимодействия совокупных спроса и предложения объясняется общей обстановкой, сложившейся в экономике России, которая далеко еще не стала рыночной. Отсутствует конкурентная среда, не работает рыночная инфраструктура, сохраняется монополизм поставщиков, производителей, посредников, нарушены привычные хозяйственные связи, среди участников хозяйственных отношений доминирует психология инфляционных ожиданий.

Но стоит отметить, что выделяют не только негативные последствия функционирования монополий, но и положительные. Некоторые экономисты считают, что крупные фирмы, обладающие значительной властью – довольно таки желательное явление в экономике, поскольку из-за концентрации высокого уровня экономических ресурсов монополисты имеют возможность значительно ускорять техническое развитие, они могут тратить свои монопольные прибыли на различные исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды не только себе, но и обществу в целом. Но полной уверенности в том, что монополии ускоряют технический прогресс – нет, так как монополисты могут задержать развитие технического прогресса, если он может помешать получению ими максимально монопольной прибыли.

Важной особенностью является то, что любая монополия может существовать только лишь при несовершенной конкуренции. Рынок монополии предполагает, что продукт производится только одной фирмой, и она обладает очень высоким контролем над ценами. Начало рыночных реформ в нашей стране привело к резкому увеличению монополистических тенденций, что поставило под угрозу существование конкуренции как таковой. Однако общество своими решительными действиями не допустило такого развития событий.

Монополия представляет собой рынок, на котором единственная фирма осуществляет 100% продаж некоего продукта. При монополии понятия фирма и отрасль совпадают.

Во многих отраслях ведущие фирмы знают, что они представляют собой настолько большую часть рынка, что они могут посредством своих действий оказывать влияние на рыночную цену. Рынки, на которых продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными. [4

Становление рыночной экономики в нашей стране столкнулось с монополизмом особого рода, не имеющим аналогов. Он сформировался в не рыночной среде и значительно отличается от того, что мы можем увидеть на Западе. В советский период сложился единый народнохозяйственный комплекс, в котором каждое предприятие являлось составной частью общегосударственной структуры. Стоит отметить, что при этом производство того или иного продукта поручалось одному-двум заводам. Это привело к образованию гигантских монополий. На Западе монополии, как правило, создавались из ранее независимых компаний, которые, объединяясь, создавали монополию. Социалистический монополизм базировался на создании изначально одного производства.

В последнее время политика России направлена на поддержку конкуренции и ограничение монополизма.

Можно выделить три возможных способа борьбы с монополиями: прямое разделение монопольных структур; иностранная конкуренция – один из самых действенных способов борьбы с монополизмом; создание новых предприятий, данный способ позволяет устранить монополию, но при этом не уничтожить самого монополиста как предприятие.

Экономика России претерпевает существенные изменения. Для того, чтобы в России действительно существовали рыночные отношения, необходимо повысить эффективность антимонопольного регулирования. Это подразумевает совершенствование законодательной базы антимонопольной политики, развитие конкуренции, введение временных протекционистских мер, ужесточение ответственности за злоупотребление доминирующим положением.

Список использованных материалов

1. Абалкин Л. И. Парадокс макроанализма или антиэффект монополизма // Экономика и жизнь. 1992. № 4.

2. Порезанова Е. В. Виды монополий в современной России // Известия Саратовского университета. 2012. вып. 1.

3. Радюкова А. Ю. Этапы становления и развития естественных монополий в России // Социально-экономические явления и процессы, 2012.

4. Алиева А. В. Место и роль монополии в современной экономике России // Вестник Тамбовского университета, 2013.

Просмотров работы: 9