ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ТРУДА В РОССИИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ТРУДА В РОССИИ

Резник А.А. 1, Лунин И.А. 2
1Самарский государственный экономический университет, Институт национальной экономики
2Самарский государственный экономический университет, Институт теоретической экономики и МЭО, кафедра институциональной экономики и экономической истории
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Главной спецификой рынка труда является его товар. Рабочая сила, носителем которой является субъект, и которая предназначается стержнем и опорой создания определённой личности, выступает в качестве товара на рынке труда.

Сущность и функции рынка труда.

Под рынком труда понимают некую систему социально-экономических отношений, которая связана со спросом и предложением рабочей силы. Результатом удовлетворения взаимной заинтересованности работника и работодателя является контракт или трудовой договор. [19, 94-95] От того, насколько благополучно функционирует экономика и каково поведение субъектов рынка - работодателя и работника - зависит спрос, а также и предложение на рабочую силу.

Рынок труда- это:

совокупность экономических связей между спросом и предложением рабочей силы;

место пересечения социальных и экономических функций, а также интересов;

поле взаимоотношений индивидуального предприятия и его работников, фактических или потенциальных, но заинтересованных в новом рабочем месте в пределах какой-либо организации.

За последние годы в России рынок труда изменился. На рынке труда открыто огромное количество вакансий, но при этом существует дефицит квалифицированных специалистов. [9, 7] В результате, изменилось отношение к рабочей силе и у предпринимателей. Формирование нынешнего производства предъявило повышенные запросы к качеству рабочей силы: профессиональной и общеобразовательной подготовке, а также творческому отношению к труду и эффективному качеству работы. Вложение средств на переподготовку кадров в связи с научно-техническим прогрессом и быстрым развитием экономических отношений определило политику закрепления кадров и их стабилизацию. Важен тот факт, что сейчас рынок труда представляет собой систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между присутствующими на рынке силами: предпринимателями, государством и трудящимися. Государство же выступает в качестве работодателя на государственных предприятиях, финансируя немалые проекты и программы развития. [13, 9] Однако, главная его функция содержится в определении правил регулирования интересов противостоящих сил, а также партнеров. В результате устанавливается та равнодействующая, которая служит основой механизма регулирования рынка труда и базой решений, куда включается система стимулирования производительных сил и персональной защиты. Тем не менее, функции рынка труда назначаются ролью труда в жизни всего общества. [12, 41] С экономической точки зрения труд - важнейший производственный ресурс, так как, без него невозможно существование ни одной фирмы или государства, а также невозможен и сам производственный процесс. В целом, выделяют главные функции рынка труда:

Социальная функция состоит в снабжении нормального уровня доходов и благосостояния субъектов.

Экономическая функция рынка труда заключается в рациональном вовлечении.

Селективная функция заключается в выборе рабочей силы исходя из спроса и предложения, а также из профессионально-квалификационных характеристик рабочей силы.

Размещающая функция представляет собой размещение рабочей силы согласно спросу.

Привлекают внимание два смысла рынка труда: узкий и широкий. В узком смысле рынок труда рассматривается как механизм согласования спроса и предложения рабочей силы. В широком смысле рынок труда - это специфическая форма жизнедеятельности общества, это “рыночная форма организации труда и занятости населения”.

Если, рассматривать нашу точку зрения, то необходимо отметить, что рынок труда - это скорее собирательное понятие, воплощающее в себе множество отношений по поводу формирования спроса на рабочую силу и ее предложением, реализуемых через действующую систему воспроизводства, распределения, перераспределения и трудоустройства работников. Другими словами, более привлекательно понимание рынка труда в широком смысле слова.

Классификации рынков труда.

Рынок труда можно определить, как место или процедуру, где работники и работодатели соглашаются об условиях найма, социальных выплатах и льготах, а также заработной плате и условиях труда. Кроме того, это является одной из сторон двойственной природы рынка труда. Другая сторона, является более широкой, она заключается в том, что рынок труда это и есть система трудовых взаимоотношений, которые отражают величину социального развития и на данный период, достигающий баланс увлечений между всеми субъектами на рынке труда: работниками, работодателями, профсоюзом и государством, а также их посредниками.

По степени эластичности выделяют жесткие и гибкие рынки труда. По критерию степени регулируемости рынок труда может быть нерегулируемым и регулируемым. Чрезвычайно важен тот факт, что именно нерегулируемому рынку присуще абсолютное наличие личной защищенности трудящихся, охраны труда, занятости, а также персональной гарантии в обмен работникам на предоставление обусловленного материального вознаграждения, притом сравнительно высокого для привлечения необходимых работников. В самом деле, регулируемый рынок труда предполагает развернутую нормативную базу, на основе которой строятся взаимоотношения между субъектами рынка труда. Эта нормативная база включает:

трудовое и социальное законодательство;

коллективно-договорное регулирование;

систему трудовых соглашений и индивидуальных контрактов;

судебные и арбитражные решения, правила внутреннего распорядка на предприятиях и в учреждениях.

Таким образом, как мы знаем, на регулируемом рынке труда существенная роль принадлежит государству, которое продолжает брать на себя долю общественных издержек по воспроизводству трудовой силы, а в особенности среди бедных слоев населения. По критерию организации несомненно различают неорганизованные и организованные рынки труда. Организованный рынок труда включает два основных аспекта характеристики: по структуризации и институализации. Несомненно, к институтам рынка труда относят систему взаимоотношений партнёров, которые вступают на рынок труда, наличием презентабельных союзов как работодателей, так и работающих, базирующих близкие взаимоотношения с государством на принципе «трипатизма», то есть достижением сбалансированности общих увлечений партнеров. Под структуризацией рынка труда постигается подразделение его на различные ряды определённых видов, которые характеризуются совместными признаками: по профессиональным чертам, демографическим признакам и формам занятости, а также сегментам. Чрезвычайно важен тот факт, что в неорганизованном рынке труда – ни работники, ни фирмы не могут иметь интенсивного контроля над предложением и спросом. Чисто конкурентный рынок характеризуется следующими чертами:

высокое количество фирм конкурирует друг с другом при найме рабочих определённого вида труда;

квалифицированные работники, которые обладают одинаковой квалификацией и независимо друг от друга, предлагают представленный вид труда;

ни рабочие, ни фирмы не в силе осуществлять контроль над рыночной ставкой заработной платы.

Кроме того, на чисто конкурентном рынке труда любой предприниматель нанимает малое число трудящихся, чтобы это не влияло на ставку всего платежа в целом. По критерию интегрированности нужно выделить понятия локального и интегрированного рынка труда, которые могут в свою очередь дифференцироваться в профессиональном и территориальном плане.

В основном, рынки распознают по критериям сегментации:

преимущественно умственного труда;

преимущественно физического труда;

рынок специалистов и менеджеров, а также крестьянского труда.

По критерию соотношения предложения и спроса труда выделяют особое понятие равновесного (сбалансированного), избыточного и дефицитного рынков труда. Конечно же, эти понятия имеют профессиональные и региональные срезы, отношения складываются, как к локальным субрынкам труда, так и к интегрированному рынку труда. С одной стороны, в условиях перехода от рыночной системы к планово-распорядительной, рынок труда может пройти в своём формировании определенную последовательность основных этапов, а с другой стороны, по этим категориям можно было выделить понятие переходного или формирующегося рынка труда. По существенным критериям моделирования среды так же обычно выделяют, как внутренний рынок труда, так и внешний. Внешний рынок является мобильностью рабочей силы между предприятиями и формами, а также государством, ибо распространяется из наличия профессий у работников. Внутренний рынок труда базируется чаще всего, на движении кадров внутри какой-нибудь фирмы либо по горизонтали, когда рабочий переводится на новое рабочее место, равноценное предыдущему, либо по вертикали, причём на более значительные разряды или должности. Внутренние рынки труда формируются на принципах «ценности» рабочих ресурсов и привязки их к предприятию. Макрорынок труда - это интегрированный рынок, который включает всевозможные частные рынки, сегментированные по группам специальностей, а также профессий. Тем не менее, интегрированный рынок труда следует понимать не как механическую систему специализированных рынков, а как совокупность, в которой все частные рынки, которые взаимодействуют друг с другом.

Занятость как параметр рынка труда.

Занятость - существенная характеристика экономики, благо­состояния народа; уровень занятости — важный макроэконо­мический показатель. Тем самым, занятость является не только экономическим явлением, но она и зависит от демографических процессов, выступающих частью общественной политики, обладающая демографическим и социальным преимуществом. Как экономическая категория, занятость - это совокуп­ность взаимоотношений в сфере участия жителей в трудовой деятельности. Нужно понять, что на местном уровне в основном ведётся практическая работа по выплате различных видов пособий, трудоустройству, а также обучению. По нашему мнению, правительство каждой страны, стремится поддержать достигнутый уровень занятости в экономике, но, разумеется, получаемые меры в основном, зависят от национальных особенностей каждой страны. [4, 312] Например, в Конституции Российской Федерации записано, что «каждый имеет право на трудовую деятельность, отвечающую различным требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации, тем самым не ниже установленного законом федерации минимального размера уплаты труда, а также право на защиту от безработицы». Вследствие этого, в 1991 г. был принят закон «О занятости населения в Российской Федерации», который назвал государственные гарантии реализации на защиту от безработицы и право на труд: выплаты пособий по безработице; заключение трудовых контрактов на участие в социальных работах; компенсацию расходов, в связи с направлением на работу в другой регион по рекомендации служб занятости, а также бесплатную подготовку и переподготовку по инициативе службы занятости. [11, 18-29]

Следует отметить, что занятость общественно-полезным занятием захватывает обширный круг трудоспособного населения: работники по трудовому контракту; занятые в подсобных промыслах; люди, которые занимаются предпринима­тельской деятельностью; утверждённые или назначенные на оплачиваемую долж­ность; проходящие военную службу; осваивающие очный курс обучения в общеобразовательных организациях, а также временно находящиеся в отпуске.

Непосредственно, по роду деятельности занятых разбивают на три основные группы:

Занятые в экономике оплачиваемой деятельностью.

Военнослужащие. Занимающиеся деятельностью, которая не прино­сит прямой денежный доход.

Учащиеся с отрывом от производства.

Состояние занятости в России и в Самарской области.

По данным Федеральной службы государственной статистики, в 2018 г. численность активного населения составила 75,8 млн. человек, а экономической деятельностью были заняты 71,9 млн., количество безработных равнялось 3,9 млн. человек.

 
 
 

Уровень рабочей силы в январе 2018г. составил 71,9%, а уровень безработицы – 3,9%.

 

Общая численность занятого населения по критериям МОТ, превысила численность без трудоустройства в 5,0 раз, которые были уже зарегистрированы в органах службы занятости населения. По данным Роструда, в конце 2018 г. в органах службы занятости населения стояли на учёте в качестве безработных 778 тыс. человек, что всего на 0,3 % больше данных декабря 2017 г.

 
 

Несомненно, органами службы занятости проводились различного вида мероприятия по обеспечению занятости населения, а также социальной поддержке безработных граждан. Выяснилось, что в 2018 г. при помощи службы занятости было трудоустроено 4,1 млн. человек, из этого числа 1,6 миллионов были признаны безработными, что превышает показатель предыдущего года на 11,4%. Чтобы расширить возможности трудоустройства граждан, которые ищут себе работу, происходили оказания государственных услуг наёмникам по подбору необходимых работников для органов службы занятости население. Безусловно, организация мероприятий по содействию трудоустройству граждан осуществлялась на такой основе, как сбор сведений о потребностях населения в рабочих местах, а также возможностях работодателей в обеспечении занятости. Таким образом, в результате взаимодействия работодателей с российским банком, вакансии ежемесячно пополняются. Видно, что в ряде субъектов Федерации коэффициент напряженности превышал средний российский уровень. Наиболее сложная ситуация сформировалась в Чеченской Республике (2687,8 человек), Республике Дагестан (101,3), Республике Ингушетия (706,9), Республике Тыва (37,3), Кабардино-Балкарской Республике (22,3). Республике Северная Осетия (Алания) (20,5 человек), Корякском автономном округе (164,6), Агинском Бурятском автономном округе (34,4), а также Эвенкийском автономном округе (38,8).

В этих условиях становится необходимой социальная поддержка безработных граждан, которые испытывают трудности в поиске работы. Во всех субъектах Федерации были задействованы программы занятости населения, включающие меры активной политики занятости по трудоустройству населения, в число которых входят: общественные работы, организации ярмарок вакансий и учебных мест, социальная адаптация безработных граждан на рынке труда, а также информирование населения и работодателей о положении на рынке труда. Эти программы ориентированы на комплексный подход к решению различных проблем занятости населения. 

В свою очередь, фактический анализ безработицы позволяет представить полную картину состояния рынка труда в Самарской области. В 2017 г. общая численность населения Самарского региона равнялась 3212,7 тысяч человек, что составило 10,8 % населения всего Приволжского федерального округа. Очевидно, что 83,4 % жителей всего Самарского региона проживают в Самаре, а также городах области, так как эта область является высокоурбанизированным регионом (см. диаграмму 1).

Диаграмма 1

Распределение населения Самарского региона по месту проживания

Средний возраст населения Самарской области составил 40,3 года, что является показателем, положительно влияющим на рост доли трудоспособного населения. Доминирование в численности населения жителей женского пола остаётся почти на том же уровне и составляет 54,3%. Возрастная структура населения Самарской области, по признаку трудоспособности, представлена следующим образом (диаграмма 2).

Диаграмма 2

Возрастная структура населения Самарской области по признаку трудоспособности

По сути, несмотря на положительную динамику изучаемых показателей, не стоит забывать о дальнейших направлениях и возможностях нашей области в увеличении доли занятых в общей численности экономически активного населения.

Государственное регулирование российского рынка труда и его методы.

Впервые обосновал государственное регулирование рыночной экономики в современной экономической теории Джон Кейнс. В частности, он писал: «ограничение функций правительства в связи с задачами координации и склонности к потреблению, а также побуждению инвестировать, я защищаю как единое вероятное средство избежать абсолютного разрушения имеющихся экономических форм, как условие для благополучного функционирования личной инициативы". [10] Следовательно, нужно выделить основные задачи, которые стоят перед государством на рынке труда:

во-первых, достижение между соотношением спроса и предложением труда, а также между активными и резервными частями, при которых, с одной стороны, идёт обеспечение необходимого уровня жизни основной массы населения, а с другой – вырабатываются результативные стимулы к труду;

во-вторых, выработка профессионально-отраслевых, географических, а также квалификационно-образовательных мобильностей трудовых ресурсов, создание предпосылок для увеличения действенности рыночной экономики в целом;

в-третьих, необходимость интеграции России в международную систему разделения труда, что и полагает деятельную конкуренцию в сфере производства, техники и науки, а также организации управления.

Разумеется, государственному регулированию рынка труда следует развиваться:

экстенсивно;

интенсивно.

Под экстенсивными методами иметься в виду занятость в государственных секторах экономики, а также воздействие на занятость негосударственных предприятий путём предоставления государственных заказов. Интенсивное развитие в основном предполагает увеличения роста и непосредственного влияния государства на рынок труда, а также воспроизводство трудовых ресурсов в условиях наймы и самодельной мобильности. При всём этом государственная политика на рынке труда должна быть основным элементом общеэкономической политики государства, которая имеет направление на ускорение роста экономии, а также структурной перестройки стимулирования потребительского и инвестиционного спроса. [20] Выделяют два основных типа воздействия в общей системе государственного регулирования рынка труда:

прямое;

косвенное.

Воздействие прямого типа носит корректирующий и регулирующий характер и заключается в стимулировании создания новых рабочих мест в негосударственном секторе, также заключается в организации общественных работ, выработке систем производственного обучения и переподготовки, а также регламентации продолжительности рабочего дня, недели, месяца, национальной миграции трудовых ресурсов и даже организации новых сезонных работ. Воздействия косвенного типа на рынок труда изменяют условия хозяйствования в стимулирующую сторону или торможения экономических процессов. Если прямое воздействие оказывает влияние в основном на предложение, то косвенное - на спрос труда. В России всегда государство будет выступать в качестве крупнейшего работодателя. Тем не менее, отраслевая структура государственных секторов дублирует частный капитал. Следовательно, она не заменяет, а дополняет основную деятельность частного капитала, выполняя общественно-необходимые функции, которые общественно необходимы для капитала. Мы приходим к выводу, что занятость в государственном секторе не служит какой-либо гарантией от безработицы. Для определённого ограничения уровня безработицы собираются среднесрочные, а также долгосрочные прогнозы занятости населения, разрабатывающие по результатам и соответствующей программе регулирования рынка рабочей силы. Кроме того, методы территориального регулирования делятся на методы регулирования спроса и предложения рабочей силы, которые, в свою очередь, могут делиться на методы повышения и сокращения спроса. Тем самым, выбор одного метода для практического решения и использования практических задач обусловлен ситуацией, которая была основана в тот или иной период на рынке труда. В системе управления трудовыми ресурсами основными задачами являются: принятие важнейших законов, а также контроль над их исполнением, которые охватывали бы существенные мотивации по оплате трудовой деятельности, регулирование миграции и занятости населения, трудового законодательства, а также уровня жизни и условий труда.

В работе подчеркивается важность персонального регулирования рынка труда. Следует отметить, что именно те меры, которые осуществляет государство, влияя на рынок труда, должны отвечать интересам наёмных работников, а также предпринимателей. Несомненно, государство в первую очередь должно уделять особое внимание проблемам занятости. Таким образом, ориентация государственной политики во всех областях регулирования рынка труда, а также отслеживание процессов в сфере труда и прогноз развития, соответственно, должны быть сосредоточены прежде всего на предупреждении возникновения кризисных ситуаций и смягчении напряженности на рынке труда.

Список использованных материалов

Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации».

Трудовой кодекс РФ 2016 г., часть 3, глава 15.

Государственная Программа РФ «Содержание занятости населения» / Постановление Правительства РФ. № 298 от 15.04.14.

Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учеб. - М.: Юрайт-Издат, 2005. - 399 с.

Бурда М., Виплош Ч. Макроэкономика. Европейский текст: Учеб. / Пер. с англ.; Под ред. В.В. Лукашевича, К.А. Холодилина. – СПб., 2015.

Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учеб. - М.: Норма, 2007. - 448 с.

Гукасьян Г.М. Экономическая теория. - СПб.: Питер, 2004. – 480 с.

Журавлева Г.П. Экономика: Учеб. – М.: Экономисть, 2005.– 574 с.

Карташов С.А., Одегов Ю.Г. Рынок труда: проблемы формирования и управления: Учеб. - М.: Финстатинфом, 1998. - 310 с.

Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Гелиос АРВ, 1999. 

Мхитарян В.С., Сарычева Т.В. Прогнозирование занятости населения в РФ по видам экономической деятельности // Вопросы статистики. 2017. № 3. С. 18-29.

Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г., Лунева Н.К. Рынок труда. - М.: Альфа-Пресс, 2007.

Рофе А.И. Рынок труда. - М.: МИК, 2003.

Тарасевич Л.С., Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: Учеб. / Общ. ред. Л.С. Тарасевича. – СПб., 2013.

Вараксина Н.М., Кован С.Е. Неплатежи предприятий и возможные пути реструктуризации их задолженности // Налоговый вестник, 2016. №11.

Горшкова В.И. Теоретические аспекты регулирования структуры рынка труда // Современные проблемы науки и образования / Академия естествознания. 2015. № 1.

Горшкова В.И., Шнякин К.В. О некоторых социально-экономических факторах, действующих на рынке труда // Фундаментальные исследования / Академия естествознания. 2016. № 7 (часть 2).

Жертовская Е.В., Якименко М.В., Маслова А.А. Анализ состояния российского рынка труда и занятости населения на федеральном и региональном уровнях в условиях новой реальности - http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61598.

Утинова С. О специфике российского рынка труда // РЭЖ. 2004. №1. С. 94 – 95.

Экономика труда: Учеб. / Под ред. А.И.Архипова, Д.Н.Карпухина, Ю.П.Кокина. М., 2009.

Просмотров работы: 15