МЕТОДЫ, ИНСТРУМЕНТЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

МЕТОДЫ, ИНСТРУМЕНТЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

Автаева А.А. 1, Трубецкая О.В. 2
1Самарский государственный экономический университет, Институт национальной экономики
2Самарский государственный экономический университет, Институт теоретической экономики и МЭО, кафедра институциональной экономики и экономической истории
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На протяжении всей истории человечества еще не существовало общества, в котором не было бы политической власти, то есть государства. Государство выполняет многочисленные политические, военные, экономические, правовые и другие функции. Все они тесно взаимосвязаны и зависят от уровня развития экономики. Долгое время государство выполняло лишь функции охраны границ, поддержания общественного порядка и сбора налогов. С развитием экономических отношений и, в частности, рынка возникла проблема: достаточна ли подобная роль государства для нормального развития общества? Существует несколько мнений относительно этого вопроса: одни – сторонники всеобъемлющего государственного регулирования экономики считают, что силой государства можно решить все экономические проблемы - обеспечить эффективную экономику и полную занятость населения, достичь социальной справедливости рынку, - рынку в такой концепции нет места; другие – сторонники ограничения государственного регулирования привержены принципу активности человека и законам саморегулирования рынка: третьи – сторонники активного вмешательства государства в экономику полагают государственное регулирование неизбежным, так как рыночная экономика не может сама преодолеть кризисы, спады производства и безработицу.

Роль государства в экономике в настоящее время – роль регулятора рыночных процессов, активного хозяйствующего субъекта. В развитии экономики во второй половине ХХ в. обозначилась тенденция к расширению масштабов деятельности государства и усилению его роли в экономической сфере. При этом общепризнанным является тот факт, что экономическая эффективность в наибольшей степени достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Недооценка экономической роли государства, как свидетельствует опыт первых лет реформирования экономики в нашей стране, порождает негативные последствия.

Цели регулирования экономики.

Общая цель государственного регулирования рыночной экономики - поддержание социальной и экономической стабильности, а также укрепление существующей системы внутри страны и за рубежом, адаптация ее к изменяющейся среде. Из этой общей цели следуют конкретные цели и пути их реализации. Эти конкретные цели неразрывно связаны с объектами, регулируемыми государственным регулированием. Например, цель выравнивания экономического цикла направлена на экономический цикл как объект, цель улучшения окружающей среды - на окружающую среду и т.д.

Очевидно, что, во-первых, цели различаются по своему смыслу и масштабу, а во-вторых, они тесно взаимосвязаны. Чаще всего одна цель не может быть установлена и достигнута независимо от других. Например, невозможно стимулировать исследования и разработки без создания благоприятных условий для накопления капитала, без очистки условий, улучшения отраслевой структуры экономики, обеспечения стабильной валюты.

Перечисленные цели накладываются друг на друга, иногда они могут быть более важными, чем другие, в зависимости от реальной экономической и социальной ситуации, осознания этой ситуации, объектов государственного регулирования рыночной экономики и установленных государственных органов в этот период времени. Например, в условиях кризиса основной целью является преодоление кризиса в узком конкретном смысле, то есть увеличение деловой активности.

Таким образом, отдельные инструменты государственной политики могут использоваться для различных целей, в различных комбинациях и с различной интенсивностью. В зависимости от характера целей изменится местоположение инструмента в арсенале государственного регулирования экономики в определенный период. Высшая форма государственного регулирования экономики может быть выявлена в государственном экономическом программировании, задачей которого является комплексное применение всех элементов рыночного регулирования государственного регулирования в глобальных взглядах.

Регулирование - это лишь один из способов вмешательства правительства в рыночную экономику. Двумя другими основными способами являются финансовая и денежно-кредитная политика. Эти три типа рычагов государственной политики взаимодействуют и перекрываются друг с другом и могут работать по достижению одних и тех же целей, но также (к сожалению) перекрестных целей.

 К сожалению, правительство не планирует и не анализирует последствия регуляторной политики, а также влияет на финансовую и монетарную политику. Существует несколько причин этого несоответствия. 

Во-первых, влияние правил более сложно измерить - как на выгоду, так и на сторону затрат, но, в частности, измерение как общих терминов (обычно в денежных показателях), так и сопоставимых.

 Во-вторых, правила преимущественно не влияют на бюджет федерального правительства как прямо или явно, как это делает фискальная политика, так что это сложнее, и для самого федерального правительства меньше стимулов для измерения издержек, которые часто переносятся на правительства более низкого уровня или на частный сектор, хотя влияние на экономику в целом может быть столь же большим. 

Методы государственного регулирования экономики.

Под методами государственного регулирования экономики обычно понимают прямое влияние государства на рыночные условия и функционирование компаний, на создание необходимых условий для действия рыночного механизма. 

Существуют прямые методы государственного регулирования экономики и косвенные. Прежде всего, это использование административных средств, связанных с влиянием на экономические отношения в стране. Они характеризуются сильным влиянием на поведение властей соответствующих групп интересов и регулируют их отношения.

Это нашло отражение в принятии решений по управлению в виде правовых актов, имеющих юридическую силу для адресата, и включает прямые инструкции для принятия необходимых мер. Это не только убеждение, но и принуждение. Эти методы включают лицензирование бизнеса, государственную регистрацию его субъектов и др.

Прямые методы (административное регулирование) очень разнообразны. К ним относятся:

- разрешение на осуществление определенных действий (лицензирование);

- обязательные правила проведения действий или их запрещение, а также их регистрация;

- определение ограничений и квот;

- выпуск государственных контрактов;

- принудительные и финансовые санкции;

- мониторинг и контроль.

Особенно важным средством государственного регулирования экономики и экономики в целом является система налогообложения и принудительных лицензий.

Косвенные экономические методы государственного регулирования не означают открытого сильного влияния со стороны государственных органов. Это делается в первую очередь путем создания условий, которые могут влиять на мотивацию определенного экономического поведения (посредством стимулов, материальных стимулов и других). Такие средства включают, прежде всего, финансовую и монетарную политику, ценовые инструменты, косвенное планирование и т. д.

Косвенные методы государственного регулирования менее строгие. Они, как правило, существуют, чтобы направлять участников в нужном направлении. Это не принуждение, а создание условий, при которых добровольное решение с целями экономической политики для общества и последовательно было бы выгодно, то есть это воздействие экономических интересов.

Косвенные методы включают в себя:

Предотвращение банкротства;

Фискальную политику;

Денежно-кредитную политику.

Также известен метод регулирования, называемый «Рекомендации», в которых государство ставит перед собой основную задачу по содействию функционированию экономики.

Разумеется, использование разных методов зависит от самой страны, политического режима, а также от многих экономических факторов. Очень редко в развитых странах прибегают к прямым административным методам. Однако, в чрезвычайных ситуациях, таких как войны или крупные кризисы, такие методы государственного регулирования, не остаются без внимания.

Стоит отметить, что даже продвинутые страны во многих случаях не пренебрегают вмешательством государства, сочетая прямые и косвенные методы, что при определенных условиях приводят к положительному эффекту.

Мы не можем сказать, что некоторые способы плохие, а некоторые - хорошие. В зависимости от политической, экономической и социальной ситуации в стране правительство оказывает особое влияние, иногда используется комбинированный эффект.

Инструменты государственного регулирования.

Существуют так называемые «общие принципы» использования экономических инструментов, среди них можно выделить следующие аспекты:

Государственное регулирование предполагает собой минимальное нарушение и вмешательство в исторически – сложившиеся рыночные основы экономики;

Для достижения максимального эффекта в процессе использования регулирующего механизма, необходимо четко знать его структуру;

К экономическим инструментам можно отнести лишь те действия государства, которые имеют не столько рекомендательный характер, сколько воздействующий;

Стоит заметить, что степень активности применения государственных мер может отличаться в зависимости от области экономики. Но наиболее часто эти меры используются в области социальной защиты малообеспеченных слоев населения, а так же в сфере охраны окружающей среды.

Осуществление целей государственной политики в сфере экономического регулирования предполагает использование определенного набора инструментов для достижения этих целей. Совокупность этих инструментов представляет собой механизм государственного регулирования.

В основном используются следующие инструменты государственного регулирования:

Лицензирование и квотирование;

Контроль над ценами;

Государственные закупки;

Налоговая система;

Таможенно – тарифная система;

Финансовая (налоговая) система;

Кредитно-денежная система государства.

Но помимо вышеперечисленных инструментов государственного регулирования, которые имеют только внутриэкономическую направленность, существуют так же средства внешнеэкономического регулирования. Ведь все используемые рычаги воздействия на процесс воспроизводства внутри страны так же оказывают воздействие на внешнюю экономику: это касается изменения национального дохода, налогообложения и т.д.

Стоит рассмотреть типы организационных структур государственного управления: это могут быть линейная и функциональная структуры.

Первый тип – «Линейный» - тип структуры управления, который образуется в результате расположения должностей по иерархическому принципу прямого подчинения - то есть, от вышестоящих должностей – руководители – к подчиненным - исполнителям. Такой способ используется наиболее часто и является самым простым в употреблении (все знают свои обязанности). Но такой тип является эффективным сравнительно в небольшом коллективе, имеющий в своем подчинении небольшой штат сотрудников, которые решают и выполняют небольшие цели и задачи в производстве различных благ, товаров и услуг.

Следующий тип – «Функциональный» - это тип управления, который основан на передаче прав линейного руководства нескольким субъектам управления, где каждый из них реализует его по одной из специализированных функций. То есть, в результате у исполнителя имеются несколько так называемых руководителей.

Функциональный тип позволяет более детально рассматривать на определенном участке работы, подбирать высококвалифицированных специалистов и имеет больше возможностей для эффективного управления, чем линейный тип. Эти структуры отлично подходят для групповой работы. Однако и этот тип имеет недостатки: отсутствие централизованных начал в руководстве, узкая специализация и т.д.

Данные типы воздействия на воспроизводства являются не единственными.

Так, А. С. Булатов классифицирует формы государственного регулирования экономики по характеру воздействия на процесс экономического развития, выделяя при этом две основные формы государственного регулирования экономики: краткосрочное антициклическое регулирование (конъюнктурная политика) и среднесрочное и долгосрочное целевое регулирование (оно включает структурную политику и политику общего стимулирования экономического роста на определенную перспективу). [3, 568-574] А.М.Лопатин предлагает разделить формы государственного экономического воздействия на: государственные целевые программы, прогнозирование и макроэкономическое моделирование. [17, 60-69]

Известные в науке систематизированные классификации типов государственного регулирования экономики представлены в схеме 1.

Схема 1

Классификация форм государственного регулирования экономики.

Неправильным будет предположить, что все методы и инструменты государственного регулирования экономики являются общими. Ведь каждый регион имеют свои отличительные черты в экономике, будь то финансовые, политические или экономические. Поэтому, набор инструментов должен быть выбран наиболее оптимальным, максимально совпадающим со стратегиями и целями экономики регионов.

Основные направления экономической деятельности государства в России.

Перед тем, как рассмотреть направления экономической деятельности государства в России, необходимо рассмотреть историю методологических подходов к регулированию экономики других стран.

В начале 19 века в экономической теории господствовало неоклассическое направление. Произошедший кризис в 1929-1933 гг. показал, что данное направление неэффективно, появилась новая настоящая угроза для экономики - монополия. И саморегулирующаяся рыночная экономика самостоятельно не могла справиться с этой угрозой.

В это время были замечены труды британского экономиста Дж. М. Кейнса и его последователей.

Кейнс сформулировал теорию о том, что экономика, находясь в глубоком кризисе неспособна поддерживать нормальное воспроизводство всех благ и услуг, а так же обеспечивать занятость без активной помощи и вмешательства государства. В данной ситуации государство могло бы стимулировать снижение процентной ставки для коммерческих банков, осуществлять крупномасштабные государственные закупки. Так же, государство оказывает огромную поддержку нетрудоспособным, престарелым гражданам, путем выплаты социальных льгот и пособий по безработице.

Его «Общая теория занятости, процента и денег» направлена на создание высокой занятости, и общий уровень занятости зависит от совокупного спроса на товары, включая покупку потребительских товаров, инвестиции в бизнес и государственные расходы. Анализ привел Кейнса к выводу, что для достижения полной занятости и полного использования производственных активов, оборудования, возможно только при искусственном стимулировании совокупного спроса. Был сформирован курс: поощрять инвестиции предприятий, должны быть увеличены государственные расходы. С другой стороны, так как население стремится экономить свои увеличенные доходы, оно ограничивает денежную массу в обращении и, следовательно, спрос.

Экономия приводит к отказу в потреблении, в результате непроданных товаров, в дальнейшем к сокращению производства, безработице и снижению инвестиций. Следует отметить, что теория Кейнса не была сразу принята американским правительством, и его взгляды не сразу признаются в Соединенных Штатах. Таким образом, государственные деятели и экономисты западных стран приходят к выводу о том, что рыночный механизм должен быть дополнен механизмом прямого государственного регулирования экономики.

На деле, в России, государственное регулирование экономики – это система мероприятий в сфере экономики, в результате которых государство оказывает влияние на социально-экономическое развитие общества, которые направлены на поддержание стабильности существующего строя в экономики.

От этой главной цели возникают множество конкретных целей, которые ей подчиняются и взаимодействуют между собой.

К этим целям относятся:

• создание условий для функционирования рыночного механизма;

• обеспечение устойчивых темпов роста;

• регулирование структурных изменений в экономике, вызванных потребностями современной научно-технической революции;

• поддержание социальной стабильности и социального прогресса;

• решение проблем, касающихся защиты окружающей среды.

Эти цели направлены на конкретные объекты государственного регулирования, к которым относятся:

- экономический цикл; 
- секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства; 
- условия накопления капитала; 
- занятость; 
- денежное обращение; 
- платежный баланс; 
- цены; 
- НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, имеющие целью разработку и реализацию научных идей); 
- условия конкуренции; 
- социальные отношения, включая отношения между работодателями и работающими по найму, а также социальное обеспечение; 
- подготовка и переподготовка кадров; 
- окружающая среда; 
- внешнеэкономические связи. 

Иными словами, это все те ситуации и явления, где возникают трудности, не способные к саморегуляции в рыночном механизме, и где необходимо вмешательство государства для дальнейшего нормального функционирования экономики.

В рыночной экономике государство освобождается от несвойственных ему функций (удовлетворение совокупного спроса, директивное планирование и др.) и занимается тем, без чего обществу существовать в современных условиях нельзя, или чего избегает частный сектор экономики, оно решает следующие задачи:

Осуществление внешнеэкономической деятельности;

Поддержание и частичное финансирование малого бизнеса;

Борьба с инфляцией и безработицей, путем осуществления фискально-бюджетной или кредитно – денежной политики;

Финансирование предприятий, банков, попавших в трудное положение, путем предоставления кредитов и субсидий, за счет средств, хранящихся в местном или государственном бюджете;

Проведение различных тендеров и аукционов на товары и услуги для государственных заказов;

Перераспределение доходов путем изъятия их части у одних лиц и передачи другим, более в них нуждающимся (выплата за счет налогов различных пособий);

Проведение антимонопольной политики;

Создание различных общественных благ для поддержки материального положения населения (таких как пенсии, стипендии, социальные выплаты и т.д.)

Разработка нормативных актов, регулирующих механизм функционирования экономики.

В условиях современной российской действительности, экономического и политического положения страны на деле, мы видим, что правительство России всячески старается улучшить экономическое положение страны.

Так, например, основное направление деятельности Правительства РФ определяется достижением в 2018 году следующих целевых показателей:

1. повышение доли общего объема инвестиций в ВВП (нормы накопления основного капитала) до 22 - 24% (в сравнении с 17,8% в 2015 г.);

2. снижение доли расходов консолидированного бюджета до 35% ВВП, в первую очередь, за счет приведения обязательств федерального бюджета в соответствие с экономической ситуацией;

3. увеличение доли несырьевого экспорта в общем объеме экспорта до 45% (в 2014 г. - 30,2%);

4. увеличение доли инвестиционного импорта в объеме импорта до 32 - 35% (2014 г. - 25,2%);

5. снижение доли импорта в товарных ресурсах розничной торговли до 38% (2014 г. - 44%);

6. повышение позиций Российской Федерации в рейтингах глобальной конкурентоспособности;

7. приватизация большинства нестратегических активов, находящихся в собственности Российской Федерации к 2018 г. [2]

Высшей формой государственного регулирования экономики является экономическое программирование и прогнозирование. Это реальное средство долговременного воздействия государства на процессы воспроизводства, в котором используются все элементы государственного экономического регулирования, определяются приоритеты макроэкономического развития, формируются краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные задачи экономического развития страны, определяется порядок их решения и финансирования, создаются органы, ответственные за выполнение этих решений.

Из вышеприведенных целей на 2018 г. мы видим, что правительство РФ решало не только текущие в данном периоде проблемы, но и прогнозировало их дальнейшее развитие и пути решения.

Несмотря на то, что реальные зарплаты в 2016 г. выросли, доходы в прошлом году продолжили снижаться, следует из годового отчета Росстата. В целом экономика падала, но есть и точки роста — грузооборот, сельское хозяйство и промышленность – пишет РБК.
В 2016 г. большинство макроэкономических показателей снижалось, однако наметились несколько точек роста, среди которых сельское хозяйство и промышленность. Такой вывод можно сделать на основании опубликованных Росстатом сведений о социально-экономическом положении в стране по итогам прошедшего года.

В 2016 г. продолжил снижаться оборот розничной торговли: он упал на 5,2%, составив 28,1 трлн. руб. Падение замедлилось: годом ранее розничные продажи снизились на 10% по сравнению с 2014 г. Потребительская активность — именно ее традиционно считают основным критерием подъема или падения экономики в целом — прежде зависела от динамики реальных зарплат населения, но теперь эта тенденция прервалась, так как люди предпочитают не тратить заработанное, а копить, отмечали ранее Минэкономразвития и Центробанк.

Мало кто ожидал, что падение потребительской активности будет таким существенным, говорит экономист «ВТБ Капитала» по России и СНГ Александр​ Исаков. Но причины — не в склонности к сбережениям, считает он: весь год доля накоплений в доходах населения падала. Сокращение товарооборота связано с «затяжным ужесточением условий розничного кредитования и продолжающейся долговой разгрузкой домохозяйств», объясняет экономист.

В прошедшем году выросли реальные зарплаты. Они увеличились на 0,6% по сравнению с 2015 г., хотя еще годом ранее рухнули на 9%. Еще более устойчивую динамику показывают номинальные зарплаты, выросшие на 7,7% (в 2015 г. рост составил 5,1%). Однако более точные выводы о благосостоянии российских граждан можно сделать на основе данных о реальных доходах, которые учитывают сведения не только о зарплатах, но и о доходах от собственности, социальных выплатах и так далее, а также об обязательных платежах вроде налогов и платы за ЖКХ. Доходы граждан падают уже три года — по итогам 2016 г. они снизились на 5,9%, при этом ситуация выглядит хуже по сравнению с прошлым годом, когда они также сократились, но только на 3,2% (впрочем, тогда Росстат не учитывал данные по Крыму и Севастополю).

Динамика реальных доходов, скорее всего, развернется и окажется ближе к данным по реальным зарплатам уже зимой, прогнозирует Исаков. В январе пенсионерам выдадут единовременную выплату 5 тыс. руб., в феврале произойдет индексация (на 5,4%), обосновывает он. Вслед за доходами, по его мнению, повысится и потребительская активность.

Если данные, дающие представление о благосостоянии россиян, по-прежнему показывают отрицательную динамику, то такие макроэкономические показатели, как промышленность и сельское хозяйство, растут. Индекс промышленного производства, в 2015 г. упавший на 3,4%, в прошедшем году вырос на 1,1%. Наибольший вклад в это внесли положительные тенденции в добыче полезных ископаемых (плюс 2,5%). Однако в 2017 г. ситуация развернется в обратную сторону из-за сокращения добычи нефти, о котором решила ОПЕК, указывает Исаков. Ростом отметились и два других промышленных сектора — обрабатывающие производства (всего плюс 0,1%) и производство и распределение электроэнергии, газа и воды (плюс 1,5%).

Сельское хозяйство выросло на 4,8%, но это не стало неожиданностью: оно показывало положительную динамику и по итогам 2015 г., а в 2016 г. в России был собран рекордный урожай зерна. Позитивные тенденции показал и грузооборот транспорта (плюс 1,8%), считающийся хорошим индикатором делового цикла.

Росстат не публикует данные по ВВП за 2016 г., приводя в годовом отчете данные за первые три квартала. По прогнозу социально-экономического развития, на основе которого верстался бюджет на следующие три года, падение экономики в 2016 г. должно было составить 0,6%, а уже год спустя она должна была выйти на рост (плюс 0,6%). Безработица остается на низких уровнях (5,3%, или 4,2 млн. человек, в декабре). По итогам 2016 г. общая численность безработных сократилась на 0,5% (годом ранее выросла на 7,4%), говорится в отчете Росстата. [24]

Список используемых материалов

Федеральный закон от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015год и на плановый период 2016 и 2017 годов".

Основные направления бюджетной политики на 2017 г. и на плановый период 2018 и 2019 гг. Проект Министерства финансов.

Булатов А. С. Государственное регулирование экономики. М., 2004. С. 568-574.

Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление: Учеб. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 494 c.

Государственное регулирование рыночной экономики: Учеб. / Под ред. В.И.Кушлина, И.А.Волгина. - М., 2001. 

Герасимов Б.И., Иода Ю.В. Введение в экономику: Основы экономического анализа: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. 140 с.

Институциональный анализ и экономика России: Учеб. / Под ред. В. Т. Рязанова. М., 2013. С. 470.

Государственное регулирование рыночной экономики: Учеб. / Кушлин В.И. — общ. ред. М.: Изд-во РАГС. 2005. - 48,5 с.

Морозова Т.Г., Дурдыев Ю.М., Тихонов В.Ф. и др. Государственное регулирование экономики: Учеб. пособие. / Под ред. Т.Г. Морозовой. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 255 с.

Мищенко В. В., Мищенко И.К. Государственное регулирование экономики: Учеб. пособие.  — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2013. — 350 с.

Миронов А.Л. Государственное управление в России. Конституционный и институциональный аспекты. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 135 c.

Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. - М. 2011.

Сакс Дж. Д., Ларрен Ф.Б. Макроэкономика: глобальный подход. - М., 1996.

Самуэльсон П. Макроэкономика. - М., Диалектика. 2009.

Суглобов А.Е., Ю.И. Черкасова, Петренко В.А. Межбюджетные отношения в Российской Федерации: Учеб. пособие. "Государственное и муниципальное управление" - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 319 c.

Храпунов В. В. Теория государственного регулирования экономико-территориальных отношений и территориального развития. СПб., 2013.

Лопатин А. М. Сущность административного регулирования экономики региона // Вопросы региональной экономики. 2008. №3. С. 60-69.

Михайлушкин П.В., Баранников А.А. Методы и средства государственного регулирования экономики России // Молодой ученый. - 2012. - № 9. - С. 135-140.

Мороз Ю.А., Корчагин Г.В. Методы и инструменты государственного регулирования национальной экономики // Влияние науки на инновационное развитие: сборник статей международной научно - практической конференции. – М., 2017. С. 106-108.

Расулев А. Государственное регулирование экономики и мировой финансовый кризис // Общество и экономика. - 2009. - № 1.

Официальный сайт «Википедия» -https://ru.wikipedia.org/wiki/.

Официальный сайт «Booking.com» - https://e.lanbook.com/book/69206.

Официальный сайт «Росстат» - http://rosstat.ru.

Росстат: Основные макроэкономические показатели 2016 года.

Приложение

Схема 1

Схема 2

Диаграмма 1

Просмотров работы: 3242