Сущность индивидуального подхода при дрессировке состоит в установлении пригодности собак к той или иной службе, выборке методов и способов применения раздражителей, в определении конкретной методики и техники отработки приемов дрессировки с учетом типа ВНД, преобладающей реакции поведения, возраста, пола, условий воспитания и степени подготовленности собак.
Дрессировка собак подвижного (сангвинического) типа. Собаки этого типа хорошо поддаются дрессировке к различным видам службы. Условные рефлексы, как положительные, так и отрицательные, образуются легко и быстро, навыки отличаются стойкостью и динамичностью. При дрессировке соблюдается общая методика выработки навыков. Основной метод дрессировки — контрастный. Рабочие нагрузки по времени и трудности утомляют собаку. Поэтому для собак этого типа подходит применение разнообразных приемов на одном занятии [1].
Дрессировка собак возбудимого (холеричного) типа. Процесс возбуждения у собак этого типа преобладает над торможением. Поэтому положительные условные рефлексы образуются легко и быстро, а тормозные — медленно и трудно, легко растормаживаются на малейшие посторонние положительные раздражители. Иногда это вызывает у дрессировщика нервозность и нежелание работать с такой собакой. Руководителю занятия и дрессировщику необходимо помнить, что собаки этого типа очень активны и меньше устают в работе, у них почти не бывает срывов и неврозов на сильные раздражители. К 3-х—4-х летнему возрасту животное может показать отличную работоспособность.
Для собак этого типа необходимы дрессировщики со спокойным характером, большим самообладанием и трудолюбием. В начале дрессировки надо работать в условиях с минимальным количеством отвлекающих раздражителей. После установления контакта приступают к выработке тормозных условных рефлексов. Сначала вырабатывают тормозные навыки на сильные раздражители, затем укрепляют выдержку при отработке приемов общей и специальной дрессировки. Выработка выдержки с двух—трех секунд постепенно доводится до программных требований [3].
Основной метод дрессировки — механический. Развитие злобы и задержание отрабатывается один раз в неделю. К работе по запаховому следу приучают без предварительного дразнения. Линия следа первоначально делается без углов и пересечений другими следами. Следы можно прокладывать большой давности. Следует соблюдать строгую последовательность и осторожность при выборке вещей. В одорологической работе собаки этого типа не используются, так как они не имеют тонкой дифференцировки и четкости в работе. Ограничений в режиме упражнений нет. Перед выработкой сложных навыков с тормозными рефлексами собаку надо дольше выгуливать. Чрезмерно возбудимые и злобные собаки более пригодны для караульной службы.
Дрессировка собак инертного (флегматичного) типа. Собаки этого типа медленно и вяло реагируют на раздражители, тяжело переносят быструю смену процессов возбуждения и торможения, изменение и переделывание навыков. В начале дрессировки у них происходит медленное образование условных рефлексов и формирование их в навыки. Наблюдается отставание в дрессировке. Тогда к этим собакам начинают ошибочно применять более сильные раздражители, что приводит к развитию пассивно-оборонительной реакции и даже трусости. Собак этого типа дрессируют следующим образом: дрессировщик должен быть энергичным, подвижным, спокойно относится к медлительности собаки и постепенно развивать у нее активность основных реакций. При первоначальной выработке условных рефлексов надо соблюдать достаточные интервалы между упражнениями и сочетаниями в упражнениях, не допускать быстрой смены противоположных по значению команд, учитывая, что сложные навыки с положительными и отрицательными рефлексами формируются медленно. Необходимо постоянно тренировать подвижность нервных процессов в целях подготовки нервной системы к формированию сложных навыков [2].
Основные методы дрессировки — вкусопоощрительный, с помощью лакомства для собак и контрастный. Режим упражнений определяется руководителем в зависимости от общего состояния и поведения собаки на занятиях. Сильные раздражители при развитии злобы и задержании убегающего надо применять осторожно, иначе собака может отказаться от задержания и работы по запаховому следу. Выборку человека и вещи такие собаки обычно проводят легко, редко ошибаются, и поэтому они чаще всего используются в одорологической работе. Систематическими упражнениями по развитию подвижности нервных процессов у таких собак можно снять вялость, медлительность и повысить активность в работе. Обычно во втором периоде курса дрессировки такие собаки наверстывают первоначальное отставание в подготовке, и к концу третьего периода отличаются безотказностью в обычных режимных условиях [5].
Дрессировка собак меланхолического (слабого) типа. Собаки этого типа имеют слабые, неуравновешенные, малоподвижные нервные процессы и медленно приспосабливаются к новым условиям жизни: новым дрессировщикам, изменениям в обстановке. При неправильном воздействии раздражителями у них часто формируется пассивно-оборонительная реакция поведения, переходящая в боязливость и трусость. Слабость нервных процессов делает этих собак очень чувствительными к различным раздражителям, а малейшее повышение их силы вызывает торможение рефлекторной деятельности. Сильные раздражители вызывают запредельные торможения и невротические состояния.
Дрессировка собак слабого типа возможна при условии осторожности, настойчивости и отличного знания дрессировщиком их поведения. К раздражителям различной силы и продолжительности надо приучать постепенно, режим рабочей нагрузки наращивать осторожно. Упражнения необходимо чередовать с частыми выгуливаниями, предоставлением отдыха в случае появления пассивности. Основной метод дрессировки — вкусопоощрительный. При кропотливой дрессировке можно добиваться от таких собак высоких показателей в работе, но не безотказности. Лучше таких собак в служебную дрессировку не брать [4].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Адамчик, В.В. Воспитание и дрессировка. Полный курс дрессировки собак. - М.:АСТ, 2012 г.
2. Гриценко В.В. Общий курс дрессировки собак: Учебное пособие, - М.: Вече, 2010.
3. Фаритов Т.А. Хазиахметов Ф.С. Платнов Е.А. Практическое собаководство: Учебное пособие. - СПб.: Издательство «Лань», 2012.- 448 с. ISBN 978-5-8114-1294-5
4. В.В. Гриценко. Формы научения и способы дрессировки собак для поиска взрывчатых веществ, оружия и боеприпасов: учебное пособие. - М.: ЮНИТИ - ДАНА: 2009 - 175с
5. Чебыкина Л.И. Дрессировка служебных собак: справочник по дрессировке собак. - М.: Аквариум-Принт, 2011.