В широком смысле под рынком труда понимают систему общественных отношений, связанных с наймом и предложением рабочей силы или же ее куплей-продажей. Однако стоит раскрыть экономическую природу этого рынка более подробно и рассмотреть все аспекты его функционирования.
Актуальность представленной темы определяется тем, что сложные и противоречивые проблемы взаимодействия составляющих рынка труда и его здорового функционирования занимают значимое место в передовых научных и прикладных исследовательских работах, где находят место как общие закономерности, существующие в разных странах мира, так и специфичные процессы и явления рынка труда Российской Федерации. А ведь грамотно регулируемый и эффективно функционирующий рынок труда является важнейшей составляющей инновационной экономики. К тому же ее современное развитие невозможно без плодотворной занятости, которую можно считать производной от эффективно и рационально функционирующего гибкого рынка труда, позволяющего мгновенно отвечать на экономические ситуации разной сложности.
Объект и субъекты рынка труда.
Наиболее исчерпывающую характеристику рынка труда можно получить путем уяснения сути его объекта, субъектов и характера взаимоотношений между субъектами по поводу объекта.
Объектом рынка труда служит конкретный наемный труд, под которым можно понимать невещественное благо, характеристика которого обусловлена человеческой деятельностью определенного вида. Такой труд не наделен, как многие вещественные товары, меновой стоимостью, но обладает потребительной стоимостью. Если труд имеет стоимость, то он имеет и цену, на величину помимо качественных характеристик самого труда влияет, конечно, спрос и предложение на него. Можно сделать вывод, что труд наделен характеристиками товара и может выступать как объект рынка труда.[16, 425] Нужно отметить наличие и других взглядов на объект рынка труда.
Основными субъектами рынка труда являются:
а) работодатель, выступающий на рынке потенциальным потребителем труда;
б) индивидуум, готовый применять свои способности к труду.
В качестве производных от основных субъектов рынка выступают: объединения (союзы) работодателей и профессиональные союзы.
Считая, что рынок труда - система конкурентных связей между участниками рынка (предпринимателями, трудящимися и государством) по поводу найма, использования работника в общественном производстве, то функции рынка труда определяются ролью труда в жизни общества, ведь труд выступает важнейшим источником дохода и благосостояния.
Обычно отмечают, что главной социально-экономической функцией рынка труда является достижение эффективной (полной) занятости. [5, 180-190] Ответственность за ее выполнение берет на себя инфраструктура рынка труда, условием успешного функционирования которой является баланс спроса и предложения, а главной задачей – их эффективное взаимодействие. Для реализации этой задачи инфраструктура выполняет ряд функций: [7, 122-125]
- содействие населению в трудоустройстве, профессиональной ориентации,
- обеспечение социальной защиты работников, выходящих на рынок труда,
-осуществление профессиональной подготовки и переподготовки,
- устанавливает контакты между работодателями и работниками
- координирует деятельность различных органов, в той или иной степени связанных с осуществлением политики занятости и деятельности на рынке труда.
Социально-экономическая сущность занятости.
Занятость как социально-экономическое явление можно определить как общественно-полезную деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящую трудовой доход (заработок).[11, 215-217]
Как экономическая категория занятость представляет собой совокупность отношений участия населения в трудовой деятельности, выражает меру его включения в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и личных потребностей, интересов в оплачиваемых рабочих местах, в получении дохода. Таким образом, чем больше людей занято, тем более в обществе производится материальных и духовных ценностей, и, следовательно, более высокий будет уровень жизни населения.
Как социальная проблема занятость отражает потребность людей в самовыражении посредством общественно полезной деятельности, а также степень удовлетворения этой потребности при определенном уровне социально-экономического развития общества. Из этого следует другой вывод, на котором базируется социально-экономическая политика государства в отрасли управления занятостью: если общество нацелено на социально-экономическое развитие, оно не может безразлично относиться к тем гражданам, которые желают работать, но из каких-то причин не имеют работы.
Согласно законодательству сейчас к занятому населению наряду со всеми работающими по найму, учащимися, военнослужащими отнесены также граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой, и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью.
Рассматривая факторы, влияющие на формирование занятости, необходимо отметить роль предпринимательства в экономической активности и занятости населения, особое значение уделить нетрадиционным формам занятости. В условиях, когда государство рассматривает малое предпринимательство только как объект налогообложения, неформальный аспект занятости будет неуклонно возрастать, особенно если уровень безработицы является достаточно высоким. [9, 27-29]
Развитие самозанятости приводит к реализации основных ее функций:
- продвижение изобретений и новшеств, что ускоряет развитие инновационного процесса;
- создание новых рабочих мест;
- повышение уровня конкуренции на рынке товаров и услуг, что в свою очередь, приносит выгоды непосредственно потребителям;
- повышение уровня жизни населения за счет увеличения его доходов;
- смягчение ситуации на рынке труда за счет того, что самозанятость является непосредственной альтернативой безработице и т.д.
Поэтому политику занятости как относительно самостоятельную проводить невозможно, она должна находиться в тесной связи и взаимодействии с экономико-социальной политикой. Иными словами, занятость представляет собой сложное социально-экономическое явление, которое приобретает свое конкретное содержание под воздействием множества факторов и процессов, начиная от демографических процессов в обществе и кончая государственным регулирующим воздействием на макроэкономику и на рынок труда, а также политикой государства в сфере образования и здравоохранения.
Виды и принципы занятости.
В научной литературе принято считать, что занятость как экономическая категория проявляет себя в самых разнообразных и многочисленных формах. По мнению Т.М. Малевой «... вариантность форм занятости способствует формированию гибкого рынка труда, поддерживает доходы населения, позволяет сохранить ядро трудовых коллективов и предотвращает массовую безработицу». [17, 91] По утверждению А.Э. Котляра каждому этапу экономического развития присуща определенная совокупность форм занятости. [по 18, 141]
Различают следующие виды занятости:
- полная занятость — это состояние, при котором обеспечены работой все нуждающиеся в ней и желающие трудиться, что соответствует наличию гармонии между спросом и предложением рабочей силы.
- продуктивная занятость — это занятость, которая отвечает интересам увеличения продуктивности производства, внедрения достижение научно-технического прогресса, роста производительности труда.
- свободно избранная занятость предполагает, что право распоряжаться собственной способностью к труду (рабочей силой) принадлежит исключительно ее владельцу, т.е. самому работнику.
- рациональная занятость - занятость, обоснованная с точки зрения процессов формирования, распределения (перераспределения) и применения трудовых ресурсов с учетом их половозрастной и образовательной структуры, режимов воспроизводства трудоспособного населения и его размещения на территории страны.
- эффективная занятость - предполагает способность общественного управления воспроизводить социально-экономические условия развития работников, диктуемые критериями образа жизни на данном этапе развития общества.
Эффективный характер занятости предполагает занятие общественно-полезной работой, которая обеспечивает достойный заработок, возвышение личности, рост образовательного и профессионального уровня для каждого члена общества на основе роста общественной производительности труда, а также экономическую и социальную целесообразность рабочих мест.
Для достижения полной занятости необходимо брать во внимание социально обоснованные пропорции в распределении трудовых ресурсов по важнейшим сферам общественного труда. Это требует большой работы по регулированию распределения населения по сферам занятости, приложения оплачиваемого труда и потребности населения в определенных видах деятельности на каждом конкретном историческом этапе. Занятость может считаться эффективной, когда она обеспечивает достойный доход, здоровье, возвышение личности, рост образовательного и профессионального уровня для каждого члена общества на основе роста общественной производительности труда. [4, 124-127]
Переход России к рыночной экономике потребовал глубоких экономических реформ в сфере занятости. Опираясь на мировой опыт, в российском обществе были выработаны и закреплены в законодательных актах, прежде всего в Конституции РФ и Федеральном Законе Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».[по 2] основные принципы занятости.
Принципы занятости, отраженные в Конституции РФ: [1, 32]
1.Добровольность труда, свободное распоряжение гражданами своими способностями к производительному и творческому труду. Каждый человек вправе выбирать для себя ту форму жизнедеятельности, которая позволяет ему лучше реализовать себя в жизни. Принуждение к труду не допускается, кроме случаев, особо установленных законодательством. А незанятость граждан не служит основанием для их привлечения к административной и иной ответственности. Сфера труда становится одним из равноправных видов общественно полезной деятельности, наряду с учебой, занятием домашним хозяйством, воспитанием детей, общественной, религиозной и другой деятельностью.
2.Ответственность государства за создание условий для реализации прав граждан на труд и свободно избранную занятость. Данный принцип говорит о содействии страны усилиям людей приобрести соответствующую квалификацию, заняться тем или иным видом деятельности косвенными мерами: экономическими, законодательными, социальными.
3.Комплексный подход к решению проблем занятости, который состоит в координации усилий органов власти всех уровней, взаимодействии механизмов государственного регулирования и рыночного саморегулирования, использовании финансовых возможностей бюджетов, внебюджетных фондов, средств компаний, общественных объединений и граждан, достижении экономической и социальной эффективности государственных программ стимулирования занятости.
В новых условиях государство отказалось от прямого преимущественно административно-централизованного управления занятостью. Актуальность получает новое направление в воздействии на занятость - система регулирования занятости. Главными ее звеньями выступают законы, программы стимулирования занятости, соглашения, заключаемые субъектами социально-трудовых отношений на национальном, региональном, отраслевом уровне и в рамках предприятий. Весомую роль в этом играет инвестиционно-структурная, налоговая, финансово-кредитная политика государства. Совместными усилиями субъектов социально-трудовых отношений должны определяться основные направления занятости, изменение ее структуры, улучшение качественных характеристик рабочей силы, увеличение ее конкурентоспособности на внутреннем и интернациональном рынках труда. Координирующая роль этих усилий отводится государству. [8, 157-158]
Тесное взаимодействие названных сил в развитии занятости позволяет активно влиять на состояние занятости, добиваться существенного улучшения всех ее качественных характеристик, таких как образовательный и профессионально-квалификационный состав занятого населения, его отраслевая и демографическая структура, высокая социально-экономическая мобильность, конкурентоспособность и т.д.
Анализ занятости в РФ.
В каждом отдельно взятом государстве рабочие отношения выстраиваются по приблизительно схожим принципам, но со своими специфическими моментами. Так, развитие рынка труда в России под действием разных политических и исторических процессов, что и обусловило некоторые его особенности. До распада СССР данная сфера была полностью под контролем государства, что исключало такие понятия, как "дефицит кадров" и "безработица". С распадом Союза ситуация в экономике резко усугубилась, что привело к кризисным явлениям и резкому сокращению количества трудоустроенных граждан. Тем не менее, пройдя через длительный период реабилитации, рынок труда вновь стал возвращаться к своему нормальному состоянию, что выражается в балансе спроса и предложения рабочей силы. Последнее обеспечивается экономически активной частью населения, состоящей из людей в возрасте 15-72 лет, которые попадают под соответствующее определение Международной организации труда экономически активного населения: все люди, которые поставляют рабочую силу для производства товаров и услуг в течение определенного периода времени. К таким работникам относятся военнослужащие и безработные. В рабочую силу не включают учащихся, домохозяек и других лиц, занятых неоплачиваемым трудом.
Таблица 1
Численность рабочей силы в Российской Федерации, тыс. чел.
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|
Всего |
75477.9 |
75779.0 |
75676.1 |
75528.9 |
75428.4 |
76587.5 |
76636.1 |
Экономически активное население в России в 2016 г. составило 76636.1 тыс. человек, что на 48,6 тыс. меньше, чем в 2015 г. (76587,5). Темп падения по сравнению с 2015 г. оказался равным 0,112%. За период с 2010 по 2016 г. экономически активное население в России выросло на 1158,2 тыс. человек. Среднее значение составило 75873,4 тыс. человек. Среднегодовой темп роста экономически активного населения в России за этот период составил 0,12%. Максимальный рост экономически активного населения в России за период с 2010 по 2016 г. был зафиксирован в 2015 г. - 1159,1 тыс., максимальное падение наблюдалось в 2013 г. - 147,2 тыс.
Анализ рынка труда, проведенный на основании статистических данных и социологических исследований, указывает на то, что, начиная с 2010 г. наблюдается рост численности занятых в экономике страны, что показано в таблице 2.
Таблица 2
Численность занятых в Российской Федерации, тыс. чел.
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|
Всего |
69933.7 |
70856.6 |
71545.4 |
71391.5 |
71539.0 |
72323.6 |
72392.6 |
Проанализировав данные Росстата по численности рабочей силы и численности занятых, можно отметить, что данные по Самарской области подтверждают общую динамику по РФ. [22] Так, численность занятых увеличилась за 2010-2016 гг. на 32 тыс. человек и прирост по сравнению с 2010 г. составил 1,9% (см. таблицу 3).
Таблица 3
Численность рабочей силы и численность занятых в Самарской области, тыс. чел.
Год |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Численность рабочей силы, тыс.чел. |
1755,8 |
1751,0 |
1747,7 |
1747,2 |
1757,9 |
1758,1 |
1758,5 |
Численность занятых, тыс.чел. |
1654,7 |
1662,5 |
1687,7 |
1691,5 |
1704,8 |
1698,0 |
1686,7 |
Ситуация на рынке труда оценивается не только абсолютной численностью занятых и безработных, но и уровнями занятости и безработицы, определяемыми удельным весом этих категорий в численности экономически активного или трудоспособного населения.
Уровень занятости населения в РФ с начала кризиса упал, однако в последнее время наблюдается положительная тенденция.
Динамика уровня занятости населения Самарской области в целом соответствует динамике уровня занятости населения Российской Федерации. Так, в 2016 г., относительно 2010 г. уровень занятости в Самарской области увеличился на 4,1 % (темп прироста несколько выше, чем по России). [23]
Таблица 4
Уровень занятости населения Самарской области,%
Год |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Уровень занятости |
64,6 |
65,3 |
66,9 |
67,1 |
68,3 |
68,6 |
68,7 |
За последние годы произошли большие изменения в численности и отраслевой структуре занятого населения в Российской Федерации. Изменения в отраслевой структуре занятости, происходившие в России за все годы реформ, нельзя назвать положительными, если считать важнейшей задачу перевода экономики на инновационный путь развития (см. Приложение 2).
Данные Росстата свидетельствуют, что до последнего времени наиболее привлекательной для работников остается занятость в оптовой и розничной торговле; ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования. Рассматривая структуру занятости населения РФ по видам экономической деятельности, можно прийти к выводу, что с 2010 по 2016 г. сократилась доля занятых в сельском и лесном хозяйствах (-1%), при этом оно не сопровождается технологическим перевооружением отрасли и заметным повышением производительности труда, что приводит к росту импорта сельскохозяйственной продукции, что крайне неблагоприятно для агропромышленного комплекса Российской Федерации, а также в обрабатывающих производствах (-0,8%). Занятость населения в остальных видах экономической деятельности изменялась незначительно.
ПрциамрпмаарркараиукраПроблемной стороной рынка труда в России является величина заработной платы. Кроме существенного снижения уровня оплаты труда за последние годы, значительно увеличился разрыв между высокооплачиваемыми и низкооплачиваемыми группами работников, серьезные диспропорции и перекосы сложились в уровнях оплаты труда в разрезе отдельных регионов и отраслей, что в большинстве случаев экономически не оправдано.
В 2015 г. средняя зарплата (за год) составила 32 544 руб. Ее помесячная динамика отражена на диаграмме 1.
Диаграмма 1
Динамика зарплат в 2015 г. (январь – декабрь), руб.
В 2016 г. средняя зарплата составила 32 902 руб. за период с января по июль (см. Диаграмму 2).
Диаграмма 2
Статистика зарплат (август 2015 г. – июль 2016 г.)
Как видно из данных диаграмм, в 2015 г. уровень зарплаты был гораздо менее стабильным, чем в 2016 г.: заметны колебания, хотя разница между месяцем с минимальным и максимальным уровнем составляет всего 4 833 руб. В последние 4 месяца анализируемого периода (апрель – июль) уровень средней заработной платы стабилен, меняется незначительно.
Из вышеизложенных фактов напрашиваются выводы:
1. Экономическая дифференциация заработной платы не только экономически не оправдана и не гарантирует верного стимулирующего воздействия заработной платы, но и содействует консервации сырьевой отраслевой структуры занятости, является серьезным препятствием для развития инновационной экономики, способствуя сохранению сырьевого характера экономического роста.
2. Отсутствие реальных структурных преобразований ставит под угрозу положение существенных групп занятого населения в будущем, а низкий уровень зарплат в секторах экономики, способных стимулировать инновационное развитие, лишь только ухудшает проблему. Образовавшаяся в России система оплаты труда оказалась тем стимулом, который ускорял регрессивные изменения, происходившие в последние годы на рынке труда.
На современном этапе развития экономики следует уделить большое внимание исполнению таких стратегических целей как: повышения благосостояния населения и уменьшения бедности на основе развития эффективной занятости, ведущей к устойчивому экономическому росту. Впрочем, обстановка на общероссийском рынке труда пока еще характеризуется наличием ряда проблем, требующих своего решения, куда относятся:
- невысокая экономическая эффективность занятости в России, проявляющаяся в отставании от развитых государств по производительности труда, наличии значительных объемов избыточной численности работников на предприятиях, вынужденной неполной занятости, скрытой безработицы и теневого рынка труда, производстве неконкурентоспособного продукта, который не реализуется на рынке;
- основными тенденциями предложения на рынке труда являются: временное наращивание количества трудовых ресурсов, рост фактической безработицы; - увеличивающееся расхождение между структурой спроса на рабочую силу и структурой ее предложения: профессиональный уровень многих работников не соответствует новым требованиям, а система образования не в абсолютной мере предусматривает требования рынка труда;
- усиливающаяся регионализация рынков труда, появление устойчиво критических и напряженных рынков труда, ситуация на которых значительно хуже средне национальной картины: к таким рынкам труда в большинстве случаев относятся либо преимущественно аграрные рынки труда;
- наличие нелегальной трудовой миграции;
- низкая конкурентоспособность рабочей силы на мировом рынке труда, что затрудняет внешнюю трудовую миграцию.
Стабильность социально-экономического развития государства определяется численностью и качеством населения, его трудового потенциала, степенью сбалансированности профессионально-квалификационной структуры сотрудников и необходимости в рабочей силе, уровнем ее конкурентоспособности на рынке труда. Снижение численности населения неизбежно влечет за собой сокращение трудовых ресурсов, т.е. предложения рабочей силы на рынке труда.
В результате опережающего сокращения занятости в 90-е годы в обрабатывающей индустрии и сельском хозяйстве структура занятости в России приблизилась к структуре занятости в развитых европейских странах в значительно большей степени, чем структура производства или относительный уровень заработной платы. В 2010-2020 гг. процесс постепенного приближения к структуре занятости, свойственной развитым странам, продолжится, хотя его интенсивность снизится. С учетом того, что значительная часть российского населения (свыше 25 %) проживает в сельской местности, доля занятых в первичном секторе экономики едва ли сможет снизиться более чем на 3 процентных пункта (с нынешних 10-11 % до 7-8 %). С ростом открытости российской экономики и усилением рыночной конкуренции продолжит терять рабочие места также и вторичный сектор (промышленность, строительство, сельское хозяйство), хотя не так активно, как в 90-е годы. В результате к 2020 г. доля вторичного сектора в обшей численности занятых может предположительно упасть на 3-4 процентных пункта (с нынешних 29% до 25-26 %). Соответственно, доля третичного сектора (сферы услуг) может возрасти на 6-7 процентных пунктов, при этом можно ожидать дальнейшего расширения занятости в «рыночных услугах» (за исключением транспорта), при их сокращении в сфере «социальных услуг» (образовании и здравоохранении). [21]
В сравнении с другими странами в российской экономике существует непропорционально много работников, с одной стороны, с высокой (45% всех занятых), и, с другой стороны, с самой низкой квалификацией (24 %). Две трети российских работников имеют третичное образование - либо высшее (26,3 %), либо среднее специальное (35,7 %). В то же время образовывается нехватка специалистов среднего уровня квалификации и образования: служащих, занятых подготовкой информации и квалифицированных трудящихся.
Относительно избыточный образовательный и квалификационный уровень российской экономики демонстрирует важный нереализованный потенциал увеличения производительности применения имеющейся рабочей силы, а также потребность в новом качестве профессиональной подготовки и образования, их большего соответствия современным и перспективным потребностями рынка труда.
Наличие образовавшегося в настоящее время дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы приводит к повышению темпов роста реальной заработной платы над производительностью труда. За 2011-2020 гг. предполагается среднегодовой рост реальной заработной платы на 8-8,5 % при росте производительности труда в экономике на 6,7-7,5 %.
Список использованных материалов
Конституция РФ. Герб. Гимн. Флаг. – М.: Эксмо, 2014. – 64 с. С.32.
Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 07.03.2018) "О занятости населения в Российской Федерации" Ст. 5. - http://base.garant.ru/10164333/.
Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 10.02.2017) <О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года> (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года") - http://base.garant.ru/194365/.
Бородин И.И., Занятость населения, профсоюзы и незаконные увольнения // Юрист. - М.; Юрист №10. - 2012. -378 с. - С.124-127.
Гребенников П.И., Тарасевич Л.С., Леусский А.И / Макроэкономика: Учеб. - в 2-х т. Т. 1. / М.: Изд-во Юрайт, 2018. – 300 с. С. 188-190.
Кибанов А. Я., Баткаева И. А., Ивановская Л. В. и др. Экономика и социология труда: Учеб. / Под ред. А. Я. Кибанова / / ИНФРА-М, 2017. – 355 с. С.244.
Корогодин И. Экономическая теория труда: Учеб. пособие / М.: Экономика, 2015. - 239 с. – С.122-125; 171-173; 211-212.
Никифорова А.А. Рынок труда: занятость и безработица. - М.: Междунар. отношения, 2008. - 316 с. С 157-158.
Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г., Лунева Н.К. Рынок труда: Учеб. М., 2007. – 237 с. С 27-29.
Остапенко Ю.М. Экономика и социология труда в вопросах и ответах: Учеб. пособие. - М.: Инфра-М, 2007. - 272 с. С. 109; 118; 162.
Пристанева А.А. Рынок труда: занятость и безработица. Киев, 2008. - 356 с. С. 215-217.
Рабочая сила, занятость и безработица в России (по результатам выборочных обследований рабочей силы). 2016: Стат.сб./Росстат. - M., 2016. - 146 c.
Рынок труда: Учеб. / Под.ред. В.С.Буланова и Н.А.Волгина. – М.: Изд-во «Экзамен», 2003. – 480 с. С. 371-375; 377-379.
Селищев А. Макроэкономика: Учеб./ - СПб.: Питер, 2002. - 448 с. С.352-353.
Труд и занятость в России. 2017: Стат.сб./Росстат / Т78. M., 2017. - 261 c.
Экономическая теория / Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 2004. - 544 с. С. 425.
Дудко В.Н., Кочегаров Н.Н. Современные проблемы занятости // Вестник Саратовского государственного университета. 2006. №13. С.91–98.
Зибарев Д.Б. Занятость и рынок труда в рыночной экономике // Научные труды Московского гуманитарного университета // Моск. Гуманитарный университет. 2006. №72. C.141-152.
Камаева М. Развитие рыка труда – неотъемлемый элемент государственной политики // Человек и труд. 2005. №5. С. 41-44.
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics- Росстат.
http://www.rostrud.ru – Федеральная служба по труду и занятости.
http://trud.samregion.ru/home/activity/pokazdeyat/analit.aspx - Служба занятости населения Самарской области.
http://samarastat.gks.ru/ - Федеральная служба государственной статистики по Самарской области.
Приложения
Приложение 1
Уровень занятости населения Российской Федерации, %
Год |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Уровень занятости в РФ, % |
62,7 |
63,9 |
64,9 |
64,8 |
65,3 |
65,3 |
65,7 |
Приложение 2
Численность занятых РФ по видам экономической деятельности,%
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|
Сельское и лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство |
7,7 |
7,7 |
7,3 |
7,0 |
6,7 |
6,7 |
6,7 |
Добыча полезных ископаемых |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,2 |
2,1 |
2,1 |
2,2 |
Обрабатывающие производства |
15,2 |
15,0 |
15,0 |
14,8 |
14,5 |
14,3 |
14,4 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
3,3 |
3,2 |
3,3 |
3,2 |
3,3 |
3,2 |
3,2 |
Строительство |
7,2 |
7,2 |
7,4 |
7,6 |
7,6 |
7,2 |
7,2 |
Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, гостиницы и рестораны |
17,5 |
18,0 |
15,2 |
18,4 |
18,4 |
18,4 |
18,5 |
Транспорт и связь |
9,3 |
9,4 |
9,4 |
9,5 |
9,5 |
9,5 |
9,5 |
Финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
8,4 |
8,7 |
8,7 |
9,0 |
9,3 |
9,4 |
9,2 |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное обеспечение |
8,1 |
7,7 |
7,5 |
7,4 |
7,3 |
7,4 |
7,4 |
Образование |
9,4 |
9,2 |
9,2 |
9,2 |
9,2 |
9,2 |
9,4 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
7,9 |
7,9 |
8,0 |
7,9 |
7,9 |
7,9 |
8,0 |
Другие виды экономической деятельности |
3,9 |
4,0 |
3,9 |
4,1 |
4,3 |
4,3 |
4,3 |