БЕЗРАБОТИЦА КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

БЕЗРАБОТИЦА КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ

Безрядина П.П. 1, Лунин И.А. 2
1Самарский государственный экономический университет, Институт национальной экономики
2Самарский государственный экономический университет, Институт теоретической экономики и МЭО, кафедра институциональной экономики и экономической истории
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Теоретические основы безработицы в рыночной экономике.

Составляющими элементами рынка труда являются люди, которые выступают носителями рабочей силы и наделены такими человеческими качествами, как психофизиологические, социальные, культурные, религиозные, политические и др.

Эти особенности оказывают существенное влияние на интересы, мотивацию, степень трудовой активности людей и отражаются на состоянии рынка труда. [4, 102]

Существует большое количество разнообразных определений безработицы, это явление в своих трудах рассматривали многие ученые, в том числе такие, как Адам Смит, Джон Кейнс, Карл Маркс, Альфред Маршалл. Так, по мнению Д. Кейнса, безработица - это обратная функция совокупного спроса. Объем занятости совершенно определенным образом связан с объемом эффективного спроса. Недостаточный объем эффективного спроса обусловливает вялость инвестиционного процесса и, следовательно, невозможность обеспечения занятости, что ведет к росту безработицы.

С нашей точки зрения, не существует единого понятия, которое четко и всесторонне сможет описать данное социально-экономическое явление. Но наиболее емким является определение безработицы как явления, органически связанного с рынком труда, особенностью которого является незанятость части экономически активного населения в хозяйственной деятельности. Следует отметить, что большинство современных ученых считает, что основной причиной возникновения безработицы является нарушение равновесия на рынке рабочей силы, обусловленное периодами экономических спадов, стихийных бедствий и т.п.

Также, специалисты в данной области придерживаются мнения, что безработица на современном этапе является неотъемлемым спутником функционирования рыночной экономики. Именно резерв рабочей силы в пределах естественной нормы является одним из факторов эффективного функционирования рыночной экономики, в целом.

Экономически активное население жители страны, которые обладают самостоятельным источником средств к существованию, либо желают и потенциально могут его иметь.

Синонимом понятию экономически активного населения является термин рабочая сила. Безработный человек, в возрасте 10-72 лет по определению МОТ (в России в возрасте 15-72 лет по методологии Росстата), который на дату проведения исследования: не имел работы, но искал ее и был готов к ней приступить.

Уровень безработицы представляет собой количественный показатель, который предоставляет возможность сравнить безработицу для разной численности населения (например, для разных этапов одного и того же государства, для разных стран). Вышеуказанный количественный показатель это отношение численности населения определенной возрастной группы, которое не имеет работы, к численности активного в экономическом плане населения соответствующего возраста. Уровень безработицы определяется в процентах.

На сегодняшний день для измерения численности безработных используется два метода:

- согласно методике Федеральной службы занятости (население без работы здесь рассматривается как трудоспособные люди, которые не имеют заработка, но упрямо его ищут, и зарегистрированы в качестве таковых в соответствующих органах);

- согласно методике Международной организации труда (безработные здесь выступают в качестве людей, в которых отсутствует работа, но они пригодны к труду в настоящий момент и, кроме того, активно его ищут).

Специалисты отмечают, что на уровень безработицы не влияет количество пенсионеров, студентов дневной формы обучения, инвалиды, а также люди, которые занятые неполный день. Данные категории населения к безработным не относятся.

Если безработица достигает чрезвычайно высокого уровня, то это является признаком о высокой эффективности использования рабочей силы. Кроме того, в слишком большой показатель уровня безработицы может составлять серьезную опасность именно экономическому подъему страны, поскольку способствует не потреблению, а накоплению.

Факторов, которые могут инициировать рост безработицы множество. Можно выделить следующие основные причины безработицы:

а) структурные усовершенствования в экономике появление и внедрение новых технологий и оборудования может привести к сокращению рабочих мест (машины «вытесняют» человека).

б) сезонные колебания временные изменения в уровне производства продукции и предоставления услуг (а соответственно и количестве рабочих мест) в отдельных отраслях.

3. Цикличность экономики во время спада или кризиса потребность в ресурсах, в том числе и трудовых, снижается.

4. Демографические изменения, в частности, рост трудоспособного населения может привести к тому, что спрос на рабочие места будет расти быстрее, чем их предложение, что и приведет к безработице.

5. Политика в сфере оплаты труда меры государства, профсоюзов или руководства компаний по повышению минимального размера оплаты труда, могут вызвать рост производственных издержек и снижение потребности в рабочей силе.

Так же существует такое понятие, как молодежная безработица одна из главных проблем европейского региона и большинства развивающихся стран. При этом истинные масштабы молодежных проблем на рынке труда гораздо больше, так как ту работу, которую молодежи все-таки удается найти, едва ли можно назвать достойной. Молодые люди сталкиваются с нарушением своих прав, соглашаются на неполную занятость и готовы трудиться в неформальном секторе.

Безработица среди молодежи по сравнению с безработицей взрослых формируется разными факторами и приводит к худшим результатам. Проблема сохраняется в хорошие экономические времена и далее углубляется в плохие. Отсутствие участия в регулярной оплачиваемой занятости может привести к порочному кругу с точки зрения стоимости и благосостояния рабочей силы. Различия в уровне занятости разных возрастных групп приводит к социальному расслоению. На индивидуальном уровне, последствиями безработицы является снижение рождаемости.

Безработицу в России, в зависимости от причин ее возникновения разделяют на фрикционную, структурную, естественную, циклическую, сезонную, застойную, скрытую и технологическую. Рассмотрим некоторые виды.

Безработица фрикционная является временной незанятостью, которая вызвана добровольным уходом сотрудника с работы для того, чтобы отыскать другое более привлекательное место. Фрикционная безработица также появляется при значительном перемещении населения из одной территории в другую, изменения профессии или социального статуса. Так как появление такой формы безработицы появляется из-за добровольного перехода сотрудника в статус безработного, то ее возникновение говорит о перемещении финансов из одной отраслевой структуры в другую и подтверждает стабильное обновление производства и хорошие трансформации экономики.

Фрикционная безработица это безработица, которая связывается с затратами времени на то, чтобы найти работы. Фрикционная безработица появляется при поиске после увольнения работы, при временной потере сезонной работы, при добровольной смене работы, при первом поиске молодежью работы. Определение отображает суть явления: рынок труда неповоротливо функционирует, не приводя в мгновенное соответствие число работников и рабочих мест.

В периоды полной фактической занятости именно на фрикционную безработицу приходится большая часть всей безработицы. При высокой безработице доля фрикционной безработицы весьма незначительна, кроме тех областей экономики, в которых имеется дефицит рабочей силы.

Таким образом, любой из видов безработицы является важным элементом экономической системы. Она должна находиться в определенных рамках, в пределах которых достигается состояние экономической стабильности и оптимального роста.

Из всех макроэкономических проблем, с которыми сталкиваются страны, безработица представляет наибольшую угрозу их социально-экономическому строю и благополучию.

Безработица приводит к потере людьми уверенности и уважения к себе. Она означает бездеятельность и может повлечь за собой деградацию личности. Безработная молодежь является именно тем источником, откуда криминальные круги черпают свои «кадры». Стресс, вызванный безработицей, ведет к ухудшению здоровья, возникновению различных заболеваний, на лечение которых у безработных часто не хватает денег. Если безработица превысит социально-допустимый уровень (такой критической величиной считают долю безработных в 10-12%), возможно серьезное обострение социальных конфликтов или даже социальный взрыв.

Безработица влечет за собой серьезные экономические и социальные издержки. Среди экономических последствий безработицы можно назвать следующие:

1)недовыпуск продукции, недоиспользование производственных возможностей общества. Зависимость между уровнем безработицы и отставанием объема ВНП нашла выражение в законе Оукена: превышение на 1% фактического уровня безработицы над естественным ведет к отставанию фактического объема ВНП на 2,5% от потенциального;

2)значительное снижение уровня жизни людей, оказавшихся безработными, поскольку работа является для них основным источником средств существования;

3)снижение уровня заработной платы занятых в результате возникающей конкуренции на рынке труда;

4)увеличение налоговой нагрузки на занятых из-за необходимости социальной поддержки безработных, выплат пособий и компенсаций и т.д.

Помимо чисто экономических издержек безработица имеет и значительные социальные и психологические последствия, зачастую менее очевидные, но более серьезные, чем экономические. Основные среди них следующие:

1)усиление политической нестабильности и социальной напряженности в обществе;

2)обострение криминогенной ситуации, рост преступности, поскольку значительное число правонарушений и преступлений совершается неработающими лицами;

3)повышение числа самоубийств, психических и сердечно-сосудистых заболеваний, смертности от алкоголизма, в целом случаев девиантного поведения;

4)деформация личности безработного и его социальных связей, выражающаяся в появлении жизненной депрессии у вынужденно незанятых граждан, потере ими квалификации и практических навыков; обострении семейных отношений и распадах семей, сокращении внешних социальных связей безработного. Последствия безработицы носят долговременный характер. Бывший безработный и после трудоустройства характеризуется пониженной трудовой активностью, конформностью поведения, что требует значительных усилий по реабилитации безработных.

Анализ безработицы в рыночной экономике.

Способы регулирования безработицы.

Регулирование процессов на рынке труда, направленных на содействие занятости и сокращение безработицы, должно осуществляться под контролем государства, посредством разработки программ, в основе которых лежит комплексный анализ безработицы, учет ее соотношения и взаимосвязи с демографической ситуацией в государстве, уровнем заработной платы и другими социально-экономическими факторами государственной политики в области занятости населения. В России в правовом статусе безработного выделяют целую систему прав, закрепленных как в Законе «О занятости в Российской Федерации» (ред. Федерального закона от 23 февраля 2013 г.), так и в иных законах. Данная система прав включает:

1) общие права, предусмотренные для всех лиц, ищущих работу;

2) права, предоставляемые безработным;

3) особую группу дополнительных прав, закрепленных только для отдельных категорий безработных. Для лиц, ищущих работу, предусмотрено, например, право на бесплатное содействие гражданам в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости, информирование о положении на рынке труда. К правам, предоставляемым только лицам, признанным безработными, следует отнести право: на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа в признании безработным (ст. 3); на выбор места работы (ст. 8); на бесплатную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения, а также получение указанных услуг в электронной форме (ст. 9); на бесплатное получение услуг по психологической поддержке, профессиональному образованию по направлению органов службы занятости (ст. 9); на выплату пособия по безработице, стипендии в период профессионального обучения по направлению органов службы занятости, оплату периода временной нетрудоспособности (гл. 6); на участие в общественных оплачиваемых работах (ст. 24) и др.

Для безработных, которые в силу объективных особенностей нуждаются в повышенной защите со стороны государства, законодатель предусмотрел дополнительные права. Так, например, безработные, относящиеся к категории инвалидов, имеют дополнительное право на трудоустройство в счет квоты для приема на работу инвалидов (ст. 20 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»). Безработным гражданам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также предоставлено право на пособие по безработице в повышенном размере (ст. 9 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

Как известно, более дешевым направлением создания новых рабочих мест является развитие предпринимательства и самозанятости. Государству выгодно инвестировать свои ресурсы в развитие малого бизнеса, дающего более быструю отдачу и рост числа новых рабочих мест и налоговых поступлений. В целях содействия развитию малого предпринимательства Постановлением Правительства РФ от 20 мая 2009 г. № 436 были внесены изменения в порядок предоставления субсидий на организацию собственного дела безработным гражданам. Если ранее безработный, желающий открыть свое дело, мог получить единовременно годовую сумму причитающегося конкретно ему пособия по безработице, то с учетом внесенных изменений размер субсидии теперь определяется суммой, 12-кратной максимальной величине пособия по безработице.

В настоящее время в основе государственной политики на рынке труда лежит Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, предусматривающая мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда. Российское правительство исходит из необходимости формирования эффективно функционирующего рынка труда, гибкость которого должна проявляться в ликвидации устаревших и создании новых рабочих мест с более высокой эффективностью, в частности, с гибкими формами занятости, перераспределением работников по секторам экономики, возникновением новых направлений занятости, связанных с развитием инновационных секторов хозяйства.

Тем не менее, в Концепции отсутствует упоминание важного принципа поддержки безработных – приближения минимального размера пособия по безработице к прожиточному минимуму трудоспособного населения. Наиболее существенным недостатком предложенной правительством системы действий государства на рынке труда в рамках Концепции долгосрочного социально-экономического развития страны на период до 2020 года представляется явный недоучет в ней цикличного характера развития как российской экономики в целом, так и национального рынка труда, в частности.

Анализ уровня безработицы в России.

Кризисная ситуация в России с 2014 г. тесно взаимосвязана со сферой занятости населения страны. Уже в начале 2015 г. начинается рост безработицы. Показатели официальной статистики отличаются от реальных показателей безработицы. Поэтому, обратим внимание на некоторые моменты, которые Росстат отмечает в примечаниях, сносках, объяснениях подсчётов (табл. 1).

Таблица 1

Уровень безработицы в 2000-е гг. [2]

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

10,6

9,0

7,9

8,2

7,8

7,1

7,1

6,0

6,2

8,3

В среднем безработные России в 2013 г. тратили на поиск работы 7,6 месяца, что меньше аналогичного показателя 2005 г. на 1 месяц. Продолжительность поиска работы у трети безработных (31 %, или 1282 тыс. чел.) составляет 12 и более месяцев.

Таблица 2

Уровень безработицы в 2010-2016 гг. [2]

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

7,3

6,5

5,5

5,5

5,2

5,6

5,8

За период с 2005 по 2013 г. отмечается устойчивая тенденция сокращения средней продолжительности безработицы у молодежи в возрасте от 15 до 29 лет по сравнению со взрослым населением с 7,4 до 5,2 месяца. Уменьшение данного показателя на 2,2 месяца за период с 2005 по 2013 г. свидетельствует о том, что поиск работы молодыми людьми стал эффективнее.

На графике 1 показана динамика уровня безработицы с 2000 по 2016 г.: [2]

Уровень безработицы за 2017 г. составил 5,8 %, а число безработных – 4,3 млн. человек. По данным Росстата в таблицах 3, 4, итоги выборочного обследования рабочей силы (обследования населения по проблемам занятости).

Таблица 3

Численность и состав рабочей силы за январь-май 2017 г. [2]

2016

Май 2017г. к маю 2016г., (+,-)

 

январь

февраль

март

апрель

май

Тыс.человек:

           

Рабочая сила в возрасте 15-72 лет

75761

75947

76142

76288

76535

-477

занятые

71333

71518

71576

71769

72232

-488

безработные

4428

4429

4567

4520

4303

11

В процентах:

           

Уровень участия в рабочей силе (рабочая сила к численности населения в возрасте 15-72 лет)

68,7

68,9

69,1

69,2

69,4

-0,1

Уровень занятости (занятые к численности населения в возрасте 15-72 лет)

64,7

64,9

64,9

65,1

65,5

-0,1

Уровень безработицы (безработные к численности рабочей силы)

5,8

5,8

6,0

5,9

5,6

0,0

У безработных старших возрастных групп от 55 до 72 лет наблюдается большая продолжительность среднего времени поиска работы – 8,4 месяца, в том числе у мужчин – 8,4 месяца, у женщин – 8,9 месяца. В 2017 году продолжительность среднего времени поиска работы у данных возрастных групп составляла 9,7 месяца, в том числе у мужчин – 9,7 месяца, у женщин – 9,8 месяца.

Таблица 4

Численность и состав рабочей силы за июнь-сентябрь 2017 г. [2]

2016

Сентябрь 2017г. к сентябрю 2016г., (+,-)

 

июнь

июль

август

сентябрь

Сентябрь 2015

Тыс.человек:

           

Рабочая сила в возрасте 15-72 лет

76851

77264

775022

77125

76958

167

занятые

72674

73140

73465

73107

72926

181

безработные

4177

4125

4037

4018

4032

-14

В процентах:

           

Уровень участия в рабочей силе (рабочая сила к численности населения в возрасте 15-72 лет)

69,7

70,1

70,3

70,0

69,5

0,5

Уровень занятости (занятые к численности населения в возрасте 15-72 лет)

65,9

66,4

66,6

66,3

65,8

0,5

Уровень безработицы (безработные к численности рабочей силы)

5,4

5,3

5,2

5,2

5,2

0,0

Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 4,7 раза превысила численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце сентября 2017 г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 862 тыс.человек, что на 5,2% меньше по сравнению с августом и на 6,2% по сравнению с сентябрем 2016 г.

При этом в октябре общая численность безработных в России увеличилась по сравнению с предыдущим месяцем на 85 тыс. человек и достиг 4,103 млн. человек.

В октябре 2017 г., по предварительным итогам выборочного обследования рабочей силы, 4,1 млн. человек классифицировались как безработные (в соответствии с методологией Международной организации труда), уровень безработицы составил 5,4%.

В государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных были зарегистрированы 0,8 млн. человек, в том числе 0,7 млн. человек получали пособие по безработице.

Численность безработных в России в 2016 г., по предварительным данным Росстата, составила 4,264 млн. человек, что на 7,4% больше, чем в 2015 г. Уровень безработицы за 2017 г. составил 5,8 %, а число безработных – 4,3 млн. человек.

Так же необходимо увеличить численность предприятий, которые сотрудничают с местным Центром трудовой занятости это даст возможность молодым специалистам быстрее найти рабочее место. Можно предложить студентам и выпускникам пройти стажировку в какой-либо организации, по окончанию которой им гарантированно будет предоставлено место. Совместная работа учебного заведения, Центра трудоустройства и предприятия является взаимовыгодной, т.к. выпускникам предоставляются рабочие места, а организации получают новых квалифицированных специалистов.

Таким образом, можно сделать вывод, что общий уровень безработицы в РФ в октябре 2017 г. составил 5,4% от экономически активного населения страны после 5,2% в сентябре и августе, 5,3% в июле, 5,4% в июне, 5,6% в мае, 5,9% в апреле и 6% в марте.

Государственное регулирование безработицы в современных условиях.

В последнее десятилетие в России произошли достаточно серьезные изменения в структуре занятости по видам экономической деятельности. Анализируя крайние периоды исследуемого временного интервала, следует отметить, что ряд видов деятельности существенно нарастили удельный вид занятых в них трудовых ресурсов. К ним в первую очередь относятся оптовая торговля, доля занятых здесь увеличилась с 16,6% до 18,7%, операции с недвижимым имуществом и строительство, где удельный вес занятых увеличился на 1,4 и 1,0 процентных пунктов, соответственно. [22, 104-106]

Часть видов деятельности, наоборот, потеряла значительную долю персонала: доля занятых в сфере обрабатывающих производств за последние десять лет сократилась на 2,6 процентных пункта, доля занятых в сельском хозяйстве сократилась на 1,9 процентных пункта и составила в 2016 г. 9,2% против 11,1 в 2014 г.

Опыт рыночных преобразований свидетельствует о том, что структурная перестройка является одной из наиболее сложных задач. В этой связи возникает объективная необходимость оценки структурных сдвигов в занятости по видам экономической деятельности, актуальность которой определяется рядом факторов.

В первую очередь, существует необходимость изучения и наращивания теоретической базы относительно структурных процессов, выявления закономерностей и взаимосвязей между распределение занятых по сферам деятельности, ввиду того, что процессы, протекающие здесь, носят противоречивый по содержанию и многообразный по форме характер.

Во-вторых, недостаточностью методологических инструментов для исследования структурных изменений в занятости применительно к ее структуре по видам экономической деятельности.

В-третьих, отсутствием четких концептуальных основ и механизмов при разработке структурной политики занятости как федерального, так и регионального уровней.

Чтобы понять, что собой представляет современный рынок труда в России, нужно ознакомиться с тем, что его индивидуализирует:

Высокие показатели скрытой безработицы. Это дестабилизирует социальные отношения и ухудшает экономическую конъюнктуру.

Частный сектор является достаточно крупным потребителем рабочей силы.

Значительное количество беженцев.

Большое количество простаивающих предприятий, и, как следствие, неполная занятость.

Очень велика дифференциация по регионам внутри страны по количеству занятых и по самым востребованным отраслям.

Уровень пособий по безработице недостаточен.

Границы между занятостью официальной и теневой довольно условны. Распространена модель занятости, когда рабочая сила и не используется, и не высвобождается в другие отрасли.

Для определенных сегментов рынка труда характерны монополии. [22, 104-106]

Самобытность рынка труда в России, особенности и проблемы его функционирования могут быть сформулированы  несколькими пунктами:

-теневой сектор экономики интегрируется в официальный, процесс их смешения отображается на трудовых отношениях (лица, реально являющиеся нанятыми работниками, оформляются как ИП или предоставляющие услуги по гражданским сделкам; минимальная з/п выплачивается официально, остальная – наличностью, и т.п.);

наблюдается сильнейшая территориальная дифференциация (разница в показателях безработицы в экономически развитых и депрессивных регионах достигает 10 раз);

-серьезным потребителем наемной силы стал мелкий бизнес, однако труд в этой сфере часто находятся за пределами правового поля (сотрудники не оформляются в штат, з/п платится в конвертах, не соблюдаются нормы времени труда, об оплачиваемом отпуске или больничном речь не идет вообще);

в последнее время появилось множество мест, где не нуждаются в высокой квалификации или специальных навыках соискателей;

одновременно высокотехнологичные производства и обслуживающие организации ощущают недостаток нужных специалистов;

сфера финансов и посредничества, банковская система и государственное управление составили отдельный монополизированный сегмент рынка труда с высокими требованиями к квалификации и опыту работы соискателей.

Характеристикой рынка труда на современном этапе является нормальный уровень безработицы (по состоянию на август Росстат озвучил уровень  в 4,8 %). От 4 до 6% – адекватный показатель безработицы, если он выше, то можно говорить о стагнации в экономике.

Такой уровень объясняется тем, что в качестве безработных учитывают только тех, кто обратился в государственную службу занятости. В то время как многие не имеют возможности или желания становиться на учет из-за крайне низкого размера пособий. Согласно официальным статистическим данным, в России наиболее распространена фрикционная безработица, затем структурная, но по большей части как региональная проблема.

Способы снижения безработицы.

Следует отметить, что большинство современных ученых считает, что основной причиной возникновения безработицы является нарушение равновесия на рынке рабочей силы, обусловленное периодами экономических спадов, стихийных бедствий и т.п. Также, специалисты в данной области придерживаются мнения, что безработица на современном этапе является неотъемлемым спутником функционирования рыночной экономики. Именно резерв рабочей силы в пределах естественной нормы является одним из факторов эффективного функционирования рыночной экономики, в целом. [8, 45]

В 2014 г. процент безработных (5,20%) в численном эквиваленте составил 3 889 400 граждан. В 2015 г. процент безработных (5,60%) в численном эквиваленте составил 4 263 900 граждан. В 2016 г. процент безработных (5,40%) в численном эквиваленте составил 4 100 000 граждан. Проблема безработицы наиболее остра в Северо-Кавказском федеральном округе. Показатель безработицы от численности рабочей силы в нашем федеральном округе составляет 11,2 %.

По данным Росстата, это самый высокий показатель в России на декабрь 2016 г. Однако, хотелось бы отметить, что данный показатель снизился на 0,7 % за минувший год. Самым высоким в СКФО уровень безработицы оказался в Ингушетии — 28,8 %. Следом за Ингушетией расположилась КЧР с показателем 16,2 %, затем Чечня - 14,3 %, в Дагестане и КБР уровень безработицы 11,3 % и 11,1 %, соответственно, а в Северной Осетии - 9,6 %. Самый низкий уровень безработицы был отмечен в Ставропольском крае и составил 5,7 %.

В РФ в этот же период Росстат отмечает наименьший уровень безработицы в Москве (1%), Санкт-Петербурге (2,1%). Такие показатели говорят о том, что рынок труда является достаточно обширным в этих регионах страны, ведь в больших городах постоянно требуется большое количество трудового ресурса.

Также, следует отметить, что в Москве функционируют программы поддержки молодых специалистов. По мнению большинства специалистов, в 2018 г. предвидится сохранение уровня безработицы на уровне 2017 г. Однако считается, что реальный уровень безработицы значительно превышает заявленный Росстатом. Причина в том, что часть населения не желает регистрироваться в ГСЗ либо работает с неполным рабочим временем. Таким образом, реальная картина в стране в вопросах занятости хуже, чем официально зарегистрированные показатели. По нашему мнению, полностью изжить или резко снизить безработицу в РФ на данный момент невозможно. Такое мнение обусловлено, прежде всего, низкой трудовой мобильностью работников, как способности соответствовать требованиям развития общества, уровню развития науки, техники и технологии и готовности к изменениям или перемещениям.

Государство сейчас всячески пытается решить данную проблему, именно поэтому была создана соответствующая государственная программа повышения трудовой мобильности, оказывающая помощь работникам, ищущим работу и готовым к переезду. Государство оказывает поддержку при необходимости переобучения, переезде работника и его семьи, оплачивает жилье, а также помогает устроиться на новом месте. Эта программа основывается на том, что некоторые регионы РФ чувствуют острую потребность в высококвалифицированных рабочих и специалистах для осуществления множества проектов, поддерживаемых и финансируемых, прежде всего, государством.

На уровень безработицы влияет и размер пособия, выплачиваемого безработному населению в нашей стране. По сравнению с другими государствами, в РФ установлено колоссально низкое пособие по безработице.

Например, в Великобритании пособие по безработице составляет 381 евро (около 28 000 рублей), что уж говорить о США, где размер среднемесячного пособия составляет 1050 долларов (около 70 000 рублей), а максимальный размер — 2700 (около 178 000 рублей). [26]

Именно по причине выплаты низких пособий или даже задержки этих выплат, граждане не стремятся идти регистрироваться в ГСЗ, отдавая предпочтение возможности найти работу в неформальном секторе экономики, доходы от которой могут значительно превысить пособие по безработице.

По мнению специалистов в области трудового права, а также в области экономики, при разработке федеральной и региональной программ обеспечения занятости населения необходимо учитывать определенную специфику России исходя при этом из неоднократно проверенного факта: предотвратить безработицу невозможно, но можно и нужно минимизировать ее, одновременно смягчая социальные, политические и нравственные последствия неполного обеспечения трудоспособного населения работой. Прежде всего, следует стремиться к поддержанию взаимосвязи занятости, зарплаты и инвестиций в оптимальном соотношении, что является условием социально — экономической сбалансированности.

И только при непременном регулировании данной области трудовым законодательством может быть обеспечена надежная основа для создания новых рабочих мест, расширяющих сферу эффективной занятости, что, в свою очередь, приведет к «рассасыванию» безработицы, понижению ее уровня. Государство должно оказывать всяческую поддержку данной категории населения, в рамках российского законодательства. На данный момент сформирована достаточно гибкая система трудоустройства граждан через Государственную Службу Занятости населения, а также оказания материальной помощи безработным гражданам. [8, 45]

К основным видам материальной помощи, которая оказывается государством, в трудовом праве традиционно относят пособие по безработице, стипендию, оказание помощи для организации собственного дела, а также оказание материальной помощи.

Подводя итоги, можно сказать, что безработица – это явление, которое необходимо тщательно контролировать, а также с которым необходимо неустанно бороться, ведь от этого зависят жизни и дальнейшие взаимоотношения людей. Проблема безработицы является одной из фундаментальных в развитии и функционировании человеческого общества. Также, хотелось бы предложить внести в ТК РФ главу об основах правового регулирования трудоустройства и безработицы, направлениях, методах и средствах снижения безработицы в стране.

Список использованных материалов.

Федеральный закон РФ от 19 апреля 1991 г. №1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации". М.: Юрид. лит, 2015. 556 с.

Официальный сайт Министерства экономического развития // www.economy.gov.ru (дата обращения 12.02.2018)

Вайсбурд В.А. Экономика труда: Учеб. пособие. Самара: Изд-во Самарского госуд. универс., 2013. 398 с.

Агапова Т.А, Серегина С.Ф. Макроэкономика: учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.

Генкин В.Л. Экономика и социология труда. М.: Орел, 2013. 316 с.

Гордон Л.А., Клопов Э.В. Социальные эффекты и структура безработицы в России // Российский экономический журнал. 2013. № 11.

Грязнова О.А. Экономическая теория. М.: УникаПринт, 2014. 521 с.

Ефимова Л.А. Занятость и безработица в России // Региональная экономика, 2015.

Жулина А.А. Экономика труда: Учеб. пособие. М.: Дело, 2013. 400 с.

Кузнецов Е.В. Макроэкономика страны. М: Юристъ, 2014. 437 с.

Липсиц В.Н. Введение в экономику и бизнес предприятия . М.: Экзамен, 2014. 178 с.

Малева Т.М. Государственная и корпоративная политика занятости. М.: Инфра-М, 2013. 523 с.

Рофе Э.А. Экономика труда. М.: КноРус, 2014. 450 с.

Труд и занятость в России: Стат. сб. / Госкомстат России. M., 2013.

Фалина И.Т. Статистика рынка труда. М.: РАГС, 2014. 376 с.

Экономика труда: экономическая теория труда: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2014. 400 с.

Алексеева Н.В., Мирошниченко Р.В. Анализ проблем регионального рынка труда / Культура и общество: история и современность: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции / Под ред.О.Ю. Колосовой, Т.В. Вергун. 2015.

Анташкевич Е.В., Ливак Н.С. Государственное регулирование рынка труда // Вестн. науч. конф. 2015. № 1/3. – С. 12-14.

Дадашев А.З. Занятость населения и безработица в России: проблемы регулирования // Вопросы экономики. 2014.

Жеребин В.М., Алексеева О.А., Ермакова Н.А. Проблемы занятости в условиях развития информационного общества и возможности статистики в их изучении // Вопросы статистики. 2014. № 6. С. 24-33.

Заякина Д.А. Государственное регулирование рынка труда // Новая наука: стратегии и векторы развития. – 2015. № 6-1. – С. 104-106.

Золин И.Е. Государственное регулирование рынка труда: новые ориентиры и направления // Вестн. Нижегородского ин-та упр. – 2016. № 1. – С.17-19.

Муравьева А.А. Государственное регулирование рынка труда // Вестн. Самарского гос. ун-та. – 2015. № 2. – С. 246-250.

Хайруллина Н.Г. Государственное регулирование рынка труда // Фундаментальные исследования.– 2015. № 9-3. – С. 597-600.

Пособие по безработице в зарубежных странах [Электронный ресурс]// LIFEBEl.com Новости и полезные советы. URL: http://lifebel.com

Просмотров работы: 231