ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ТРУДА В РОССИИ. - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ТРУДА В РОССИИ.

Булгакова Д.А. 1, Шнякин К.В. 2
1Самарский государственный экономический университет, Институт национальной экономики
2Самарский государственный экономический университет, Институт теоретической экономики и МЭО, кафедра институциональной экономики и экономической истории
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В системе рынков важное место занимает рынок одного из основных факторов производства – труда. На рынке труда сталкиваются интересы работодателей и наемных работников, представляющие различные организации (муниципальные, частные, государственные и общественные) и физические лица. Отношения, которые складываются на рынке труда, имеют социально-экономический характер, затрагивают главные проблемы населения страны.

Проблемы рынка труда в России очень противоречивы и имеют сложную структуру. Здесь может прослеживаться и след внешних факторов, таких как закономерности, имеющие место в разных странах мира, и особые процессы и явления, характерные лишь для нашего государства.

Сущность и структура рынка труда.

Рынок труда составляет собой механизм согласования работодателей и наемных работников.

Рынок труда - это:

- совокупность экономических связей между спросом и предложением рабочей силы;

- место пересечения различных экономических и социальных интересов и функций;

- поле взаимоотношений отдельного предприятия и его работников, потенциальных или фактических, но заинтересованных в переходе на новое место работы в пределах организации.

Рынок труда выделяют в широком и узком смысле. В широком смысле рынок труда представляет собой систему социально-экономических отношений, которые обеспечивают эффективное использование рабочей силы и ее воспроизведение. В узком смысле рынок труда рассматривают как систему отношений между субъектами этого рынка - работодателями, которые определяют предлагаемые количество, качество рабочих мест, условия труда, и наемными работниками, которые претендуют на рабочие места, принимают условия труда и влияют на них. Отношения на рынке труда регулирует государство.

Если рассматривать воспроизводство рабочей силы, можно выделить совокупность социально-трудовых отношений по поводу условий занятости, условий использования работников в общественном производстве, которая представляет рынок труда в узком смысле.

За последние два года в России изменился рынок труда. Работодатель (его представитель) в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения: занимается подбором, приемом, расстановкой, увольнением персонала. Портрет кандидата на должность также претерпел серьезные изменения, и этому способствовали активный рост экономики, увеличение объемов производства. На рынке труда открыто огромное количество вакансий, но при этом существует дефицит квалифицированных специалистов.

Изменилось отношение к рабочей силе и у предпринимателей. Развитие современного производства предъявило повышенные требования к качеству рабочей силы: квалификации, профессиональной и общеобразовательной подготовке, творческому отношению к труду, высокому качеству работы. Бизнес активно включился в профессиональную подготовку кадров, авансируя тем самым работников материальными затратами на учебу.

Вложение средств на переподготовку кадров в связи с научно-техническим прогрессом и стремительным развитием экономических отношений определило политику закрепления кадров, их стабилизации. Поэтому сокращение потребности в рабочей силе в определенные периоды, ранее приводившее в росту безработицы, стало в известной мере регулируемым процессом, встроенным в рыночный механизм. Это, в свою очередь, оказывает существенное влияние не только на социально-экономические, но и на политические процессы.

Сейчас рынок труда представляет собой систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между присутствующими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством. Организационной формой выражения таких интересов на рынке труда являются ассоциации предпринимателей, с одной стороны, и профсоюзы с другой. Государство же выступает в качестве работодателя на государственных предприятиях и инвестора, финансируя крупные проекты и программы развития. Однако главная его функция заключается в определении правил регулирования интересов партнеров и противостоящих сил. В результате определяется та равнодействующая, которая служит базой решений и основой механизма регулирования рынка труда, куда включается и система социальной защиты, и система стимулирования развития производительных сил.

 

В результате действия механизма спроса и предложения можно выделить основные функции рынка труда:

Социальная функция заключается в обеспечении нормального уровня доходов и благосостояния людей, нормального уровня воспроизводства производительных способностей работников.

Экономическая функция рынка труда состоит в рациональном вовлечении, размещении, регулировании и использовании труда, что позволяет особо выделить размещающую и селективную функции.

Размещающая функция представляет собой размещение рабочей силы исходя и в соответствии со спросом. Данная функция предполагает, что организация и функционирование рынка труда должны служить рациональному размещению рабочей силы по отдельным предприятиям, отраслям и регионам.

Селективная функция заключается в выборе рабочей силы исходя из спроса и предложения, а также исходя из профессионально-квалификационных характеристик рабочей силы. Наиболее существенно проявляется эта функция на микроэкономическом уровне.

Рынок труда выполняет также стимулирующую функцию, способствующую развертыванию конкуренции между его участниками, повышению заинтересованности в высокоэффективном труде, повышению квалификации и перемены профессии.

Классификация рынков труда осуществляется на основе самых различных критериев.

По критерию пространственной сферы рынка труда можно различать: •федеральный,

•республиканский,

•краевой,

•областной,

•городской,

•районный,

•сельский

По критерию временных параметров выделяются:

•перспективный;

•прогнозный;

•текущий.

По степени эластичности:

•гибкий и жесткий рынки труда.

По критерию соотношения спроса и предложения труда:

•равновесный (сбалансированный);

•дефицитный (спрос превышает предложение);

•избыточный (предложение превышает спрос).

По критерию этапности выделяют:

•формирующийся рынок;

•рынок переходного периода;

•зрелый (или развитый).

По критерию социальной группы различают рынки:

•преимущественно физического труда (рабочие);

•преимущественно умственного труда (служащие);

•преимущественно творческого труда (интеллигенция);

•крестьянского труда.

В границах указанных социальных групп выделяются рынки труда квалификации. Так, среди рабочих можно выделить:

•высококвалифицированные;

•квалифицированные;

•малоквалифицированные;

•неквалифицированные группы.

Структура рынка труда определяется разными признаками и компонентами, необходимыми для возникновения и начала функционирования рынка труда. На основе характеристики рынка труда можно установить основные его элементы: субъекты рынка труда; правовые аспекты, регламентирующие отношения субъектов на рынке, труда; конъюнктура рынка; службы занятости населения; инфраструктура рынка труда; система социальной защиты и др.

Главными субъектами рынка труда являются работодатели и наемные работники, государство и его органы. Работодатель - наниматель, который может быть представлен разными экономическими субъектами в зависимости от узаконенной структуры отношений собственности. Это могут быть государственные предприятия, акционерные общества, частные предприятия, хозяйственные ассоциации, кооперативы, совместные предприятия, общественные организации, индивидуальные наниматели и т. п.

Важным условием реального функционирования рынка труда является адекватное поведение на нем всех участников трудовых отношений: государства, работодателей и наемных работников. Отношения на рынке труда складываются из трех основных компонентов:

• отношения между наемными работниками и работодателями;

• отношения между субъектами рынка труда и их представителями (профсоюзы, ассоциации работодателей, службы занятости);

• отношения между субъектами рынка труда и государством.

Рынок труда не может успешно функционировать без создания экономических условий, включающих законодательные акты, нормы, налоговую систему и различные льготы, проведения активной политики занятости населения, разработки и осуществления федеральной и региональных программ содействия занятости населения, программ подготовки и переподготовки высвобождаемых работников и т. д.

Конъюнктура рынка труда зависит от состояния экономики (подъема или спада), отраслевой структуры хозяйства, уровня развития его технической базы, благосостояния (уровня доходов населения), развития рынков товаров, услуг и жилья, состояния социальной и производственной инфраструктуры, степени развития многоукладной экономики, развития интеграционных связей (отраслевых и территориальных). Кроме того, на конъюнктуру оказывают влияние демографические, этнические, социальные, политические, экономические и другие факторы.

Для полноценного функционирования рынка труда требуется развитая инфраструктура. Ее составляют государственные учреждения, негосударственные структуры содействия занятости, кадровые службы предприятий и фирм, общественные организации и фонды и др., обеспечивающие наиболее эффективное взаимодействие между спросом и предложением на рынке труда. Инфраструктура рынка призвана регулировать отношения между работодателем и работником по поводу цены рабочей силы, условий труда, подготовки и переподготовки работников, а также процессы защиты прав работодатели наемных работников на рынке труда. Основным элементом инфраструктуры рынка труда выступает государственная служба занятости, включающая органы трех уровней управления: общегосударственного, регионального и местного.

Под дано общегосударственным, или труда национальным, рынком избегания труда понимается труда его народно-хозяйственный социальная уровень, который величина зависит от ситуации повышении в экономике страны.

На данным национальный рынок определены труда оказывают перехода влияние многие предложения факторы, обеспечивающие ычно единство экономики мещающую страны, среди является которых можно богатства выделить: развитие отличительной межхозяйственных связей, торг углубление процессов статистические разделения и кооперации перехода общественного труда, работодатель интенсификацию перелива населения капитала не только пассивная по отраслям, но и по территории конкретного страны. Следует безработным учитывать и специфические уровнем особенности, связанные первоначально с географическим положением, ускорении протяженностью территории, числе компактностью или предложения удаленностью расположения ономике отдельных регионов сложившейся относительно друг общественно друга. Преодоление существуют оторванности и отчужденности службы отдельных регионов уровень страны, их отдаленности создающих от центра создает рынка реальную материальную заработная основу для составляют формирования единого труда народного хозяйства дано страны. Именно выпускаемые единство экономики повышении позволяет говорить уровень о наличии единого рынка национального рынка труда. Для конечно реального выполнения своих гибкий функций как возраст часть механизма углубление народно-хозяйственного рынка собств у национального рынка труда обеспечивает должны быть смягчение точно определены спрос его роль ществляют и задачи регулирования направления занятости населения. Необходимо четко населения разграничивать полномочия обеспечение и ответственность между отражае федеральными и региональными армия органами власти продуктивная по регулированию рынка представляет труда.

Занятость реально населения как нацеленные параметр рынка федерации труда.

Занятость населения является материальную необходимым условием регулировании для воспроизводства рынка социализме труда, так рынке как от нее значительно зависят уровень обусловлена жизни людей, теория издержки общества торые на подбор, подготовку, отношения переподготовку и повышение распределение квалификации кадров, цены их трудоустройство, материальную россии поддержку безработных. Занятость — это других деятельность граждан, ьности связанная с удовлетворением сложности личных и общественных усилий потребностей, не противоречащая наличие законодательству и приносящая ществляют им заработок (трудовой величина доход).

Занятыми считаются рынок граждане, работающие по трудовому труда договору, имеющие превращается иную оплачиваемую обеспечивает работу (службу), интеграционных включая временные, известной сезонные работы; самостоятельно социальная обеспечивающие себя можно работой, в том мещающую числе индивидуально-трудовой программы деятельностью предприниматели, пассивная а также члены труда производственных кооперативов; избранные, индивидуальной утвержденные или назначенные уровнем на оплачиваемую должность; военнослужащие уровень любых родов ситуация войск, служащие одного в органах внутренних может дел; трудоспособные учащиеся каждой любых учебных либо заведений очной другой формы, включая заработная обучение по направлению данной службы занятости; временно рассматривать отсутствующие на работе (отпуск, между болезнь, переподготовка и большое т.д.), выполняющие работы субъектами по гражданско-правовым договорам.

Важно пособия определить статус если занятости для кривая экономически активного услуги населения, включая работодатель и безработных. Обычно качестве различают пять предложения статусов:

•наемные работники — это других те лица, которые работают по несовершенная заключенному письменному договору, либо наступает по устному соглашению отраслям с руководством компании об условиях труда трудовой деятельности, рынке за которую они величине получают оговоренную рабочей при найме заработной заработную плату.

•работающие отмечал на индивидуальной основе — лица, которые самостоятельно рынок осуществляют деятельность, разрешению приносящую им доход, в ономике основном не использующие обращал наемный труд.

•работодатели — лица, которые субъектами управляют собственным предприятием, либо состояния уполномоченные управлять существует государством, акционерным поводу обществом, хозяйственным сужения товариществом и т.д. Работодатель териальными может полностью также или частично передать свои обязанности наемному общественных управляющему, оставляя упущенный за собой ответственность наличие за прибыльную деятельность предприятия.

•неоплачиваемые больше работники семейных обеспечивающие предприятий — лица, работающие без повышению оплаты на семейном социализме предприятии, владельцем необходимо которого является право их родственник.

•лица, не поддающиеся довых классификации по статусу политика занятости, — это ономике безработные, не занимавшиеся право ранее трудовой твенного деятельностью, приносившей перехода им доход. Сюда теория относятся и лица, временное которых затруднительно труда отнести к тому дано или иному нормы статусу занятости.

Так специфические же существует разделение политические видов занятости. Различают довых полную, продуктивную и свободно федерации избранную занятость.

Полная общественных занятость — это оказалась обеспеченность профессиональным хотя трудом, который динамика приносит доход либо личности и достойное мобильности существование ему представил и его семье.

Продуктивная элемент занятость означает, отражающих что она вызывается приносит трудящимся службы доход, обеспечивающий повышения достойное проживание рынок личности. Так учетом же эта занятость своей подразумевает содержание излишних заработной работников или большое создание формальных работодатель рабочих мест данной во избежание безработицы — политика безработице государства должна падению способствовать тому, увеличивается чтобы труд является каждого человека интеграционных был экономически собой целесообразным, максимально деятельность продуктивным для спроса общества.

Свободно избранная рабочей занятость предполагает, рынке что право интересна распоряжаться собственной рабочей инфраструктура силой принадлежит сокращению исключительно ее владельцу, дефицитный т.е. самому своей работнику. Этот рыночного принцип гарантирует нацеленные право каждого подготовки работника на выбор предложение между занятостью высокой и незанятостью, запрещая если любое административное накопления привлечение к труду.

Количественно свои занятость характеризуется другие уровнем занятости. В всех международной статистике представляет исходным показателем ленность для анализа важно занятости является подготовки уровень экономической цена активности населения, заработной т.е. доля рыночного численности экономически обусловлена активного населения действия в общей численности зависят населения.

Безработица оплаты как элемент качестве рынка труда.

Помимо труда занятости, главной условиях составляющей рынка числе труда является услуги безработица и все предложение ее многообразие. Так рынке же как и занятое материальную население, безработные предложения граждане формируют условиях трудовую силу обусловлена всей страны.

условий Безработным признается рыночного человек, не имеющий разрешению занятия, приносящего материальную доход, но при рассматривать этом готовый работать и сопровождается ищущий рабочее которых место. Существует ряд замещения причин, которые более формируют разновидности предельной безработицы. Принято выделять фрикционную, отработанного структурную и циклическую безработицы.

•Фрикционная указанных безработица – это временное право отсутствие занятости этнических в момент перехода работника основном с одного предприятия только на другое. В этом пятствующих случае речь ьности не идет о превышении политические совокупного предложения армия труда над совокупным рынок спросом на него. При которой этом знания этом и навыки работников, заработной находящихся в положении может фрикционных безработных, реально отвечают запросам растет производства, работодателей, кривая а безработица обусловлена стимулировать лишь поиском безработные лучшего места очевидное их приложения по инициативе рабочей самих работников.

•Структурная заработной безработица - это период предложения отсутствия достаточного требуемый спроса на данный растет труд в данной которые сфере хозяйственной процессе деятельности. Данная безработица обусловлена оплаты изменениями в структуре торг потребительского спроса рабочего и в структуре спроса времени на определенные виды повышение конкретного труда. Структурная поощрение безработица в стабильной служить или растущей либо экономике, как занятость правило, сопровождается человека образованием рабочих инициативе мест в других вызывает или новых россии отраслях экономики. Однако инициативе структурные безработные данным вряд ли смогут труда получить работу меньше без соответствующей сопровождается переподготовки.

•Циклическая безработица - это кривая отсутствие достаточного повышения спроса на труд деятельность вообще. Она требующих обусловлена общим других спадом производства труда товаров и услуг. Считается, другой что она рынок вызывается наступлением навыки соответствующей фазы цены экономического цикла, дано когда сокращается являются спрос на товары, военнослужащие услуги и уменьшаются излишних совокупные расходы.

Существует стабильной ряд экономических занятость теорий о существовании вызывает безработицы на рынке цены труда и подходы предъявляет к разрешению данной торые проблемы.

Одно из первых получить объяснений безработицы было дано субъектами Т. Мальтусом. Именно процессе он заметил, что заметно безработицу вызывают формируют демографические причины, заработная в результате которых рынка темпы роста населения довых страны превышают этом темпы роста включающих производства. Эта теория вполне развитие имеет право которая на жизнь и стала сентябре известным подспорьем труда для экономической величина политики государств торые с низкими доходами ростом и высокой рождаемостью. В высоким этих странах разрешению государство ведет организован активную политику падение по ограничению рождаемости.

К. Маркс обратная довольно тщательно значительно исследовал безработицу выпускаемые в своем труде «Капитал». Он находящимся отметил, что также с техническим прогрессом рынок растут масса собой и стоимость средств интересна производства, приходящихся сокращению на одного работника. Маркс единицу убедился, что включающих экономическое развитие сентябре приводит к относительному другие отставанию спроса условием на труд от темпов переподготовка накопления капитала, сокращение и именно в этом зависимости кроется причина программ безработицы.

Дж.. Кейнс в своей теории выборе безработицы представил логическую наиболее модель механизма, экономически раскручивающего экономическую стратегия нестабильность и ее интегральную первых составляющую - безработицу. Кейнс подготовку заметил, что политика по мере роста может национального богатства числе в развитом рыночном производимого хозяйстве у большинства вызывают населения не весь акционерные доход потребляется, что определенная распределение его часть рабочей превращается в сбережения. Чтобы пенсионный они превратились составляющую в инвестиции, необходимо находящимся иметь определенный цены уровень так здний называемого эффективного уровень спроса, потребительского существовании и инвестиционного. характеризуетс Падение потребительского отражающих спроса снижает выпускаемые интерес к вложению рынок капитала, и, как сложившейся следствие, сокращается сезонные спрос на инвестиции. При времени падении стимулов безработице к инвестированию производство не осуществление растет и даже высокую не может свертываться, ленность что приводит заработной к безработице.

Интересна трактовка несовершенная безработицы английского критерию экономиста А. Пигу. падение Он обосновал излишних тезис о том, данная что на рынке распределение труда действует поощрение несовершенная конкуренция. Именно величина эта конкуренция ведет смягчение к завышению цены социальная труда. Поэтому упущенная многие экономисты падение указывали, что ограничивая предпринимателю выгоднее перехода заплатить высокую наиболее заработную плату служить квалифицированному специалисту, лучше способному увеличить между стоимость выпуска место продукции. За счет большое его высокопроизводительного падение труда предприниматель обеспечение имеет возможность между сократить рабочий благосостояния персонал (действует величина принцип: лучше сезонные взять одного годам человека на работу ведь и хорошо ему уровень заплатить, чем каждом держать 5 - 6 человек предельный с меньшей зарплатой). Пигу отраслям детально и всесторонне торг обосновал мнение, накопления что всеобщее свобождаемых сокращение денежной развитие заработной платы экономически способно стимулировать зависимости занятость. Но эта субъектами теория не может получить дать все графике же полного объяснения преимуществе источников безработицы. Да больше и статистика не подтверждает учетом положения о том, индивидуальной что армия инициативе безработных всегда продуктивную пополняется за счет труда работников со сравнительно получения низким уровнем предельной зарплаты.

Основные труда направления сокращению развития и регулирования стимулировать занятости.

Если отдельно федерации рассматривать рынок нормы труда в России, рынок то можно выделить производимые основные направления основном его развития.

1) Рынок подготовку труда в России будет отличает факт больше наличия скрытой равновесный безработицы. Ее наличие структурную двойственно: с одной более стороны, она зависимость расширяет производство техническим на рынке труда, движется но, с другой стороны, рабочего именно скрытая увеличивается безработица может безработным стать главным гибкий фактором дестабилизации требующих социальных отношений занятость на фоне ухудшения место рыночной среды.

2) Российскому критерию рынку труда работодатель свойственно изменение общественных при распределении структурную рабочей силы другой по различным секторам кроется экономики. Это означает, благосостояния что основным политические потребителем рабочей других силы становится ществляют частный сектор предложения экономики. Такая осуществление ситуация порождает предложения наличие мест, цене не требующих особой наличие квалификации сотрудников.

3) Сложившаяся динамика на рынке труда переходной ситуация является равновесный главной причиной пятствующих массовых переселений мещающую и наличия беженцев, усилий нуждающихся в трудоустройстве.

4) Заметно предельный снижение использования временное трудового потенциала. Объем зависимости производства сокращается заработной быстрее, чем можно численность трудоустроенного доход населения. Все отраслям больше очевиден россии избыток рабочей которые силы на предприятиях.

5) Существование точки неполной занятости предъявляет обуславливается застоями пособий предприятий. Большое зависимости количество людей направления сокращается, переводится рынок на неполный трудовой заработная день или обосновал вынужденно отправляются безработные в отпуска.

6) Очевидное собой различие трудовой услуг занятости в соответствии материальных с территориальным признаком. Существует субъектами зависимость численности трудоустроенного повышению населения от численности отличается населенного пункта повышение и его развития.

7) Отличительной лучше чертой рынка свобождаемых труда в России пассивная так же являются структуре низкие пособия службы по безработице.

8) В России кроется широко развит создающих сектор теневой эффекта безработицы (около 40% производимого спрос ВВП).

9) Существует вызывается заметное различие изучив между зафиксированным нацеленные количеством безработным всякого и реальной численностью.

регулировании Для того переходной экономики позволяющих характерен рост твенного естественной нормы армия безработицы. Экономический направления спад обостряет безработные проблему безработицы. Для отражающих традиционных рыночных смягчение экономик естественна право реакция работодателей обусловлена на падение объемов безработица производства или способствующую чрезмерный рост оказалась заработных плат важно в виде сужения развитие спроса на труд упущенный и высвобождения. В нашей может экономике реакция которые оказалась иной - излишняя вызывается рабочая сила несовершенная преимущественно осталась регулировать в трудовых коллективах.

Усугубляется еоплачиваемые несоответствие между наиболее быстро изменяющейся значительно структурой спроса счет на рынке труда субъектами и сложившейся ранее заработной профессионально-квалификационной структурой рабочей представляет силы. В переходный пособия период рынок рынок труда характеризуется элементом высоким уровнем этом структурной безработицы.

Рынок собой определяет рациональную работодатель структуру занятости выпускаемые с точки зрения рабочего эффективного распределения падение ресурсов. Но его довых структура может производимые быть неэффективна государство с социальной точки упущенная зрения, с позиции содействию удовлетворения потребностей оплаты общества в материальных спрос благах, создания звития условия расширенного социальных воспроизводства.

Рынок труда в настоящее время, несмотря на достаточно жесткое регулирование, является наименее институциализированным элементом в структуре современной отечественной экономики. Институциональные преобразования на рынке труда находятся лишь на начальном этапе, и задача государства состоит в ускорении целенаправленного процесса становления формальных институтов рынка труда.

На сегодняшний день изучение рынка труда в Российской Федерации является одним из основных направлении? на различных уровнях государственной службы. Главным фактором наличия безработицы является продолжающаяся и на сегодняшний день научно-техническая революция. Машинного оборудования с каждым годом становится все больше, следовательно, все больше становится сокращение рабочих.

Для регулирования занятости и для избегания кризиса государство проводит ряд мероприятий, снижающих социальное напряжение в стране. Принимаются такие меры как увеличение пособия по безработице, смягчение последствий безработицы, стимулирование профессионального развития сотрудников и неработающих специалистов.

Для наглядного изучения современного состояния рынка в Российской Федерации можно привести некоторые статистические исследования.

Статистические исследования указывают на то, что в последнее время наметилось увеличение незанятости среди выпускников высших учебных заведений. Конечно же, сегодня важной составной частью рынка труда являются молодые специалисты, но и здесь существует ряд причин, препятствующих их трудоустройству. Главной причиной и проблемой незанятости является требуемый опыт работы от 1 года до 3 лет. В этом состоит парадокс незанятости среди выпускников, которые стремятся получить опыт работы на рынке труда, где нельзя устроиться на работу, не имея за спиной этот самый опыт труда. В сентябре 2015 г. среди безработных городских жителей числилось 31,6% россиян от 15 до 24 лет, по данным Росстата. У 20–24-летних этот показатель составляет 13,5%, а к 25–29 годам падает до 4,6% . При этом, средний возраст занятых в экономике составляет около 40 лет.

Несомненно, государство является основным регулирующим органом рынка труда, поэтому его деятельность должна быть направлена на предупреждение возникновения проблем на рынке труда и смягчение современной напряженной ситуации.

Выделяют некоторые направления государственной политики в сфере занятости:

•активная политика заключается в том, что малый размер пособия по безработице в России вынуждает безработных заниматься самостоятельным поиском работы или пройти курсы смены квалификации, что и обеспечивает активную деятельность государства по устранению безработицы;

•пассивная политика заключается в том, что выплачиваются повышенные размеры пособий по безработице, и оказываются иные меры материальной помощи людям, находящимся в поиске работы.

В России создана основательная правовая база по вопросам регулирования труда и занятости. Так, можно выделить основные направления политики российского государства по содействию реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно деятельность:

•развитие трудовых ресурсов;

•повышение мобильности населения;

•защита национального рынка труда;

•обеспечение равных возможностей всем гражданам;

•поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан;

•создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

•осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

•поощрение работодателей, сохраняющих действующие рабочие места и создающих новые;

•предупреждение массовой и сокращение длительной безработицы;

•координация деятельности государственных органов.

Все эти и прочие меры позволяют держать в балансе рынок труда.

В заключение, необходимо отметить, что в современных условиях необходимость государственного регулирования рынка труда не вызывает никаких сомнений, поэтому для поступательного социально-экономического развития России и ее регионов исполнительным органам власти, прежде всего на местах, следует проводить более активную политику в этой сфере.

Приложения

График 1. Динамика уровня безработицы в России в 2000-2015 гг., %.

Диаграмма 1. Распределение численности занятых в экономике РФ по возрастным группам, %.

Таблица 1. Численность рабочей силы по возрастным группам. [1]

Список использованной литературы.

1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (в ред. от 29.12.2012 г. № 280-ФЗ).

2. Собрание законодательства Российской Федерации. – 2008. - № 47. - Ст. 5489.

3. Агапова Т. А., Серегина С. Ф. Макроэкономика. - М.: Дело и сервис, 2011.

4. Алексеев Е.В. Созидатели Империи // Издание русской консервативной мысли «Золотой Лев» – 2010. - №15. –– С. 17-22.

5. Буланов В.С. Некоторые методологические вопросы исследования рынка труда // Общество и экономика. – 2010. - № 7-8. – С. 66-72.

6. Вишневская Н.Т. Реформа законодательства о защите занятости на рынке труда // Мировая экономика и международные отношения. – 2011. - № 10. – с. 35-37.

7. Гаврилов Э. П. Региональная экономика и управление. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

8. Гавриленков Е. Российская экономика: перспектива макроэкономической политики // Вопросы экономики. – 2010. - №4. - с. 21-35.

9. Гальчинский А.С., Ещенко П.С., Палкин Ю.И. Основы экономических знаний. - М.: Перспектива, 2009.

10. Ермолаев И.П. История России. Вторая половина XIX века. Том 5 –– Казань: Издательство Казанского государственного университета, 2011. – 208 с.

11. Заславский И. К характеристике труда современной России. Очерк социально-трудовой политики // Вопросы экономики. – 2012. - № 2. - С.76-91.

12. Иванов О.М. Нестандартная занятость: российские особенности // Человек и труд. - № 9. - 2010. – С. 22-26.

13. Илларионов А. Модели экономического развития и Россия // Вопросы экономики. - 2010. - № 7. – С. 7-11.

14. Капелюшников Р. Российская модель рынка труда. - М.: Перспектива, 2009.

15. Кузьмина Ю. Рынок труда требует реформирования // Человек и труд. – 2012. - № 6. – С. 18-22.

16. Кязимов К.Г. Рынок труда и занятость населения. - М.: Перспектива, 2012.

17. Курс экономической теории: Учеб. / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – Киров: АСА, 2010.

18. Лившин А. Н., Полунов А. С. Содействие росту занятости и доходов: политические уроки пересмотра стратегии занятости в России // Экономист. - №10. – 2011. - С. 12-17.

19. Липсиц И.В. Экономика. – М.: Омега-Л, 2010.

20. Лобань И. Антикризисные меры в сфере занятости // Экономика и жизнь. – 2012. - № 3. – С. 11.

21. Макроэкономика: Учеб. // Под ред. О. О. Замкова, А. Р. Макарова. – М.: ИНФРА – М, 2009.

22. Маслова И. Особенности российского рынка труда // Человек и труд. – 2010. - № 3. – С. 23-26.

23. Медков В. М. Демография: Учеб. пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 448 с.

24. Микульский К. Формирование новой модели занятости // Экономист. - №3. – 2011. - С.47-52.

25. Некрестьянова С. Рынок труда: наблюдается сокращение трудовых ресурсов // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2012. - № 5. – С. 21-26.

26. Николаева И. П. Экономическая теория – М.: «Финстстинформ», 2010.

27. Одегов Ю.Г. Рынок труда (Практическая макроэкономика труда). - М.: Альфа-пресс, 2010.

28. Прохоров А. П. Почему трудовые отношения в России остаются неконкурентными? // Кадры предприятия. – 2011. - №9. – С. 8-12.

29. Рофе А. О содержании понятий «трудовые ресурсы» и «рабочая сила» // Человек и труд. – 2010. - № 3. – С. 25-27.

30. Руденко Г.Г., Муртозаев Б.Ч. Формирование рынков труда. - М.: Экзамен, 2012.

31. Саруханов Э.Р. Рынок труда и рынок занятости // Человек и труд. – 2009. - № 2. – С. 48-52.

32. Экономика труда. / Под ред. П.Э. Шлендера, Ю.П. Кокина. – М.: Юристъ, 2011. – 592 с.

33. Эренбергер Р.Дж., Смит Р.С. Современная экономика труда: теория и государственная политика. – М.: Экономика, 2010.

 

 

[1] Данные Росстата по России за 2010-2016 гг.

 

Просмотров работы: 1500