АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И СТРУКТУРЫ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И СТРУКТУРЫ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ

Боганис Е.Н. 1, Трубецкая О.В. 2
1Самарский государственный экономический университет, Институт систем управления
2Самарский государственный экономический университет, Институт теоретической экономики и МЭО, кафедра институциональной экономики и экономической истории
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Выбранная мною тема является актуальной, так как в настоящее время рынок труда в экономических отношениях занимает одно из главных мест. Рынок труда представляет интересы трудоспособных людей, а так же работодателей, которые являются представителями государственных, муниципальных, общественных и частных организаций. Рынок труда устанавливает уровень занятости людей и оплаты рабочего труда. Безработица – это социально-экономическое явление, характеризующееся тем, что часть рабочей силы экономически активного населения, способного и желающего работать по найму, не могут найти рабочее место. Последствия данного социально-экономического явления являются очень масштабными. Безработица влияет на уменьшение в больших размерах главной производительной силы общества - рабочей силы, видимое уменьшение потенциального валового продукта и национального дохода страны. Следовательно, если в недостаточном объёме использовать имеющиеся ресурсы рабочей силы, то экономическая система не достигает границ производственных возможностей. Так же, безработица влияет и на жизненные возможности людей, не дает развиваться в том роде деятельности, в котором человек может самореализоваться и проявить себя, или же безработица вообще лишает людей возможности зарабатывать деньги на проживание.

Безработица как объективное явление экономической системы.

Марксистская концепция появления безработицы.

К. Маркс имел своё видение занятости при капитализме. Безработица, по его убеждению, - неотъемлемая часть общества. Величина занятости зависит от величины переменного капитала, предъявляющего спрос на рабочую силу, величины заработной платы, определяющей норму прибыли через норму прибавочной стоимости, и органического строения капитала. Соответственно, теория прибавочной стоимости основана на анализе сущности и особенностей рабочей силы. В условиях рыночного капиталистического хозяйствования рабочая сила выступает товаром “особого рода”. Рабочий продает работодателю свою рабочую силу. Рабочая сила по К. Марксу - “Под рабочей силой, или способностью к труду, мы понимаем совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека, и которые пускаются им в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительные стоимости”.[3,178] Это означает, что в процессе производства рабочий создает новую стоимость, которая больше стоимости рабочей силы. Таким образом, работодатель, оплачивая рабочему полную стоимость его рабочей силы, получает взамен стоимость продукта, которая содержит как стоимость рабочей силы, так и прибавочную стоимость. Эта способность рабочей силы создавать большую, чем ее собственная стоимость, явилась основанием назвать капитал, авансированный на покупку рабочей силы, т.е. переменным капиталом.

Капитал, уже затраченный на средства и предметы труда, в процессе производства не меняет своей величины. Он только переносится трудом наемного рабочего на создаваемый продукт. Маркс назвал его постоянным капиталом. Капитал определяет как спрос на рабочую силу, так и её предложение. Теория органического строения капитала (повышение капитала) приводит к относительному уменьшению спроса на рабочий труд. В то же время под влиянием воспроизводства первоначального капитала на новой технической основе, а также под влиянием давления безработных на занятую часть рабочего класса неизбежно увеличивается и предложение труда. Тем самым, при накоплении капитала и росте богатства класса капиталистов относительная величина резервной армии труда возрастает. Далее К. Маркс формулирует свойственный для капиталистического способа производства закон народонаселения. Закон говорит о том, что «рабочее население, производя накопление капитала, тем самым в возрастающих размерах производит средства, которые делают его относительно избыточным населением», т. е. безработными. Избыточное население является неизбежным спутником капиталистического рыночного хозяйства. К.Маркс пишет: “Относительное перенаселение существует во всевозможных оттенках. К нему принадлежит всякий рабочий, когда он занят наполовину или вовсе не имеет работы. Если оставить в стороне те крупные периодически повторяющиеся формы, которые придаёт перенаселению смена фаз промышленного цикла, так что оно является то острым — во время кризисов, — то хроническим — во время вялого хода дел, — если оставить в стороне эти формы, то перенаселение всегда имеет три формы: текучую, скрытую и застойную”. [3,625] Итак, первая – это текучая форма перенаселения связана с тем, что современная промышленность (фабрики, рудники, заводы) применяет большое количество техники и разделения труда, также требует большое количество рабочих рук в юношеском возрасте мужского пола, но большинство из них не находят себе применение в этих отраслях. Также это связано с ростом женского пола и эмиграцией. Всё это создает элемент текучего перенаселения. Вторая форма – это скрытая. К. Маркс считает, что развитие капитализма в сельском хозяйстве влечёт уменьшение спроса на рабочую силу, с чем связано большое скрытое перенаселение, которое служит одним из источников очень дешёвого рабочего труда для капитала, занятого в промышленности и земледелии. Часть рабочих, занятых в сельском хозяйстве, и разорившихся из-за развития капитализма в сельском хозяйстве мелких крестьян переходят в “ряды городского пролетариата”, пополняя активную и резервную армию труда. Другая часть “крестьян-бедняков” пытается держаться за своё маленькое хозяйство, хотя оно уже не способно прокормить их. Буржуазная статистика не учитывает таких «пролетариев с наделом» в качестве безработных, но они фактически образуют скрытые кадры резервной промышленной армии. И третья форма – это застойное перенаселение, которое образует часть активной рабочей армии, но имеет характер нерегулярности, перебиваются случайными заработками, работой на дому. Поэтому застойное перенаселение составляет для капитала свободную рабочую силу.

Классицизм и кейнсианство о происхождении безработицы.

С наступлением промышленной революции и ускорением потребностей в квалифицированных рабочих для обеспечения производительности труда, привело к высвобождению рабочей силы. Людям пришлось менять свою профессию или менять место работы в смежной области. В итоге, начался процесс движения трудовых ресурсов, т.е. начал формироваться рынок труда. Вместе с тем, начали появляться научные деятели, которые изучали рынок труда, с помощью которых были сформулированы основные теории безработицы. К теориям, посвященным изучению безработицы, относятся классическая и кейнсианская. Самая первая – это классическая теория занятости, представителями которой являются: А. Смит (основатель), Д. Рикардо, Ж.Б. Сэй. Классическая теория безработицы построена на двух основных постулатах: 1. Идея полной занятости, которая подразумевает наличие достаточного количества рабочих мест для всего трудоспособного населения;

2. Предложение рождает спрос, что означает, что вся произведенная продукция реализуется среди населения. Если этого не происходит, то наступает автоматическое экономическое регулирование, влияющее на цену произведенного товара и заработную плату, но не на занятость населения. Смысл заключается в следующем: на рынке труда присутствует «невидимая рука», действие которой распространяется на установление размера ставки заработной платы и обеспечение равновесия и совершенства в обществе. «Невидимая рука» выступает автоматическим регулятором происходящих экономических процессов. Экономисты-классики выдвигали так же теорию о том, что механизм образования цены определяет достижение полной занятости населения. Это предположение основано на том, что если население начинает больше сберегать денежных средств, нежели производители будут инвестировать, то цена на товары и все виды ресурсов будет понижаться, включая заработную плату. Так как спрос на рабочее место высок, то работники будут соглашаться на минимальные ставки заработной платы, что позволяет нанимать всех желающих на предприятия при условии минимальной оплаты труда. Можно сказать, что вынужденная безработица невозможна, конкуренция на рынке труда исключает ее. Полная занятость в рыночной экономике, по мнению классиков, - это абсолютная норма, поэтому исключает любое вмешательство государства в экономическую сферу.

По мнению классиков, неравновесие и избыток предложения труда означает, что предельная “тягость” труда меньше заработной платы. В данном случае запускается механизм достижения равновесия. Реальная заработная плата снижается – это вызывает увеличение спроса на труд, а, следовательно, – занятость. Этот саморегулирующийся механизм требует мало времени и не нуждается в государственном вмешательстве. Так же классическая теория допускает существование небольшой длительной безработицы. Это возникает, если рабочие отказываются понижать свою реальную заработную плату. Но каждый желающий найти работу - получает ее. Поэтому добровольная безработица в рамках классической теории присутствует (например, человек целенаправленно отказывается от поиска работы), отсутствует лишь вынужденная безработица. [7,297-299] Наиболее новой является кейнсианская теория безработицы, основоположником которой является Дж. Кейнс. Основной мыслью кейнсианской теории является то, что не может существовать полная занятость, которую обеспечивает автоматически какой-либо механизм. Дж. Кейнс утверждал, что рынок труда является статичной системой, в которой стоимость труда является фиксированным значением. Фиксирование заработной платы он связывал с тем, что при падении спроса на рынке можно ожидать сокращения производства и персонала, при этом ставка оплаты труда в большинстве случае остается неизменной. В традиционной кейнсианской теории безработицы, существует частичный, но важный разрыв с классической теорией. Кейнс отрицал легкое восстановление полной занятости, но не отрицал классическую кривую спроса на труд.

Безработица: уровень и продолжительность.

Состояние безработицы оценивается двумя показателями, которые дополняют друг друга. Этими показателями являются: уровень и продолжительность безработицы. К безработным, в соответствии со стандартами Международной организации труда (МОТ), относят лиц в возрасте старше 16 лет, имеющих следующие критерии: не имели работы; искали работу, т.е. обращались в государственные или коммерческие службы занятости, отправляли резюме работодателю, использовали связи или предпринимали шаги для организации собственного предприятия; были готовы приступить к работе в течение обследуемой недели. Обучающиеся, студенты, пенсионеры, а также инвалиды считаются безработными, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней. К безработным, зарегистрированным в государственных учреждениях службы занятости населения, относят трудоспособных граждан, не имеющих рабочего места и заработной платы, а также проживающих на территории Российской Федерации, зарегистрированных в службе занятости по месту жительства в целях поиска подходящей работы, ищущих работу и готовых в любое время приступить к ней. После определения численности каждой категории населения, вычисляются различные показатели состояния рынка труда. Так, например,

Уровень безработицы вычисляется процентным отношением числа безработных к общей численности рабочей силы:

Тем не менее, показатель уровня безработицы не позволяет получить достоверное представление о состоянии рынка труда с точки зрения занятости. Это связано с тем, что коэффициент уровня безработицы не учитывает фактор времени, т.е. продолжительность пребывания людей без работы. Так как продолжительность безработицы влияет на серьезность проблемы безработицы на рынке, поэтому экономисты уделяют ей большое внимание. Было выяснено, что для многих людей время нахождения без работы оказывается непродолжительным, но основную часть людей составляют безработные, находящиеся в этом положение длительное время. В экономике каждой страны обычно всегда присутствует некоторый уровень безработицы, показатель которого из года в год изменяется. Обычный уровень безработицы, вокруг которого варьируются показатели, имеет название естественного уровня безработицы, а отклонение от естественного уровня называется циклической безработицей. [5,427-429] Проиллюстрируем пример продолжительности безработицы конкретным примером: предположим, что в течение одного года, еженедельно в бюро по трудоустройству мы видим четыре безработных человека, три человека из них появляются там в течение всего наблюдаемого периода, но четвертый каждый раз оказывается новым. При оценке длительности состояния безработицы следует сделать вычисления. Допустим, мы встречали 55 безработных, трудоустройство 52 из них продолжалось только одну неделю, а 3 человека продолжали искать рабочее место в течение года. Итак, 52/55 получается 95% от количества наблюдаемых людей, нашли работу за неделю, что означает краткосрочность их положения при безработице. Однако, трое находились в поиске работы в течение одного года – это 52 недели, что в совокупности составило 156 недель. Прибавим к этому сроку еще 52 недели, в течение которых не были заняты другие 52 человека, в сумме получается 208 недель. Итак, 156/208 получается 75% общей длительности состояния безработицы, которых пришлось на три человека, не работавших в течение года, что указывает на длительный характер процесса трудоустройства. Такое неоднозначное положение заставляет экономистов и государство с осторожностью оценивать положение на рынке труда и разрабатывать меры помощи безработным. [5,431]

Анализ динамики безработицы на российском рынке труда.

В работе уже отмечено, что безработица – это явление, при котором часть экономически активного населения не занята в производстве товаров и услуг. В экономической сфере безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на эту самую рабочую силу. Очень часто бывает так, что мы ошибочно судим об уровне безработицы, учитывая только общую численность населения страны, которая составляет более 140 млн. человек. И эти суждения о состоянии безработицы являются неверными, так как при расчете безработицы учитывается только численность экономически активного населения, которая составляет примерно половину общей численности населения страны.

Если вспомнить ситуацию кризиса в России, которая была в 2014 г., то можно сказать, что это было взаимосвязано с занятостью населения. В начале 2015 г. в стране начинает расти безработица. Однако, показатели официальной статистики отличаются от реальных показателей безработицы. Причины этих отличий сводятся к следующим: статистика безработицы строится на основе анализа некоторой части населения, но не всех граждан страны. В официальном источнике Росстата сообщается о выведении итогов «выборочного обследования населения по проблемам занятости»; также не учитывается статистика безработицы по Крыму; идёт сокращение безработицы за счёт уменьшения числа экономически активного населения, но не из-за трудоустройства ранее безработных людей. Говоря иначе: возрастает количество пожилых и молодых людей, но население трудоспособного возраста уменьшается. Еще надо учитывать то, что в России большое количество безработных граждан, занятость которых не уточнена, либо её нет вообще. Это означает, что данные люди не учитываются в сведениях Росстата и что, как следствие, сказывается на искаженном представлении о реальном положении безработицы в стране, а также в отдельных её субъектах. Уровень безработицы в Российской Федерации по данным Росстата за период 2000-2010 гг. (см. приложение 1).

График 1

Динамика уровня безработицы за 2000-2016 гг.

Рассмотрим анализ динамики безработицы за последние 6 лет.

График 2

Анализ динамики за 2011 - 2015 гг.

По данным графика, следует, что безработица в России в 2011 г. составила 6,6% и стремительно снижалась с 7,8% в начале года до 6,1% к концу года. Про состояние безработицы в 2012 г. можно сказать следующее: она составляла 5,5% в среднем - в начале года была 6,3%, а концу года снизилась до 5,3%. Падение безработицы в течение года особенно видно весной: с 6,3 до 5,2%, а в середине осени был небольшой рост безработицы — на 0,2%. В 2013 г. уровень безработицы понизился с 6,0 до 5,6% к концу года. В январе 2013 г. безработица составила 6,0%, что было больше декабрьского показателя 2012 г., когда показатель был равен 5,1%. Такая же динамика наблюдалась в декабре 2011 - январе 2012 г. Как видно, спад безработицы в 2013 г. происходил весной до 5,2%, а рост - осенью. Безработица в 2014 г. составляла 5,2%. В начале года показатель безработицы был равен 5,6%, а к концу года он снизился до 5,3%. В январе 2014 г. уровень безработицы был равен декабрьскому показателю 2013 г. и составлял 5,6%. С середины лета до конца года виден рост уровня безработицы по причине ухудшения экономического положения в стране и сокращения персонала.

Как видно из графика, уровень безработицы в 2015 г. был выше уровня 2014 г. Повышение уровня началось ещё с осени 2014 г. и продолжалось в 2015 г. Однако был небольшой спад безработицы к концу весны и началу лета 2015 г., но он не повлиял на тенденцию роста, к концу года безработица поднялась до уровня начала года и составила 5,8%. Что касается уровня безработицы в 2016 г., то она составила 5,3%, что ниже чем в 2015 г. Следует отметить, что безработица в России почти за три года первый раз опустилась ниже отметки 5%, по данным Росстата. По официальным данным статистики, в августе 2017 г. без работы, находились 3 792 млн. граждан в возрасте 15–72 лет – это составляет 4,9% от общей численности трудоспособного населения Российской Федерации. Если сравнивать с предыдущим месяцем, то можно сказать, что число безработных в стране понизилось на 2,9%, а в годовом исчислении — на 6,1%. В последний раз ниже отметки 5% уровень безработицы в России снижался в сентябре 2014 г. до 4,9%. Естественный уровень безработицы в России составляет 5-7%. [14] Прогнозировалось на 2018 г., по мнению министерства труда России, заключается в следующем: численность безработных граждан уменьшится на 100 тыс. человек, а именно, с 3,9 до 3,8 млн., а число нетрудоустроенных граждан составит до 5%.

Для борьбы с безработицей существует комплекс мер. Способы и методы регулирования безработицы каждая страна определяет самостоятельно. Для определения эффективности этих методов необходимо выявить факторы, которые определяют соотношение спроса и предложения рабочей силы. В нынешнее время на безработицу влияет складывающаяся нелегкая ситуация для экономики нашей страны, а именно: введение различных санкций с Запада, девальвация рубля, инфляция и рост потребительских цен. Все эти факторы имеют прямое влияние на общественное производство и на занятость граждан. Также это может сказаться на существенном сокращении потенциального валового продукта и национального дохода. Основными мерами борьбы для всех типов безработицы являются: выплата пособий по безработице, создание служб занятости, т.е. бюро по трудоустройству. Для борьбы с фрикционной безработицей общими мерами являются: усовершенствование систем информации (сбор и предоставление её своевременно и достоверно) о наличии имеющихся свободных вакансий, создание специальных служб для этих целей. Для устранения структурной безработицы используют обычно такие меры, как создание государственных учреждений для повышения квалификации или переквалификации, государственная помощь для таких частных учебных учреждений. Методами борьбы с циклической безработицей обычно являются: антициклическая, или стабилизационная политика, которая не допускает глубоких спадов производства, а значит, массовой безработицы; программы для стимулирования роста занятости и создания новых рабочих мест в государственном секторе. Так же существует два пути решения проблемы безработицы: прямой и косвенный. Первый заключается в возобновлении отечественного производства, создании новых рабочих мест в различных сферах экономики. Второй косвенный путь сводится к административному законодательству регулирования занятости. Административное законодательство требует следующих государственных мероприятий: создание правовой защиты от государства наёмным работникам; применение альтернативных форм занятости. Кроме нетрадиционных форм занятости, которые предусматривают возможность выбора оптимального режима работы самими работниками, необходимо применять мировой опыт работы «дележа рабочих мест» (job-sharing) и «дележа работы» (work-sharing) во времени и пространстве т.е. в настоящий момент ты работаешь, а завтра - я; ты - там, а я – здесь; система страхования от безработицы. Этот метод направлен на следующие: повышение доли отчислений в фонд занятости населения, что позволяет стимулировать структурную перестройку предприятий; использование различных страховых принципов, когда вместе с работодателем в формировании фонда участвует и сам работающий; также адаптировать безработных к изменениям требованиям рынка труда, профессиональная подготовка людей при максимальном учете имеющейся базовой квалификации; упрощение процедуры регистрации безработных в различных службах занятости. Следующее мероприятие – это увеличение гарантий оплаты труда. Также создание системы защиты рабочих через механизм социального партнерства, главной задачей которого является устранение конфликтов в сфере занятости. Эта система на федеральном уровне позволяет обеспечить ведение переговоров по определению минимальной оплаты труда, выработку критериев ее повышения. Данные мероприятия не в силах полностью устранить или даже значительно уменьшить циклическую безработицу. Устранение безработицы достигается только при совокупном усовершенствовании экономической ситуации в стране. Именно поэтому, необходимо проводить политику борьбы с безработицей нацеленную на долговременный этап, снабжая не только занятость населения, но и стабильный экономический рост. Государственная политика в сфере занятости граждан и положение на рынке труда в общем в настоящее время регламентируется Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации»: страна реализует политику осуществления прав людей на свободную и результативную выбранную занятость. Для этого государство принимает следующие меры: разработка налоговой, финансово-кредитной, инвестиционной политики, направленной на рациональное расположение производительных сил, увеличение мобильности трудящихся, развитие занятости, гибких режимов труда и т.д., которые способствуют сохранению и развитию рабочих мест; правовое регулирование соблюдения законных прав, гарантий, а также интересов граждан; создание государственных служб занятости населения, бирж труда, представляющих основное звено государственной сферы занятости. Имеются 3 ступени обеспечения занятости населения:1) государственный; 2) субъекта Российской Федерации; 3) региональный или локальный. На федеральном уровне содержится совокупность мер по предотвращению общественной безработицы, стабилизации её на общественно-применимом уровне; исследованию и исполнению крупных проектов, которые обеспечивают выход из застоя различных регионов, направление рабочей силы на соответствие условиям рынка и научно-технологического прогресса. Субъекты РФ участвуют в программах содействия занятости населения, которые учитывают все обстоятельства, сказывающиеся на положении рынка работы в регионах. На областном уровне, в рамках федеральной программы, реализуется исполнение областных и районных проектов содействия занятости граждан. На данный момент в регионах кредитуют безработных для открытия собственного предприятия; организовывают программы по переобучению потерявших работу граждан; выплачивают максимальный размер пособия по безработице. [8] Можно сделать вывод о том, что государственное управление занятостью имеет широкий спектр способов и методов влияния на труд, рынок труда, заработную плату, обеспечение занятости, снижение безработицы и социальной помощи нетрудоустроенных людей. Все методы регулирования занятости со стороны государства зависят от характера социально-экономической и политической сферы, положения и уровня развития рыночных отношений, а также их распространения на трудовую деятельность. Законодательством о труде, существующем в условиях рыночных взаимоотношений, устанавливаются общие нормы взаимоотношений между работодателем и работниками, в рыночной экономике существует саморегулирование трудовых процессов, мобильность трудовых ресурсов, занятости.

Список используемых материалов.

Агапова Т.А., Серёгина С.Ф. Макроэкономика: Учеб.—М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2013. Глава 3.

Ишкин В.В. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда. - М.: ЮНИТИ, 2003. - 328 с.

Маркс К. Капитал. Т. 1. Гл. 4, 23 // К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч. 2-е изд. Т.23.

Миропольский Д.Ю., Бродский Т.Г. — СПб.: Питер, 2014. Глава 11.

Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс. Гл. 25.

Родионова В. Г. Макроэкономика: Учеб. пособие – М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2013. – 206 с. Гл. 7.

Селищев А.С. Макроэкономика. М., 2002 г. Глава 11.

Анаева З.К., Темирсултанова Л.А. Проблемы и перспективы регулирования занятости и безработицы населения в России.

Горшкова В.И. Некоторые аспекты экономической теории рынка труда // Современные проблемы науки и образования. Академия естествознания. 2014. № 3.

Горшкова В.И., Шнякин К.В. О некоторых социально-экономических факторах, действующих на рынке труда // Фундаментальные исследования. Академия естествознания. 2016. № 7.

Давыдова Е.Ю., Безяева О.И. Проблема безработицы в современной России // Территория науки. 2014. № 1.

Чернышева Н.И. Пути решения проблемы молодежной безработицы в современном обществе // Известия Тульского государственного университета. 2014.

Российский статистический ежегодник. 2017 год: Статистический сборник.- М.: Госкомстат, 2017.

Смирнов С. Система опережающих индикаторов для России. – http://www.qksrv.net/image.

Приложение 1

Уровень безработицы, 2000-2017 гг., %

Год

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

%

10,6

9,0

7,9

8,2

7,8

7,1

7,1

6,0

6,2

8,3

Год

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

   

%

7,3

6,5

5,5

5,5

5,2

5,6

5,4

5,6

   
Просмотров работы: 135